Литературно-краеведческая композиция, посвященная Памяти всех погибших на фронтах ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ «И помнит мир спасённый…»
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Литературно-краеведческая композиция, посвященная Памяти всех погибших на фронтах
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
«И помнит мир спасённый…»
Показана на семинаре учителей
истории и обществознания
Правобережного района
Учитель: Кокоева А.Л
Май 2016года
На фоне песни «Давным-давно была война» – 7кл, начинается памятное мероприятие, рады всем гостям.
1 чтец. С чего начинается память – с берёз?
С речного песочка?
С дождя на дороге?
2 чтец. А если – с убийства?
А если – со слёз?
А если – с воздушной тревоги?
3 чтец . А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростёртых!
1 чтец. А если с недетского знания – как
Живое становится мёртвым!
4 чтец. И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Хором. Войной начинается память.
(К.Симонов)
1 чтец, делая шаг вперёд: 66 годовщине Победы. Хором. посвящается
2 чтец делая шаг вперёд: 22 годовщине Афганской войны Хором
3 чтец, делая шаг вперёд: Великого народа Хором. Посвящается
4 чтец, делая шаг вперёд: Великой страны Хором: Посвящается!
Звучит фонограмма текста Заявления Советского правительства от 22 июня1941 г - начало войны (слайд)
«... Сегодня, в 3 ч 3о мин утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие...
Ведущий 1 22 июня. Этот день будет вечно возвращать нашу память к 1941 году.
А значит, и к 9 мая 1945 года.
Между двумя этими датами – прочная нить.
Без одной не могло быть и другой.
Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем,
вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час
Взрыв,
Что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
(М.Луконин «Нашествие»)
11 класс. Строй в одинаковых шинелях, шапках. Кажется, и лица у бойцов похожи. На них одна и та же печать усталой озабоченности. Полк идёт на фронт. О чём думает каждый из них, поправляя на плече винтовку?
1. Я хотел жить, учиться еще чуть-чуть и я бы стал доктором...
2. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...
3. Я готовился стать отцом. «Будет сын, — говорил я Светлане, а она смеялась иотвечала: «Ага, сын с косичками»...
4. Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, сокнами на реку...
Мы, погибшие на полях сражений...
Мы, замученные в концлагерях...
Мы, погибшие в оккупации...
Мы , умершие о т голода...
ВЕДУЩИЙ 2 . Недоучились и недостроили . Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа» .Виной тому стала... ВОЙНА! И она начиналась так...( кинокадры)
Ведущий 1 -3о дней ,вместо запланированных Гитлером 30 минут .Здесь громко не говорят. На крайнем западе Белоруссии стоит Брестская крепость. Она первой приняла на себя удар врага. ( слайд) и защищалась, Можно спуститься в подвалы 333-его полка и прикоснуться к оплавленным огнемётами кирпичам. Не спешите. Вспомните. И поклонитесь
Ведуший 2 Никто не забыт, ничто не забыто!» - эти слова повторяются из поколения в поколение. 38 фронтовиков было и среди цалыкчан. Многие из них стали настоящей легендой для молодёжи.
(слайд) Георгий Волков; Инарбек Хабаев; Тимофей Тменов; Карсанов Соламон… (1997г)
Ведущий 1. У нас в селе и доныне живет замечательный человек,глава большой семьи, старожил - Казгери Рамонович Габоев. Каждый, кто знает его должен низко ему поклониться ; это он 19 летним юношей в числе 500 осетинских ребят служил тогда в Бресте , это его руки строили первые дома нашего послевоенного села ( слайд) – сообщение
Ведущий 2. У нас на Кавказе У нас на Кавказе люди ломились в военкоматы Летопись всех войн не знала такой мужественной сплоченности и стойкости, какие показал с первых же часов войны наш народ.
