Сценарий познавательной игры «Букварь природы»
методическая разработка по теме
Сценарий познавательной игры «Букварь природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий познавательной игры «Букварь природы»
для учащихся 1-2 классов
Цель: Организация познавательного досуга в каникулярное время
Задачи: 1) Развитие смекалки и наблюдательности;
2) Воспитание чувства бережного отношения к природе;
3)Формирование у школьников научно-познавательного, нравственного, практического отношения к окружающей среде.
Используемая литература:
1. Бесова М. Познавательные игры для младших школьников «Академия развития, Академия Холдинг, Ярославль, 2004.
2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» Москва, 2004.
3. Грехова Л.И. В союзе с природой, «ИЛЕКСА», «СЕРВИСШКОЛА», Москва-Ставрополь, 2000.
4. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2005.-160 с.
5. Лобачева К.В., Щиголь, К.В. Жиренко О.Е. Календарь школьных праздников.- 2-е изд.- М.: 2008.-288 с.
6. Шорыгина Т.А. Серия. Цветы. Какие они? ;Деревья. Какие они?; Звери. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2005.- 64 с.
Ход мероприятия.
Зал празднично украшен, звучит музыка « Лесной марш».
Лесная Фея: Хорошо в лесу зеленом! Травы стелются ковром,
А резные листья кленов укрываются шатром.
Мы идем лесной тропою, смотрим мы по сторонам-
Пахнет травами и хвоей. Блики бродят по стволам.
Мы зайдем в смолистый ельник. Где и в жаркий полдень – тень,
Там заметим муравейник и большой замшелый пень.
Огонечки земляники зажигаются в траве,
золотою рябью блики пробегают по листве.
Скоро выйдем на опушку, сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку, поглядим на танцы пчел.
Лесная Фея: Здравствуйте уважаемые ребята, педагоги, родители! Осень – прекрасное время года, запечетлеть его старались многие поэты и художники. Именно осенью происходит знакомство детей со школой для того, чтобы открыть для себя огромную страну знаний.
Наш конкурс не случайно называется «Букварь природы», ведь вашей первой книгой стал Букварь - это он научил вас грамоте, школьным азам. И наша познавательная игра прибавит вам знаний - знаний окружающего вас мира. Для начала давайте с вами познакомимся. Хочу узнать, кого больше в зале – девочек или мальчиков? Девочки- смеемся хи-хи , мальчики - смеемся – ха-ха. Давайте, начинайте (Дети изображают). Сложно определить, кого больше. Давайте представим все себя героями м\ф «Маша и медведь». Вам нравятся его герои? (Звучит мелодия из м\ф «Маша и медведь»). Предлагаю девочкам в музыкальной теме девочек (послушайте ее) - хлопать и подпевать – ля-ля, а мальчикам ( звучит тема мальчиков ) топать и подпевать басом. (Дети изображают). Спасибо, молодцы! Итак, сейчас нашим конкурсантам предстоит пройти 6 экологических этапов согласно маршрутного листа. На каждом из них вам предстоит ответить на вопросы, уметь что-то рассказать, пояснить, отстоять свою точку зрения, правильные ответы будут оцениваться в 1 балл. Победу команде принесет максимальная сумма всех баллов на этапах. После окончания игры все мы встречаемся в нашем зале. Просьба представителей команд выйти для получения маршрутного листа.
( Далее команды проходят конкурсные этапы)
1.Станция « Хоровод деревьев»
Ведущий: Разнообразные деревья окружают нас. У каждого дерева есть корни, которые уходят глубоко в землю, ствол дерева сверху покрыт корой, которая защищает его от морозов, и от жарких солнечных лучей. Ветви и листья образуют крону дерева. Зимой деревья погружаются в сон: не питаются и не растут. Если внимательно рассмотреть зеленый листок, то можно увидеть, что нижняя сторона листа покрыта прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями- устьицами, увидеть которые можно в лупу. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя в атмосферу кислород. Поэтому не зря деревья называют зелеными легкими планеты. Кислород выделяется листьями только на свету, поэтому они и тянутся вверх, к солнышку.
Задание. Перед вами наглядные пособия - листья деревьев, наиболее часто встречающихся в нашем городе и в Подмосковье. Одни из них дикорастущие, другие деревья требуют определенного ухода и поэтому люди, высаживая на своих приусадебных участках, или возле дома постоянно заботятся о них. Для вашего удобства деревья разбиты на две группы- хвойные растения, то есть имеющие узкие игловидные листья, вторая группа – лиственные деревья с простыми и сложными листьями, т.е. с такими, у которых лист состоит из нескольких листочков, например, как у рябины. Итак, предлагаю вам вначале попробовать назвать деревья, если вы что-то позабыли, вам на помощь придут наши наглядные пособия.
