Экскурсия в школьный музей для 5-9 классов. Тема урока: "Жизнь и быт русской деревни".
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

 

  • Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.
  • Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.
  • Формирование навыков поведения в музее.

Место проведения урока: МОУ СОШ №8 п.Комсомольский  ( школьный музей), руководитель музея Таций О.Н.

План урока

  1. «На всякое семя – свое время».
  2. Развитие ремесла.
  3. В крестьянской избе.
  4. Занятия крестьянки.
  5. Закрепление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_muzey._tverdova_s.n.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Твердова С.Н, учитель истории и обществознания

                                           МОУ СОШ №8 п.Комсомольский

                                                                     Гулькевисчкий район Краснодарский край

Экскурсия в школьный музей для 5-9 классов.

Тема  урока:  "Жизнь и быт  русской деревни".

Цели урока

  1. Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.
  2. Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.
  3. Формирование навыков поведения в музее.

Место проведения урока: МОУ СОШ №8 п.Комсомольский  ( школьный музей), руководитель музея Таций О.Н.

План урока

  1. «На всякое семя – свое время».
  2. Развитие ремесла.
  3. В крестьянской избе.
  4. Занятия крестьянки.
  5. Закрепление.

Вводное слово учителя

Сегодня мы проводим урок в музее. Ученики 9 класса подготовили сообщения. Прежде всего, напомню вам правила нахождения на экскурсии.

Музей – это тоже твое рабочее место.

Здесь ты должен слушать, запоминать, записывать.

Вокруг масса экспонатов. Хочется увидеть всё сразу. Не надо спешить. Всему своё время. Заставь себя не отвлекаться и ты увидишь много нового, тебе неведомого, интересного.

Тема нашего урока: «Жизнь и быт  русской деревни».
Сегодня мы познакомимся с некоторыми экспонатами музея, которые помогут лучше представить крестьянский быт.
Почему мы пришли в музей? Здесь живая история. Всё что здесь находится – сделано руками наших предков, во всём – душа людей. Многие предметы исчезают, глядя на некоторые орудия труда, мы не догадываемся, как ими пользовался человек.
В этом и заключается наш проблемный вопрос:
«Определить, для выполнения каких работ нужны орудия труда, с которыми мы познакомимся? Применяются ли они сейчас?»
 

Ход урока

1. Итак, мы начинаем наш урок. Первый вопрос нашего урока: «На всякое семя – свое время или крестьянский год».

Беседа с учащимися.

Назовите основные занятия жителей района?

Крестьянский год начинался весной.  Впереди ждало поле, крестьянский труд.
Пахать выходили, лишь только вдали прогремит первый гром. В нашем районе был обычай «нарекать запашника» - того, кому первому предстояло выйти в поле. По завершению святой недели крестьяне выходили в поле. Первым выходил запашник. Перед началом работы он съедал просвиру и хлеб, крошки высыпал на будущую пашню и брался за
соху, которой пахали землю. А затем наступал черёд сеять. Крестьянин в белой рубашке с лукошком, привязанным на груди, выходил в поле. Сеятель ходил по полю босым. Неторопливо шел пахарь и бросал пригоршни отборного зерна, взятого из лукошка. Горсть за горстью сеял молча, словно совершал священный обряд. Специально для сева выбирали безветренную сухую погоду, чтобы зерно сеялось равномерно. На нашей земле сев начинался с крестьянского хлеба – овса, о котором говорили: «Сей хоть в грязь – будешь князь». Затем сеяли пшеницу, горох, гречиху. С 23 апреля выгоняли в поле скот. Затем начиналась работа в огороде.
Особая пора подходила с сенокосом. «При благоприятных условиях, уборка сена считалась одною из приятнейших сельских работ. Время года, тёплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханный воздух лугов, - всё вместе имеет что-то обаятельное, отрадно действующее на душу. Бабы и девки имеют обычай для работы в поле надевать на себя не только чистое бельё, но даже одеваться по-праздничному».   « Покосы – самое весёлое время. Все участники наряжались в лучшее платье, особенно девушки; много пели…»

