Сценарий, литературно-музыкальной композиции, посвященной 80-летию со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети войны….»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
День воинской славы России-День полного освобождения Советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашисткими войсками. Отмечается 27 января в соответсвии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года "О днях воинской славыРоссии". В эти дни проводятся музейные уроки в школьных музеях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
habibullina_i.i._stsenariy_posvyashchennyy_snyatiyu_blokady_leningrada.doc | 58.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий, литературно-музыкальной композиции,
посвященной 80-летию
со дня полного снятия блокады Ленинграда
«Дети войны….»
Цель: воспитание патриотизма и сопричастности к истории своей страны посредством «погружения» участников мероприятия в события блокадного периода жизни детей Ленинграда.
Задачи:
- дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме детей – своих сверстников;
- познакомить с воспоминаниями детей, переживших блокаду
- познакомить с музыкальными произведениями и поэтической литературой, посвященными блокадному городу;
- развивать навыки выразительного чтения;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за свою страну.
Техническое обеспечение: компьютер, экран для трансляции презентации, колонки для аудио-сопровождения
Мероприятие проводится в школьном музее «Время выбрало нас»
Ведущая 1.Дети войны–и веет холодом,
Дети войны–и пахнет голодом…
Дети войны–и дыбом волосы–
На челках детских–седые полосы!
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими!
2.И мы сегодня вспомним тех ребят,
Кто опалён войною страшной был.
4.Обычные девчонки и мальчишки,
Шагнувшие в войну не понаслышке,
Ведущая 2. Великая Отечественная война началась 22 июня, а 8 сентября немцы уже были у стен Ленинграда. Взять и уничтожить город мгновенно у фашистов не получилось, и тогда Гитлер пообещал «задушить голодом и сравнять с лицом земли» город на Неве. Постоянные обстрелы велись фактически всю войну. Все военнообязанные ушли на фронт, в городе создавалось ополчение. Началась блокада, которая продлится около 900 дней и ночей.
В этом году 27 января исполняется 80 лет как была снята блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня – это почти 2 с половиной года. Блокада унесла более миллиона жизней ленинградцев. В окружении вместе с взрослыми в эти тяжелейшие дни были 400 тысяч детей. И сегодня речь пойдет именно о мужестве и стойкости детей блокадного Ленинграда.
Ведущая 3: Ленинград бомбили днём и ночью. Продовольствия не было. Те запасы продуктов, которые оставались на момент окружения были уничтожены в первый день блокады – это продуктовые «Бадаевские склады», в первую очередь немцы бомбили склады, школы, больницы, дворцы пионеров, музеи. Только осенью 1941 года на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 65 тысяч зажигательных и 3055 фугасных бомб.
Рассказывает девочка под звуки бомбежки
«Немцы бомбят и обстреливают город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома – окопы, в них наши солдаты. Как только раздается рев моторов самолётов, мы мчимся к солдатам в окопы. С бойцами не так страшно. Солдаты, конечно, ругают нас, но чаще жалеют. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей, быстрей прячьтесь, а то Змей Горыныч слопает».
Ведущая 4: Гибель мирных жителей во время обстрелов была только началом бедствия. Перестали работать электростанции – город погрузился во тьму. Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942 годов. Ленинград занесло снегом, ударили 40-градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги,замёрзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь ее можно было брать только из рек Невы и Фонтанки.
Ведущая 5: «Я в гору саночки толкаю. Еще немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая, тяжелой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замерзла, святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой, на той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка, я привезу тебя домой.»
Ведущая 6 портрет Анатолия Молчанова
«Мне было десять лет – вспоминает один из жителей блокадного города поэт Анатолий Молчанов. - Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю.
Мы были настолько истощены, что не знали, уход за хлебом или водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом». Анатолию Молчанову было 9 лет, когда началась блокада Ленинграда.»
Ведущая7: немногие жители блокадного города погибли от бомб и снарядов, умирали в основном от голода и холода.
Ноябрь и декабрь 1941 года стали самыми страшными: рабочие получали по 250 граммов суррогатного хлеба, служащие, иждивенцы и дети – по 125 граммов в день!
Хлеб - имя существительное. Нет цены обыкновенному его куску для тех,кто пережил блокаду. Он был на протяжении 900 дней единственным источником жизни человека. Существовали тогда нормы на мясо, крупу, сахар.Но карточки зачастую не могли отовариваться. Город не имел запасов этих продуктов.
