"Путешествие в страну Оркестрия" (сценарий музыкально-познавательного представления)
материал по теме
Сценарий музыкально-познавательного представления "Путешествие в страну Оркестрия" разработан в рамках реализуемого образовательного проекта "Концертный зал для самых маленьких" в дошкольном образовательном учреждении при поддержки учащихся и преподавателя специального фортепиано Римской Е.В. Мероприятие знакомит воспитанников детского учреждения с музыкальными инструментами оркестра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.doc | 75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«В стране Оркестрии»
(музыкально-познавательное представление)
к Международному Дню музыки
(СЛАЙД 1) В одной музыкальной стране под названием Оркестрия жили – не тужили музыкальные инструменты: скрипка, домра, гитара, клавесин, фортепиано, арфа, валторна. Инструменты жили дружно, а когда играли вместе, внимательно прислушивались к голосам друг друга.
Но вот однажды…
Возник между ними спор – кто же из них самый известный, у кого – самый красивый голос, а, значит, кто в Оркестрии – самый главный?
Первой молвила слово АРФА. (СЛАЙД 2)
- Меня зовут АРФА. Лет мне, пожалуй, тысяч пять – десять, а может быть, и все двадцать… Кто его знает?
Я прекрасно выгляжу для своего почтенного возраста: изящная как крыло гигантской бабочки, смотрюсь по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн.
(СЛАЙД 3) Один ученый монах писал в давние времена, что меня изобрел бог Меркурий, другой ему возражал и говорил, что меня, Арфу, подарил людям сын греческого бога Зевса Амфеон. Голос у меня нежный, ласковый; он журчит, как лесной ручеек, он убаюкивает, он утешает.
А древние египтяне, когда хотели написать слово «прекрасное», представьте, рисовали именно мой портрет.
(СЛАЙД 4) Но если вы спросите, кто же первой изобрел меня, я отвечу так: какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил. Получился многострунный щипковый инструмент. А где много струн – там я, арфа.
(СЛАЙД 5) Есть у меня младшая сестричка, подруга детских лет ЛИРА. Греческий миф рассказывает: Аполлон, сын главного греческого бога Зевса, подарил свою лиру, легендарному певцу Орфею, который и принес ее в мир людей. Орфей играл на лире так, что мог заворожить не только людей: реки останавливали свое течение, птицы, деревья и свирепые животные — все замирали и внимали ее звукам.
Поэтому, я должна быть самой главной!
Послушайте, же мой удивительный голос!
- Видеозапись
Следующей молвила слово СКРИПКА (СЛАЙД 6).
- Мой голос невозможно не узнать! Кто еще из вас, уважаемые инструменты, споет душевнее и слаще, чем я? Кажется, будто к сердцу прикоснулось что-то ласковое, теплое, и сердце притихло от блаженства. Правда?
- (Кузьмина Е.В., Римская Е.В.)
Такой чудесный голос, а откуда же тогда такое скрипучее имя? – спросите вы, ребята?
Как только меня сызмальства не называли! Каждый народ меня по-своему звал. Скрипка — мое русское имя. Может, вам больше нравится Гудок? Меня ведь по-русски в народе так и называют.
(СЛАЙД 7). При игре инструмент держали вертикально, чаще всего опирая его о колено. Смычком водили по всем трем струнам сразу, но мелодию извлекали на третьей струне, а две нижние служили непрерывно тянущейся педалью, бурдоном, как у волынки. Такое, хоть и примитивное, многоголосие было необходимо бродячему музыканту для создания собственного же сопровождения исполняемой мелодии. В ансамблях из нескольких гудков разной величины, а, следовательно, и разного строя, педальные звуки образовывали интересные гармонические сочетания, создавая впечатление звучащего оркестра. Недаром сохранились разнохарактерные названия гудка, соответственно его разновидностям: гудочек, гудок, гудище...
А вообще, меня любили не только в России, я была и остаюсь любимицей народов многих стран.
