Единый урок "Солдаты трех войн"
методическая разработка по теме

разработка материала о ВОВ, войне в Афганистане, Чечне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edinyy_urok._soldaty_tryoh_voyn.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ «Краснинская

школа-интернат VIII вида»

Участники: учащиеся 6-9 классов.

Цель:

1) Развивать патриотические чувства учащихся, гордость и    сопричастность к истории страны, своего района, уважение к ветеранам войны.

 2) Способствовать формированию у учащихся чувства долга и готовность к её защите.

Подготовительная работа:

 Сбор материала, посещение музея, посещение ЦРБ и детской библиотеки, чтение художественной литературы. Встреча с воинами Афганистана в доме культуры.

Оборудование: реквизит по оформлению сцены, музыкальное

                            оборудование, стол для выставки книг.

Оформление: Книжная выставка «Война со всех сторон».

                        На заднике сцены название урока «Солдаты трёх

                        войн», солдатская каска, гвоздики.

Музыкальное оформление: фонограмма военных песен, песен о

                                                   Родине.

               Ведущая: Трём печальным вехам

                                в истории нашей армии и страны:

                                великой Отечественной войне,

                                войне в Афганистане и Чечне посвящается.

Дорогие ребята, бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только уменьшается со временем, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относятся: Великая Отечественная война, война в Афганистане, война в Чечне.

                      Великая Отечественная война.

Чтец: Война – жесточе нету слова,

           Война - печальней нету слова,

           Война – святее нету слова

           В тоске и славе этих лет.

           И на устах у нас иного

           Ещё не может быть, и нет.

              Сценка «Школьный вальс».

Голос за кадром: Год 1941-й, 21 июня, выпускной…

(Звучит школьный вальс, на фоне музыки на сцене появляются две пары школьников, танцуют вальс, музыка приглушается):

1-я девочка: Ребята, а я хочу быть учительницей, хочу учить детей.

                        Буду поступать педагогический институт!

1-й мальчик: А я останусь в деревне, буду поднимать село!

2-я девочка: Я хочу поступить в медицинский институт, стану врачом, и буду лечить людей!

2-й мальчик: Я пойду в армию, хочу быть военным!

(Звучит фонограмма «Священная война», мальчики перестраиваются и строевым шагом уходят со сцены, девочки машут им в след платочками).

1-я девочка: Получают мальчики повестки,

                       И уходят мальчики служить,

2-я девочка: Есть обязанность у них такая:

                       От врагов Отчизну защитить.

Ведущая: В ночь на 22 июня 1941 года войска фашистской Германии вероломно напали на нашу Родину. К этому времени немецкие войска захватили почти всю Европу, заставив её промышленность работать на свои военные цели.

   В первый период этой небывалой битвы наша страна понесла огромные потери. Врагу удалось захватить обширные территории, дойти до Волги и Кавказа. Но именно  от Волги от стен Сталинграда, разрушенного бомбами и снарядами, началось победоносное шествие Советской армии на Запад.

      Великая Отечественная война стала всенародной, в ней принимали участие не только армия, но и весь народ. Конечно же, не остался в стороне Кузбасс. В первые же три дня  войны о своем желании вступить в ряды Красной Армии заявили 22126 комсомольцев и молодых тружеников земли Кузнецкой.

 В заводских цехах работали женщины, старики и дети.

 В тылу врага действовали партизанские отряды, нанося внезапные удары по немецким гарнизонам. Они объявляли немецким захватчикам «Рельсовую войну» и пускали под откос фашистские эшелоны.

Нанося врагу одно поражение за другим , Советские войска неуклонно двигались на запад  и дошли до Берлина. 30 апреля 1945 года когда на берлинских улицах грохотали бои, армейские разведчики водрузили над главным правительственным зданием – рейхстагом – красный флаг – Знамя Победы. 8 мая 1945 года германское командование подписало акт безоговорочной капитуляции, и день 9 мая 1945 года был объявлен Днём Победы.

                            Песня «Вальс Победы».

Ведущая: Славный путь тяжёлыми дорогами прошли многие воины земли Кузнецкой. Сражаясь на разных фронтах, в составе различных подразделений и родов войск они увенчали свой жизненный путь множеством правительственных наград: орденов, медалей. Но и братских могил –  не мало, они раскиданы по всей Советской земле, по всей России и за её пределами. А есть такие, что пропали без вести.

  Тонкой нитью связывали фронт и тыл, редкие письма в форме треугольников, вот так они выглядели. (Показывает фото)

( Звучит военная музыка. Ребята в военной форме зачитывают письма солдат, воспоминания бойцов, их биографию).

1-я девочка:  (зачитывает письмо от Еркаева Петра)

1-й мальчик: (зачитывает  поздравительную телеграмму от Пётра Еркаева )

2-й мальчик: (зачитывает немного из биографии Петра Ивановича Еркаева.)