Косили горбушей – изогнутой на коротком черенке косой, если трава высокая. Для низкой – литовка – большая коса на длинном черенке.
Сушить траву выходила вся семья – переворачивали траву
граблями, укладывали вилами. Сенокос длился от 20 дней до месяца.
Не успели разделаться с сеном, а уже зарницы напоминают о хлебе. Убирали хлеб
серпами и косами. Если рожь высокая и густая – серпом, не очень высокую и густую рожь косили косой. Косили утром – пока зерно сырое от росы. Жатва – тяжелый труд. Дальше хлеб отвозили на ток, где цепом били по снопам, чтобы отделить зерно от колосьев. Уборка затягивалась на много дней: за рожью идёт пшеница, затем ячмень, гречиха, лён. Далее – работы в огороде. По осени заканчивались работы в поле, но оставалась работа в крестьянском дворе.

Закрепление. Назовите орудия труда, которые были необходимы для работы в поле? Для чего они были нужны?

Ещё раз показываются экспонаты, которые есть в музее, или карточки с названиями орудий труда. Проверяется правильность заполнения таблицы.

2. Второй вопрос нашего плана: «Развитие ремесла».
На крестьянском дворе занимались и ремёслами. Об одном из интересных изделий ремесла вы узнаете из сообщения.

Сообщение ученика об изготовлении лаптей.

 ЛАПТИ

На крестьянском дворе занимались и ремёслами. Крестьянин считался мастером на все руки: плёл лукошки, короба, лапти, выстругивал посуду и домашнюю утварь, изготовлял из дерева мебель. А искусство плетения крестьяне осваивали в совершенстве. Обувь, которую они делали для себя, должна быть непромокаемой и тёплой. Такими были крестьянские лапти. Лапти представляли из себя башмаки, которые плели из узких полос коры.

Лапоть был неглубоким, с относительно коротким носком и закреплялся особым способом. В задник вплеталась петля, в которую продевали тонкую лыковую верёвку, ей-то и обматывали ногу крест-накрест и завязывали под коленом. Верёвка наматывалась летом на полосы холста, а зимой –  на полосы сукна. Для тепла в лапти подкладывали ещё и сена.

Плели лапти из мочала, лыка, коры ивы, вяза. С коры снимали верхний слой, а пласты нижнего нарезали узкими полосами. Из них и плели лапти простым инструментом – шилом. Тонкое лыко подходило для работы над праздничными лаптями. Грубое и широкое лыко годилось для будничных дней. Хороший работник за сутки мог сделать не больше двух пар.

Свой цвет лапти приобретали после опускания в горячую воду. Делали и лыковые ступни – подобие галош, которые носили для удобства по хозяйству или зимой их надевали на валяную обувь

3. Третий вопрос нашего плана: «В крестьянской избе» (ученик 9 класса загадывает загадки).
Разгадав загадки, вы узнаете, с какими предметами мы будем знакомиться.

Мать толста, дочь красна,
Сын – сокол под небеса ушел.
(
Печь).

Черный конь скачет в огонь.
(
Кочерга).

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдаёт, - сам в угол идёт.
(
Ухват).

А сейчас прозвучат сообщения об этих орудиях труда.

Сообщение «Орудия труда крестьянки»  

ОРУДИЯ ТРУДА КРЕСТЬЯНКИ

Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений и тёплого – избы с печью.

Печь ставили на фундамент из брёвен, внутри выкладывали под – днище, где горели дрова и готовили пищу. Отверстие печи называли устьем. Печь занимала почти ¼ часть крестьянской избы. Небольшое пространство между стеной и печью называли запечье. Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы – ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, большую лопату.

Я вам расскажу о некоторых орудиях труда хозяйки.

Ухваты – это «рогатые» полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку. Низ горшка или чугунка входил между рогами ухвата.

Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делали отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять.

А это кочерга. Ей выгребали угли, золу.

Посуда была деревянная, позднее глиняная. Горшки – глиняные.

Очень интересны печные чугуны – горшки с округлым туловищем и узким дном: такая форма делалась специально для того, чтобы печной жар равномерно распределялся по его поверхности. Их делали из чугуна. Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом.