(СЛАЙД 8) В детстве же была я ужасно легкомысленная. Поверите ли, серьезные музыканты в очень далекую пору с презрением на меня поглядывали: «Ей бы только по танцам шляться» - говорили они. А я танцы всю свою жизнь обожаю и ничуть этого не стыжусь. Где я только не бывала! И в цыганском таборе, и на крестьянском празднике, и в матросском кабачке, и в модном ресторане — где танцы, там и я.
А такой, какая я сейчас, меня сделали примерно три с половиной века назад добрые мастера-волшебники из итальянского города Кремона. Их так и зовут: к р е м о н с к и е мастера. Сколько буду жить — не забуду их имена: Амати, Гварнери и волшебник из волшебников Страдивари. Именно они дали мне голос божественной красоты, а тайну кремонских мастеров так никто до сих пор и не разгадал.. А кремонский мастер Антонио Страдивари был необыкновенный человек. Он трудился с двенадцати лет, сделал тысячи проб и только в шестьдесят лет добился своего — сотворил первый из своих чудо-инструментов. И продолжал делать их, как говорится, до последнего вздоха. Умер великий мастер году в возрасте девяноста двух лет. Многие мастера скрипичных дел старательно изучали работу Страдивари. И у них получалось неплохо, а все равно не так.
В оркестре же играют, как правило, не одна скрипка, а целое семейство из струнных инструментов: скрипка, альт, виолончель и контрабас. И называют их группа струнных инструментов. Именно им в оркестре принадлежит большая часть партий исполняемых произведений.
Действительно, скрипка может стать главной, правда ребята?...
Но тут в спор вмешались Домра и Гитара.
- Как же так? У нас ведь тоже прекрасный голос, и струны у нас тоже есть. Почему это Вы, уважаемая Скрипка, хотите стать главной? Вот послушайте наш рассказ.
Домра (СЛАЙД 9).
- История моя будет печальной, и даже трагичной. Знали меня во времена средневековой Руси. Я была доброй подругой для народных музыкантов и актеров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе зло шутить над боярами и церковью. Это вызвало гнев знатных людей, и в XVII веке скоморохов начали ссылать или казнить. Так же казнили и меня. Значит, я должна была исчезнуть, так же как мои друзья-скоморохи, скажите вы.
А нет, я жива и даже очень хорошо себя чувствую сегодня на сценах всего мира. Кто же меня нашел, спросите вы? В конце XIX века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал очень трудную работу. Он вместе со своим другом С. И. Налимовым по картинкам, которые нашел в Вятской губернии, снова вернул меня к жизни: сделал мне (ПОКАЗ) круглый корпус, гриф средней длины и натянул на гриф три струны. Видите, какая я стала красивая! А какой у меня волшебный голос, хоть он и тихий, его сразу узнаешь из всех вас, уважаемые господа - инструменты! Мой голос рождается тогда, когда музыкант щипает мою струну специальным листочком – медиатором. Струна начинает вибрировать и вы слышите, как я красиво пою. Убедитесь сами!
- Муравская Даша «Ах, Настатья»
Так что, уважаемые господа инструменты, быть мне главной в оркестре!
- Нет, дорогая моя подруга Домра! Так не пойдет! Как же ты могла забыть про меня? – воскликнула ей вслед Гитара.
Главной в оркестре стану Я! (СЛАЙД 10)
Я так же, как и арфа, была популярна еще во II веке до н.э. Мое изображение нашли ученые-археологи на глиняных кувшинах при археологических раскопках в Месопотамии.
Меня хорошо знали в Древней Греции и Древнем Риме, где звали-величали «КИФАРА».
Мой голос лучше всех ваших голосов, уважаемые инструменты! И знаете почему?
Он рождается непосредственно из – под пальцев музыканта, тогда когда он бережно защипывает мои струны.
Посмотрите, (ПОКАЗ) их ровно шесть, натянуты они на грифе, а гриф расположен на изумительной формы корпусе. Такой я стала не сразу.
(СЛАЙД 11) В старину мой корпус изготавливали из высушенной тыквы, панциря черепахи или выдалбливали из цельного куска дерева. И струн у меня было сначала только пять. А вот такой, какой вы видите меня сегодня, я стала, благодаря одному испанскому гитарному мастеру Антонио Торресу, который жил во времена XIX века. Особенно меня всегда любили в Испании, жаркой солнечной стране, где молодые франты пели свои серенады прекрасным испанкам.