Ведущий 1. Мальчики 40-х годов, прямо со школьной скамьи вступившие в войну. Непреклонные мальчики, на чьи плечи и спины оперлась Родина. На последних строчках ведущего тихо, затем с нарастанием звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная
Сценка. (Сцена заполняется людьми, одни из них уезжают на фронт, другие — провожают. Из толпы выходит женщина — очевидец событий. ) ЖЕНЩИНА: Вокзалы, станции стали как остановившийся табор. Везде люди, телеги, машины. Быстроработает фотография. Снимаются семьями. Задушевные прощальные слова. Плач, песни, гармошка, короткая пляска..
(В подтверждение ее слов раздаются звуки осетинской гармошки.
ЖЕНЩИНА: Тогда мы были уверены, что наше государство готово было к этому испытанию?..
Чтец: Так случилось - мужчины ушли,
Побросали посевы до срока,
Вот их больше не видно из окон.
Растворились в дорожной пыли. Песня «Катюша»
Ведущий1: В самые трагические дни войны русский человек оставался Человеком с большой буквы. Тяжёлые испытания выпали в грозовые годы на долю ленинградцев. 8 сентября 1941 года над Ленинградом сомкнулось кольцо немецкой блокады длиною в 900 дней и ночей. В этом кольце оказалось 2,5 млн.человек. Тихо звучит Ленинградская симфония
Всего только несколько месяцев шла война. А город уже голодал, начинались морозы…
Чтец 12 В начале ещё были столовые. Где за талончик на 20 грамм крупы давали тарелку супа .Правда, суп, одно только название,но хоть что нибудь ,всё лучше . чем ничего ( слайд2Ленинградский хлеб» Какое то время ещёработали школы . кто был в силах – приходил. Сидели в пальто и шапках ,в ледяном нетопленном классе , голодные. У всех закопчённые лица, электричества не было, ничего не было…
Ведущий 2
По безлюдным проспектам оглушительно звонко
Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.
Леденистый брезент прикрывал ее кузов –
Драгоценные тонны замечательных грузов.
Молчаливый водитель, примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,
Вез он сало и масло, вез консервы и водку,
И махорку он вез, проклиная погодку.
Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.
Был он худ. Был похож на голодную птицу.
Вдруг навстречу лучам – синим, трепетным фарам –
Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.
Снег летел, как мука – плавно, медленно, сыто…
Чтец-13 Стоп! – сказал лейтенант. – Погодите водитель.
Я, - сказал лейтенант, - здешний все-таки житель. –
ведущий 1 И шофер осадил перед домом машину,
И пронзительный ветер ворвался в кабину.
И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.
И вошел. И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные ребрышки… Бледные губки…
Старичок семилетний в потрепанной шубке…
- Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана!.. –
ведущий 2 И достал лейтенант свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка, -
И шагнул он туда, где дымила “буржуйка”.
Там – поверх одеяла распухшие руки,
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи
И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.
Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца – настоящий мужчина!
И, когда замигал догоревший огарок,
Маме в руку вложил он отцовский подарок.
А когда лейтенант вновь садился в трехтонку:
чтец - Приезжай! – закричал ему мальчик вдогонку
Ведущий 1 И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,.
Тот же самый кусок – ненадкушенный, черствый –
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.
Потому что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему положила.
Потому что была настоящей женою.
Потому что ждала. Потому что любила..
(Владимир Лифшиц. “Баллада о черством куске”)
Громко заканчивается 7 симфония- (сценка)
Ведущий 2 Не стало отопления, света, воды. Стены домом промерзали на 20-30 см. Запасы муки истекали, нормы выдачи хлеба снижались. Рабочие стали получать в сутки 259 гр.хлеба, а неработающие (служащие, дети) – по 125гр. Крошечный, почти невесомый - 125 блокадных грамм
… Острый голод давал о себе знать всё сильнее. Умирали и молодые, и старые, мужчины, женщины, дети. Смерть настигала людей везде: на улице, в квартире, на работе у станков. Только за первую блокадную зиму голод унёс в Ленинграде 252 тысячи человек. У нас в селе жила Юлия Павловна Калмыкова, которая выжила весь ужас блокады и прошла с боями до Австрии
В проходе зала появляется женщина с ребенком, они направляются к сцене.)
