Научно-исследовательская работа "Дети военной поры"
творческая работа учащихся по краеведению (11 класс) на тему
Научно-исследовательская работа выполнена учащейся 11 класса.
Цель работы:
обобщить материал из различных источников о жизни детей во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
- изучить материалы школьного краеведческого музея о детях войны;
- познакомиться с участниками тех событий и взять у них интервью;
- изучить литературу о жизни детей в тылу и об участии подростков в боевых действиях во время Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_deti_voennoy_pory.doc | 584 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция «Поиск»
МОУ «Крайчиковская средняя общеобразовательная школа»
Колосовского муниципального района Омской области
Выполнила:
Поморова Алена,
учащаяся 11 класса
Руководитель:
Матирко Вера
Валентиновна,
учитель истории и
обществознания
1 квалификационной
категории
2010 год
Содержание
Введение …………………………………………………………….…………….….3
I. Вклад юного поколения в победу над врагом ……………….4
1.1. На фронте… ……………………………………………………………….…..4
1.2. В тылу… ……………………………………………………………..………….6
II. Дети военной поры ……………………………………………..………….8
Заключение …………………………………………………….…………………..15
Список литературы………………………………………………………………17
Приложение………………………………………………….19
Мы великих дел не вершили
И по трижды чужой вине,
Как солдаты,
В землянках жили,
Умирали,
Как на войне.
(В. Фирсов «Военное детство»)
Война… Как гром среди ясного неба прозвучало это слово по радио. Как известно, война - это трагедия всего народа. Это – миллионы погибших людей, осиротевшие дети, овдовевшие женщины, сожженные города и поселки, разоренная родная земля…
Первые недели Великой Отечественной войны объединили всех советских людей, понимавших, что именно сейчас решается судьба Отечества. Они понимали, что надо сражаться с врагом всеми способами и обязательно победить. Общее настроение сблизило народ, сделало его похожим на единую семью. Война ещё раз продемонстрировала удивительный «талант» русского народа: раскрывать все свои лучшие качества, способности, свой потенциал именно в экстремальных ситуациях.
Все эти народные чувства и настроения проявились не только в массовом героизме советских солдат на фронте, но и в тылу. С «фронтовой меркой» стали подходить к результатам своего труда и ко всему образу жизни. Лозунги «В тылу как на фронте!», «Все для фронта, все для победы!» стали императивами.
Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, что значит голод, холод и горечь утрат для детей.
Тема войны, тема детей сирот всегда останется актуальной, ведь мы, молодое поколение, должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины! Мы обязаны, должны помнить, какой ценой досталась нам победа!
Цель моей работы:
обобщить материал из различных источников о жизни детей во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
- изучить материалы школьного краеведческого музея о детях войны;
- познакомиться с участниками тех событий и взять у них интервью;
- изучить литературу о жизни детей в тылу и об участии подростков в боевых действиях во время Великой Отечественной войны.
I. Вклад юного поколения в победу над врагом.
1.1.На фронте…
Великая Отечественная война круто изменила судьбы людей, особенно молодых, вчерашних школьников. Они рвались на фронт добровольцами. Да и как не рваться, когда из репродукторов неслось: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…», а в лицо смотрели со стен плакаты «Родина-мать зовет!». И позвала она на защиту своего Отечества.
Всем известны подвиги героев-молодогвардейцев: Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой.
Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей, участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной работы. Из юных партизан особо известны Зина Портнова, Валя Котик, Леня Голиков, Валя Зенкина, Вася Коробко и многие другие.