   Родился 23 января 1923 г. Жил и работал до войны в п. Хрестиновкий на прииске по добыче золота и платины. Начал трудовую деятельность в 1940г.

Ведущая: Воспоминания нашей односельчанки, участницы Великой Отечественной войны, Гулевич Валентины Иннокентьевны.

2-я девочка:  (зачитывает) Гулевич Валентина Иннокентьевна. Родилась в 1924г. в г.Ленинске-Кузнецком. Началась война, и Валентина по командному призыву пошла учиться на 3-х месячные курсы шоферов, там же проводилось и военное обучение. 18-ти летней девочкой в сентябре 1943 года попала на фронт, в г. Городец Горьковской области. Снова обучение, практика и передовая. Воевала на 3-м Украинском фронте. Особенно яркими в памяти остались первые фронтовые дни. Валентина Иннокентьевна вспоминает об этом так: «Собрали наш корпус девушек-шоферов. К месту расположения части добрались ночью, часть располагалась в прифронтовом лесу. Впереди старший лейтенант, а мы, девушки, за ним «гуськом». Привёл в землянку, приказал ложиться спать по двое, чтобы одну шинель под себя, а второй накрываться. Многие девочки не выдерживали, плакали, было очень страшно.

   Был и такой случай в фронтовой жизни Валентины Гулевич. Шестеро суток не ели сидящие в засаде солдаты. Местность простреливалась постоянно, две машины с кухней не смогли добраться – погибли. Третью машину вела Валентина Иннокентьевна. Дали в помощь лейтенанта. Когда подъезжали к высоте, начался мощный артобстрел, по сути, вызывали огонь на себя. Но всё-таки проскочили. Когда начали резать хлеб и сало, в них оказались пули. Был ранен лейтенант, была ранена сама, но от госпиталя отказалась. С боями дошли до Будапешта, демобилизовалась в июне 1945г. Награждена орденом Отечественной войны и медалью «Георгий Жуков».

Ведущая: Кузнецкий край сыграл несоизмеримую роль в Отечественной войне, и его заслуги перед Отечеством не забудет история. Эта высокая оценка заслуг наших земляков в полной мере относится и к нашим краснинским ветеранам войны и труженикам тыла.  В нашем сквере Победы стоит памятник воинам, отдавшим жизнь в борьбе за независимость своей Родины.  Вечная память и слава всем тем, кто не щадя жизни своей одержал победу над фашистской  Германией. Почтим память погибших минутой молчания.

                 Песня «Там за туманами».

Война в Афганистане.

                    Война без победы.

Чтец: У этой войны нет дня Победы,

           Есть только начало у этой войны.

           Но побеждать никого не хотели,

           И земли чужие нам не нужны.

           Этот день в себе носит и радость, и траур

           Пусть счастливы будут, кто вернулся с войны.

           И пухом земля будет тем, кого мамы

           Живыми обнять не смогли.

   Ведущая:   Что такое война в Афганистане, говорить сейчас сложно и тем более вспоминать какие-то подробности по пришествии десятка лет. Но ощущение того времени сохранились.

    За десять лет через неё прошло более шестисот тысяч тогда ещё Советских солдат. Около пятнадцати тысяч погибло, сорок пять тысяч вернулись инвалидами. Афганцы потеряли на этой войне сотни тысяч человек…

    Именами тех, кто погиб на этой войне стали называть улицы, дороги.

    В нашей области более четырёх с половиной тысяч участников афганской войны, из них 169, 60 инвалидов, 617 награждены орденами и медалями. 119 кузбассовцев погибли в Афганистане.

     Война в Афганистане – это было выполнение интернационального долга, по которому нас воспитывали.

    Вообще Афганистан – красивая земля. Знаете, как в переводе с фарси называется Кандагар? «Отец граната». Там гранаты растут - с голову! И другие фрукты тоже дай бог. «Поначалу даже жалко было…» - это из воспоминаний бойцов афганцев. «…представляете, снаряд или бомба в фруктовый сад? От гранатов сок, как кровь…».

   «Не наша вина, что нас отправляли туда служить, что мы выполняли интернациональный долг, как могли, на территории чужой страны. Не наша вина, что после возвращения на Родину нас подняли до небес, как героев афганской войны, начали снимать фильмы, писать книги, в общем, в духе перестройки.»

  С годами всё труднее отвечать на вопрос о самом трудном на той «малой войне».

  Ребят, которые служили в Афганистане, мы узнаём по орденским нашивкам  на штатской одежде. Слышали песни, которые они привезли оттуда, - о Родине, долге, боевом товариществе.

  Ребята, у нас в гостях участник Афганской войны Потапенко Юрий Анатольевич. Я думаю, мы услышим песню в исполнении Юрия Анатольевича. Но сначала, Юрий Анатольевич, пожалуйста, некоторые воспоминания об Афганистане…

     Песня  в исполнении Юрия Анатольевича Потапенко. Участника Афганской войны

Чтец: Ищу на карте крохотную точку,

           Политую свинцом и кровью смут,

           Чтоб вставить в политическую строчку

           Коротко – название Бамут.