РЕБЕНОК: Мам, а что такое голод? Не тот, когда набегаешься, есть хочешь, а другой, настоящий, когда люди умирают?
МАТЬ (объясняет): Представь — входишь ты на кухню, а там пусто. И в кастрюле, и в тарелках ничего нет.
РЕБЕНОК: Тогда я просто хлеб пожую.
МАТЬ: но хлеба нет.
РЕБЕНОК (вприпрыжку): А я сбегаю за ним в магазин.
МАТЬ: В магазине его тоже нет.
РЕБЕНОК (не сдается): Я в другой магазин...
МАТЬ: Но и в другом, и в третьем, во всех магазинах нет хлеба.
РЕБЕНОК (хмурит брови, потом радостно вскрикивает): А я в деревню бабушке Фене напишу. Она привезет. Они там во какие буханки пекут! (Обеими руками широко обнимает воздух).МАТЬ: Но и в деревне нет. Представь, что и там, где живет бабушка, и в соседних деревнях — везде пусты магазины и лечи Нигде нет хлеба.
РЕБЕНОК (недоверчиво): Так не бывает! (Упрямо). Не бывает так! (Убегает со сцены).
МАТЬ (провожая взглядом): Я хочу согласиться с ней, не поверить самой себе. Но как сокрушить свет памяти?!— Потерпим, ребятки... Фронт бы накормить, — утешала нас мама, когда мы смотрели на нее голодными глазами. Она дробила плитку жмыха и раздавала нам по кусочку. Жмых будто из опилок, жесткий, колючий. Даже молодым зубам не под силу — не откусишь, пока не сдобришь его слюной, он мышами. В животе от него грузно и неловко. Однако грызешь, жадно причмокивая. Так мы и выживали.
Ведущий 1 Сталинград — город, откуда началась наша победа. Никогда прежде не приходилось нам вести столь долгие и упорные городские уличные бои. Да что уличные! Бой шел за каждый дом или за то, что осталось от дома, за каждый этаж, подвал, лестничную клетку. слайд
Ведущий 2. « В феврале 1943г на Волге был развеян миф о несокрушимости военной мощи Германии, положено начало коренному перелому в Великой Отечественной войне. 200 огненных дней и ночей шла та великая битва.
Чтец 16 Дыхание чёрной пурги. –
Надменной тучей пошли на нас
Безжалостные враги.
И клятву тогда Сталинград произнёс,
И стали бронзовыми слова, -
«Мы здесь, в Сталинграде, клянёмся стоять,
Мы в эти камни вросли.
Клянёмся насмерть стоять!
Для нас за Волгой Нет земли..!»
17 чтец. Весь город стоял насмерть.
Весь город был главной высотой России.
18чтец. За всю войну такого боя
Припомнить больше б я не мог…
Витала смерть над головою,
Казалось даже, что порою
Как будто нам неведом страх,
Как будто с нами вся Россия
Шла в атакующих рядах,
Как будто все её тревоги
Вели нас к огненной черте,
Как будто все её дороги
Мусса Джалиль « Варварство»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей
4 чтец. Из письма немецкого солдата: «Сталинград больше не является городом. Это огромное облако ослепляющего горячего дыма. Животные убегают из этого ада. И только люди стоят» Насмерть стояли солдаты, защищая каждую пядь земли. После самых тяжёлых боёв скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывал в памяти картины мирной жизни, заставлял острее почувствовать любовь к Родине, ненависть к врагу.
Ведущий 2: В битве за Кавказ были сорваны планы врага по уничтожению наших войск, захвату богатейших хлебных районов и нефтяных источников.(Слайд)
Ведуший 1: А в Курской битве фашистская армия была поставлена перед катастрофой. Победа на бранном поле, где была собрана воедино мощь нашей страны, пересилила, переломила железный вал германской армии.( слайд)
Ведущий 2. Теперь обратите внимание на памятки советского и немецкого солдата. На экране высвечивается слайд с памятками.