Зина Портнова, четырнадцатилетняя ленинградская школьница, участвовала в дерзких операциях против врага. По заданию партизанского отряда она вела разведку, распространяла листовки, участвовала в диверсиях. Вовремя одной из операций была захвачена гестаповцами, пыталась бежать, застрелив при этом двух фашистов, но побег не удался. После долгих допросов Зину расстреляли. Она так и не сказала фашистам о месте расположения партизанского отряда. Родина посмертно наградила ее высшим званием - Героя Советского Союза. [8]
Немало было боев в недолгой жизни Лени Голикова! Леня воевал яростно, искусно, как бывалый солдат. Не раз ему приходилось ходить в разведку, спускать под откос вражеские поезда, рискуя жизнью, добывать важные документы. И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу с взрослыми. Леня Голиков погиб 24 января 1944 года в жестоком бою у деревни Острая Лука. Ему также было присвоено звание Героя Советского Союза. [11]
Можно упомянуть и имена наших земляков - жителей Колосовского района. Совсем юные, еще вчерашние школьники, они ушли на фронт в первые дни войны и не вернулись. Это Селюн Василий Григорьевич (д. Александровка) - 19 лет, Борисов Николай Иванович (с. Колосовка) - 21 год, Шилов Дмитрий Яковлевич (д. Вороновка) - 19 лет, Черпанов Михаил Иванович (с. Таскатлы) - 19 лет, и другие. [15]
Из нашей памяти никогда не сотрутся имена этих юных героев, воевавших наравне со взрослыми.
1.2. В тылу…
Но не только на фронте добывалась желанная победа. Она ковалась и в тылу и не одними руками взрослых, но и детскими, пусть еще не очень крепкими руками.
С июня 1941 года во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивались средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Трудящиеся, занятые на военных предприятиях, считались мобилизованными до конца войны. Мобилизовывались и все работавшие в государственных учреждениях и на транспорте. Самовольный уход с этих предприятий рассматривался как дезертирство. За уклонение от трудовой мобилизации устанавливалась уголовная ответственность.[7]
К станкам взамен ушедшим на фронт стали женщины и подростки. Работали дети 12-13 лет. Зачастую мальчишки не дотягивались до станков и под ноги им ставили ящики.
Такое же трудное положение существовало и в сельском хозяйстве. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста вышли на поля, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов сыновей. В МТС число женщин – трактористок и комбайнеров в 1942 году составило более 40%.
В колхозах был увеличен по сравнению с предвоенным временем обязательный минимум трудодней, причем значительно – 1,5 раза. Минимум трудодней устанавливается и для подростков, начиная с 12 лет. Суду предавались колхозники и члены их семей, не выработавшие обязательный минимум.[12]
В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли пионеры и школьники. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам.
Около миллиона трудодней выработали они вместе со своими учителями. [12]
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи тонн намолоченного зерна.
Это позволило, хотя и не на очень высоком уровне, обеспечить армию и население продовольствием. Но для большинства трудящихся жизнь в эти годы имела характер полуголодного состояния. Несмотря ни на что, люди готовы были идти на любые жертвы, во многом отказывая себе, чтобы сокрушить врага.
А сколько судеб сломала эта жесточайшая война?! Сколько детей сирот осталось после этих страшных событий!
У всех сирот войны была одна и та же доля: голод, холод, болезни, непосильный труд. «Немытая, голодная орава…», как в стихотворении Раисы Фоминой:
Нелёгкой, но всех единой долей
Вознаграждала в жизни нас война.
Мы разделили волей иль неволей
Тогда, когда окончилась она.
Когда умолкли смертные метели,
К счастливчикам судьбы пришли отцы… [16]
… Те, к кому вернулись отцы, сумели стряхнуть с себя тот непосильный, недетский груз беды, потерь и проблем. Стали свободнее, защищеннее, и, конечно же, счастливее. Другие, кого не раздавила эта ноша, несут ее и по сей день…
II. Дети военной поры.
Война стала суровым испытанием для советского народа.
О том, что началась война, каждый узнал по-разному.
Лабуренко Клавдии Яковлевне, жительнице д. Плахино, в 1941 г. было 9 лет. Она вспоминает: «Был солнечный день, колхозники работали в поле, ничто не предвещало беды. Радио не было, но связь была с Колосовкой по телефону. И вдруг страшное сообщение: началась война…». [3]3
А вот рассказ Мадюдя Клавдии Сергеевны. «Когда началась война, мне было 12 лет. Помню жаркий летний день. Я была у бабушки. Все спали на веранде. Ночью была страшная гроза и ливень, а утром по радио объявили, что немецкие войска перешли советскую границу…». [4]
Все мужчины были призваны в действующую армию и ушли на фронт, оставив женщин, стариков и детей управляться с колхозными делами самостоятельно.
