Совместный проект по приобщению детей к истокам русской культуры "ЭХ, МАСЛЕНИЦА!"
проект по теме
Тема проекта: «ЭХ, МАСЛЕНИЦА!».
Руководители проекта: Данилова Ю.В., Егорова С.Н.
Участники: воспитанницы старшего школьного возраста (группа №3)
Тип проекта: творческий.
Классификация проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1-8занятий).
Этапы работы над проектом
Реализация творческого проекта «ЭХ, МАСЛЕНИЦА!» для детей 14-17 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского образовательного учреждения включает в себя:
1 этап – вводный (мотивационный).
На данном этапе совместно с руководителем формулируется тема, проблема и выдвигаются гипотезы путей решения, определяется результат, продукт. Необходимо задать положительный мотивационный настрой.
- создание проблемной ситуации;
- формулирование темы проекта;
- определение конечного результата.
2 этап – подготовительный.
На данном этапе осуществляется планирование деятельности по замыслу проекта, формулируются задачи, определяется план проводимых мероприятий и возможное объединение по проектным группам.
- разделение участников проекта по проектным группам, распределение обязанностей;
- просмотр и обсуждение документальных зарисовок по теме проекта о русских традициях и обычаях;
- определение сроков проводимых мероприятий проекта;
- поиск и сбор необходимой информации.
3 этап – основной:
Реализация проекта. Сбор необходимого материала, переработка и структурирование полученной информации, изготовление и оформление продукта:
- поиск русских народных песен, игр, забав через интернет-ресурсы и книги;
- сочинение и поиск частушек;
- разучивание частушек, закличек, пословиц;
- рисование плакатов по теме проекта;
- изготовление сувениров-оберегов и бижутерии ручной работы для проведения ярмарки-продажи;
- теоретические и практические занятия;
- фоторепортаж этапов проекта;
- создание пригласительного буклета и мультимедийной презентации.
4 этап – заключительный:
Обсуждение результата, выбор формы презентации, подготовка презентации, самооценка и самоанализ деятельности. Защита проекта.
- выбор формы представления проекта; выпекание блинов; оформление места проведения праздничного гуляния;
- защита проекта, встреча гостей, проведение праздника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт проекта "ЭХ,МАСЛЕНИЦА!" | 41.83 КБ |
Конспекты всех занятий по проекту "ЭХ,МАСЛЕНИЦА!" | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Специальный (коррекционный) детский дом № 23.
ул. Большая Зеленина д.30, лит.Б, Санкт-Петербург 197110 телефон/факс (812) 235-08-49, E-mall: dd23_spb@mail.ru
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ
по приобщению детей к истокам русской культуры
«ЭХ, МАСЛЕНИЦА!»
Авторы: Егорова С.Н. - воспитатель высшей квалификационной категории;
Данилова Ю.В. - воспитатель I квалификационной категории
Санкт-Петербург
2013 год
Пояснительная записка.
В настоящее время складывается ситуация, когда только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам может воспитать в них уважение к русским традициям как к общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танцах, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Также, приобщаясь к народным истокам, у детей формируются такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие, верность слову, собранность и патриотизм.
Всего этого можно достичь через грамотно организованную проектную деятельность, основной целью которой является стимулирование самостоятельности при решении разнообразных задач с предварительным обучением умениям и навыкам постановки проблемы, целеполагания.
Творческий проект по приобщению детей к истокам русской культуры в условиях специального обучения и воспитания, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов, но нацелен на решение социальных задач. Творческий проект всегда способствует раскрытию творческого начала у каждого ребёнка в различных направлениях и с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и уровня их знаний и умений. А так же присутствует возможность создания ситуации успешности для каждого воспитанника путём постановки задачи, решение которой доставит удовлетворение именно ему. Для этого потребуется немалый профессионализм воспитателя, умение увидеть, распознать интересы и предрасположенность каждого участника проекта. И самое главное, что роль воспитателя видна через совет, своевременную помощь и сводится к тому, чтобы создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
Начало работы над творческим проектом по привитию народных традиций, определило желание детей не просто печь блины и угощать ими, а узнать и рассказать другим о происхождении слова масленица, для чего пекут блины и как веселится и отдыхает народ на масленичные гулянья. Для достижения желаемого результата девочками с помощью воспитателей были поставлены цель и задачи. Каждая из воспитанниц выбрала для себя участие в той или иной проектной группе и определила путь решения поставленной задачи. Девочки изучили историю возникновения этого праздника и поняли, что Масленица проходит весело, доставляет детям и взрослым радость, ощущение раскрепощённости, сопричастности к действу. Все участницы проекта стремились к разработке и проведению праздничного гуляния по истокам русских традиций, с созданием радостной атмосферы, которая побуждает к самовыражению в различных видах деятельности: участию в народных играх, хороводах, пении песен-кричалок, частушек, отгадывании загадок, игре на народных инструментах, выпекании блинов. Для этого были найдены и разучены частушки, выбраны игры, забавы и песни, приготовлены костюмы и плакаты, изготовлены куклы-обереги и бижутерия ручной работы, выполнены лоток для ярмарки-продажи и шест с колесом для хоровода, создано чучело, выпечены блины, разработана презентация с фотографиями этапов воплощения проекта и разработан и выпущен пригласительный буклет. Буклеты вручены всем службам детского дома и педагогам школ, в которых занимаются наши ребята.