Ну что, пришло и ваше время, ребята, послушать мой удивительный голос!
- Изотов Игорь «Калинка»
(СЛАЙД 12) - Стоп, стоп, стоп! - откуда не возьмись, воскликнули Рояль и его отец Клавесин.
Вот уж нет, главными в оркестре будем мы! Рассудите сами.
- У нас есть струны, такие же, как у вас, именно они издают прекрасный голос. Но еще у нас есть белые и черные клавиши, к концам которых крепятся молоточки, как у меня – сказал Рояль, и гусиные перышки, как у меня - произнес Клавесин.
- Отец! – воскликнул Рояль, - ну расскажи же нашу историю! – обратился он к Клавесину.
- Хорошо, тогда слушайте, ребята! – молвил Клавесин.
(СЛАЙД 13) - Еще раз, позвольте представиться, мое французское имя означает клавишный.
Голос у меня негромкий, хрупкий, будто бусинки на стол сыплются. А если сейчас я открою свою крышку, то вы непременно увидите огромное количество струн, их так много, сразу не сосчитать - от коротких тонких до длинных толстых. Кого же я так вам напоминаю? Конечно же, элегантный Рояль.
Ничего удивительного, Рояль (фортепиано), считайте, мне сын родной.
Я ведь сердце ему свое отдал, то есть клавишный механизм. Ради него от личной жизни отказался' Представьте, сто лет молчал — весь прошлый XIX век.
До рождения Рояля и потом, пока он силу не набрал, во времена пудреных париков
— я. Клавесин, был чуть ли не самой заметной фигурой в музыкальном мире. Я был лучшим другом музыкантов. Меня можно было видеть в гостиных, салонах, кабинетах по всей Европе. . . Да, я знаю, что такое слава!
Вы скажите: — Достойная жизнь у вас позади!
— Не обижайте, я не считаю себя музейным инструментом. Я долго молчал, но в начале XX века снова вышел на концертную эстраду. Потому что понял: Клавесин и Рояль не помеха друг другу, — у каждого свой характер и своя музыка. Мне, Клавесину, по сердцу музыка, сочиненная в старые времена специально для меня.
Как же начиналась история инструментов нашей семьи - семьи Клавесинов.
Все началось с простой мысли: не щипать больше струны пальцами, как повелось с древнейших времен, а взамен придумать механизм. Что только не перепробовали хитроумные мастера стараясь усовершенствовать струнный клавишный инструмент! Клавишный Механизм приводил в движение и кожаные лепестки, и смычки из конского волоса. А победило воронье перышко. Именно оно оказалось лучшим материалом для щипания струны, извлекая из нее звук достаточно сильный и красивый.
(СЛАЙД 14) Разные имена мне давали в старину: в Англии называли меня вёрджинал или английской шахматной доской в честь английских мастеров; итальянцы предпочитали имя клавичембало, проще - чембало, что означало: цимбалы (особый струнный щипковый инструмент) с клавишами. Имел он клички крыло и жираф (современный рояль тоже по форме крыло огромной птицы напоминает; жирафом звался инструмент с вертикально расположенными струнами).
(СЛАЙД 15) В немецких землях его знали больше под именем клавир, в переводе — клавишный. И французское название клавесин на клавиши внимание обращало. Французское имя этого инструмента оказалось самым стойким.
А теперь, когда вы все знаете про меня, послушайте, каков мой уникальный голос!
- Видеозапись.
- Ну, а теперь, и ты продолжи, Фортепиано (Рояль) – передал слово Клавесин.
(СЛАЙД 16) - Лично у меня, — подал голос знаменитый инструмент по имени Фортепиано, - все началось с удара. Можно сказать, это был счастливейший удар судьбы.
— О каком ударе, интересно вы говорите, уважаемое Фортепиано? – спросим мы у него.
— Смотрите же!
Деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много — и молоточков, и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно.