Вставали при первых петухах и до заката солнца были в работе. Пололи картофельные поля, пахали, сеяли, убирали хлеб, косили сено, заготавливали лес. Было трудно, сильно уставали, но не падали духом, внося свою трудовую лепту в дело общей победы над фашизмом.
В то время было не удивлением женщина-трактористка. Вот как рассказывает о своей работе Прасковья Фоминична Усова, уроженка д. Аникино: «… получила первый в своей жизни трактор. И началась работа. Женской бригаде трактористок поручалась та же работа, что и мужчинам-трактористам. Нам приходилось и пахать, и боронить, и сеять. Жили в вагончиках. Работали на баженовских, азановских, коготовсих полях. Мы, конечно, уставали, но молодость брала своё…». [9]
Старшие дети помогали матерям по хозяйству, работали порой наравне со взрослыми. Тринадцатилетняя Фекла Голикова помогала матери не только дома, но и в совхозе «Меркутлинский». На хрупкие девичьи плечи была положена большая работа: нужно было выдаивать 18 коров. «Зоренька ясная, не вставай так рано, ночка звездная, продлись» - шептала Феня, ложась спать. Но ей надо было вставать каждый день и в мороз, и в слякоть в 5 часов утра и бежать на ферму. [14]
Николай Иванович Мезенин, сын И. Г. Мезенина, который до войны был председателем колхоза в Больше-Терехино, вспоминает: «Отец ушел на фронт со своего поста, оставив колхозные дела, жену и четырех детей. Мне было 13 лет. Приходится лишь удивляться, как в свои годы хрупкий мальчик мог заниматься таким тяжелым трудом. Я был на мясозаготовках, пахал на конном плуге - техники не было, сеял и убирал урожай и все вручную». [17]
Такая же учесть, как и Николая Ивановича Мезина, постигла миллионы ребят, оставшихся в тылу за старших.
В 1942 году мальчиков и девочек отправляли в г. Омск в ФЗО. Попала туда и жительница с. Корсино Анастасия Ивановна Наумчик со своими двумя братьями. Кто-то работал на военных заводах, а Анастасию отправили учиться на штукатура. Труд, конечно же, был тяжелый, к тому же холод, голод. Все это заставило девчонок задумать побег.
С Логиновой Марией отправились они пешком в свой родной Колосовский район. Всякого натерпелись в пути: голодали, мерзли, плутали в лесу. Добрые люди пускали на ночлег, кормили, указывали короткий путь. А когда добрались до дома, Анастасию арестовали и посадили в тюрьму за дезертирство. А дезертиру было всего 14 лет. [18]
Чтобы как-то выжить и не умереть с голода, сажали картофель, которого очень не хватало. Землю приходилось копать лопатами. Также сажали арбузы. Из тыкв варили кашу. Сеяли просо вручную, из решета. Ели крапиву, конский щавель. Бедные семьи продавали последние вещи в обмен на муку.
Пащенко (в девичестве Павлова) Нине Николаевне, исполнилось 5 лет, когда началась война. Она из д. Михайловка. О том, какой скудной была пища, вспоминает: «Ели все: картошку, лебеду. Щавель ходили летом собирали за Ошей, его много на лугах было. А колючки собирали на болотах. Их обчищали и ели. Ну а летом медунки, свинухи - все ели… Спички были редкостью. Раздували угли, которые хранили в русской печке. Вот если не уберегли, то ходили к соседям за углями…». [5]5
А вот воспоминания Мадюдя Клавдии Сергеевны (она проживала в
г. Меликесе, ныне Дмитровоград, Ульяновской область): «Во время войны питались скудно. На каждого работающего давали по 500 г. хлеба, на ребенка - 400г, на иждивенца - 300 г. Сахара почти не было. За ним выстраивались огромные очереди, которые занимались с вечера. Номера писали мелом на пальто. Как-то раз стояла долго, замерзла. Пошла к сестре погреться (она жила недалеко), а когда вернулась, номера уже переписали…
В школе нас кормили бесплатно: кусочек хлеба, намазанный тыквой. Но не все плохо питались. Чиновники, которые заведовали продовольственными складами, конечно же, не голодали. И вот некоторые дети эти кусочки бросали, стараясь приклеить их тыквой к потолку. Нам, голодным, было больно на это смотреть.