Ведущий 1 Каждый советский воин, прочитав памятку немецкого солдата, обретал новые силы, чтобы уничтожать врага, гнать его с родной земли. Советские люди сражались за самое святое – за Родину.
Входит девушка. В руках шкатулка.) Девочка: Что у тебя там?
Девушка: Письма.
Девочка. Письма?
Девушка. Да. С той далёкой войны. (Вынимает письма)
Девочка. А почему без конверта, марки?
Девушка. Так было.
Девочка. А твои письма настоящие?
Девушка. Настоящие.
Ведущий 2. Письма с фронта! Их писали на прикладах автоматов, на камнях, обгорелых досках среди руин. Посылая весточку домой, каждый из фронтовиков понимал, что она может стать последней. И потому торопился сказать самое важное. Никто из них не думал тогда, что эти фронтовые треугольники станут историей.
Ведущий 2 Как им хотелось жить, юным, сильным, Понимать то, что сказано само собой, между строк. Стараться уловить мысль и чувство солдата. И тогда за скупыми, короткими строчками откроется человеческая душа – её волнения, страхи, верность, мужество. Демонстрируется видео будней тыла.)
(На сцене группа женщин, они спешно обедают.)1 ЖЕНЩИНА: Ох, и уморилась я, бабоньки! Ног не чувствую! (Снимает обувь).
2 ЖЕНЩИНА: Да уж, поизносились мы, девоньки, за 4 года. Мужики придут и не узнают. Скажут: «Куда ж наши бабы подевались?» (Смеется).
3 ЖЕНЩИНА: Да уж пусть только вернутся, мы их сами найдем. ( (Общий хохот).
4 ЖЕНЩИНА: Ну ты, Любка, даешь! (Тревожно). Бабы, а что если немец опять заворотит?
1 ЖЕНЩИНА: Не допустим! Мне этого на всю жизнь хватит. Всю жизнь буду помнить и лесозаготовки, и рудники, и облигации.
2 ЖЕНЩИНА (соглашаясь): Да уж, тебе-то досталось, не пропустила ни одной лесозаготовки. А помните, как последнюю картошку весной возили продавать, только б рассчитаться, на что подписались.
3 ЖЕНЩИНА: И все же мужикам нашим труднее. Они каждый день в бой идут, под огонь, а мы что?
4 ЖЕНЩИНА: А что мы? Да мы немца окаянного хлебом бьем! Вот наши пушки! (Показывает на хлеб). Вот посчитай, Люба, сколько наша бригада немцев свалила. Я думаю, десяток-то свалили мы их?!1 ЖЕНЩИНА: Что там десяток, мы их тыщу свалили.
2 ЖЕНЩИНА: Правильно! Вот они, наши «Катюши»! (Показывает на руки).
1.ЖЕНЩИНА: Бабоньки вы мои родные, мы все сделали, мы подчистую рассчитались с государством, все свои планы перевыполнили, но нужно будет — мы от своего каравая ломоть отрежем, только бы гниду эту навек истребить! (Встает). Ну что, отдохнули? Тогда подъем. Словами немца-то не добьешь, он этого не понимает. (Ко второй). Твои, Катерина, где завтра? На люцерне?
2 ЖЕНЩИНА: И на люцерне, и на картошке, и на свекле. (Радостно). На всех фронтах наступаем -песня
Ведуший1. Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. Чингисхан. Наполеон» Кто с мечом к нам придет, от него и погибнет» - предупреждал их Александр Невский. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, ...Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами...»
Диктор «Говорит Москва! 8 мая 1945 года, в Берлине, представителями германского Верховного командования подписан пакт о вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена! Германия полностью разгромлен
Чтец 11 Победа! Победа! Победа!
Проносится весть по стране.
Конец испытаньям и бедам,
Конец долголетней войне.
Разрушено логово зверя,
Войны очаги сметены.
