Русские посиделки «Выбираю деревню на жительство…»
методическая разработка по теме
Предмет: краеведение.
Тема: «Выбираю деревню на жительство»
Форма проведения: посиделки.
Цель: познакомить детей и подростков с музейной коллекцией предметов крестьянского быта.
Задачи:
1. Развивать умение вести беседу.
2. Закрепить навыки коллективной деятельности.
3. Воспитывать уважительное отношение к прошлому.
Возрастные рамки: дети, подростки.
Место проведения: МЦД(п).
Методы и приемы: сюжетно-ролевая игра, наглядность, позиция роли взрослого рядом с детьми, погружение в прошлое, использование музейных предметов.
Предметный ряд и оборудование: костюмы действующих лиц, экспонаты экспозиции интерьерного плана «Как живали в старину».
Подготовка детей:
При подготовке мероприятия создаю ситуацию ответственности и
самостоятельности у детей, учитывая при этом их возрастные особенности (оформление зала, репетиционный процесс, подготовка мастер – класса, приглашение гостей, …)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_posidelki.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Ханты-Мансийского района
«Центр детский (подростковый) п. Луговской»
Русские посиделки
«Выбираю деревню на жительство…»
Автор: педагог дополнительного образования
Ядыкина Анна Владимировна
Место работы: муниципальное казенное
образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Ханты-Мансийского района
«Центр детский (подростковый) п. Луговской»
Адрес: п. Луговской, ул. Ленина, д.45,Тюменская область,
Ханты-Мансийский автономный округ,
Ханты-Мансийский район, телефон: 8-346-73-78-064
2013г.
Предмет: краеведение.
Тема: «Выбираю деревню на жительство»
Форма проведения: посиделки.
Цель: познакомить детей и подростков с музейной коллекцией предметов крестьянского быта.
Задачи:
1. Развивать умение вести беседу.
2. Закрепить навыки коллективной деятельности.
3. Воспитывать уважительное отношение к прошлому.
Возрастные рамки: дети, подростки.
Место проведения: МЦД(п).
Методы и приемы: сюжетно-ролевая игра, наглядность, позиция роли взрослого рядом с детьми, погружение в прошлое, использование музейных предметов.
Предметный ряд и оборудование: костюмы действующих лиц, экспонаты экспозиции интерьерного плана «Как живали в старину».
Подготовка детей:
При подготовке мероприятия создаю ситуацию ответственности и
самостоятельности у детей, учитывая при этом их возрастные особенности (оформление зала, репетиционный процесс, подготовка мастер – класса, приглашение гостей, …)
(Наигрыш песни «Хлеб всему голова».
Гости входят в зал оформленный в стиле русской избы, где их встречает хозяйка)
Гость: День добрый, хозяюшка!
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие! (кланяется)
Хозяйка:
Проходите, гости дорогие. Красному гостю – красное место на наших посиделках
( Помогает гостям занять свои места в зале)
Помощница :
Дай бог тому, кто к нашему дому,-
Дорогим гостям, милым детушкам.
Наделил бы вас господь
И житьем, и бытьем, и здоровьицем.
(В зале гаснет электрический свет)
Хозяйка:
Мы пригласили вас на посиделки, чтобы вспомнить с вами традиции, обряды и устное народное творчество. В них история России, ее мудрость, красота и сила. Наш долг – сохранить все это наследие.
Погаси электрический свет,
Теплым воском пусть плавятся свечи.
Поплывем вспять течению лет
В чьи – то страсти, разлуки и встречи.
Мы откроем старинный сундук,
Пыль времен отряхнем мы с событий,
Чтоб забытый таинственный звук
Из реки дней ушедших к нам вытек.
Помощница :
Раньше в каждой деревне любила молодежь собраться, посидеть, чтоб себя показать и других посмотреть. Назывались такие вечера посиделками, и проходили они в доме с просторной горницей, где хозяйкою была одинокая женщина, которая пользовалась уважением и почетом среди окружающих.
Хозяйка:
Она многое знала, умела, любила песни петь, хороводы водить, бывальщину рассказывать. Посиделки были праздником для деревенских девушек и парней.
Помощница :
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлым небосводом –
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
Хозяйка:
А играли как! В лошадки!
Ах, лошадки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!
(В зале включается электрический свет, дети с песней «Выйду на улицу» входят в зал, проходят до сцены и рассаживаются на лавки. Девушки рассаживаются, каждая начинает заниматься принесенным с собой рукоделием: вязанием, вышиванием, бисероплетением и т.д.и одновременно ведут разговор с хозяйкой)
Девушка 1:
Здравствуй, хозяйка. Здравствуйте, ребятушки. Мир вам и мы к вам.
Хозяйка:
Давно поджидаем, гдей-то вы, красавицы, загуляли?
