"Откуда мы знаем как жили наши предки". Технология критического мышления.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Формирование представлений о науке изучающей прошлое человечества на основе исторических источников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Введение.
Цель: помочь обучающимся сформировать представления об истории как о науке, изучающей прошлое человечества на основе исторических источников;
создать условия для воспитания у обучающихся понимать прочитанное, выделять главное, размышлять над прочитанным.
Класс делится по желанию на 4 группы.
Стадия вызова.
Обучающимся раздать листы бумаги, на которых написано слово «История» и таблицы.
Понятие | Знаем | Хотим узнать | Узнали, но остались вопросы |
История |
Затем предлагается ответить на вопросы:
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Подумайте и обсудите в группах, что вам уже известно об истории.
Запишите в соответствующую колонку таблицы «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали, но остались вопросы».
Обучающиеся коллективно записывают то, что им известно о понятии «история».
Затем заполняется колонка «Хотим узнать».
Стадия осмысления.
Внимание ребят привлекается к учебнику по истории Древнего мира. Учитель знакомит пятиклассников с его структурой и иллюстрациями.
Индивидуальное задание.
Работа с текстом учебника. Прочитать первую часть параграфа и ответьте на вопрос, почему она называется «Слово, которое всегда с нами?».
Взаимопроверка.
Выполненная работа оценивается в парах «правильно» или «неправильно».
Активное чтение текста.
Задание:
Прочитайте самостоятельно вторую часть параграфа «Что такое история?» на стр. 4 в учебнике. Выделите и обсудите в группах новую информацию.
Вопросы:
Что такое история?
Ответы обучающихся.
История – наука, которая изучает жизнь людей в прошлом.
Обсуждение.
Самопроверка. Взаимопроверка.
Словарь исторических терминов и понятий в учебнике, прочитать определение понятия истории и сравнить со своим определением.
Вопрос:
Как историки назвали самый ранний период истории человечества? (Древний мир).
Задание на развитие воображения.
Представьте себе, что вы астроном и имеете мощный телескоп, с помощью которого можно открыть новую планету на звездном небе. А может быть вы математик? И в вашем распоряжении формулы и уравнения? Если вы географ, то у вас есть шанс отправиться в путешествие и изучить неизведанные уголки нашей планеты. Но так случилось, что вы не астроном, не математик и не географ. Вы – историк! Как же историки могут узнать, что было в прошлом? Как они проникают в прошлое? Почему труд историков сравнивают иногда с работой следователя, сыщика? Да просто потому, что сыщики по следам узнают, что произошло. Именно этим историки и похожи на них, так как изучают следы, которые люди оставили в прошлом. Следов этих не только много, но они еще и разнообразны. Поэтому у науки истории есть «науки-помощницы», каждая из которых умеет «читать» определенные следы, иными словами «следы жизни».
Вопросы:
Как вы думаете, какие следы жизни оставили историкам люди, жившие в древности?
После обсуждения в группах заслушиваются мнения обучающихся.
Задание:
Самостоятельно сделайте заключение о том, чем являются для ученых историков следы, оставленные человеком в прошлом. Сверьте свое заключение с содержанием второго и четвертого абзацев на стр. 5 в учебнике.
Ответы обучающихся.
Учитель на доске делает записи: источники знаний; исторические источники.
Активное чтение текста.
Прочитать третью часть параграфа «Следы жизни», или «Как мы узнаем о том, что происходило в древности», начиная с третьего абзаца на стр. 5 в учебнике и выполнить задание.
В группы раздаются таблицы, которая заполняется по ходу чтения.
Перечислите основные группы исторических источников | Какие науки помогают изучить жизнь людей в далеком прошлом |
Взаимопроверка.
Проводится в группах. Заполненные таблицы передаются по кругу. Выполненная работа оценивается «правильно» или «неправильно». Результаты проверки заслушиваются. На доске записываются понятия: вещественные источники, исторические документы, мифы; археология, этнография.
Индивидуальное задание.
Выполняются задания № 1 (кроссворд направленный на закрепление понятий «миф», «этнография», «археология», «история» и № 2 (определение исторических источников) на стр. 4-5 в рабочей тетради (проверяются в паре и группе).
Методический комментарий.
Счёт лет в истории является очень важным моментом. Его усвоение необходимо для понимания хронологии. Задания, предлагаемые авторами учебника и рабочей тетради служат главным образом для обучения школьников умению определять последовательность событий во времени и их длительность, соотносить год с веком и век с тысячелетием, учат правильно понимать и применять счет лет в истории.
Задание на создание нереальной ситуации.
Предлагается выполнить задание № 4 на стр. 5 в рабочей тетради (на понимание единиц измерения времени) и придумать фантастический рассказ о племени земледельцев, которое не разбирается во временах года. В рассказе показать последствия такого незнания.
Рассказы заслушиваются, задается вопрос:
Объясните, с какой целью вы выдумывали такие, на первый взгляд «странные» истории?
(Подвести к пониманию о том, что представление о годе как о единице времени складывалось уже у первобытных земледельцев, которые умели наблюдать, знали времена года и сколько длится год).
Развитие временных представлений.
Учитель чертит линию (ленту) времени на доске, используя цветные мелки.
Графическое изображение времени подкрепляется комментированным чтением текста 5-8 абзацев на странице 6-7 в учебнике. На доске появляются, записанные учителем, имя Иисуса Христа, понятия эра, наша эра, до нашей эры.
Подчеркивается, что любое событие, случившееся за эти годы с легкостью отмечается на линии (ленте) времени.
Решение задач и выполнение заданий: № 6 (знание римских и арабских цифр – самостоятельно); № 5, № 7 (с помощью учителя) на стр. 6 в рабочей тетради (работа над понятиями «эра» и «счет лет» в истории.
Рефлексия.
Вопрос № 4 на стр. 8 в учебнике.
Подведение итогов работы в группах:
Обучающиеся обращаются к схеме, полученной в начале урока, чтобы решить, что они узнали в ходе урока о понятии история.
Заполняется последняя колонка «Узнали, но остались вопросы». Таблицы, анализируются.
Домашнее задание: № 3 (определение исторических источников) на стр. 5 и № 8 (решение задач на ленте времени) на стр. 7 в рабочей тетради.
Задание № 9 на стр. 7 в рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Откуда мы знаем, как жили наши предки?
Вводный урок по истории для 5 класса. Презентация...
Откуда мы знаем как жили наши предки
Вводный урок истории в 5 классе...
Презентация "Откуда мы знаем как жили наши предки". 5 класс
Вводный урок в 5 классе по истории Древнего мира...
Откуда мы узнаем, как жили наши предки
1 урок истории Древнего мира 5 класс...
"Откуда мы знаем, как жили наши предки." Урок-путешествии по истории 5 класс с самоанализом. ФГОС.
Материалы образовательного события в номинации "Неделя пятиклассника"! Фрагмент урока истории можно посмотреть здесь: https://youtu.be/FhO-lrkfPlA...
Презентация к уроку "Откуда мы знаем, как жили наши предки"
Цель урока: дать представление об особенностях и специфики курса "История древнего мира: 5 класс"; опредлеить место место учебнойдисциплины в образовательном процессе....
Презентация на тему "Откуда мы знаем, как жили наши предки"
Презентация к учебнику А. А. Вигасина. История Древнего мира 5 класс....