Когда я училась в 6-ом классе, в нашем городе появилось много эвакуированных из Житомира. Среди них учитель немецкого языка Лев Сергеевич. Он выехал с одним чайником. Жилье ему нашли, но прожить на 500 г. хлеба в сутки было трудно. И в школе решили: те, кто не хочет есть кусочек хлеба с тыквой, будет отдавать его Льву Сергеевичу». [4]
Вокруг творились такие вещи, которые при нормальной жизни в голову не пришли бы никогда. Было и такое, что голодные люди ели друг друга. Жительница Чапаево – Зайцева Евдокия Ефимовна, приехала сюда из Ленинграда. Смерть за смертью приходила в ее семью. Умер отец, за ним мама. Сестру Ксению, по предложению Евдокии Ефимовны и родственников, съели. [10]9 Это ужасно, но было и такое.
В годы Великой Отечественной войны дети не прекращали обучение, несмотря на нехватку школьных принадлежностей. А после школы все спешили помочь старшим с работой.
«Утром и вечером учились при керосиновых лампах. Тетрадей не было. Писали на старых газетах и даже на бересте. Перьев для ручек не было, и писали гусиными, а вместо чернил разводили сажу или свекольный сок, а затем где-то стали добывать марганцовку и писать ею. Учебниками пользовались теми, которые остались с довоенного времени. В школу ходили в холщовых юбочках, мальчики в холщовых штанишках…» - вот так вспоминает об учебе в военные годы Царева Антонина Георгиевна, ей было 14 лет. [6]
«Учиться было трудно, - вспоминает Зимницкая Анна Ивановна, - в тетрадях писали только самое важное, так как они стояли дорого. Читали плохо, приходилось читать один раз в неделю (книг не хватало). Оценки писали словами «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», только после войны была введена пятибалльная система оценивания…». [2]
Лабуренко Клавдия Яковлевна рассказывает, что писали на разных бланках, которые отдавали из колхозной конторы. Была одна книга на класс, поэтому учили прямо на уроке.
Т. Пасечникова, проживавшая во время войны в Полтавском районе, пошла в 1943 году в первый класс. «Как-то мама повезла в Омск продавать мясо, чтобы нам кое-что купить к школе. И привезла оттуда учебник «Родная речь». Отдала она за него 140 рублей (в то время это были большие деньги). По нему готовилась учительница к урокам, по нему учились и мы - ученики.
У одной моей однокласснице был учебник по истории, по которому учился еще ее дядя в 30-е годы. Помню, там были зачеркнуты портреты советских военачальников: Блюхера и др.» [13]
С одеждой дела обстояли так же плохо. Яркие воспоминания о военной одежде сохранились у Мадюдя Клавдии Сергеевны: «Одевались очень просто. Одежду покупали, но чаще мама шила сама, так было дешевле. Она мне сшила черную сатиновую юбку и белую кофточку. В этом я ходила в школу. Очень любила пионерский галстук, носила его с зажимом.
Зимой ходила в шапочке, связанной бабушкой, а мечтала о белых бурках на каблучках и муфте. Когда отец пришел с фронта, жить стало легче, и одеваться стали лучше». [4]
Очень тяжелая доля выпала на детей той поры, но, несмотря на это, они оставались детьми. Они продолжали свое, хоть и не беззаботное, но детство. Девчонки шили себе куклы из лоскутков, а мальчишки прыгали на скакалке и играли в войнушку.
Мадюдя К.С. продолжает свой рассказ: «Игрушек во время войны не помню. Мы играли в чижика, в мячик, в классики, верёвочки, прыгали на скакалке, катались на коньках и лыжах.