Девушка 2:
А мы покуда пирогов напекли, семечек поджарили, вот и пришли.
Хозяйка:
Ой, касатушки мои дорогие, у меня самовар давно готов. А что ж мальцов с вами нет?
Девушка 1:
Не споткнуться, прибегут. Была бы роща, а соловьи найдутся!
(Звучит фонограмма русской народной музыки)
Помощница :
На посиделки заглядывали и парни, которые выбирали себе будущих невест. Как вы думаете какую девушку выберут в жены – трудолюбивую, умелую или ленивую, нерадивую?
А еще какой должна быть девушка? Правильно, скромной, ласковой, веселой. Про хорошую невесту говорили: «И лицом бела, и с очей весела»
(За дверью слышится гармонь, смех, топот, раздается стук в дверь. Входят парни играют на трещетках, ложках, несут капусту)
Парень 1:
Луговская –то деревня вон, под горочкой стоит,
Да не по горочке, по дролечке ретивое болит.
Парень 2:
Луговскую деревеньку я не хаю, не хвалю,
Полюбил я ягодиночку на самом на краю.
Парень 1:
Кукарекнул петушок посреди болотика,
Эй, девчата, мы идем – откройте – ка воротика.
Парень 1:
Здравствуйте, хозяева, а нас вы не ждали?
Хозяйка:
Ждали, ждали, все жданки съели.
Парень 2:
А коли ждали, так и дождались.
Хозяйка:
Зачем вы к нам пожаловали, да такие нарядные.
Парень 1:
Пришли мы песни петь, да плясать, себя девчатам показать.
(подмигивают все присутствующим, заигрывают с ними;, все визжат, разбегаются, шушукаются)
Парень 2: (одергивает первого)
Да ты что! Мы вовсе не за этим пришли. Нам бы капустку посолить. Может вы поможете?
Девушка 2:
Конечно, конечно, касатики!
(ребята обращают внимание на девчат)
Девушка 1:
Да ты что хоть говоришь – то. Капусту добры люди давно уж посолили, да и «Капустница» - обряд такой есть, давно уж прошел. Он приходится на ВОЗДВИЖЕНИЕ – один из церковных праздников, который отмечается 27 сентября. А за этим ли вы пришли!?
Парень 1: (подмигивает второму парню)
Опоздали мы знать, да и бог с ней с капустой! (машет рукой)
Парень 2: (Обращается к девушкам)
Здорово красивые!
Девушка 2:
Сами то больно хороши!
Парень 1:
Что ж вы, девки, губы жмете,
Аль хороших ребят ждете? (наступают на девчат)
Девушка 1:
Нам хороших не дождаться
Они рано спать ложатся. (подергивает плечами и отворачивается)
Помощница:
Ох, по избе – то парни ходют,
Они ходют, гуляют,
Девчат выбирают.
(Парни рассаживаются между девчатами, шушукаются с ними)
Хозяйка:
Вы, конечно, присмотритесь,
Но не торопно ведь вам.
Потрудиться не хотите (парни с готовностью кивают головами)
Если так, то по местам.
Всегда на Руси труд был в почете. Поэтому даже на посиделки девушки брали с собой какую – нибудь ручную работу. Монотонная, однообразная сама по себе, эта работа уже не казалась такой скучной за разговором, песней, шутками.
(Мастер класс по изготовлению куклы)
Хозяйка:
Припасли мы для вас забавушек на разный вкус: кому сказку, кому песенку, а кому и потешки расскажем:
Любят русские потешки.
Это добрые насмешки.
Вечерочком собирались,
Друг над другом потешались.
Девушка 1: (толкает парня и говорит)Тит – тит, пойдем молотить
Парень 1: У меня спина болит
Девушка 1:Тит, а пойдем мед пить
Парень 1: Дай быстрее шапку схватить
Девушка 2: (толкает парня и говорит)Федул, что губы надул?
Парень 2: Да кафтан прожег.
Девушка 2: Зачинить можно!
Парень 2: Да иглы нет.
Девушка 2: А велика дыра?
Парень 2: Да один ворот остался.
Девушка 1: (толкает парня и говорит) Где ты сейчас, брат Иван был?
Парень 1: В горнице.
Девушка 1:А что делал?
Парень 1: Помогал Петру.
Девушка 1:А Петр что делал?
Парень 1: Да на печи лежал.
Девушка 2: (толкает парня и говорит)
Фома, а что ты вчера из леса долго не шел?
Парень 2: Медведя поймал.
Девушка 2: Так вел бы медведя.
Парень 2: Да он не шел.
Девушка 2: Ну, так сам бы шел.
Парень 2: Да он меня не пускал.
