Великие имена
материал по теме
Сценарий лекции-концерта для пришкольных лагерей "Великие имена: К.Дебюсси и М.Равель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikie_imena.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Великие имена». К. Дебюсси и М. Равель.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодняшняя встреча посвящена году музыки в нашем округе. И мы приглашаем вас совершить музыкальное путешествие в прекрасную страну Францию. СЛАЙД№1
Франция подарила миру огромное количество гениальных людей, прославивших свою страну художественными полотнами, поэзией и прекрасной музыкой. (Но чтобы наше путешествие было увлекательным и познавательным, я предлагаю вам поудобнее разместиться в своих креслах, отключить и убрать свои мобильные телефоны и внимательно слушать все происходящее на сцене и экране).
СЛАЙД №2 (Париж) на этом слайде (гиперссылка Моне и Дебюсси)
Итак, Франция, Париж – город, который всегда манил грациозностью и новизной. Гуляя по Парижу, можно попасть в национальный художественный музей Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох и стилей. Но мы обращаем внимание на экспозицию под названием «Импрессионизм».
ЛУННЫЙ СВЕТ
Картины художников – импрессионистов очень отличаются от их предшественников. Впервые в истории искусства художники –импрессионисты К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега, О. Ренуар сделали для себя правилом писать свои картины не в мастерской, а под открытым небом: на берегу реки, в поле, в лесу.
Живописцы применяли в своих картинах особую технику беглых пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов света.
Принятые сначала враждебно и скептически художники постепенно завоевали признание. Слово «импрессионизм» по- французски означает впечатление.
Позднее, в 80—90-е гг., идеи импрессионизма и отчасти его творческие приемы нашли свое выражение и во французской музыке.
СЛАЙД№ 3
Два композитора — К. Дебюсси и М. Равель — наиболее ярко представляют течение импрессионизма в музыке.
В творчестве художников и композиторов импрессионистов обнаруживается родственная тематика: колоритные жанровые сценки, портретные зарисовки, пейзажи.Их главная задача - пробудить фантазию слушателя.
СЛАЙД№ 4 Клод Ашиль Дебюсси родился 22.08.1862 в пригороде Парижа. В 9 лет Клод начал заниматься игрой на фортепиано, а в 11 лет он был уже студентом Парижской консерватории. В 17 лет Дебюсси начал работать учителем музыки в русской семье Надежды Филаретовны фон Мекк, покровительницы Чайковского и страстной любительницы музыки. СЛАЙД№ 5 (фон Мекк) ГИПЕРССЫЛКА «ПАРТИТУРЫ НЕ ГОРЯТ» Дебюсси занимался с детьми миллионерши фортепиано, аккомпанировал певцам, участвовал в домашних музыкальных вечерах. Хозяйка, души не чаяла в юном французе, подолгу и с упоением беседовала с ним о музыке.
В 22 года по окончании консерватории, Дебюсси получил Римскую премию за кантату "Блудный сын" и уехал на три года в Италию.
По возвращении в Париж он опубликовал свои первые произведения.
В своих произведениях Клод Дебюсси находит характерный музыкальный язык, отличающийся своеобразием, красочностью образов. Особенно это заметно в его произведении «Море» в котором Дебюсси звуками создал настоящую картину стихии моря.. Фрагмент из программы «Партитуры не горят» (2 фрагмента) 13.28 – 15.49 (остановить и найти следующий фрагмент)18.20-18.56
СЛАЙД № 6 (ГИПЕРССЫЛКА «ШУШУ) Премьера симфонического произведения «Море» совпала с радостным событием в жизни Дебюсси - с рождением долгожданной дочери Эммы, которую родители ласково называли Шушу. А ровно через 3 года Клод Дебюсси преподнес своей дочери Шушу первый единственный и уникальный подарок, 6 фортепианных пьес под общим названием «Детский уголок». Шушу была очень веселой, подвижной девочкой, и любила играть со своими игрушками. Когда родители брали ее с собой в цирк или маленький кукольный театр, Шушу хохотала от забавных гримас кукол и клоунов, танцевавших модные тогда танцы. Вернувшись домой, она разыгрывала целые сценки с обитателями своего детского уголка. Дебюсси, наблюдая это, решил нарисовать звуками некоторые эпизоды из жизни своей маленькой дочери. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Шушу» 01.07.42 – 01.09.31 ОСТАНОВИТЬ до следующего фрагмента
Заключительный номер сюиты «Детский уголок» имеет весьма оригинальный заголовок – “Кэк-уок Голливога”. Голливог – кукла негритенок с черными, торчащими во все стороны волосами. Кэк-уок (что дословно означает “шествие за пирожным”) – бытовой американский танец. Одной из характерных черт этой миниатюры стала ее юмористическая окраска. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Шушу» 01.11.34-01.12.30
К похожим ритмам и интонациям Кэк-уока, танца, который возник в США и стал популярен в Европе в начале 20 века, Дебюсси обратился чуть позднее: в пьесе “Маленький негритенок”
СЛАЙД № 7 МАЛЕНЬКИЙ НЕГРИТЕНОК (исполняет Пономарева Дарья)
В последующих сочинениях Дебюсси развивает свои новаторские приемы. Светлые, спокойные тона начинают преобладать в его творчестве. Он создает колоритные звуковые пейзажи - знаменитые 24 прелюдии для фортепьяно, открывшие новые перспективы в развитии фортепьянной музыки. СЛАЙД№8 «Девушка с волосами цвета льна».