В школе проводили вечера. На них играли в ручеёк, пели песни в два голоса под рояль».
Круглая сирота войны, Мария Александровна Вяткина, рассказывает в своих воспоминаниях о маленьких радостях в годы войны: «В Хапилино посреди деревни стояли качели. Вечерами всегда играла гармонь. Два круга танцующих: взрослые и молодежь. За клубом ухаживали сами, белили, готовили дрова. Помнится, как с нетерпением ждали фильмы… Первое звуковое кино «Она защищает Родину» было для нас радостным событием…». [19]
Дети любили читать о мужестве героев – солдат и офицеров, представляя своих отцов в их лице. Читали о замученных, сожженных простых советских людях, о том, как страшно погибали дети и матери в тылу врага. «Как можно относиться к фашистам! Какая мать родила этих извергов! Будь они прокляты!» - со слезами на глазах говорит К.Я. Лабуренко. - Мы имели великую ненависть к врагу. Стремились чем-то помочь фронту: вязали шерстяные носки, шили или ткали портянки, посылали табак, который выращивали в огородах. Со слезами читали в газетах о погибших, хоть мы их и не знали…». [3]
Мадюдя К.С. вспоминает: «… Мы воспитывались в духе патриотизма. Голос Левитана знали все. Тогда много по радио говорили и писали в газетах о подвигах Александра Матросова, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской. Смотрели художественные фильмы «Зоя», «Два бойца» и др. А перед началом сеанса показывали документальные фильмы. Когда показывали Сталина, зал вставал и хлопал». [4]
Тем временем шла война… День и ночь в тылу ждали весточки с фронта. Все соседи радовались, если в семью придет письмо, и рыдали, когда получали голубой конверт, т.е. похоронку. Федосья Филипповна Кузнецова до сих пор помнит о том печальном известии: «Похоронку на папу отдали сразу, мы все страшно плакали, вспоминая его, как он нас всех обнимал, прощаясь. А когда убили брата Гошу, почтальонка долго носила похоронку в сумке, а сама все уговаривала мать, готовила её к еще одной беде». [16]
Мужчины с фронта писали женам успокаивающие строки, интересовались всем: детьми, убрали ли урожай в колхозе. У Т.Пасечниковой сохранился кусочек такого письма с фронта. Её отец писал: «Убрали ли хлеб в колхозе? Хлеб надо беречь, ибо будет очень трудно. Вы кушайте и за меня, а я буду слюнки глотать. Береги детей. Может быть, как-нибудь я вернусь домой. Надо все пережить». [13]
Люди жили с надеждой на лучшее. И вот оно наступило. С несказанной радостью, со слезами на глазах встречали победу.
«О том, что закончилась война, узнали из сообщения по радио, - рассказывает Мадюдя К.С.. - Всю ночь были гулянья на площади. Выступали с трибуны. Все обнимались, целовались, плакали и от радости и от горя. Ещё до объявления победы 2 мая прислали газету с пунктами о капитуляции Германии». [4]
Все радовались окончанию войн, но больше плакали, так как почти каждая семья потеряла близкого человека. Т.Пасечникова: «Хорошо помню 9 мая 1945 года. В нашем селе Платово Полтавского района был один телефон в сельском Совете. Из районного центра пришло сообщение: закончилась война. Во дворе школы состоялся митинг. Кто радовался, а кто плакал. Моей подруге здесь вручили голубой конверт - похоронку. В их семье она была третья». [13]
Война оставила тысячи детей сиротами. Забрала у них отцов, братьев, дедов. С волнением Богданова З.И. вспоминает: «После объявления победы, мы долго еще ждали весточки от брата. Я часто убегала за огород, падала в траву и плакала». [1]
Заключение
Такой запомнилась война детям-сиротам. У каждого из них сложилась абсолютно разная судьба, но горечь потерь, испытания войны оплетает каждую их них. И таких судеб немало.
До конца своей жизни они будут помнить о тех печальных событиях, те минуты отчаяния от потери близкого человека.