На этом этапе игры детям предлагается в качестве подсказки собрать пазл с изображением дерева.
Группа хвойные породы : 1. ЕЛЬ (европейская, колючая, Энгельманна).
2. СОСНА обыкновенная.
3. ЛИСТВЕННИЦА сибирская . 4. ТУЯ западная.
Лиственные породы : 1.Конский каштан
2. клен ясенелистный
3. ольха ( клейкая, черная, серая)
4. береза повислая
5. вишня обыкновенная
6. ясень обыкновенный
7. орех маньжурский
8. яблоня лесная
9. черемуха обыкновенная
10. тополь бальзамический
11. осина
12. груша обыкновенная
13. дуб обыкновенный
14. ива козья
15. рябина обыкновенная
16.липа сердцелистная
17.вяз (гладкий, шершавый, ильм)
Народные приметы.
Поздний листопад - на неурожайный год.
Если алой рябины уродилось много, осень будет сырая, а зима – морозная.
Много желудей на дубе – к теплой зиме и плодородному лету. Если выпадет снег, когда деревья еще не сбросили листву, то он скоро растает.
2. Станция: «Загадочная».
Задание: Ведущий задает загадки и вопросы команде. Команда за правильный ответ получает 1 балл.
1.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса. Кто это? (Лиса)
2. Огромная кошка мелькнет за стволами, глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка, смотри, берегись, идет на охоту коварная … (рысь)
3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,
А когда придет весна, просыпается от сна. ( медведь)
4. Кто на ветке шишки грыз и бросал объекты вниз,
Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы … (Белка)
5. Бродит по болотам грязным,
ловит в них лягушек – бестолковых попрыгушек. ( Цапля)
6. Недотрога, весь в иголках, я живу в лесу под елкой.
Хоть открыты настежь двери, но ко мне не ходят звери… (Еж)
7. Что за зверь такой лесной встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы, уши больше головы… (Заяц)
8.Длинноногий, длинношеий, телом серый,
длинноклювый, а затылок красный. (Журавль)
9. Всю ночь летает, мышей собирает,
А встанет светло – спать ляжет в дупло… ( Сова )
10. Он в своей лесной палатке носит пестренький халатик,
Он деревья лечит, постучит – им легче! (Дятел)
11. Горбоносый, длинноногий великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги, с ним тягаться трудно в беге.
Коль такого встретить вам пришлось, знайте, это… (Лось)
12. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять. ( снегирь)
13. Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка)
Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это…( соловей)
14.Маленькький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает.
По ночам кочует- семечки ворует. ( воробей)
15.Черный, проворный, кричит «Крак»-
Червякам враг. (грач)
Игра в слова. Задание: Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее к животному – зайцу, ежу, белке, лисе, волку, медведю и т.п.представителю животного мира. Объясните выбор каждого слова.
Рыжая, логово, скачет, медвежонок, маленький, пушистый, гайно, бегает, колючий, зайчонок, короткохвостый, переваливается, нора, воет, белый, ловкая, злой, пушистая, охотится, бельчонок, грызет, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, дупло, косолапый, серый, берлога, ежонок, волчонок, неуклюжий, осторожный, сильный, петляет, линяет, фыркает, хищник, добродушный, лисенок, запасливая, черный, юркий, проворный, голосистый, нахальная.
Дополнительные вопросы:
1. Как называются листочки между листочками? (гербарий)
2. Самая колючая жена на свете? (ежиха)
3. Как называется коровье собрание? ( стадо)
4. Будущий лягушонок ? ( головастик)
5. Кто ни на шаг не отходит от своего домика? (Улитка)
6. Какую птицу называют пернатая «кошка» (Сову)
7. Кто из маленьких живых существ самый лучший ткач? (Паук)
8. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)
9. Лесная гадалка (кукушка)
10.Мохнатый родственник пчелы ( шмель)
3 Станция : « Лесные открытия».
« Верите ли вы, что…?» (За полный ответ – 3 балла, за неполный – 1 балл.)
- Лягушка может съесть свою кожу. Если да, то зачем? (Лягушка меняет свою кожу 4 раза в год, и каждый раз съедает ее для пополнения своего организма кожными пигментами).
- Бабочки живут всего один день. Правда ли это? (Неправда. Некоторые бабочки живут по много месяцев, перезимовывая или улетая в теплые края).
