Каждому мила своя сторона...
методическая разработка на тему
Данный материал рассказывает об истории заселения Архаринского района Амурской области. Прилагается презентация и аудиозаписи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyakomu_mila_svoya_storona.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
« Преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики»
в начальной школе: мой опыт»
Номинация: «Лучшая учебно – методическая разработка урока ОРКиСЭ»
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Грибовка».
Тема:
«Всякому мила своя сторона…»
Курилова Марина Валентиновна
Учитель русского языка и литературы
Первая категория
Стаж работы 25 лет
(Итоговый урок проводится в рамках преподавания курса ОРКСЭ интегрировано с уроками чтения и завершает темы: «Россия – наша Родина», «Любовь и уважение к Отечеству»)
Цель: Воспитывать эмоционально-ценностное отношение учащихся к своей малой родине, уважение к ее культуре, истории, традициям.
Задачи:
- Дать учащимся основные знания об истории своего района, о культурных, политических и экономических особенностях Архаринского района;
- Познакомить с достопримечательностями и людьми, прославившими родной край.
- Пробудить эмоционально-ценностное отношение учащихся к своей малой родине, своему Отечеству.
Оборудование: мультимедиа, презентация, иллюстрации, карта Архаринского района, музыкальные произведения.
Ожидаемый результат: Учащиеся узнают историю становления Архаринского района, его культурные и экономические особенности. Во время подготовки итогового урока учащиеся познакомятся с поэтами Амурской области, Архаринского района.
Ход урока:
Чтец. Азиатской волной Амура,
Криком зверя во мгле ночной,
Потайною тропой маньчжура
Ты пугал меня, край лесной.
Ни церквей на холмах зеленых,
Ни плакучих берез в полях —
Только кедры на горных склонах,
Где за соболем шел гиляк.
Но сейчас, кого, ни спроси я,
Все ответят наперебой:
Ты и здесь обжилась, Россия,
С неподкупной своей судьбой!
2 слайд
Ученик 1. Коллективизация: судьба амурских крестьян. Огромные изменения произошли в сельском хозяйстве Приамурья. Из года в год стали расти посевные площади, повышаться урожайность, увеличиваться валовой сбор зерна и поголовье скота. На амурские поля вышли тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины. Первые тракторы после революции появились на Амуре в 1925 г., когда единоличники Тамбовской волости купили их в частное пользование.
ЧТЕЦ: стихотворение Финошиной Елены посвящается первопроходцам:
Тропой шли трудной испытаний.
Манил их Дальний наш Восток.
Об этом строки воспоминаний,
Кто жизни нашей дал исток.
Благословен был путь их дальний,
Порой и труден, и суров.
И у брегов двух рек слияний
Здесь обрели приют и кров.
Пленила девственность природы
Первосозданной красотой.
Земля Амурская наградой
Была за поиск непростой.
Храним историю-святыню
И молим пращуров-дедов
За землю, что для нас открыли,
Немало скажем тёплых слов.
Слайд 3
Ученик 2. В переселенческом движении принимали активное участие крестьяне 20 европейских губерний. Население Архаринского увеличивалось за счет крестьян Могилёвской, Архангельской, Воронежской, Харьковской губерний и Забайкальской области.
Ученик 3. Крестьяне получали землю не в собственность, а в общинное пользование, на правах временного владения.
С 1920 г. условия наделения землей изменились: стали выделять по 30 десятин и только на мужскую душу. Да и учет земельного фонда улучшился. Значительная часть новоселов, не имея сил освоить выделенный участок, вынуждена была уходить в обжитые места либо арендовать у старожилов старопахотные земли, или вселяться в старожильческие села. Из среды новоселов старожилы набирали работников.
В 1939 году поэтом Комаровым написано стихотворение
В лесной стороне
Наш дом стоял один среди лесов.
Мы по утрам угадывали рано
Тоскливый голос дикого гурана
В недружном хоре прочих голосов.
Кричал фазан под окнами, и бойко
Кого-то передразнивала сойка.