И с вестью в раскрытые двери
Врывается солнце весны.
Победа – добытая кровью, -
Ты сердцу дороже стократ.
Ты с нами была в Подмосковье,
Ты помнишь Кавказ, Сталинград.
Ты с нами ходила в колоннах,
Вела нас в решительный бой.
Сегодня на наших знаменах
Ты солнце затмила собой.
(Иосиф Василевский. “Победа Песня – по Берлину
Ведущий 1. Четыре страшных года. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Народ выстоял! Страна победила!- Хатагов-сообщение
Чтец Мы дети войны.-
Возрождалась страна из руин,
Мы в те годы по воле народной
Утверждали рожденьем своим
Торжество мирной жизни, свободной.
Подрожали героям-отцам,
Соревнуясь друг с другом в отваге.
Было лучшей игрой нам, юнцам,
Штурмом брать то бугры, то овраги…
В нас живут отголоски войны,
Солнцем мирного неба согреты,
Победителей славных сыны,
Значит, дети Великой Победы.
.. .Снова вражьи угрозы слышны.
Что ж, пусть помнят на всём белом свете:
Чьи мы дети,
И чьи мы сыны,
И разумно считаются с этим…
Валерий Сумин. г. Оренбург
Ведущий 1 : 15 февраля 2011 года исполнилось 22 года со дня вывода Советских войск из Афганистана. Именно в этот день закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными. Не профессионализмом они ценны, прежде всего, а искренностью и пронзительностью. Сегодня мы их услышим. Кадры фильма «Последний солдат»
Ведущая 1: Из-за высоких гор Гиндукуша к нам долгое время не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «чёрные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война. Спустя время мы узнали, как опасна профессиявертолетчика, что слово “дух” может означать не только что-то возвышенное, но и бородатое существо с “калашниковым” наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: “зеленка”, “вертушка”, “груз – триста”, “груз – двести”…
Ведущий 2 : Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это “выполнением интернационального долга”. А тогда, в далеком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии.
Как много русских мальчиков-солдат
В безмолвной вечности лежат отныне.
И с фотографий маленьких глядят
Глазами удивительно живыми.
О, сколько же в России матерей
Облились горькими слезами.
Их боли не пройти, не отогреть
Под траурными черными платками.
Вновь клинья обожженных душ плывут
По небу вперемешку с облаками
Над милым домом снегом упадут
Или прольются теплыми дождями.
Стекут слезой по золоту имен,
По датам, оборвавшим жизнь в зените.
Печально-тихий колокольный звон
Как будто шепчет: «Мальчики, простите…»
« Ведущая 1: Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой афганской войне жива и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстояния…
Время выбрало нас,
Закружило в афганской метели,
Нас позвали друзья в грозный час,
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас!
По страницам времён
Под победные марши шагали.
Много славных российских имён
На гранитную вечность вписали.
И когда было тяжко подчас,
Силы таяли в грохоте боя,
Нас бросала на доты не раз
Непреклонная дерзость героев.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас. (Воины-интернационалисты)
Его имя носит наша школа.- (Презентация )
Ведущий 1 : 20 столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение - кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших. Песня: «Молитва»
СлайдИстория России - история войн; половцы и печенеги, хазары и монголо-татары, Наполеон и Гитлер.
17 век - убито на войне 3млн.300тыс.
18 век - убито 5 млн. 200тыс.
19 век - убито 5млн.500 тыс. Ведуший2 : Война – явление страшное, жестокое. Но пока, ( терроризм)
Чтец Почему мы теряем родных нам людей; -
Это жизни высокая плата?
Почему режет душу сильнее ножей
Это горькое слово “утрата”?
Почему же нельзя все вокруг изменить,
Чтобы грудью дышалось свободно;
Почему же нельзя жизнь сначала прожить,
Чтобы не было нам слишком больно.
Сотни жизней и судеб разбиты войной:
Не увидят они больше света;
Их окутала тьма своей вечной стеной,
Не дождавшись немого ответа.