Ведущая 3 Военный хлеб. Он чёрен был и липок.
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам,
Его мы отдирали языком.
На свете я хлеба видел немного
Его отмеряли так скупо, так строго.
Его заливали крутым кипятком.
Его называли не хлебом - пайком.
С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом
Он все же казался желанней всего.
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на кусочки делили его.
Ведущая 2 Ирина Зеленская
6 января 1942 года
«Жизнь с каждым днем становится страшнее. Каждый день у нас по покойнику. Люди падают и умирают буквально на ходу. Вчера еще молодой парень стоял на вахте, сегодня слег, а на другое утро готов. В сарае лежит пять или шесть скопившихся трупов, и никто как будто их и хоронить не собирается. Умер 1 января старик Гельдт, тот самый, который месяца два тому назад, плача, рассказывал мне, что они с женой питаются супом из жасминовых листьев. Еще две недели тому назад можно было рассчитывать, что жене его помогут его похоронить, а сейчас никто об этом и не думает, и, наверное, старушка лежит уже рядом с мужем».
Ведущая 1 :У каждого такого ребенка – вашего сверстника - своя страшная история жизни в блокадном городе. Часто, вспоминая блокаду, говорят про дневник Тани Савичевой, и ее известную фразу «осталась одна Таня». Но судьба Тани - одна из многих судеб ленинградских мальчишек и девчонок.
Но именно дневник Тани Савичевой стал доказательством о страшных злодеяниях фашистов, когда был суд в Нюрнберге над гитлеровскими преступниками человечества.
Во время блокады Таня сделала в своем дневнике 9 коротких трагических записей.
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
"Савичевы умерли"
"Умерли все"
"Осталась одна Таня"
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".
Ведущая 4: у большинства блокадных детей родители умирали на их глазах. Эти ребята привыкли к бомбёжкам и обстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для них обычной картиной. Но все они мечтали о будущем, о будущем без войны, и поэтому преодолевая слабость, в лютый холод, под обстрелами – они шли в школу.
В осажденном городе во многих школах были развернуты госпитали. Местом учебы стали некоторые бомбоубежища жилых зданий. На учебной тетради того времени было написано не номер школы, а порядковый номер бомбоубежища. Такое возможно было только в Ленинграде!
Ведущая 5: В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Уроки учили наизусть.
От голода дети умирали даже во время уроков
В школе
Девчонка руки протянула
И головой — на край стола...
Сначала думали — уснула,
А оказалось — умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья — после похорон.
Ведущая 6: и всё таки ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс!
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом -
Паспорта.
Ведущая 7: (на фоне метронома):
- За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллеристских снарядов
- от голода умерло по официальным данным – 641 тысяча горожан, по подсчётам историков – не менее 800 тысяч
- погибло от бомбёжек и обстрелов – около 17 тысяч жителей; ранено около 34 тысяч жителей
- ленинградские доноры сдали 144 тысячи литров крови для спасения раненых
- На Пискаревском кладбище - месте массовых захоронений в блокаду - похоронено более 500 тысяч человек
На Нюрнбергском процессе советский обвинитель озвучил, что за 872 дня блокады в Ленинграде погибли 630 тысяч человек. Но жертв в разы больше – около полутора миллионов, уверены историки. Большая часть ленинградцев умерла в первую, суровую блокадную зиму 1941/1942 годов, когда столбик термометра опускался до минус 32 градусов, отопления в домах не было, а еды не хватало.Звук метронома – ещё один символ блокады. Его методичный стук из полутора тысяч, установленных на домах и столбах громкоговорителей, был сигналом к действию: быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой.
Ведущая 1:
В 1968 г. на Дороге Жизни был установлен памятник детям блокадного Ленинграда, который назвали «Цветок жизни». В центре цветка - улыбающееся лицо мальчугана, а рядом слова: “Пусть всегда будет солнце!”
Источники:
Литературно-музыкальная композиция "Дети блокадного Ленинграда" (infourok.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда
Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной годовщине полного снятия блокады Ленинграда .
Война!.. Как все было неожиданно... Только вчера во всех школах провожали в большую жизнь выпускников......
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...
Методическая разработка сценария к празднику, посвященному 72 -ой годовщине полного снятия блокады Ленинграда
Сценарий праздника...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная памятной дате полного снятия блокады Ленинграда «Маленькие герои, большой войны»
сценарий посвящен маленьким героям, большой войны...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...