Отец вставал и выходил во двор
И торопливо возвращался снова:
— К нам гость пришел из логова лесного! –
И проверял берданочный затвор.
В тот год частенько из тайги осенней
Лисица к нам наведывалась в сени.
О ней ли говорил тогда отец
Иль о другом шатающемся звере,
Что нас, как вор, подслушивал у двери
И за углом скрывался наконец?..
Здесь я провел мальчишеские дни,
Ходил по марям пьяной голубицы,
Где лисий хвост, как желтый дым, клубится,
А в синем небе — коршуны одни.
И много лет не зарастала тропка,
Где мы с отцом бродили неторопко,
Где вечерами крики вещих сов,
Сверлящих тьму своим кошачьим оком,
Меня пугали в детстве одиноком —
Неопытного жителя лесов...
Ты и сейчас, лесная сторона,
Вдруг прозвенишь синицей у окна.
К тебе прикован молчаливым взглядом,
Я не один из верных сыновей
Свою судьбу соединил с твоей
И жизнь свою с твоей поставил рядом.
С холмов, напоминанием о лете,
Мне и сейчас протягивает плети
Амурский переспелый виноград.
Пусть наши годы быстро пролетели,
Лесных черемух белые метели
Еще не раз над нами прошумят!
Учитель: Всем переселяющимся в регион отводились свободные участки казенной земли во временное пользование или в полную собственность: желающим селиться целым обществом, которое должно было состоять не менее чем из 15 семейств, отводился сплошной участок земли, не более 100 десятин на каждое семейство, в 20-летнее бесплатное пользование. А за три рубля переселенцы могли приобретать дополнительно десятину в собственность.
Чтец Беспутные ветры степей
Встречали меня у дороги,
Царапал колючий репей
Мои запыленные ноги.
И спал я за первой копной
Пырейного теплого сена,—
Но этой дороге степной
Был верен всегда неизменно.
Не здесь ли мой прадед ходил,
Тропу пробивая к Амуру?
Не здесь ли костры разводил
На злую догадку маньчжуру?
Мне коршун не скажет в ответ,
Где кости былых атаманов,
Видны ли ему или нет
Могильные кручи курганов.
Я там прохожу, где они
Когда-то оставили след свой,
И шепчет трава: «Сохрани
Ты их золотое наследство!»
И сизой волной острецы
Бегут и бегут вдоль дороги,
Туда, где проводят бойцы
Учебный поход по тревоге.
Слайд 4, 5, 6
Ученик 5. Ускоренное развитие Приамурья и освоение нового региона привело к заметным изменениям в духовной жизни общества, затронуло все области амурской культуры.
Учитель: Образование делало успешные шаги на пути повышения грамотности населения, развития сети учебных заведений.
Тем не менее развитие системы среднего образования в Приамурье происходило медленными темпами. К 1920 г. в Амурской области насчитывалось 72 начальные школы, в которых обучались 2300 учащихся.
В Архаринском районе были организованы школы с одним классом.
Слайд 7, 8
Наиболее сложным было положение с педагогическими кадрами. Среди учителей начальных школ лишь 4% имели специальное образование. Во многих школах, особенно в селах и деревнях, преподаванием занимались случайные люди.
К началу ХХ в. в Благовещенске имелись духовная и учительская семинарии. В женских гимназиях существовали педагогические классы.
Ученик: поэты, музыканты посвящают свои произведения Амурской земле.
Слайд 9, звучит музыка
В 1943 Пётр Комаров посвятил своё стихотворение Амуру:
Две реки бегут с одной горы,
Разлучасъ друг с другом на просторе,
И одна торопится в Амур,
А другая — в сумрачное море.
Только и амурская волна
Добежит до моря-океана,
И куда бы реки ни текли —
Суждено им встретиться нежданно.
Так и мы расходимся порой,
Милые друзья и домочадцы,
Чтобы где-то встретиться опять
И в окно друг к другу постучаться.
Слайд 10
Ученик: Физическая культура и спорт в этот период не приобрели массового характера. Инициативу по организации спортивных обществ брала на себя интеллигенция. Купцы вносили значительные имущественные и денежные вклады.