           Закрою атлас, снова открываю…

           На сердце боль и тяжесть у меня.

           Так вот она, та точка роковая.

           Кто знал её вчера? Одна Чечня.

           На фоне бледно-розового цвета

          Она уму и памяти укор.

          Кто знал не так давно названье это

          Хотя бы за чертою дальних гор?

                                         Война в Чечне.

  Ведущая:    Не успела толком забыться война в Афганистане, как началась война чеченская. Похожая, и не похожая одновременно на ту недавнюю. Как и Афганская она не принесла славы Отечеству, как и в Афганистане, чаще всего от пуль и осколков  в Чечне гибнут женщины, старики и дети.

     Насколько можно предположить, опыт афганской армии в Чечне не использован. Словно всё наработанное вместе с тем поколением ушло на гражданку. О подготовке «Бури в пустыне» мир знал за год до начала операции, а ввод армейских частей в Чечню был как снег на голову. В первую очередь для армии. Говорят, что половина потерь в Чечне «не боевые», то есть травматизм, неосторожное обращение с оружием, переохлаждения. Но если так, то что говорить об уровне разведки в условиях, когда передовой нет и в основе действия боевиков внезапность, ловушки, засады? Не отсюда ли «слепые» колонны бронетехники, артиллерийские «накладки»?

      За год о Чечне написано больше, чем о всей афганской компании. У народа есть право судить свою армию. Да поймут судящие: Чечня – наша общая трагедия. Здесь кощунственна даже мысль о воинской доблести. Люди понимают, что в армии не ангелы, но и не волшебники. По официальным данным, личный состав Северокавказского округа за год военных действий получил лишь четверть нормативного довольствия. Не законные бандформирования экипированы подчас лучше солдат.

    Погибли при исполнении: (зачитывает список погибших).

                 Песня «Отчего так в России берёзы шумят».

Ведущая: Итак, дорогие, ребята, сегодня у нас прошёл единый урок «Защитники Родины», где мы коротко осветили некоторые события трёх войн. Война – это трагедия, а если сказать жёстче, катастрофа.

Есть сокровища, спрятанные глубоко в земле, и есть сокровища, находящиеся на поверхности и передающиеся из поколения в поколение. К таким богатствам относится и память народа о героическом прошлом, о своих доблестных защитниках. Не забыть, сберечь всё это – наша главная задача. Я думаю, если случится вам, ребята, защитить свою Родину, вы выполните свой долг с честью.

               Песня « Не отнимайте солнце у детей».    

Список литературы:

1. Великая Отечественная Война – энциклопедия для школьников

1941 – 1945г.г. к 60-летию Победы – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2005г.

2. Л.Решетников «Четыре стороны света» -  записки военного корреспондента. Воениздат 1974г.

3. Л.Леонов «В годы войны и после» Ставропольское книжное издательство 1974г.

4. «Афганистан болит в моей душе…» Воспоминания, дневники, советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане. Литературная запись П. Ткаченко, Москва «Молодая гвардия» 1990г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый классный час для учащихся 5-7 классов «Хоть война не детское дело…», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Классный час посвящен детям войны, героям - пионерам, о которых современные дети очень мало знают. К данному мероприятию подготовлена и презентация....

проектно-исследовательская работа .О назначении единого главнокомандующего в войне 1812 года

В работе рассмотрены проблемы и три ключевые фигуры. Сформулированы две основные версии и позиции по данному вопросу....

Методические материалы для школьной конференции в рамках единого дня краеведения «С любовью к Отечеству», посвященного 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знам...

Единый урок обороны, посвящённый 75-й годовщине начала контрнаступления советских войск в битве под москвой в великой отечественной войне 1941-1945 годов

Урок посвящён 75-й годовщине начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. В истории всех народов и государств бывают такие выдающиеся события, которые навсегда сохраняются в историческ...

Самодельные игрушки для развития детей от рождения до трех лет. 1. Самодельные игрушки для развития зрительно-ориентировочного восприятия детей от рождения до трех лет

Самодельные игрушки для развития детейот рождения до трех лет Сегодня все чаще и чаще приходится слышать разговоры о раннем развитии детей. Возникают новые методики, вспоминаются старые. Книжные ...

Единый урок, посвящённый 74 годовщине победы в ВОВ "И о войне мы вспоминаем в потоке дней..."

Историческая музыкально-поэтическая композиция единого урока помогает обучающимся глубже изучить историю Отечества, способстует патриотическому воспитанию....

Методические рекомендации по подготовке единого урока ( классного часа) " Победный май", приуроченного к празднованию 75 - летия Победы в Великой Отечественной войне в 1941 - 1945 гг

Работа составлена с учетом подготовки учащихся  к Единому уроку " Победный май" трёх уровней обучения: начальная школа, основная , средняя школа....