Миллионы защитников нашей земли
Пали смертью героев, чтобы всех нас спасти;
И о подвигах павших во имя страны
Вечно помнить и знать мы сегодня должны.
Но спокойствие наше пропитано болью,
Болью тех, кто сегодня не с нами.
Кто свободу народа омыл своей кровью…
Преклоняем колени пред вами!
М.Некрылова, С. Плешаново.
Ведущая 1: Минута молчанья…
Товарищи, встаньте
И в памяти павших –
Героев представьте.
Навек в нашем сердце
Бессмертных имён их звучанье.
Минута молчанья, минута молчанья…заставка «Вечный огонь КАДЕТСКИЙ МАРШ
20 век - Вторая мировая война унесла 64 млн.человеческих жизней. Ранено и искалечено 110млн., сиротами стали 42 млн.
Стихотворение : Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу, Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол. Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил, Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл
. Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулемётами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых, и усталы
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.
Помяни нас и гордых атакой победной,
Ни на шаг не сошедших со взятых вершин.
Не трибунною речью, не строчкой газетной –
На великих скрижалях любви запиши.
Помяни нас, Россия, в известной печали,
Златорусую косу свою расплетя.
Мы оставшимся помнить и жить завещали, Жить, как прожили мы – для тебя!
Ведущий 1 Афганистан сменили Чечня, Таджикистан, Абхазия. Южная Осетия До сих пор переживают и плачут матери, провожая сыновей в армию. Для многих ребят, идущих на службу сегодня, “война” ещё не закончилась.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
И помнит мир спасённый | 580.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературно-краеведческая композиция, посвященная Памяти всех погибших на фронтах
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
«И помнит мир спасённый…»
Показана на семинаре учителей
истории и обществознания
Правобережного района
Учитель: Кокоева А.Л
Май 2016года
На фоне песни «Давным-давно была война» – 6кл, начинается памятное мероприятие, рады всем гостям.
1 чтец. С чего начинается память – с берёз?
С речного песочка?
С дождя на дороге?
2 чтец. А если – с убийства?
А если – со слёз?
А если – с воздушной тревоги?
3 чтец . А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростёртых!
1 чтец. А если с недетского знания – как
Живое становится мёртвым!
4 чтец. И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Хором. Войной начинается память.
(К.Симонов)
1 чтец, делая шаг вперёд: 66 годовщине Победы. Хором. посвящается
2 чтец делая шаг вперёд: 22 годовщине Афганской войны Хором
3 чтец, делая шаг вперёд: Великого народа Хором. Посвящается
4 чтец, делая шаг вперёд: Великой страны Хором: Посвящается!
- начало войны (слайд)
3 ч 3о мин Ведущий 1 22 июня. Этот день будет вечно возвращать нашу память к 1941 году.
А значит, и к 9 мая 1945 года.
Между двумя этими датами – прочная нить.
Без одной не могло быть и другой.
Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем,
вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час
Взрыв,
Что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
(М.Луконин «Нашествие»)
11 класс. Строй в одинаковых шинелях, шапках. Кажется, и лица у бойцов похожи. На них одна и та же печать усталой озабоченности. Полк идёт на фронт. О чём думает каждый из них, поправляя на плече винтовку?
2 И ( кинокадры)
Ведущий 1 -3о дней ,вместо запланированных Гитлером 30 минут .Здесь громко не говорят. На крайнем западе Белоруссии стоит Брестская крепость. Она первой приняла на себя удар врага. ( слайд) и защищалась, Можно спуститься в подвалы 333-его полка и прикоснуться к оплавленным огнемётами кирпичам. Не спешите. Вспомните. И поклонитесь
Ведуший 2 Никто не забыт, ничто не забыто!» - эти слова повторяются из поколения в поколение. 38 фронтовиков было и среди цалыкчан. Многие из них стали настоящей легендой для молодёжи.