Ученик: Село развивается, крепнет деревня. 1 июля 1941 года газета «Амурская правда» опубликовала обращение колхозниц Тамбовского района ко всем колхозницам области с призывом овладеть сельскохозяйственной техникой. Оно не осталось незамеченным. Только при МТС области за 4 военных года было подготовлено свыше 8,5 тысяч трактористок.
Чтец: поэт Виктор Яганов посвящает своё стихотворение местным поэтам:
Местные поэты
Поэты местного значенья,
Певцы районного масштаба,
Спасибо за стихотворенья,
Порой написанные слабо,
Но в них живая связь таится
С землей, что вами так любима.
Нет, не встречал я на страницах
Журналов толстых ваше имя.
Пусть голос ваш не оборвется.
Ведь из столицы на край света
К нам не приедут стихотворцы
Воспеть высокие рассветы.
Когда со сцены клубов тесных
О той земле, что их взрастила,
Звучат стихи поэтов местных —
Яснее слышится Россия.
Учитель: Могилевка - деревня-улица - притаилась в архаринской глубинке. С одной стороны ее окружает тихая заводь старицы, с другой - к деревенским огородам вплотную подходит самая настоящая тайга. О Виталии Юрченко, могилевском поэте, мы знаем не только из газеты.
Виталий родился тут, в Могилевке, единственным ребенком в семье. Стихи полюбил с самого раннего детства.
Любимым поэтом Виталия остается Сергей Есенин - их роднит какая-то чистота и грустинка. Вот стихотворение Виталия Юрченко, посвященное матери. Оно так и называется "Матушка". В этих незатейливых строчках столько любви и нежности к той единственной, что подарила жизнь.
Чтец: Матушка родимая, твой день сегодня, твой.
Хрупкая, ранимая, я горжусь тобой.
Матушка родимая, добрая моя,
Ангелом хранимая, я люблю тебя.
Ты живи счастливою долго на земле.
Все цветы красивые подарю тебе.
Правильно по жизни я с тобою шел,
И надежней, ближе друга не нашел.
Человек прекрасный - плохо без тебя,
В этом мире страшном не покинь меня.
Чтец: Одно из своих стихотворений он так и назвал "Деревенька".
Деревенька моя, деревенька,
Ты стоишь среди леса давненько.
Больше сотни годков простояла,
А теперь погибать вдруг стала.
Деревенька моя, деревенька!
Поживи ты еще хоть маленько.
Таких деревушек много,
Развалившихся, жалких, убогих.
Сяду я на ветхие ступеньки,
Буду петь о родной деревеньке.
Пройдусь по знакомым улицам.
Небо дождичком чуть нахмурится,
Деревенька моя, деревенька,
Ты мне снишься счастливой маленько.
Много лет здесь прожил я,
Грустно за тебя, родимая...
Чтец: Любите деревню
Живу я в деревне – кругом благодать,
До речки любимой рукою подать.
И роща шумит, навевая покой,
Нигде не найти красоты мне такой.
Вот ландыш росистый тихонько звенит,
О юности нежной забыть не велит...
Другие девчонки, мальчишки придут,
И ландыш душистый весною сорвут.
Откройте им душу, скажите им прямо:
Любите деревню, речушку, поляны!
Научим любить край, в котором живем
– Во внуках и правнуках мы прорастем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «У каждого человека свои звезды…» по произведению Экзюпери "Маленький принц"
Цели урока: Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя. Развивающие цели: ...
Внеклассное мероприятие "Каждому мила родная сторона"
Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению, посвященного юбилею Елецкого района Липецкой области...
Всякому мила родная сторона
Наша местность красива и дорога каждому жителю....
"Маму милую свою, очень сильно я люблю" - сценарий праздника, посвящённого дню матери в старшей группе
Сценарий праздника, посвящённого дню матери в старшей группе...
Конспект занятия: "Доброта каждому мила".
Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло»; воспитывать доброжелательное отношение к людям, живой природе; развивать нравственные качества личности....
Классный час «Доброта каждому мила»
Цель классного часа: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитывать культуру общения друг с другом, самовос...