Желание создать общее радостное настроение, которое сплачивает как детей, так и педагогический коллектив, привело к самостоятельной поисковой деятельности, реализации творческих идей, развитию чувства взаимопомощи и поддержки, а так же к развитию организаторских способностей.
Паспорт проекта.
Тема проекта: «ЭХ, МАСЛЕНИЦА!».
Руководители проекта: Данилова Ю.В., Егорова С.Н.
Участники: воспитанницы старшего школьного возраста (группа №3)
Тип проекта: творческий.
Классификация проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1-8занятий).
Сроки реализации проекта: 15 января – 15 марта.
Цель:
создание благоприятных условий для развития познавательной активности, самостоятельной деятельности, творчества каждого ребенка, через изучение истоков русской культуры.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с масленичными обрядовыми традициями;
- формировать целостное представление о празднике, как носителе культурных обычаев русского народа;
- формировать умение самостоятельной работы с различными информационными источниками;
- способствовать обобщению и систематизированию полученных знаний.
Воспитательные:
- приобщать к миру народной культуры;
- воспитывать устойчивый интерес к народным традициям, нравственно-патриотические позиции;
- воспитывать умение сообща решать поставленные задачи и работать в группе.
Коррекционно-развивающие:
- максимально полное раскрытие индивидуальности каждого ребёнка с учётом структуры и глубины дефекта развития;
- развитие чувства ответственности за результат общего труда;
- развитие фантазии и неординарности мышления, развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти;
- развитие коммуникативных навыков в процессе взаимодействия воспитанниц.
Реализация творческого проекта «ЭХ, МАСЛЕНИЦА!» для детей 14-17 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского образовательного учреждения включает в себя:
1 этап – вводный (мотивационный).
На данном этапе совместно с руководителем формулируется тема, проблема и выдвигаются гипотезы путей решения, определяется результат, продукт. Необходимо задать положительный мотивационный настрой.
- создание проблемной ситуации;
- формулирование темы проекта;
- определение конечного результата.
2 этап – подготовительный.
На данном этапе осуществляется планирование деятельности по замыслу проекта, формулируются задачи, определяется план проводимых мероприятий и возможное объединение по проектным группам.
- разделение участников проекта по проектным группам, распределение обязанностей;
- просмотр и обсуждение документальных зарисовок по теме проекта о русских традициях и обычаях;
- определение сроков проводимых мероприятий проекта;
- поиск и сбор необходимой информации.
3 этап – основной:
Реализация проекта. Сбор необходимого материала, переработка и структурирование полученной информации, изготовление и оформление продукта:
- поиск русских народных песен, игр, забав через интернет-ресурсы и книги;
- сочинение и поиск частушек;
- разучивание частушек, закличек, пословиц;
- рисование плакатов по теме проекта;
- изготовление сувениров-оберегов и бижутерии ручной работы для проведения ярмарки-продажи;
- теоретические и практические занятия;
- фоторепортаж этапов проекта;
- создание пригласительного буклета и мультимедийной презентации.
4 этап – заключительный:
Обсуждение результата, выбор формы презентации, подготовка презентации, самооценка и самоанализ деятельности. Защита проекта.
- выбор формы представления проекта; выпекание блинов; оформление места проведения праздничного гуляния;
- защита проекта, встреча гостей, проведение праздника.
Формы представления проекта:
- презентация;
- пригласительный буклет;
- проведение праздника Масленица
Критерии успеха работы над проектом:
- получены новые знания;
- участники проекта объединены в проектные группы, способные на дальнейшую самостоятельную деятельность;
- обеспечено личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с детьми;
- достигнут конечный результат;
- информация о проекте распространена.
Критерии возможного риска при реализации проекта:
- возможны некоторые поведенческие реакции связанные с особенностями развития воспитанников.