(слайд) Георгий Волков; Инарбек Хабаев; Тимофей Тменов; Карсанов Соламон… (1997г)
Ведущий 1. У нас в селе и доныне живет замечательный человек,глава большой семьи, старожил - Казгери Рамонович Габоев. Каждый, кто знает его должен низко ему поклониться ; это он 19 летним юношей в числе 500 осетинских ребят служил тогда в Бресте , это его руки строили первые дома нашего послевоенного села ( слайд) – сообщение
Ведущий 2. У нас на Кавказе У нас на Кавказе люди ломились в военкоматы Ведущий 1. Мальчики 40-х годов, прямо со школьной скамьи вступившие в войну. Непреклонные мальчики, на чьи плечи и спины оперлась Родина. ведущего Сценка. аяаосетинской
Чтец: Так случилось - мужчины ушли,
Побросали посевы до срока,
Вот их больше не видно из окон.
Растворились в дорожной пыли. Песня «Катюша»
Ведущий1: В самые трагические дни войны русский человек оставался Человеком с большой буквы. Тяжёлые испытания выпали в грозовые годы на долю ленинградцев. 8 сентября 1941 года над Ленинградом сомкнулось кольцо немецкой блокады длиною в 900 дней и ночей. В этом кольце оказалось 2,5 млн.человек. Тихо звучит Ленинградская симфония
Всего только несколько месяцев шла война. А город уже голодал, начинались морозы…
Чтец 12 В начале ещё были столовые. Где за талончик на 20 грамм крупы давали тарелку супа .Правда, суп, одно только название,но хоть что нибудь ,всё лучше . чем ничего ( слайд2Ленинградский хлеб» Какое то время ещёработали школы . кто был в силах – приходил. Сидели в пальто и шапках ,в ледяном нетопленном классе , голодные. У всех закопчённые лица, электричества не было, ничего не было…
Ведущий 2
Чтец13 ведущий 1 ведущий 2 чтец Ведущий 1
Громко заканчивается 7 симфония- (сценка)
Ведущий 2 Не стало отопления, света, воды. Стены домом промерзали на 20-30 см. Запасы муки истекали, нормы выдачи хлеба снижались. Рабочие стали получать в сутки 259 гр.хлеба, а неработающие (служащие, дети) – по 125гр. Крошечный, почти невесомый - 125 блокадных грамм
… Острый голод давал о себе знать всё сильнее. Умирали и молодые, и старые, мужчины, женщины, дети. Смерть настигала людей везде: на улице, в квартире, на работе у станков. Только за первую блокадную зиму голод унёс в Ленинграде 252 тысячи человек. У нас в селе жила Юлия Павловна Калмыкова, которая выжила весь ужас блокады и прошла с боями до Австрии
на
но ей, Так мы и выживали.
Ведущий 1 слайдВедущий 2. « В феврале 1943г на Волге был развеян миф о несокрушимости военной мощи Германии, положено начало коренному перелому в Великой Отечественной войне. 200 огненных дней и ночей шла та великая битва.
Чтец 16 Дыхание чёрной пурги. –
Надменной тучей пошли на нас
Безжалостные враги.
И клятву тогда Сталинград произнёс,
И стали бронзовыми слова, -
«Мы здесь, в Сталинграде, клянёмся стоять,
Мы в эти камни вросли.
Клянёмся насмерть стоять!
Для нас за Волгой Нет земли..!»
17 чтец. Весь город стоял насмерть.
Весь город был главной высотой России.
18чтец. За всю войну такого боя
Припомнить больше б я не мог…
Витала смерть над головою,
Казалось даже, что порою
Как будто нам неведом страх,
Как будто с нами вся Россия
Шла в атакующих рядах,
Как будто все её тревоги
Вели нас к огненной черте,
Как будто все её дороги
Мусса Джалиль « Варварство»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей
4 чтец. Из письма немецкого солдата: «Сталинград больше не является городом. Это огромное облако ослепляющего горячего дыма. Животные убегают из этого ада. И только люди стоят» Насмерть стояли солдаты, защищая каждую пядь земли. После самых тяжёлых боёв скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывал в памяти картины мирной жизни, заставлял острее почувствовать любовь к Родине, ненависть к врагу.