Хозяйка:
А еще очень любили загадки друг другу загадывать. В них, придуманных народом, очень точно характеризуется тот или иной предмет. Каждая загадка – это испытание на сообразительность и наблюдательность. А вы наблюдательны? Тогда попробуйте отгадать наши загадки о предметах, которые можно найти в нашей горнице.
Помощница :
На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел –
Семью кормил (Глиняный горшок)
Хозяйка:
Два брюшка,
Четыре ушка. (Подушка)
Помощница :
Стоит попадья
Поясами подпоясанная
Маслом вскормленная (Маслобойка)
Хозяйка:
В избе – изба, на избе – труба
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)
Помощница :
Никогда не ленятся.
И ночь работают,
И день работают.(Часы)
Хозяйка:
Ой, да какие молодцы вы, все загадки разгадали. А покажите, какие вы умные. Продолжите поговорки:
Век живи,…………..(век учись).
Дареному коню,………….(в зубы не смотрят).
Как аукнется,………….(так и откликнется).
Любишь кататься,……………(люби и саночки возить).
В гостях хорошо,…………..(а дома лучше).
Хозяйка:
Гости мои дорогие, вы уже убедились, сколько у нашего народа фантазии, юмора и выдумки! Особенно это проявляется в небылицах.
Парень 1:
Ездил я на ярмарку,
Видел там диковинку:
Коза муку продает,
Козел отмеряет.
Маленький козленок
В скрипочку играет
Девушка 1: (смеется и машет рукой на парня)
Ха – ха - ха, да ну тебя!
Парень 2:
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу.
Да работы не нашел
Сам заплакал и ушел.
Девушка 2: (удивленно)
Не может быть?!
Парень 1:
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Девушка 1: (разводит руками)
Вот так выдумал!
Хозяйка:
Ребята, как вы думаете, что же такое небылицы?
(Ответы детей)
Хозяйка:
Правильно, небылицы – это вымысел, то, чего не может быть. Все об этом знали, но все равно было весело и забавно слушать эти смешные стишки.
Много нового сегодня вы узнали,
Но еще не станцевали.
Помощница :
Раздайся, народ!
Меня пляска берет!
Пойду, попляшу,
Всех на танец приглашу! (Выводит гостей на танец)
(Песня «Калинка» и русский народный танец с приглашением гостей)
Хозяйка:
Спасибо, гости дорогие, вы нас очень порадовали танцем.
Делу – время, потехе - час.
Кто хочет поиграть сейчас?
(Ответы ребят)
Девушка 1:
И так, русская народная игра «Захарка»
Девушка 2:
Русская народная игра «Лошадки»
Помощница :
Русская народная игра «Капуста»
Девушка 1:
Русская народная игра «У медведя во бору»
Девушка 2:
Русская народная игра «Мед и сахар»
Помощница :(стоит на сцене)
Наигрались мы с вами, да напрыгались от души, а значит, и проголодались пора бы уже и чаем побаловаться, да подкрепиться.
(Обращается к печке, стоящей на сцене)
Хозяйка:
Ой ты, печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
(В зал входят помощницы, девушки и парни, в руках у которых подносы с выпечкой.
Расставляют все снадобье на столы и помогают гостям занять свои места за столами)
Хозяйка: (подходит к столам и обращается к сидящим гостям)
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов – не найдете едоков!
Хозяйку потешьте, пирогов моих поешьте!
(Хозяйка читает памятку, обращаясь к гостям)
«Живите здорово, живите богато!
Дай вам боже, что и нам тоже:
Мерку жита, кусок сала,
Корец яиц, да и этого мало.
Жить поживать, да добра наживать!
Без зла и без вихря, без всякого лиха
Чтоб было светло, чтоб было тепло.
Чтоб свое водилось, да и нам хватило»
Самоанализ:
В последние десятилетия педагогами и психологами, особенно теми, кто работает в системе дополнительного образования, а также среди музейных работников все чаще употребляется термин — музейная педагогика.
Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Предметом же изучения музейной педагогики являются культурно-образовательные аспекты.
Так, в ходе мероприятия «Русские посиделки» я обращала внимание на развитие представлений детей о мире, истории, способности наблюдать и классифицировать информацию. Использовала активные формы познания: свободный обмен мнениями, ролевые и творческие задания. При этом познакомила с музейными коллекциями, которые стимулируют сопереживание, эмоционально обогащают духовный мир детей и подростков, учат понимать прекрасное.
Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музей для детей и руками детей», перенеся центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, «делания» музея, который по существу является постоянным, не имеющим завершения.