Обратите внимание на эти экспонаты. Наверное, не многие из вас знают их предназначение. Послушайте рассказ об этих предметах.

Сообщение «Стирка и глажение»

СТИРКА  И ГЛАЖЕНИЕ

Для стирки использовали валёк – массивный слегка изогнутый деревянный брусок с ручкой, которым «выбивали» грязную воду при стирке.

Чтобы вещи после стирки не были мятыми, использовали рубель с валиком. На валик наматывали постельное бельё, одежду, а затем прокатывали рубелем – рифлёной с одной стороны доской с ручкой на конце. Так поступали с грубыми тканями.

А для тонких тканей и сложных фасонов применялись утюги. Маленький утюжок нагревался на печке и предназначался для кружев.

А это духовой утюг, топившийся углём. У него откидывающаяся крышка для загрузки угля, по бокам корпуса отверстия – «иллюминаторы» для поддува.

4. Четвёртый вопрос посвящен занятиям крестьянки.

Сообщение «Прядение»

 ПРЯДЕНИЕ

Всю одежду крестьяне делали дома. Как тогда говорили, одежда была домотанной. Льняные нити получали из волокна, содержавшегося в стеблях растения. Стебли льна долго вымачивали в воде. Наружная оболочка сгнивала, а внутреннюю часть стебля вытаскивали на берег, сушили, трепали, - отметая отходы. Мяли и трепали специальными приспособлениями – мялкой и трепалкой.

После этого лён чесали на гребне с редкими и длинными зубьями. Постепенно получали льняную кудель – волокно для прядения нитей. Кудель пристраивали в верхнюю часть прялки.

Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку, и на него садилась пряха. Левой рукой пряха вытягивала прядиво, а правой вращала веретено, представляющее собой суживающуюся к концам палочку длиной около 30 сантиметров, один конец которой был утолщен. На нее и наматывали крестьянки нити.

Прядение было очень тяжелым занятием.

К весне прядение заканчивалось и крестьянка бралась за ткачество 

5. Закрепление.
Итак, мы познакомились с некоторыми экспонатами нашего музея. А сейчас давайте проверим ваши знания предметов крестьянского быта(ученик 9 класса загадывает загадки).

Блестит, сверкает, по полю гуляет,
Всю траву срезает.
(
Коса).

Кто берёт сено тремя зубами?
(
Вилы).

Щука – вертуха хвостом вильнула:
Все леса пали, горами стали.
(
Коса).

Месяц новец днём на поле блестел,
К ночи на небо слетел.
(
Серп).

 

Домашнее задание. Из рассказов родных, дополнительной литературы узнать, какие еще орудия труда применялись в крестьянском доме.

Источники, используемые при составлении плана-конспекта

1. В.Н. Ратушняк   Родная Кубань. Книга для чтения. Краснодар 2003 г.
2.В.Н. Балязин     Неофициальная  история России .Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2006 г.

2. М.В.Короткова. Путешествие в историю русского быта. М. «Русское слово». 1998г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по школьному музею "Карбышев и карбышевское движение"

Материал школьного музея даёт возможность проводить классные часы по патриотическому воспитанию учащихся разного возраста....

экскурсия по школьному музею

материалы для проведения экскурсии...

Экскурсия по школьному музею

Экскурсия по школьному музею декоративно-прикладного искусства...

«Экскурсия в школьный музей»

«Экскурсия в школьный музей»...

Презентация "Экскурсия в школьный музей"

Файл представляет собой презентацию экспозиций школьного музея "Память" с их описанием...

Проектная деятельность. Экскурсия по школьному музею. Текст экскурсии по теме: "Строительство крепости на острове Котлин"

Проект написан ученицей 9-м класса Харартия Дианой под руководством педагога ГБОУ СОШ №422 по программе "Кронштадт - город воинской славы". Сбор материала о строительстве крепости на острове...

Организация учебного проекта по английскому языку "Экскурсия по школьному музею" в 6 классе

Представлена презентация, рассказывающая обо всех этапах создания коллективного проекта "Экскурсия по школьному музею" в 6 классе МКОУ Соляновская СОШ. Результатом проекта стал фильм....