Ведущий 2(Слайд)Ведуший 1( слайд)Ведущий 2. Теперь обратите внимание на памятки советского и немецкого солдата. На экране высвечивается слайд с памятками.
Ведущий 1 Каждый советский воин, прочитав памятку немецкого солдата, обретал новые силы, чтобы уничтожать врага, гнать его с родной земли. Советские люди сражались за самое святое – за Родину.
Входит девушка. В руках шкатулка.) Девочка: Что у тебя там?
Девушка: Письма.
Девочка. Письма?
Девушка. Да. С той далёкой войны. (Вынимает письма)
Девочка. А почему без конверта, марки?
Девушка. Так было.
Девочка. А твои письма настоящие?
Девушка. Настоящие.
Ведущий 2. Письма с фронта! Их писали на прикладах автоматов, на камнях, обгорелых досках среди руин. Посылая весточку домой, каждый из фронтовиков понимал, что она может стать последней. И потому торопился сказать самое важное. Никто из них не думал тогда, что эти фронтовые треугольники станут историей.
Ведущий 2 Как им хотелось жить, юным, сильным, Понимать то, что сказано само собой, между строк. Стараться уловить мысль и чувство солдата. И тогда за скупыми, короткими строчками откроется человеческая душа – её волнения, страхи, верность, мужество.
-песняВедуший1. с Чингисхан. Наполеон» Кто с мечом к нам придет, от него и погибнет» - предупреждал их Александр Невский.
Диктор Чтец 11 Песня – по Берлину
Ведущий 1. - Хатагов-сообщение
Чтец -
г
ий 1 11 илось 2 года
1о
2
1
(Воины-интернационалисты)
Его имя носит наша школа.- (Презентация )
1
СлайдИстория России - история войн; половцы и печенеги, хазары и монголо-татары, Наполеон и Гитлер.
17 век - убито на войне 3млн.300тыс.
18 век - убито 5 млн. 200тыс.
19 век - убито 5млн.500 тыс. Ведуший2 ( терроризм)
Чтец -
1огонь КАДЕТСКИЙ МАРШ
20 век - Вторая мировая война унесла 64 млн.человеческих жизней. Ранено и искалечено 110млн., сиротами стали 42 млн.
Ведущий 1 . Южная Осетия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра, посвященная празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне «Мы помним, Мы гордимся»
Историческая игра, посвящённая празднованию Дня Победы....
Разработка урока-игры о Великой Отечественной войне "Но помнит мир спасённый..."
Предлагаемая разработка игры о Великой Отечественной войне может быть использована как дополнительный материал к урокам истории и литературы или как внеклассное мероприятие. Чась игры посвящена ...
Презентация "Алексей Хлобыстов" - Всероссийская патриотическая акция "Платок Памяти", посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне
Презентация и выступление в рамках школьного этапа Всероссийской патриотической акции "Платок Памяти", посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне. Апрель 2013...
Методическая разработка мероприятия «Мы этой памяти верны», посвященного 70- летию Победы Великой Отечественной Войне
Цель мероприятия:1. Формирование представления у обучающихся о событиях Великой отечественной Войны.2. Воспитание чувства гордости за своих земляков, чувства патриотизма.3. Воспитание гражданско...
Сценарий конкурса чтецов на тему Великой Отечественной войны «И помнит мир спасённый…»
Сценарий конкурса чтецов на тему Великой Отечественной войны «И помнит мир спасённый…»...
Военно-историческая викторина, посвященная Победе в Великой Отечественной войне «Я помню, я горжусь!»
Викторина...
Положение о творческом конкурсе среди школьников, посвященном 75-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне."И помнит мир спасенный...".
Положение о творческом конкурсе среди школьников, посвященном 75-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне."И помнит мир спасенный..."....