Викторина "Знатоки природы"
методическая разработка (8 класс) по теме

Грабарь Светлана Анатольевна

Сценарий внеклассного мероприятия направлен на расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, природы;воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней;  чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы раскрывает важность рационального использования и охраны окружающей природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_okruzhayushchemu_miru.docx144.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья

ст. Николаевской  Краснодарского края

 

Воспитатель

ГКСОУ школы-интерната

ст. Николаевской

Грабарь С.А.

ВИКТОРИНА:

«ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Цели:

  • расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  • воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  • воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

(В игре принимают участие две  команды)

Ход урока:

1.Организационный момент.

Есть на земле огромный дом, 
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы
 и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.


ПРИРОДОЮ родной земли,
Зовётся этот дом. 
                          (Л.Дайнеко)

  Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

Давайте разделимся на  2 команды.

  1. Первая станция:

«Царство растений»

Ведущий. 

Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь.

Первая станция нашего путешествия.

«Царство РАСТЕНИЙ»

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос:

  1. На какие группы можно разделить все растения? 

                                         (Хвойные и цветковые).

  1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света.

                                         (Одуванчик).

  1. Какие деревья называют вечнозелеными?

                                            (Ель, сосну). Почему?

  1. Какие деревья с белой корой? 

                                         (Береза, осина).

  1. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной?

                                         (Смородина).

  1. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. 

                                         (Ромашка).

  1. Какой газ необходим для дыхания растений?

                                         (Кислород).

  1. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега.

                                         (Подснежник).

  1. Какой цветок называют – царицей цветов? 

                                         (Роза).

  1. Какое дерево дает сладкий сок?

                                         (Берёза)

  1. Как называется растение, которое жжётся?

  1. У каких деревьев листья осенью красные?

                                                      (Клен, рябина).

  1. Листья какого дерева и без ветра трепещут?

                                          (Осина).

2-й конкурс.

 Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. 

(У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.). ( у каждой команды листочек и ручка)

3-й конкурс.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

1.  Клён, рябина, ель, тюльпан.

2.     Берёза, дуб, шиповник, тополь.

3.     Яблоня, смородина, малина, рябина.

4.     Осина, липа, дуб, ель.

5.     Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

6.     Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

7.     Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

8.     Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

4-й конкурс. Загадки

  1. Русская красавица, 
    Всем нам очень нравится. 
    Бела она, стройна, 
    Одежда зелена.

                           (Береза)

2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
   Ты внимательно всмотрись:
   Не березы, не осинки,
   Нет листочков, есть хвоинки.

                                         (Ели)

3.     Вот бочонок с шапочкой,
     С дерева упал. 
     Год прошел – и деревцем 
     Маленьким он стал.

                                     (Желудь)

4.     Ветви над рекой склонила,
     В реку смотрится уныло.

                                      (Ива)

5.     Осень тихая настанет,
     Дивным дерево то станет: 
     Листья – звезды яркие, 
     Золотые, жаркие.

                                   (Клен)

6.     Летом знойным зацветет –
     Сразу пчел к себе зовет. 
     Круглые листочки, 
     Светлые цветочки. 
     Вкусен, сладок их нектар... 
     Кто-то дерево узнал?

                                  (Липа)

7.     Что за дерево такое, 
     Угощает снегирей? 
     Снег стоит, трещат морозы, 
     Ну а ягоды вкусней.

                                  (Рябина)

  1. Вторая станция:

«Царство Животных»

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

  1. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?

                                                         (Кукушки)

  1. Кто путешествует по воздуху на нитке?

                                                         (Паук)

  1. У кого на сучке кладовая?

                                                         (У белки)

  1. Какая нить в природе самая тонкая?

                                                         (Паутина)

  1. Какую птицу называют «белобока»?

                                           (Сорока)

6.  Есть на речках лесорубы 

     В серебристо-бурых шубах, 
    Из деревьев, веток, глины, 
    Строят прочные плотины.

                                        (Бобры)

7.  Над рекою он в полёте, 
   Этот чудо-самолётик. 
   Над водой парит он гладкой, 
   На цветке его посадка.

                                  (Стрекоза)

8.  Лежит верёвка,
   Шипит плутовка,
   Брать её опасно – 
   Укусит. Ясно?

                         (Змея)

2-й конкурс. «Забавные зверюшки»

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

1.     Цапля и лягушата в озере.

2.     Лев и собачка.

3.     Ворона и лисица.

4.     Машенька и три медведя.

III. Третья станция «Царство Грибов»

Ведущий. 

Отгадайте загадку и узнаете,

какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке,
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём.

                              (Грибы)

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке»

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки»

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– На какие группы можно разделить все грибы?

                                    (На съедобные и несъедобные)

-Кто быстрей рассортирует грибы  

1.      Вот в траве приметные
     Шляпки разноцветные.
     Вспомни ты их имя,
     Но не ешь сырыми!

                              (Сыроежки)

2.     Очень дружные ребята,
       У пенька живут... 

                                 (Опята)

3.  У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три!

                                (Подберёзовик)

4.     Царь грибов живёт в дубраве.
     Для жаркого нужен маме. 

                               (Боровик, белый)

3-й конкурс. «Собери пословицу»

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

IV. Четвёртая станция:

 «Экологическая»

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

   

   Прогулка. 

Мы приехали на речку
Воскресенье провести, 
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли, 
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке,
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,     

Жгли костёр.
В футбол играли – 
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне,
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки – 
Две размокшие баранки – 
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести, 
Только чистого местечка,
Возле речки не нашли!

                            (С.Михалков)

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете?

(Дети перечисляют)

Конкурс:  «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...