Кажется, будто они хотят застать струны врасплох, появляясь в самых неожиданных местах — то поодиночке, то группами. И струны рокочут от бешеных наскоков молоточков, и плачут, будто задетые за живое, и нежно поют под ласковыми прикосновениями. И смеются, и ликуют, и негодуют, и печалятся, и вздыхают. . . Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игра зовется Фортепиано?
— Имя мое, — объяснил инструмент, — от двух итальянских слов: форте и пиано. По-русски меня следовало бы звать Громкотихо.
— Еще, меня называют также Рояль, что в переводе значит королевский.
— Ваше величество! Разрешите поинтересоваться вашей королевской родословной!
— Извольте. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов:
род Струнных,
род Клавишных и
род Ударных.
Мой прямой предшественник, можно сказать, отец родной — благородный Клавесин, который вы, ребята, только что слышали.
От Клавесина я унаследовал свою внешность и сердце — клавишный механизм. Правда, сердце Клавесина билось иначе, чем мое: более бесстрастно и сдержанно — от шипка струн перышками.
Инструмент по имени Цимбалы, можно сказать, моя родная мать. Это натура бесхитростная, вся на виду. Звучит от ударов палочками по струнам. Очень древний инструмент, должен сказать. И сегодня еще живет в некоторых странах, народным считается.
— Я же, появился на свет в 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори. «Голос у тебя, конечно, еще неотесанный, — сказал мне при рождении мастер — но, по сравнению с Клавесином, есть в нем ценный дар: может по необходимости быть громким или тихим. Будешь зваться отныне Фортепиано».
А дальше - композиторы стали мне дарить лучшие свои сочинения, а любители музыки повсюду меня встречали восторженными овациями. И тогда я сказал себе: положение любимого инструмента обязывает. Буду совершенствоваться без устали. И стал я внимательно следить за техническими достижениями. В 1812 году техническая новинка появилась — научились люди тянуть стальную проволоку. Я тут же ее под струны приспособил.
А знаете, с какой гигантской силой струны во мне натянуты? В двадцать тысяч килограммов! От такой нагрузки мой деревянный корпус прямо-таки изнемогал. Что-то, нужно было придумать. К счастью, в середине XIX века научились металлурги плавитъ качественный чугун. Я тут же корпус свой чугунной рамой укрепил. Да разве все расскажешь! Например, для хорошего удара молоточков по струнам я трутовик, то есть древесный гриб, пробовал применить. А в конце концов остановился на особо качественном войлоке. Вы думаете, я появление электричества не заметил? Сразу обратил внимание. И по сей день электричеством и электроникой горячо интересуюсь.
— Да вы само совершенство! Скажите, великолепный Рояль, есть ли у вас хоть один недостаток?!
(СЛАЙД 17) — Откровенно говоря, очень уж я на подъем тяжел и размерами неудобен. В концертных залах прекрасно себя чувствую. А как с моей комплекцией по квартирам ходить? Вот тут-то меня с успехом заменяет мой меньший отпрыск — ПИАНИНО.
Если перевести его имя на русский язык, что-то вроде тихони получится. Но не думайте, не такой уж скромненький инструмент это Пианино. Почти все. что и я делать умеет. Зато комплекция совершено домашняя, всегда себе место в комнате отыщет.
- Ну что же, я готов для вас спеть!
- Абдуллаева Наргиз.
- Ну что это такое, все струны да струны!? Нет уж, вот кто главным буду, так это я! (СЛАЙД 18) – пропела своим мощным бархатным голосом Валторна.
И тут Валторна начала свой рассказ.
— Не буду скрывать своего животного происхождения. В далеком первобытном прошлом я — обыкновенный рог, может, буйвола, а может, дикого барана. Не повезло мне от рождения — телосложение хрупкое и голос, прямо скажу, противный. Но недаром рогатые славятся своим упрямством. Прежде всего — решил я — надо организм укрепить. Пойду-ка я служить в армию.
. . .И вот я на военной службе в руках древнегреческих и древнеримских воинов. Вместо хрупкой кости звонкий металл — медь, бронза. Возмужал я необыкновенно. Имя мое даже в древней легенде осталось.
