Социально-педагогическая игра «Родительский дом – начало начал».
методическая разработка по теме

Вихрова Лариса Михайловна

 Социально-педагогическая игра передназначена для проведения  праздника к дню святых Петра и Февронии. Целью игры является формирование социальной компетентности детей  о роли и значении родительского дома в жизни человека;побуждение к активной творческой деятельности;позитивное моделирование своего будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_dom_-_nachalo_nachal.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая игра

«Родительский дом – начало начал».

Цель:

-формирование социальной компетентности детей  о роли и значении родительского дома в жизни человека;

-побуждение к активной творческой деятельности;

-позитивное моделирование своего будущего.

О: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей игре «Родительский дом начало начал».

Л: Коллективная игра «Здравствуйте!»

О: Сегодня необычный день, сегодня праздник. Кто из вас знает, какой сегодня праздник? Правильно, сегодня  День семьи, любви и верности, и отмечается он в России третий раз. Такое название этот праздник получил не случайно, у него своя история, которую мы вам и  хотим рассказать.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА.

Во славном городе Муроме княжил Павел. И был у него брат, Петр.

Случилась у Павла беда… Стал прилетать к его жене змей. Пожаловалась она мужу своему, а Павел наказал ей выведать у змея тайну его смерти. И рассказал змей, что суждена ему смерть «от Петрова плеча да Агрикова меча». И решился Петр помочь брату – уничтожить змея проклятого. Взмахнул мечом, и поразил супостата. Но забрызгал змей Петра своей ядовитой кровью, и покрылось тело его струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни.

Смирился Петр, приготовился умирать. Но Господь надоумил его: дескать, есть в рязанских землях девушка, которая может его исцелить.

Нашли слуги князя девушку, которую звали Феврония. И сказала она, что может исцелить князя, и ничего не просит в награду, но после выздоровления своего князь должен взять ее в жены, иначе лечение не подействует.

Согласился князь. И после исцеления своего взял в жены Февронию.

"И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божий заповеди".

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные жены боярские невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала, Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Но не успели они уехать далеко от Мурома. Вслед за ними поехали послы, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Монашество приняли вместе и вмиг:

Блаженный Князь Петр был назван Давид,

Февронии имя дано Ефросинья.

Конец у истории этой красивый.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Так гласит легенда. Но легенда легендой, а в 1552 году муромские супруги были канонизированы как русские святые, а день 25 июня по старому стилю (8 июля — по новому стилю) стали считать днем их памяти. До сих пор сохраняются предания о беззаветной любви и преданности этих двух людей.

Хочу поздравить всех присутствующих с праздником любви! Запомните этот день!

ПЕСНЯ «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ».

Л: в песне поётся :

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей надёжный причал,

Родительский дом – пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Л: Действительно, сколько бы ни прошло лет, мы, взрослые люди, с большой теплотой и любовью вспоминаем своё детство, дом, в котором жили, росли, учились, вспоминаем как что-то далёкое, но такое светлое и родное. Многие взрослые нашего Центра приняли участие в выставке рисунков «Добрый мир детства», и вы, ребята, можете посмотреть, что нарисовали взрослые – это дом, речка… и т.п. Давайте попросим одного из участников рассказать, что он нарисовал, какие чувства испытывал, когда рисовал. (Ответ участника).

Ребята, многие из вас тоже приняли участие в выставке рисунков. А что рисовали вы? (Ответы детей)

О: Социологи провели исследование и выяснили, что чаще всего на свете мы рисуем в детстве  человечка – это себя, затем маму, папу, дом с трубой и идущим из неё дымком.

Л: Действительно, сначала ребёнок рисует свой дом на листе бумаги, украшает его, рисуют вокруг цветы, деревья, машины, затем лепит его из пластилина, строит из песка, и,  вырастая. Сначала мечтает о своём Доме.  А, создав семью, начинает его строить.

О: И сегодня мы приглашаем вас всех принять участие в  мастер – классе и поразмышлять на очень важную тему – что такое дом, каково его значение и роль в жизни  человека.