Если подавляющее большинство композиторов в своей жизни страстно искали славу, то Дебюсси - наоборот. Он ни разу в жизни не бывал на постановках собственных опер и отвергал славу, которая пришла к нему в конце жизни.
Ну а по поводу своей музыки он всегда скромно говорил:
- Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал...
СЛАЙД№ 9 Арабеска (исполняет Валентина Гайсина)
СЛАЙД № 10 (портретРАВЕЛЯ) (ГИПЕРССЫЛКА «Равель»)
Творчество Равеля - одно из сложнейших явлений в истории искусства. Оно, связанное с традициями композиторов предшествующих поколений вместе с тем открыло эпоху нового - современного искусства.
ВИДЕО (Фрагмент из программы о Равеле) 00.28- 01.23
БЕЗ ЗВУКАСЛАЙДЫ (мать и отец Равеля из программы о Равеле) 02.08 – 02.30 Его мать происходила из испанской семьи , а отец из французской, родом из Швейцарии.
В Парижскую консерваторию, согласно тогдашней традиции, Равель поступил рано, в возрасте 14 лет. Первоначально его успехи были связаны с игрой на фортепиано. В 1891 году он получил 1-ю премию на консерваторском конкурсе. Однако пианистом Равель не стал, так как переключился на изучение композиции.
Слайд№ 11 «Павана в честь усопшей инфанты» исполняет камерный ансамбль «Брэвис» рук. Светлана Боровкова
Как любой начинающий композитор, Равель обращается к фольклорным истокам и сознательно начинает изучать народную песню, в том числе и французскую.
Слайд№ 12 ФРАНЦУЗКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ исполняет вокальный ансамбль «Делиция»
В год создания Дебюсси “Детского уголка” М. Равель написал прелестную серию музыкальных “иллюстраций” к сказкам под названием “Моя матушка – гусыня”. Равель очень нежно относился к детям своих давних приятелей Жане и Мими . Для них и было сочинено это произведение.
Название цикла, происходит от имени персонажа французского фольклора, старой сказочницы – Матушки – гусыни. Еще в XVII веке великий сказочник Шарль Перро назвал “Сказками Матушки гусыни” свой знаменитый сборник сказок, основанный на народных преданиях.
Все пьесы – “Павана спящей красавицы”, “Принцесса – дурнушка”, “Красавица и Чудовище”, “Мальчик – с пальчик” и “Сказочный сад” – просты по мелодике и содержат интереснейшие музыкальные находки. Первая пьеса называется “Павана спящей красавицы”. Павана – это церемонный танец XVI – начала XVII вв. ; под медленную музыку которого шествовали кавалеры и дамы в пышных нарядах.
Слайд№13 ПАВАНА СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ исполнители Гозун Юлия и Ольга Лещенко (ГИПЕРССЫЛКА «Равель»)
Равель был очень оригинальной личностью. В его сознании причудливо связывались музыка и механика. Он собрал коллекцию механических игрушек . Старомодные безделушки соседствовали с куклами, механическими птичками, корабликами - точность их движений восхищала композитора …» ВИДЕО (23.00-23.14)
Слайд№ 14 «Арабеска» исполняет дуэт «Модус» Марина Евдокимова, Светлана Боровкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд "Великие имена"
Кроссворд приурочен и может быть использован на уроках истории, посвященных Дню Победы...
Геометрия. Великие имена
В статье представлены материалы о великих математиках от древности до наших дней. С фотографиями и краткой аннотацией их вклада в науку....
Презентация "Великие имена" Людвиг ван Бетховен
Презентация "Л.Бетховен" подготовлена для использования на уроках музыки в 7 классе по материалам изданий "Комсомол...
Урок-викторина по химии "Великие имена: творцы химической науки"
Викторина по теме "Великие имена"...
Урок краеведения в 8 классе на тему "Великие имена музыкального Саратова"
Цель: познакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, певцов, музыкантов Саратова....
урок-игра "Великие имена"
Урок обобщения после изучения творчества Пушкина и Лермонтова...
Кроссворд "Великие имена России"
Кроссворд можно использовать на одной из станций в игре, приуроченной к 12 июня - Дню России...