"Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания"
статья по музыке
"Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_4.04.2022g._priobshchenie_detey_k_istokam_r.nats_.kultury.docx | 25.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» городского поселения - г. Семилуки Воронежской области
«Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания»
Музыкальный руководитель:
ВКК Нечаева Н.В.
г. Семилуки
2022год
Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания»
Цели:
- Воспитание детей в традициях отечественной народной культуры;
- Формирования любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;
- Формировать целостное восприятие народной культуры.
этой цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- Формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования;
- Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры,
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Актуальность.
- Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира.
- Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой
Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа.
Важное место в жизни человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей, познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира. Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, музицирование на народных инструментах - эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.
Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Только в результате научного анализа они различаются как отдельные способности. Поэтому не может быть одной способности при полном отсутствии других. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе, так же как не может существовать одна сторона деятельности без деятельности в целом.
Сегодня все больше возрастает интерес к народному творчеству, к его истокам, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни одни другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский.
На музыкальных занятиях я стараюсь использовать русские народные поговорки, потешки, загадки. Часто использую русские народные песни для исполнения, хороводы, русские народные игры, что является приобщением детей к нравственно-эстетическим ценностям.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
В своей музыкально-воспитательной работе я стараюсь использовать материал песенного фольклора, так как русские народные песни формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений. Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным, гостеприимство, трудолюбие, чуткость. Кроме того, развитие творческой активности на основе музыкального фольклора в пении ведет к более активному музыкальному развитию: дети произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением. С помощью русских народных произведений происходит путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным.
Творческая активность с использованием музыкального фольклора в музыкально-ритмических движениях формирует умение комбинировать движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, слово.
Музицирование для детей является интересной и увлекательной деятельностью. Большой интерес у детей вызывает игра на народных музыкальных инструментах. Исполнительство на народных музыкальных инструментах следует рассматривать как модель проявления и становления музыкальных задатков детей, вовлечения их в активную музыкальную деятельность.
Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.
В своей практике я использую наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. В зависимости от характера произведения использую для оркестра такие инструменты, как: колокольчик, погремушка, бубен.
Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей. В своей практике я так же использую игру на ложках. Детям очень нравится играть в таком ансамбле. Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Детей побуждает прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать главную тему произведения,и не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.
Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с детьмии, игра небольшими группами (по 2—3 человека). Затем детей объединяю в подгруппы.
При обучении детей игре на народных инструментах (как сольной, ансамблевая, оркестровая игра) развиваю их музыкально-творческие и исполнительские способности, расширяя при этом представления детей о разнообразии жанров устного народного творчества, воспитываю интерес и любовь к музицированию, развиваю у детей творческую активность и художественный вкус; приобщаю к инструментальной народной музыке.
Музицирование позволяет развивать у детей координации музыкального мышления и двигательных функций организма, фантазии и творческих способностей, музыкального вкуса, понимать и любить музыку.
У детей повышается интерес к музыкальным занятиям, они с большим удовольствием и радостью принимают участие не только на праздниках, проводимых в детском саду, но и стали участниками городского конкурса «Цветик - Семицветик», который проводится ежегодно в нашем городе
Музицирование на народных инструментах позволяет решать, как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста. В произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и последовательного обучения детей.
При обучении детей игре на народных инструментах (как сольной, ансамблевая, оркестровая игра) развиваю их музыкально-творческие и исполнительские способности, расширяя при этом представления детей о разнообразии жанров устного народного творчества, воспитываю интерес и любовь к музицированию, развиваю у детей творческую активность и художественный вкус,что является приобщением к инструментальной народной музыке.
Таким образом, игра на музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности детей.
Как итогом является выступление на праздниках, развлечениях.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции.
На занятиях мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Пасха».
Обобщая сказанное, хочется отметить, что приобщение детей к истокам народной культуры на занятиях музыки является средством воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых для личностной культуры ребенка. Есть особая педагогика – народная. Она требует атмосферы свободы, импровизации, профессионального мастерства. Она побуждает ребенка и педагога к восприятию духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе.
Таким образом, приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях является неотъемлемой частью всей системы музыкального воспитания дошкольников.
Список используемой литературы:
- Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2004
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990
- Морева Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении. М., 2004
- Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. М., 2001
- Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000
- Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками // Дошкольное воспитание, 2000, № 9 с. 101
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместный проект по приобщению детей к истокам русской культуры "ЭХ, МАСЛЕНИЦА!"
Тема проекта: «ЭХ, МАСЛЕНИЦА!».Руководители проекта: Данилова Ю.В., Егорова С.Н.Участники: воспитанницы старшего школьного возраста (группа №3)Тип проекта: творческий. Классификация проекта:...
Тематическое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры "На героя и слава бежит"
Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе.Составила: Стеблиненко Г.Э....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Консультация для родителей...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница»
В нашей школе активно действует творческое объединение «Русская забава», где мы поем народные песни, проводим фольклорные праздники и, конечно же, наряжаемся в русские народные костюмы. Но для проведе...
Тематическое планирование по приобщению детей к истокам русской народной культуры » на 2020-2021 учебный год
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержан...
Анкета для родителей "Приобщение детей к истокам русской культуры"
Анкета для родителейПриобщение детей к истокам русской культуры1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:1) как жили наши предки?2) какими ...
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Технология приобщения к истокам русской народной культуры...