(СЛАЙД 19) Рыцарский рог назывался о л и ф а н. Он делался из слоновой кости и богато украшался резьбой. Поверженный врагами рыцарь Роланд — говорится в знаменитом рыцарском предании «Песнь о Роланде» — так неистово трубил в свой рог, что жилы на шее у него лопнули, а рог раскололся надвое.
Лесной рог — по-немецки вальдхорн. От этого слова, чуть переделанного на русский лад, — название валторна. В музыкальных произведениях валторна часто и с удовольствием вспоминает свое славное охотничье прошлое.
. . .Пришли времена рыцарей. Дружбу я с ними водил необыкновенную. Участвовал в сражениях, турнирах, псовых охотах, созывал на пир гостей. Каждый уважающий себя рыцарь имел при себе рог.
. . .Еще несколько веков минуло — исчезли рыцари вместе с рыцарским снаряжением. Но только не я. Вид, правда, у меня изменился, стал ближе к нынешнему. А все ради голоса. Он стал ясным, чистым, звонким. В общем, охотники были чрезвычайно довольны мною. И почтальоны тоже, между прочим.
(СЛАЙД 18). . .А как же музыка, спросите вы? Что ж, открою вам роковую тайну. К музыке я тянулся с детства. Но природа наградила весь мой род Медных духовых ужасным недугом — чем-то вроде заикания. Представьте, мы не могли, как другие инструменты, извлекать все звуки подряд. Ученые объяснили: таков закон физики. А разве легче, если причину болезни знаешь? Для коротких призывов и восклицаний природных способностей вполне хватало. А мне петь хотелось! И придумали такое хитроумное приспособление, что смогли мы, духовые, укорачивать и удлинять свое туловище прямо во время игры.
. . .Наконец-то я узнал себе настоящую цену! Композиторы стали дарить мне самые красивые, самые душевные мелодии. И я не боюсь пропустить в них ни единого звука.
Я на виду в духовом оркестре, среди собратьев — Духовых инструментов. Ко мне прислушиваются в симфоническом оркестре — главном собрании всего нашего инструментального населения. Голос мой звучит гордо. Я действительно горжусь своей тысячелетней жизнью. В чем секрет неувядающей молодости — спрашивают у нас, долгожителей? Совершенствуйтесь! — отвечаю я. — Меняйте себя!
- Видеозапись
Но вот, тихо скрипнула дверь концертного зала и появился Человек, в черном фраке, с бабочкой и волшебной палочкой в руке. (СЛАЙД 20).
Я слушал музыку, следя за дирижёром.
Вокруг него сидели музыканты - у каждого особый инструмент,
|
(сто тысяч звуков, миллион оттенков!)
А он один, над ними возвышаясь,
Движеньем палочки, движением руки,
Движеньем головы, бровей, и губ, и тела,
И взглядом, то молящим, то жестоким,
Те звуки из безмолвья вызывал,
А вызвав, снова прогонял в безмолвье.
Послушно звуки в музыку сливались:
То скрипки вдруг польются,
То тревожно
Господствовать начнёт виолончель,
То фортепьяно мощные фонтаны
Ударят вверх и взмоют, и взовьются.
И в недоступной зыбкой вышине
Рассыплются на брызги и на льдинки,
Чтоб с лёгким звоном тихо замереть.
Покорно звуки в музыку сливались!
- Нет среди вас главных, уважаемые господа инструменты! – воскликнул Дирижер.
- Все мы партнеры, но главное - волшебники-музыканты, которые дарят людям такой удивительный мир музыки!!!
- Видеозапись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Сценарий театрализованного представления «Путешествие в страну Неметаллов»
Урок- обобщения в 9 классе. Цель данного представления: в театрализованной форме закрепить знания учащихся 9 класса по теме "Неметаллы", обобщить знания об основных неметаллах....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Грамматики»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы«Путешествие в Страну Грамматики»...
Сценарий "Путешествие в страну знаний" (Театрализованное представление, посвященное Дню Знаний)
Пояснительная запискаНачало учебного года невозможно без проведения торжественной линейки. Сценарий был использован на линейке в ДТС "Пушкинский" в 2018гЦель: создание праздничной ...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе: «Путешествие в страну математика»
Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях....