Концертная программа Хроника военной поры
методическая разработка (11 класс) по теме

Стихотворения, представленные в этом сценарии, оказывают сильнейшее воздействие на слушателя. Они очень искренние, идущие от сердца. Два стихотворения Захара Городисского, прожившего всего двадцать лет, поражают зрелостью мыли и чувства: Что он, нахлебавшись смертельного ветра, упал не назад, а вперед, что лишних сто семьдесят два сантиметра вошли в завоеванный счет...  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mks8_hroniki_voennoy_pory.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ «Надежда»

 Концертная программа: Хроника военной поры.

Подготовила: педагог-организатор Шох Ольга Викторовна

г.Коломна

2012г.

Цель: сохранение и развитие традиций русского народа, школьных традиций, воспитание уважения к подвигу солдата,  реализация задатков творческих возможностей учащихся, сплочение школьного коллектива, воспитание  чувства сострадания.

Оборудование: мультимедийная установка, аккордеон, презентация «Великая Отечественная», сопровождающая чтение стихотворений.

Ведущий:

Жизнь человека коротка, может быть поэтому мы отмечаем в последние годы День Победы так широко, будто просим прощения у воевавших, павших, у оставшихся в живых. Вы, наверное, обратили внимание на акцию, которая проводится в городе по ознакомлению пассажиров, то есть жителей и гостей города с биографиями тех, кто защищал страну в годы Великой Отечественной войны. Если это так, то вы заметили, должно быть и то, что многие из тех, кто выжил, умерли после войны, прожив совсем немного в послевоенном мире. Умерли от ран, от пережитого, оттого, что силы были отданы победе. Подтверждает этот факт и судьба Алексея Ивановича Фатьянова, о котором мы говорили осенью 2009 года. Помните, он умер сорокалетним, прожив в освобожденной стране совсем немного, умер от разрыва сердца. Сегодня мы собрались на концертную программу «Хроника военной поры», связанную с творчеством Алексея Ивановича Фатьянова. В годы войны все знали песню «Вставай, страна огромная», но часто звучала тогда и другая песня, зовущая на борьбу, «Песня мщения». Сегодня ее не поют, но мы имеем  возможность услышать очень редкую запись, сделанную с военной пластинки. Вдумайтесь в горькие слова песни, прислушайтесь к боли тех, на чьи плечи легла война.

Звучит запись «Песни мщения», показываются слайды.

 Ведущий:

Начавшаяся в 1941 году война по планам Гитлера должна была закончиться осенью того же года, однако, этому не суждено было сбыться. Не смогли фашисты захватить с ходу Москву, не пала она к запланированному 15 августа, не удалось взять Ленинград, а к 1 октября война не только не закончилась, как об этом заявлял Гитлер, она, практически, только началась.

Ученик:

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту черную войну

Только хочет он или не хочет,

А свое получит от войны

Скоро даже дни, не только ночи

Станут, станут для него черны.       ( Вадим Шефнер, 23 июня 1941 года,    Ленинград)

Ученица:

Вышел мальчик из дому,

В летний день, в первый зной.

К миру необжитому повернулся спиной.

Улыбнулся разлуке, на платформу шагнул,

К пыльным поручням руки

Как слепой протянул.

Невысокого роста, и в кости не широк,

Никакого геройства

Совершить он не мог

Но с другими со всеми

Не окрепший еще

Под тяжелое время

Он подставил плечо.

Под приклад автомата, расщепленный в бою

Под бревно для наката,

Под отчизну свою.

Был он тихий и слабый,

 Но Москва без него

Ничего не смогла бы

Не смогла ничего.         ( Александр Межиров.)

Ученик:

И летит снежок обыкновенный,

А бои под Яхромой уже.

Вдоль Кремля гремит парад военный,

Первый без военных атташе.

Позабудут люди «дранг нах остен»,

Зарастут орешниками рвы,

К нам приедут западные гости,

Дети не дошедших до Москвы.

Звезды белой вьюги Подмосковья

По Кремлю стекают вдоль стены

Где снежком, гвоздиками, любовью

Лепестки огня озарены.

И летит ноябрь обыкновенный

И снежинки в пламени горят.

И сквозь них в цветной парад военный

Входит черно-белый тот парад.   (  Феликс Чуев.)

Ученица:

А, попятились!- вслед вражьим танкам

Послан был и последний снаряд.

Уцелевший боец стал подранком,

Но глаза, поглядите, горят.

Он в лесу был, один. Будто леший.

А костры догорали вдали

Он потряс кулаком побелевшим

«Что? Дошли до Москвы? Доползли?»

Он сквозь слезы глядел на пушку

И подбитые танки считал

У своей скособоченной пушки

У примятого крепко щита.

Он и горд был, и даже напуган,

По-мальчишески строен и мал

И доверчиво так, будто друга,

Остывающий ствол обнимал.  (М.Найдич).

Ведущий: Тяжелые бои сорок первого года закончились битвой под Москвой. Перед новыми боями наступило затишье.

Исполняется песня А.Фатьянова «Давно мы дома не были»

Чтец:

Медали сорок первого иных дороже втрое

Высокой мерой мерила страна своих героев

Нещадной мерой мерила, наряды тяжелели.

Медали сорок первого носили на шинелях.  ( Поляков.)

Ученица:

Часы не нужны сержанту, Чтоб время атаки засечь.

Надо преградой танку

Гранитом в окопе лечь.

Пусть танк тот окоп утюжит,

Надо в землю врасти.

И в ярости надо сдюжить,

Чтобы с ума не сойти.

Потом, когда танк еще рядом, Надо подняться в рост

И бросить рывком гранату

В его уползающий хвост.

Метать мы научены метко,

Взрыв! Пламя! И танк горит!

И только минутная стрелка

На том же деленьи стоит.  ( Крючков)

Ведущий: Сорок второй год прошел в тяжелых боях, до победы было еще очень далеко. Ленинград все еще был окружен, но верилось в лучшее, народ боролся, народ жил. Мы сегодня послушаем песню Фатьянова в его исполнении. Вслушайтесь, вы опять услышите знаменитые разговорные интонации, отличающие его стихотворные тексты, уловите легкую иронию, желание жить, не поддаваться унынию и печали.

Слушаем песню «ШУМИТ НАД ВЕТРОМ ЛАДОГА»

Ведущий: Маховик войны крутился дальше, шел сорок третий год.

Ученик:

Глянь на солнышко из-под руки,

Вон березы стоят, поле выбелив.

За Донцом за рекою враги,

Мы пока их оттуда не выбили.

Скоро выбьем. Есть все-таки долг,

И пружиною сжато терпение.

Просыпается утречком полк

От веселого птичьего пения.

Все пройдет. На другом рубеже

Вспыхнут памяти давней отметины.

И со смешанным чувством в душе

Мы припомним июль сорок третьего.

Как вы пели красиво, дрозды,

Вам тогда даже дождики вторили,

Как вы пели красиво, дрозды,

За рекой, на чужой территории.( Найдич М.)

Исполняется песня Фатьянова «На солнечной поляночке».

Ведущий: Подходил к концу сорок третий. А войне все не было конца…

Ученик:

Серый пепел выжженных полей,

Камни разоренных деревень.

Пни и угли вместо тополей,

Вместо солнца – сумрачная тень.

Здесь забыли отдых и покой

Здесь все время в воздухе висит

Черный дым разрывов над густыми ветками ракит.

Здесь не знают, что такое сон

Вверх взлетает рыхлая земля.

Здесь огонь и смерть со всех сторон

И травой заросшие поля.

Ночью от ракет светло, как днем

Днем темно от дымовых завес.

Люди под губительным огнем

Роют блиндажи, таскают лес.

Зорко смотрит часового глаз

Спорит с пулеметом пулемет.

Все готовы к бою каждый час

Ждут приказа двинуться вперед. (Захар Городисский, родился в 1923 году, умер от ран в 1943 году)

Ученик:

Если мне смерть повстречается близко

И уложит с собою спать,

Ты скажи друзьям, что Захар Городисский

В боях не привык отступать.

Что он, нахлебавшись смертельного ветра,

Упал не назад, а вперед

Что лишних сто семьдесят два сантиметра

Вошли в завоеванный счет.

Ученица:

Он опустился на станину,

Едва земли утихла дрожь.

Дым заволакивал долину,

Ложился копотью на рожь.

На гильзе солнце заиграло,

Да было слышно в тишине,

Как пламя танки пожирало,

Гудя на вспученной броне.

Заглохли навсегда моторы,

А он сидел, и жив, и цел,

Уже забыв про танк, который

Поймал в мутнеющий прицел.

Полынь качалась на пригорке

Стрижи сновали в синеве,

Он пуговку от гимнастерки

Искал в истоптанной траве.

Лишь где-то хлопали зенитки

А он, воды напившись всласть.

Все щурился, и тонкой ниткой

В ушко иглы не мог попасть. ( Глазов Г.)

Ведущий: Сорок четвертый год. Тяжелейшие сражения, металл не выдерживал, а люди выдерживали…Как?

Ученик:

Боже мой, как шли они в безвестность

Ни ты, ни я, ни ротный бы не смог,

Был бел как флаг их, снег, скрипел железно

Под каблуками хромовых сапог.

Рванул снаряд – назад не повернули.

Как подвиг, был тот марш неповторим

По горловине дважды мы стянули

Фронт Первый Украинский со Вторым.

Махоркой обжигали рты солдаты

В раздумьях: все же как решится там?

С порога был отвергнут ультиматум

С надеждою на танковый таран.

И вот тогда-то все перемешалось

Горело небо, и земля качалась.

А в Шендеровке – каша в три кольца,

К кому взывать – спасите наши души

Когда душа и так в родной земле?

Сыграла реактивными «катюша»

Давно в сорок четвертом. В феврале.

Теперь в живых и вовсе нас немного

Вдаль откатились годы те и жаль,

Что ротный наш художник Кривоногов

Не все вместил на холст про тот февраль. (Жуков В.)

Ведущий: И вот она пришла, долгожданная, выстраданная ПОБЕДА!

Чтец:

Он прошагал по свету пол-Европы

Он вышел в май со снегом на виске.

В горящих небесах висел на стропах

И от смертей висел на волоске.

Он подарил, что не сумели боги,

Все звезды, обе мирные зари,

А вслед бежал мальчишка босоногий:

- Дядь, звездочку с пилотки подари!  (Щуплов)

Исполнятся песня «Где же вы теперь»

Ведущий: «Народ-победитель» - это понятие вместило в себя всех тех, кто 1418 дней и ночей жил и боролся, всех, кто не дожил, всех, кто встретил эту самую желанную весну сорок пятого. Уже выросло поколение, которое не видело врагов на своей земле, но это не значит, что их у страны нет, поэтому и стоит на страже Родины армия, и они, молодые, готовы защищать страну от любой напасти.

Исполняется песня «Русский парень»

Ведущий: Тяжелое время «роковых сороковых» не дает покоя живущим. Горечь войны вновь и вновь проступает в стихах. Вы часто рисуете. Стихотворение, которое вы сейчас услышите, не рассказывает о событии, а очень зримо рисует его.

Поле было в белых бугорках,

А перед атакой было ровным

Цепью негустой прошли солдаты с трехлинейками наперевес.

Красная сигнальная ракета рассыпалась, задевая лес, оставляя хвост нестойкий дыма…

Вот и все, а так необходимо было до окопов добежать,

Добежать, и в ход пустить гранаты.

Падали, и словно виноваты, в чем, не знамо, слизывали снег

Затихали…Санитары к ним подползали и шептали горько:

«Тут уж не помочь…»

И падал снег.

Падал снег и падал, и под вечер поле было в белых бугорках.

Поле было в белых бугорках.

В войне участвовали все народы, входившие в состав Советского Союза – украинцы, белорусы, грузины, казахи. Но фашисты всех называли одним словом – «русские», поэтому, не умаляя вклада всех народов в победу, мы гордимся тем, что мы, русские, победили врага.

 

Исполняется песня «Я – русский»

Наш концерт подходит к концу. Незримо на нем присутствовал поэт-фронтовик Алексей Иванович Фатьянов, человек, чьи проникновенные слова согревали сердца людей и продолжают свою жизнь уже в новом столетии. Давайте в заключении споем  песню, которую успели уже полюбить. Исполняется песня из фильма «Небесный тихоход»

Литература: «Родная Армия» стихи, М. Военное издательство, 1988г

                      «Стихи о Москве», ОГИЗ,М.1947 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Дети военной поры"

Внеклассное меропиятие посвящено роли детей в нашей Победе в 1945. Материал разделен на 3 блока: дети на войне, дети  и труд, дети и милосердие. Разработка мероприятия применима для реализации на...

Интегрированное внеклассное мероприятие: « Семейная хроника военных лет»

Классный час посвящен Великой Отечественной войне. В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась великая беда. Дети рассказывают о своих прадедушках и прабабушках, защищавших нашу землю о...

Сценарий линейки - реквием «Дети мира – детям военной поры»

Сценарий линейки - реквием "Дети мира - детям военной поры", 11.04.2015...

«Геленджик прифронтовой глазами детей военной поры»

В истории нашего маленького города есть огненная строка - "Геленджик прифронтовой". Помочь представить мне  картину тех лет нам  помогла документальная  литература, воспоминания участни...

Литературно - музыкальная композиция "СУДЬБЫ ВОЕННОЙ ПОРЫ"

Еще один сценарий литературно-музыкальной композиции, ставшей уже традиционной для учащихся нашей школы....

Научно-исследовательская работа "Дети военной поры"

Научно-исследовательская работа выполнена учащейся 11 класса.Цель работы:обобщить материал из различных источников  о жизни детей во время Великой Отечественной войны....

Дети военной поры

Литературно - музыкальная композиция "Дети военной поры" предназначена для учащихся 5-6 классов....