Как жили наши предки-славяне
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КАК ЖИЛИ НАШИ ПРЕДКИ - СЛАВЯНЕ
Цели: познакомить ребят с историей возникновения языка и основными понятиями, связанными с ней.
Оборудование: на доске записаны тема занятия и эпиграф - «Язык всем знаниям и всей природе ключ» (Г. Р. Державин); карта Древней Руси.
Методические приемы: слово учителя, сообщения учеников, конкурсное написание статьи, конкурсное устное выступление по предложенной теме.
Ключевые слова и выражения: общеиндоевропейский язык - основа, праславянский язык (древнерусский), этническая принадлежность, старославянский язык, церковнославянский язык.
Ход занятия
I. Слово учителя о языке и его роли в жизни.
Все стороны языка находятся в неустанном взаимном совершенствовании, в работе, в развитии - язык динамичен. Но никто, кроме лингвиста, не замечает этого, не видит постоянного обновления языка. Более того, со стороны язык кажется стабильным и законченным, всегда готовым к действию. Тонкие соотношения между языком и речью уравновешивают противоположные тенденции: развития и неподвижности.
Чтобы быть понятным всем, язык должен быть устойчивым. Но язык-то воплощен в миллионах речевых контекстов, которые прихотливо видоизменяют его в зависимости от различных условий. Чтобы существовать, язык должен изменяться в речи. И это уже не просто динамика, это - диалектика.
Все, что мы видим, слышим, чувствуем, все, что мы знаем, -все это отражено в словах, их сочетаниях, зашифровано в грамматических формах, в категориях, осмыслено в тонких оттенках речи. В языке сосредоточен жизненный опыт прошлых поколений, и этот опыт постепенно обогащается, изменяя язык.
II. Сообщения учащихся о славянских племенах и образовании праславянского языка.
1. Историческая справка.
Общеиндоевропейский язык-основа. Этот язык, прародитель современных индоевропейских языков, существовал в глубокой древности и распался за несколько тысячелетий до нашей эры. В результате его распада появились ветви индоевропейских языков и в конечном счете сформировались современные языки, относящиеся к индоевропейской языковой семье;
Праславянский язык. Он выделился из общеиндоевропейского языка-основы примерно пять тысяч лет тому назад и являлся средством общения единого славянского пранарода. В эпоху праславянского языка не было письменности, поэтому его структура реконструируется по данным сравнительно-исторического изучения разных славянских языков.
Праславянский язык является предком всех древних и современных славянских языков: восточных (русского, украинского, белорусского), западных (польского с кашубским, чешского, словацкого, лужицкого) и южных (болгарского, сербскохорватского, словенского, македонского). Близость славянских языков между собой, объясняемая не только их родством по происхождению, но и относительно недавним временем распада праславянского языка, проявляется во всех сторонах их языковой структуры: в словарном составе, в словообразовании, в звуковом и грамматическом строе.
Общевосточнославянский (или древнерусский) язык. Это язык древних восточных славян, который примерно полторы тысячи лет тому назад выделился из праславянского языка. Древнерусским этот язык называют потому, что восточные славяне, создав самостоятельное государство - Киевскую Русь, образовали единую древнерусскую народность, из которой позднее, примерно в XIV-XV вв., выделяются русская (или великорусская), украинская и белорусская народности.
2. Периоды развития русского языка.
В истории русского языка условно различаются дописьменный (или доисторический) и исторический периоды. Так как первые памятники восточнославянской письменности относятся к XI в., в науке принято считать этот век водоразделом между дописьменным и историческим периодом развития языка.
Эти периоды различаются не тем, что на их рубеже возникли какие-то специфические языковые изменения, а тем, что есть различие в источниках, на которых строится изучение языка этих периодов.
Основным источником для реконструкции языка восточных славян дописьменной эпохи (как и праславянского языка) являются данные сравнительно-исторического изучения славянских языков, то есть данные, получаемые в результате сравнения родственных славянских языков в их историческом развитии.
При изучении же языка исторического периода наука главным образом привлекает языковые факты, зафиксированные в древнейших памятниках письменности, а также в народных говорах.
Таким образом, русский язык в своем развитии прошел два основных периода:
а) дописьменный (до XI в.);
б) исторический (с XI в. до наших дней).
Общее развитие русского языка может быть представлено следующей таблицей:
1. Дописьменный (доисторический) период:
- общеиндоевропейский язык-основа (примерно до Ш тысячелетия до н. э.);
- праславянский язык (примерно до V-VII вв. н. э.);
- общевосточнославянский (древнерусский) или (дописьменный период, до XI в. н. э.
II. Исторический период:
- общевосточнославянский (древнерусский) язык (письменный период, с XI до XIV в.);
- язык великорусский (русской народности) (XV-XVI вв.);
- формирование и развитие русского национального языка (XVII-начало XIX в.);
- современный русский язык (от Пушкина до наших дней) в его литературной и диалектных формах.
Домашнее задание:
1) индивидуальные задания:
- «Происхождение старославянского языка»;
- «Азбука старославянской письменности».
2) Задания по группам (работают по одной теме «Источники изучения языка и его истории»):
I группа - рассказать о глаголических памятниках;
II группа - рассказать о кирилловских памятниках;
III группа - составить небольшой словарь старославянских переводов (обратите внимание на термины, связанные с письменностью; абстрактные существительные; на лексику латинского происхождения; на синонимию и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 5 классе по теме "Откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"
Примерный план-конспект первого занятия по истории в 5 классе по теме "откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"...
Сценарий воспитательного мероприятия "Как жили наши предки"
Занятие рассчитано на детей 6-8 лет.Занятие рассчитано на два учебных часа.Цель:Прививать любовь к национальному наследию предков.Задачи: -Дать первоначальные исторические знания, показать небол...
Откуда мы знаем, как жили наши предки?
Вводный урок по истории для 5 класса. Презентация...
"Откуда мы знаем как жили наши предки". Технология критического мышления.
Формирование представлений о науке изучающей прошлое человечества на основе исторических источников....
Откуда мы знаем как жили наши предки
Вводный урок истории в 5 классе...
Презентация "Откуда мы знаем как жили наши предки". 5 класс
Вводный урок в 5 классе по истории Древнего мира...
Откуда мы узнаем, как жили наши предки
1 урок истории Древнего мира 5 класс...