- На зебрах водятся полосатые блохи, Правда ли это? (Нет. Полосатых блох не бывает).
- Кошки умываются для того, чтобы выглядеть красивыми? (Нет. Они смывают свой запах).
- Верите ли вы в то, что птицы сеют лес? ( Да; семена и косточки съеденных ягод не перевариваются при прохождении через кишечник птицы и разносятся затем в разные места)
- Большие черепахи плачут. Правда ли это? (Правда. На берегу, черепахи действительно роняют слезы. Видимо, это помогает им избавиться от излишка соли и попавших в глаза песчинок).
- Верите ли вы в то, что лиса зимой спит? ( Нет; она не впадает в спячку ).
- Одинокие волки воют на луну. Правда ли это? (Нет. Волки воют по ночам, но этим воем предупреждают другие стаи, чтобы те покинули чужую территорию).
- Верите ли вы, что мхи и лишайники чаще всего растут с южной стороны деревьев? ( нет; с северной)
- Верите ли вы, что белка хорошо предчувствует перемену погоды? ( Да. Она очень боится проливных дождей и бурь. В плохую осень белка сидит в гнезде, съедая свои запасы, а потом может погибнуть от бескормицы)
4. Станция: « Лесная школа»
Вопросы:1 . Какую птицу называют « лесным доктором»?
- дятла; иволгу; соловья.
2. У какого растения листья осенью становятся красными?
-у осины; у дуба; у березы.
3. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?
- кукушка; сорока; дрозд.
4. Какая рыба носит название города?
- судак; карп; сом.
5. Плоды малины применяют как лекарственное средство при:
- простуде; болезни дыхательных путей; расстройстве желудка.
6. Какой гриб из перечисленных является съедобным?
- мухомор; бледная поганка; сыроежка.
7.Какая ягода растет на болоте?
- малина; черника; клюква.
8. Какая птица может спать во время полета?
- аист; журавль; синица.
9. Бузина – это…: -дерево; куст; трава.
10. Когда цветет сирень?
- весной; летом; осенью.
5. Станция «Ягодная поляна»
Ведущий: Ягода- это небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарничков и травянистых растений, которые растут в лесах и садах. В зависимости от места произрастания от места произрастания ягоды называют лесными или садовыми.
Ребята, назовите лесные и садовые ягоды? ( дети перечисляют, могут пояснять о некоторых из них)
К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках, к ним относятся брусника, голубика, калина, клюква, черника, малина, смородина, земляника. А также боярышник, ежевика, костяника, красная рябина.
Ежевика- кустарник, который растет по берегам рек, во влажных лесах. Но любимые места – светлые леса, обочины дорог. Ежевика может цвести еще при первом снеге. Плоды имеет иссеня-черную окраску. Из ежевики делают вкусный чай, полезен сок. Ежевика полезна при кашле, воспалении почек, применяют при боли в суставах., при гриппе, насморке, повышенной температуре. Свежие ягоды очень полезны.
Костяника – многолетнее травянистое растение. Цветет с мая по июль. Плоды съедобные, кислые. Костянику можно встретить в тенистых лесах, на болоте. Ее называют «ползучий хмель» и «хмелевидная калина». Полезна, для укрепления волос, свежие листья прикладывают при воспалении глаз, для придания коже тела красивого и здорового цвета.
Первой созревает земляника, становится сладкой, душистой. Чуть позже созревает малина, следом - черника. « Когда созревает черника – озимый хлеб к жатве готов»,- примечали крестьяне в старину. Зреет черника под песни комариные. «Много мошек- готовь для ягод лукошко» - гласит пословица. В августе поспевает брусника, когда она нальется соком - то и овес в поле созрел. В конце августа- начале сентября поспевают гроздья калины, клюква. В лесных ягодах содержится много витаминов, и фруктовый сахар. Любят лакомиться лесными ягодами звери: мишка косолапый, лось, бурундук-полосатая спинка, лесная мышь. Птицы: снегири, свиристели и прочие. Издавна люди знают о целебных свойствах ягод. Например брусники. Собирают весной и осенью листья и побеги брусники, сушат их, заваривают брусничный чай или готовят отвары, обладающие противомикробным и противовоспалительным действием.
Отвар из ягод, листьев и побегов брусники помогает при мочекаменной болезни, а вода брусничная используется в медицине как слабительное средство, отвары из свежих брусничных ягод помогает при ревматизме и подагре. Сладкий сироп, приготовленный из ягод брусники, улучшает зрение.
В старину про ягоду голубику существовало поверье, что она может одурманить человека, и поэтому это растение называют пьяника. Эта ягода богата витаминами Си А.
Земляника- самая ранняя ягода. Она созревает в лесу раньше всех ягод. Народ примечал «Земляника красна- значит, сеять овес напрасно», «Ради земляники не раз земле поклонишься», «Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год». Из сушеных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Пьют их при простудах, болезнях горла, печени, желчного пузыря.
Ягоды калины, ярко-красные, округлые, то похожи на шарики, то слегка вытянуты, словно маленькие яички с одной плоской косточкой. Дважды в году калина бывает наряднее своих соседок- в начале июня и осенью. Будто венчальной фатой прикрывается она по весне, а осенью надевает разноцветный сарафан – яркие кисти. В старину калину называли « свадебным деревом». Ее белыми цветущими ветками украшали свадебные столы, караваи., а невесты дарили женихам полотенца и салфетки с вышитыми на них листьями и гроздьями калины. Букеты из ветвей калины считались у славян символом девической красоты, нежности и чистоты. Калиновым соком девушки умывались, чтобы стать румянее и краше. Ягоды богаты сахаром, витамином С, в них содержатся растительные масла. Вкусен квас и пироги, мармелад и морсы. Зимой калину можно хранить в снегу, закопав ящик с ягодами в сугроб. Полезен чай из высушенных ягод. Кора и корни также целебны. Из коры готовят лекарства для остановки кровотечения, они помогают при бессоннице… Настой на цветках пьют при аллергии, отвар корней – при простуде. А осенние грозы и зарницы называли калинниками, потому что их сплохи похожи на калиновые кусты.
Клюква- северное растение, которое не боится ни морозов, ни ветров. Народ примечал: « Клюква-ягода на болотной трясине растет, то в одиночку по кочкам, а то и россыпью великой». Ее можно собирать и осенью, когда морозец ударил и земля снежком присыпана, и из-под снега ранней весной, когда ягоды еще слаще. О клюкве говорят: «Красна, кругла ягода клюква. От всякого века землю обошедшего дана ей сила полная». Она действительна, богата витаминами, морсы помогают от простуды и придают энергии организму. Перед отлетом в теплые края за синие моря длинноногие журавли бродят между болотными кочками и кормятся клюквой. Поэтому в народе клюква зовется « журавлиной ягодой». В старину верили, тот, кто родился 13 сентября, когда улетают журавли в теплые края, тот понимает язык этих птиц.
Малина- ветвистый, колючий, с длинным ползучим корневищем куст. Ягоду малины еще называют сборной костяникой. Она состоит из маленьких ягодок, плотно прижатых друг к другу. Внутри каждой крошечкой ягодки прячется зернышко. Малина – любимая русская ягода, целебная ягода! Она богата витамином С и каротином, есть в ее ягодах и сахар. Чаем, настоенным на сушеных ягодах и листьях малины, вареньем лечат простуду. Отвары цветков помогают при болезнях глаз, а малиновый сироп применяют при болях в желудке. Вкусна малина в муссах, желе, мармеладах, пастиле.
Встречаются в лесу и ядовитые ягоды. Ребята, может кто-то из вас знает их?
Вороний глаз – растет в тенистых лиственных лесах, смешанных и хвойных во влажной почве, по тенистым оврагам. Цветет с мая по июнь. Плоды созревают в июле и августе. В давние времена верили, что «заколдованных людей» можно «расколдовать» с помощью вороньего глаза. Ягоды носили на теле или зашивали в одежду, чтобы уберечься от чумы и других заразных болезней, для чего собирали их с 15 августа до 8 сентября. В одном старинном тексте можно прочитать. «Некоторые говорят, что эти ягоды могут усыпить, если их съесть. Я бы не хотел их пробовать: можно и не проснуться».
И научная, и народная медицина мало использует вороний глаз. Применение вороньего глаза требует особой осторожности, т.к. в большой дозе вызывает отравление Свежий сок растения употребляют при заболевании глаз, головной боли, потери сознания, повышенной сонливости.
Волчье лыко –невысокий кустарник с серо-коричневой корой, из 2-3 веточек, если растение растет в лесу. Но в садах или парках – может быть и более разросшимся. Цветет лыко до распускания листьев. Цветы розовые, редко белые. Особенность волчьего лыка- «стеблецветение»., когда цветы появляются непосредственно на стебле растения. Волчье лыко любит тенистые места. Растение встречается нечасто. Волчье лыко находится под охраной. Плоды созревают в июле-августе.
Ягоды и листья – ядовиты. Вкус - острожгучий, десяток ягод может оказаться смертельной дозой. Растение обладает свойством убивать насекомых.
- Какие плоды называют ягодами?
- Какие ягоды можно встретить в лесу, в саду?
- Какая ягода созревает первой в лесу?
- Чем полезны ягоды?
- Какие звери и птицы любят лакомиться ягодах?
- Какие целебные ягоды вы знаете?
- Зачем садоводы опрыскивают ягодные кусты настоем пижмы, тысячелистника, полыни, луковой шелухи?
6. Станция: « Экологический экзамен»
Задание: Назовите:
- 10 лекарственных растений;
- 10 деревьев;
- 10 грибов;
- 10 животных;
- 10 птиц;
- 10 ягод;
- 10 рыб;
- 10 насекомых.
1. Какое дерево в старину называли « свадебным »? Почему? ( калина)
2. Какую ягоду называют пьяникой?(голубика)
3. Почему клюкву называют «журавлиной ягодой?»
4 . Чем полезна брусника?
5. Почему малину называют целебной ягодой?
6. Какую ягоду называют « царицей ягод»? ( земляника)
7. Почему в народе говорится: « В ягодный год дел непроворот»?
- Какой ожидается зима, если на дубе много желудей? (к теплой зиме и плодородному лету)
- Назовите ядовитые ягоды? ( волчье лыко, вороний глаз)
Лесная Фея: Все мы вновь собрались в нашем зале, и пока жюри подводит итоги нашего конкурса для вас «Веселая минутка». (игра с залом)
Я буду задавать вам вопросы. Всем вам на мой вопрос надо ответить «Вот так!» и повторить жест за мной.
- Как живешь.
- Вот так! (большой палец вверх).
- Как идешь.
- Вот так! (двумя пальцами шагаем по ладони).
- А бежишь? (согнутыми руками имитируем бег).
- А как ночью спишь? (складываем ладошки под руку).
- Как подарки берешь? (хватаем обеими руками).
- Как подарки отдаешь? (руки ладонями вверх).
- Как шалишь? (надуваем щеки и хлопаем по ним).
- А грозишь? (грозим пальчиком).
- Ну, а дразнишь как? (дети показывают )
Лесная Фея: А дразниться не красиво, лучше улыбаться ( дети изображают) и всем нам дружить! ( Звучит песня из м/ф «Маша и Медведь» - «Картина маслом») Молодцы, ребята, вы не только активно играли, но и приняли участие в конкурсе домашнего задания, цель которого была нарисовать рисунок в защиту нашей природы. «Человек по натуре своей художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту» М.Горький. Предлагаю вашему вниманию творческие работы наших конкурсантов.
Лесная Фея: Мы любим полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края. Но мало только любоваться природой, нужно приложить силы, чтоб была она еще краше и богаче на радость людям. Охрана природы – всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, сорванный цветок или отравленное озеро. Под охрану государства берутся все новые и новые редкие и исчезающие виды растений и животных, они заносятся в Красную книгу.
Пришвин писал: « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе- вода, птице – воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу- значит охранять Родину».
Наша познавательная игра окончена, спасибо всем за внимание и участие.
( Музыка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий познавательной игры "Москва и москвичи"
Познавательная игра "Москва и москвичи" для детей в возрасте от 7 до 14 лет. Сценарий использовался при проведении мероприятия, посвященного Дню города....
Сценарий познавательной игры "Умники и умницы"
Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое было проведено в 7 классе в рамках предметной недели. Материал о птицах предполагает расширение полученных знаний на уроке, развити...
Сценарий познавательной игры « В мире птиц». ( для учащихся 3-4 классов)
Сценарий познавательной игры « В мире птиц».( для учащихся 3-4 классов) Цель: Формирование у учащихся природоохранной деятельности....
Сценарий познавательной игры «Букварь природы»
Сценарий познавательной игры «Букварь природы»...
Сценарий познавательной игры - викторины по истории Древнего мира для учащихся 5 класса «Путешествие во времени»
Предлагаемая викторина может быть использована в качестве итогового повторения в 5 классе или в 6 классе для входного контроля....
Конкурсно-познавательная игра "Живая природа, животные"
Данный материал содержит увлекательные конкурсы и игры, интересные задания, связанные с живой природой и животными. Позволит ребятам расширить кругозор об окружающем мире и проявить свою эрудицию....
Интеллектуально-познавательная игра "Устами природы" (для 6 класса).
Развитие познавательного интереса - одна из главных задач, стоящих перед педагогом. Этот интерес можно вызвать, используя огромное количество разнообразных форм деятельности на ...