Потенциал музея мне видится в следующем:
- музей — это ближайшее к ребенку музейное пространство, в наибольшей степени
открытое чувственному познанию, способствующее формированию самосознания
школьника в мире Музея;
- музей — это мир, где отвлеченные факты истории и культуры «индивидуализируются»
личностью ребенка, становясь предметами «ближайшего окружения» школьника, где
закладываются основы деятельной гражданской позиции;
- музей — это пространство, максимально открытое не только для познавательной
деятельности ребенка, но и для его творческой созидательной активности. Этим
обусловливаются предпосылки культурологического восприятия мира,
приобретается необходимый опыт культурного диалога с прошлым;
- музей — это и возможность диалога всех заинтересованных участников
образовательного процесса: родителей, педагогов, музейных сотрудников,
общественности.
Музей - результат длительного систематического и разностороннего изучения родного края. В нём накапливаются материалы, отражающие историю края, его этнографию, природные богатства, экономику, историю школы. Кроме того, он является одной из форм работы по развитию творческой и общественной активности учащихся, призванный способствовать осуществлению комплексного подхода к воспитанию и обучению .
Бытовые проблемы настоящего времени ввергают в уныние не только взрослых, но и детей. А это состояние не свойственно детской душе. Энергию и естественную любознательность детей необходимо направлять в полезное русло. Для нашего центра им стало краеведение, открывающее большие возможности для проявления творческих способностей учащихся. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края способствует нравственно-эстетическому воспитанию юных, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции учащихся. Занятия краеведением заинтересовывают ребят в приобретении новых знаний об окружающем мире, знакомят с героическими делами современников, приобщают к культуре умственного труда, способствуют формированию характера и воспитанию гражданских чувств учащихся.
Знание жизни родного края, его истории, природы людей, традиций, условий помогает верно оценивать происходящие события.
Методы, которые я использовала в данном мероприятии целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Методы по преимущественному источнику получения знаний:
• Словесные — формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.
• Наглядные — формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.
• Практические — формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:
• Репродуктивные — формы овладения учебным материалам, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.
• Объяснительно-иллюстративные — формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде».
• Проблемно-поисковые — организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей.
Таким образом, система методов весьма разнообразна, в ходе мероприятия она постоянно видоизменялась
Воспитанники усвоили понятия «прошлое», «настоящее», «память», «гражданственность», «патриотизм», приобщились к музейной культуре.
Общение с детьми строилось таким образом, чтобы их основные достоинства и особенности были подчеркнуты, и он воспринят как некая ценность.
К детям пришло осознание того, что предметы могут вернуть человека в далекое прошлое, рассказать много интересного о том времени, когда нас еще не было.
Образы исторических предметов и явлений в работе со школьниками просты, всегда конкретны. Они составляют необходимый фундамент для дальнейшей систематической работы по формированию исторического сознания. Важно, чтобы ребенок не только погрузился в мир представлений о прошлых эпохах, но и связал их с системой ценностей собственного мира.
«Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне сделать — и я научусь», — эту мудрость я стараюсь использовать в своей работе, приобщая, таким образом своих воспитанников к общенациональной культуре.
Обобщая выше сказанное можно сделать вывод, что с помощью краеведения надо стремиться, не просто собирать необходимый музею материал. Это тоже важно, но главное — приблизить детей к окружающей их жизни, расширить кругозор, привить любовь к родному краю (а ведь любить можно лишь то, что хорошо знаешь). Реализация краеведческой работы в воспитании школьников позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического и иного характера. Благодаря формированию и развитию у учащихся таких важнейших социально значимых качеств, как гражданская зрелость, ответственность, чувство долга, верность традициям, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут ее возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности.
И так, через поставленные задачи я достигла цели данного мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в школьный музей для 5-9 классов. Тема урока: "Жизнь и быт русской деревни".
Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.Формирование навыков поведения в музее.Место проведения ур...
урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».
Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....
П.А. Столыпин - спаситель русской деревни?!
Данная презентация возможно поможет учителю при проведении урока в 9 или 11 классе по истории России,я данную презентацию использовала во внеурочном мероприятии - диспуте..Уважаемые коллеги!!! Я столк...
Внеклассное мероприятие "Русская деревня жизнь, быт, традиции"
С каждым годом уменьшается колличество сельских населенных пунктов, а это корни наших предков. Как жило село раньше и в чём причина вымирания?...
Презентация к уроку ИЗО "Русская деревня" ( в 3-х частях)
Данная работа послужит хорошей наглядностью в погружении учеников в изучаемый материал. От исторических истоков - до всем нам хорошо знакомой русской деревни, подводит нас слайд за слайдом. Подр...
Знакомство детей с русским народным творчеством через инсценировку песни «Во деревне , то было в Ольховке …»
Может быть ипользовано учителями начальной школы , педагогами дополнительного образования и музыкальными работниками.Материал содержит разработку сценария инсценировки русской народной песни "Во...
«Мир русской деревни. Устройство деревни, двора, дома».
«Мир русской деревни. Устройство деревни, двора, дома»....