Распределение участников проекта по проектным группам
Ф.И.О. | Этап проекта и пути их реализации |
Все девочки | Вводный (мотивационный) этап Беседа «Почему Масленица называется Масленицей?» |
Все девочки | Подготовительный этап Просмотр и обсуждение документальных зарисовок по теме проекта о русских традициях и обычаях. |
Копылова Анастасия Белова Вероника | Основной этап Работа с компьютером. Поиск в интернете информации по теме проекта, частушек, песен, игр. |
Миронова Людмила | Основной этап Практическое занятие: Изготовление деревянного лотка для ярмарки и палки с колесом для хоровода. |
Белова Анастасия Лебедева Ксения Мельникова Анастасия | Основной этап Практическое занятие: Изготовление бижутерии из стекла для ярмарки. |
Копылова Анастасия Белова Вероника | Основной этап Репортажная съёмка всех проектных частей. |
Все девочки | Основной этап Теоретическое занятие: Беседа «Русские народные игры – забавы» |
Дианова Анна Копылова Анастасия Миронова Людмила | Основной этап Практическое занятие: Изготовление тряпичных кукол-оберегов для ярмарки |
Белова Вероника Миронова Людмила Смирнова Дарья | Основной этап Практическое занятие: Изготовление костюмов и праздничных атрибутов |
Все девочки | Основной этап Теоретическо-практическое занятие: «Изготовление чучела». |
Белова Вероника | Основной этап Изготовление конкурсных жетонов (в виде блина) |
Мельникова Анастасия | Основной этап Работа с компьютером. Выполнение пригласительных буклетов. |
Копылова Анастасия | Основной этап Работа с компьютером. Подготовка презентации. |
Белова Вероника Смирнова Дарья | Основной этап Изготовление и закрепление пригласительного плаката. Изготовление праздничных вывесок. |
Белова Анастасия Лебедева Ксения Мельникова Анастасия Миронова Людмила | Основной этап Вручение пригласительных буклетов во все школы (которые посещают наши воспитанники), а так же в структурные подразделения детского дома. |
Все девочки | Основной этап Теоретическое занятие: «Блины. Способы их изготовления» |
Все девочки | Заключительный этап Выпекание блинов в большом количестве. Подготовка костюмов. Оформление спортивной площадки для празднования Масленицы (флажками, шарами, плакатами). |
Все девочки | Заключительный этап Защита проекта. Встреча гостей. Проведение Масленичных гуляний. Сжигание чучела, катание на лошадях. |
Преимущества групповых проектов:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества,
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,
- на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования повышает мотивацию и положительно влияет на самооценку ребёнка.
Темы занятий изучаемые при реализации проекта:
Беседа «Почему Масленица называется Масленицей?»
Цель: Формировать познавательную активность на изучение культурного богатства русского народа.
Просмотр и обсуждение документальных зарисовок по теме проекта о русских традициях и обычаях.
Цель: Знакомить с масленичными обрядовыми традициями, формировать целостное представление о празднике как носителе культурных обычаев народа.
Беседа «Русские народные игры – забавы»
Цель: Дать общее представление о русских народных играх – забавах.
Теоретическо-практическое занятие «Изготовление чучела»
Цель: Учить изготовлению обрядовой куклы.
Беседа «Блины. Способы их изготовления»
Цель: Формировать представление о рецептах и способах приготовления традиционных русских блинов, а также их начинках.
Сценарий праздничного гуляния «ЭХ, МАСЛЕНИЦА!»
Цель: Закрепление полученных знаний о проведении традиционных масленичных гуляний, через максимальное раскрытие индивидуальности и самореализацию каждого воспитанника.
Лист регистрации присутствующих на мероприятии
____________________________________________________________
____________________________________________________________
№ | Фамилия, имя, отчество присутствующего | Место работы, должность. | Подпись | ||||
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры "На героя и слава бежит"
Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе.Составила: Стеблиненко Г.Э....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Консультация для родителей...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница»
В нашей школе активно действует творческое объединение «Русская забава», где мы поем народные песни, проводим фольклорные праздники и, конечно же, наряжаемся в русские народные костюмы. Но для проведе...
Тематическое планирование по приобщению детей к истокам русской народной культуры » на 2020-2021 учебный год
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержан...
Анкета для родителей "Приобщение детей к истокам русской культуры"
Анкета для родителейПриобщение детей к истокам русской культуры1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:1) как жили наши предки?2) какими ...
"Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания"
quot;Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания"...
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Технология приобщения к истокам русской народной культуры...