Л: У каждого человека имеются представления о доме в зависимости от его мировоззрения, миропонимания, своей ответственности за того, кто рядом.

О:Так что же такое Дом? Это стены, мебель, красивая посуда или это что-то другое?

Л: Каким быть вашему дому?

О: Как построить дом, где тебя поймут и поддержат?

Л: Дом, в котором будет уютно всем, кто в нём живёт?

О: Дом, который с большой теплотой и любовью на протяжении всей жизни будут вспоминать ваши дети?

Л: На все эти вопросы мы попробуем с вами ответить в процессе работы в мастер-классе.

Но, прежде всего, совершим небольшой  экскурс в детство:

ЭКСПРЕСС-ОПРОС:

Л: 1.Кто любит гулять вместе с родителями?

О: 2.Кто часто задаёт родителям вопрос «почему»?

Л: 3.Кто не любит спать днём?

О: 4.Кто любит рано вставать?

Л: 5.Кто любит гостить у бабушки и дедушки?

О: 6.Кто любит рисовать?

Л: 7.Кто хотел бы поскорее пойти в школу?

Молодцы!

О: Сегодня мы с вами разделимся на четыре группы:

Три группы – это группы – «Семьи»,

Четвертая группа – «Социологи».

Группы- «семьи» будут разрабатывать проект под названием «Наш дом», создавая его визитную карточку, выстраивая образ Хозяина и Хозяйки дома, разработают правила проживания в доме и представят герб своей семьи.

В это же время группа «Социологи» будет работать в городе и проведёт социологический опрос «Наш дом».

После перерыва и вкусного обеда мы продолжим нашу работу:

-«семьи» будут конструировать, создавать макет дома из материалов для творчества;

-«социологи» в это время откроют «Пресс-центр» и обработают информацию по проведённому социологическому опросу.

В заключение нашего дня все группы будут представлять свои проекты.

Во время работы каждый участник может отмечать своё настроение, пожелания участникам, свои чувства в виде рисунков, записей на нашем ромашковом поле -  «Стене впечатлений».

Л: Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка. Издревле этот цветок служит символом любви, это самый известный и распространённый цветок в России.

У каждого из вас есть ромашка – визитка. А обратили ли вы внимание на то, что у ваших ромашек есть один цветной лепесток – у кого-то он красный, у кого –то он синий, жёлтый, а у кого-то фиолетовый. Мы предлагаем вам организовать группы по цвету. (Участники организуются в группы).

Но, прежде чем мы с вами приступим к работе – приглашаем всех на танец.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТАНЕЦ.

ВЫХОД ГРУППЫ «СОЦИОЛОГОВ» В ГОРОД.

ИГРА НА СПЛОЧЕНИЕ В ГРУППЕ.

О: У нас организовались три «семьи». В течение двух часов вам предстоит постепенно, шаг за шагом, создать проект  «Наш дом».

Мы повторим, что он  будет в себя включать: необходимо разработать визитную карточку дома, фамильный герб, кодекс дома, создать образ Хозяев вашего дома.

Работа потребует от вас творческих усилий, активного участия и хорошего настроения!

А мы пожелаем вам успехов и удачи!

Л: Каждое задание разбито на три маленькие части. Вы в «Семье» тоже поделитесь на три подгруппы, во главе каждой подгруппы будет один из взрослых. Задание выполняется по подгруппам, а потом объединяется в одно целое.

Мы начинаем с вами работу!

1 БЛОК «Визитная карточка семьи».

Л: Что же вам предстоит делать?

У нас есть дом, но он пуст и разрезан на части. Вам предстоит наполнить этот дом жителями, рассказать, чем они занимаются, какие традиции есть в вашей большой и дружной семье. С этим заданием вам помогут справиться вопросы, которые написаны с другой стороны дома. Сейчас вы в подгруппах  напишите ответы на вопросы, а затем на другой стороне вы рисуете часть своего дома (цвет, этажи, балкон, жители и т.п.).

Но не забывайте, что вы – одна большая, дружная семья и дом у вас должен получиться один.

Работы должны быть красочные, яркие. У каждой «семьи» на столе есть необходимый комплект для творчества.

Вопросы:

-Чем ваш дом знаменит  и чем отличается от других домов? (изюминка дома)

-Какие традиции существуют в вашем доме?

-Каким образом организован досуг членов вашей семьи?

-Как осуществляется поддержка членами семьи в нём?

-Ваш дом – ваша крепость? Как вы укрепляете свой дом?

-Каким образом у вас решаются разногласия?

-Объясните, кто и что является главным в вашем доме?

-Чему учат детей в вашем доме, каковы основные методы их воспитания?

-Как вы сохраняете тепло своего дома?

-Кто является друзьями дома, как вы их выбираете?

-Ваш дом открыт для всех?

ИТОГ РАБОТЫ:

-трудно ли вам было договориться?

-Как у вас получился такой замечательный дом?  и т.п.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ  БЛОК.

2 БЛОК «Образ Хозяина и Хозяйки Дома».

О: В предыдущем задании вам был задан вопрос: кто является главным в вашем доме?

Что вы ответили? (ответы групп).

Конечно, это мама и папа, Хозяин и Хозяйка, как было принято называть их на Руси.

И сейчас мы пригашаем вас поразмыслить о качествах, которыми должны обладать Хозяева дома.

У вас уже есть дом. Как вы думаете, чего ему не хватает? На чём основывается дом? На фундаменте, и чем прочнее и качественнее фундамент, тем дольше стоит дом.

Фундамент наших с вами домов – это как раз те качества, которыми должны обладать Хозяин и Хозяйка  дома.

Для закладывания фундамента мы выдаём вам набор «кирпичей». Вы должны раскрасить «кирпичи» и написать на них качества, которые, по – вашему мнению, необходимы для Хозяев. Одна подгруппа пишет качества Хозяйки, другая – Хозяина. Затем вы должны склеить фундамент и добавить его к вашему дому. Третья подгруппа получает силуэты Хозяев, которые  должна дорисовать и раскрасить.

Главное условие при выполнении задания, не забывать, что вы одна семья, у вас одна работа.

ИТОГ РАБОТЫ.

Игра «Волшебная шапочка».

ТАНЕЦ ПО ГРУППАМ : под музыку показать самую высокую группу, самую низкую группу, самую дружную группу и т.п.)

3БЛОК «Правила проживания в доме».

Л: Есть дом, есть его жители, но ни один дом не может существовать без общих правил проживания.

Жить в доме – это творчество и большой труд, который сопровождается выполнением  определённых правил, законов и обязанностей всеми членами семьи.

Мы предлагаем вам разработать правила, по которым живут в вашем доме, описать, что можно делать в нём, а что нельзя. Написать, какие обязанности есть у детей и взрослых.

Для выполнения задания мы выдаём вам:

-большие и маленькие лепестки ромашки: на больших лепестках вы пишите обязанности взрослых, на маленьких – обязанности детей. Затем вы склеиваете одну большую ромашку»

-комплект для изготовления забора, на котором вы пропишите правила проживания в доме. Форма и цвет забора на ваше усмотрение.

ИТОГ РАБОТЫ.

ИГРА «РУЧЕЁК» (участники, оставшиеся без пары, выполняют задания: спеть куплет детской песни, загадать загадку, рассказать стишок, спеть частушку).

4 БЛОК «Герб семьи».

О: Какие замечательные дома вы создали – светлые, добрые, уютные. От них исходит замечательная энергия.

Наше  следующее задание – создать герб семьи.

Герб может отражать основные моменты жизни:

-событие, наиболее значимое в семейной жизни,

-основные традиции вашего дома,

-самое знаменательное достижение или событие и т.п.

Каждая «семья» получает «основу» для изготовления герба. Герб делается в виде аппликации.

ИТОГ РАБОТЫ.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ  (дальнейший план работы).

5 БЛОК  «Уютный дом»

Л: Как часто мы слышим слова «Мой дом – моя крепость».  Несомненно, у человека должен быть дом. И не просто крыша над головой, а место, где тебя любят и ждут, понимают, принимают таким, какой он есть. Место, где человеку тепло и уютно. И сейчас мы предлагаем вам построить  дом своей мечты.

Из коробок и материалов для творчества «семьи» конструируют дом.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТАНЕЦ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ГРУППЫ «СОЦИОЛОГИ».

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ.

О: Сегодня мы с вами строили дом, пусть пока игрушечный. Но каждый из вас, ребята, когда-нибудь будет строить настоящий дом. Создание своего дома – это ответственный момент в жизни человека, строится он не за один день, это большой и напряжённый труд людей, решивших жить вместе и создать семью.

Л: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие  и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе  и уважению.

О: Известный русский писатель Л.Н. Толстой утверждал, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по- своему». Но мы хотим пожелать, чтобы на свете не было несчастливых семей, чтобы все семьи были счастливы и пусть каждый член семьи будет доволен тем, что у него есть близкие родственники, что у него такая замечательная семья! Семья – это «святая святых»! И пусть в этот замечательный день все близкие и родные люди соберутся вместе и просто порадуются тому, что они есть друг у друга, что они –дружная семья!

Наш праздник подошёл к концу. Большое спасибо за активное участие в нём! Мы думаем, что время, проведённое вместе, вам понравилось, вы смогли пообщаться, узнать больше друг о друге.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

КОПИЛКА

ИГРА – КРИЧАЛКА.

Жить, ребята, без конфет

Очень плохо, скучно? (да)

Есть такой велосипед,

Что летает в космос? (нет)

Замерзает ли вода

В знойный летний вечер? (нет)

Все ли ездят поезда

Лишь по рельсам только? (да)

Может богатырь – атлет

До луны допрыгнуть? (нет)

Все стоят на красный свет

И авто, и люди? (да).

Все ли надо города

 писать с заглавной буквы? (да).

ИГРА «УСТАМИ МЛАДЕНЦА».

Дети зачитывают объяснение некоторых слов. Для отгадывания «семья» может использовать три попытки.

1.От неё нам становится теплее и радостнее, но от трудностей её остаётся у людей совсем мало. Больше всего её у бабушек. Дети так нуждаются в ней. (Ответ: доброта)

2.Если его нет, так нет и радости. Без него не жизнь, а существование. Его всегда желают друг другу, особенно на открытках. Его не купишь ни за какие деньги. (Ответ: здоровье.)

3.Каждый человек о нём мечтает и непременно хочет, чтобы оно было в его жизни. Никто не знает, где его искать. Ещё говорят: «Добивайся его сама, и оно к тебе придёт». (Ответ: счастье.)

4.Её всегда нам не хватает, и поэтому мы часто желаем её уходящему или уезжающему человеку. Кому-то она сопутствует, и поэтому он счастлив. Когда она бывает, говорят: «Повезло!» (Ответ: удача.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская модель внеурочного занятия по этическому воспитанию "Родительский дом -начало начал..."

Это модель внеурочного занятия с подростками,составлена она по технологии "этического диалога "с учащимися....

Разработка классного часа "Родительский дом -начало начал".

Цельклассного часа в  воспитание у учащихся  положительного отношения к семье как к базовой ценности    общества. В этом возрасте важно продолжать формирование нравственного ...

Методическая рекомендация к проведению внеклассное мероприятие "Родительский дом - начало начал"

«Мой дом — моя крепость», — гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся ...

Классный час "Родительский дом - начало начал"

Цель данного занятия - воспитание у детей с отклонениями в развитии отношения к семье как к базовой ценности....

Родительский дом - начало начал...

Сценарий занимательной конкурсной игры для семей, где реаются проблемы недостатка родительского внимания к детским проблемам. ...

Круглый стол "Родительский дом - начало начал"

Из своего опыта работы по данной теме предлагаю вашему вниманию сценарий классного часа по теме: «Родительский дом – начало начал», который был проведен с родителями и учащимися 5 класса. Д...

План-конспект внеклассного мероприятия на тему "Родительский дом-начало начал..."

Разработка представляет собой материалы по семейному воспитанию....