«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
консультация на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_teme.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по теме:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.
Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это высшее проявление воспитанности.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию.
Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество (фольклор) – это неисчерпаемый источник любви к Родине, патриотического воспитания.
Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.
Вводить элементы народной культуры в детскую жизнь надо естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоваться русскими народными выражениями, достаточно, если дети понимают связь пословицы с действием, например: «Поспешишь, людей насмешишь», «Не сиди, сложа руки, не будет и скуки».
Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено лишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня, и современная литература, и игрушка и т.п. Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические составные части единого целого.
Какими же средствами мы можем приобщить детей к истокам русской народной культуре?
- Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок.
- Рассказывание легенд и преданий.
- Разучивание песен и танцев нашего народа.
- Воспитание и уважение к родительскому дому.
- Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.
- Бережное отношение к родной природе.
- Знакомство с художественными промыслами своего народа.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, оно доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально - положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык
Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Фольклор - это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода.
По материалам:
Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством».
Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры "На героя и слава бежит"
Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе.Составила: Стеблиненко Г.Э....
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница»
В нашей школе активно действует творческое объединение «Русская забава», где мы поем народные песни, проводим фольклорные праздники и, конечно же, наряжаемся в русские народные костюмы. Но для проведе...
Адаптивная программа «Народная кукла» - как средство приобщения ребенка к истокам русской народной культуре»
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...
Тематическое планирование по приобщению детей к истокам русской народной культуры » на 2020-2021 учебный год
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержан...
"Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания"
quot;Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания"...
«Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
- Формировать представления о фольклоре, уважение, интерес к народным промыслам, народному искусству...
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Технология приобщения к истокам русской народной культуры...