Вот стихотворение брата Пащенко Нины Николаевны А.Н.Павлова, который учился в Крайчиковской школе с 1945-1948 гг. В нем описаны всё то, что испытывали сироты войны:
Давай вспомним с тобой нашу молодость, друг и ровесник.
Босоногое детство, прошедшее в годы войны.
Наши школьные дни, пионерские звонкие песни,
О великих делах, о могуществе нашей страны.
Наших храбрых отцов не щадила судьба, не жалела,
Они пали в боях, защищая родную страну,
Кто вернулся домой, был истерзан войной до предела.
До конца своих дней проклинать будут эту войну.
Наши матери стали седыми от горя до срока,
Получив похоронки на верных мужей.
Так злодейка судьба заглянула в их души жестоко
Растоптав их мечты и сиротами сделав детей.
Мы с тобой хлебнуть много горького в жизни успели,
Боль щемящей тоски довелось нам с тобой испытать.
Мы не только чтоб хлеба, картошки досыта не ели,
А что ели тогда - и словами нельзя передать.
Давай выпьем за всех и за все в день всеобщей победы,
И не хмурь ты бровей и не делай печальным лицо,
И давай хоть на время забудем все прошлые беды,
И помянем своих дорогих матерей и отцов. [5]
В преддверии 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мне хотелось показать поколение победителей, тех, кто в сороковые годы прошлого столетия, будучи нашими ровесниками, сражались на фронтах, стояли за станками, растили хлеб, приближая конец войны.
Моя работа – это дань уважения этому героическому поколению. Они это заслужили. Но более всего – это нужно нам, ныне живущим.
Они дали нам шанс – просто жить. И я хочу, чтоб молодежь задумалась, использует ли она этот шанс в полной мере. Хотелось бы верить, что связь поколений не прервется, и память о тех страшных годах останется в наших сердцах, в сердцах наших детей, которые передадут ее уже своим детям. И так будет всегда.
Все, что когда-то спасли наши предки, не пропало даром, и никогда не будет забыто, потому что «есть память, которой не будет конца».
Список литературы
1. Воспоминания Богдановой Зои Ивановны. Из фондов
краеведческого музея Крайчиковской СОШ.
2. Воспоминания Зимницкой Анны Ивановн. Из фондов
краеведческого музея Крайчиковской СОШ.
3. Воспоминания Лабуренко Клавдии Яковлевны Из фондов
краеведческого музея Крайчиковской СОШ.
4. Воспоминания Мадюдя Клавдии Сергеевны. Из фондов
краеведческого музея Крайчиковской СОШ.
5. Воспоминания Пащенко Нины Николаевны. Из фондов
краеведческого музея Крайчиковской СОШ.
6. Воспоминания Царевой Антонины Георгиевны. Из фондов
краеведческого музея Крайчиковской СОШ.
7. Данилов А.А, Косулина А.Г. История России. 9 класс. -
М.: Просвещение, 1998.
8. Девочка с косичками.//Воспитание школьников.1986 .№6.С.54.
9. Иванова Т. Вдовий век.// Новый Вымпел.
10. Исмагилова Т. Смерть за смертью приходила в семьи.
//Новый вымпел, 30 января, 2004 год.
11.Мальчик с автоматом в руках.//Воспитание школьников.1986
.№5.С.41.
12. Островский В.П. История России XX век.11 класс. - М.: Дрофа,
2004.
13. Пасечникова Т. Так жили, работали, учились. //Новый
вымпел, 3 декабря, 2004 год.
14. Порошина А. Жизнь прожить - не поле перейти.
//Новый вымпел.
15. Ткачев Д.И, Кобытев А.И, Пономаренко А.Ф. Детство,
опаленное войной. - Омск, 2005 год.
16. Фомина Р. Сиротская досталась доля. //Новый Вымпел,
18 февраля, 2005 год.
17. Щелыгина С. Мальчишки военной поры. //Новый
Вымпел, 20 августа, 2004 год.
18. Щелыгина С. Отметина. //Новый Вымпел, 1 октября,
2004 год.
19. Щелыгина С. Всегда верили в лучшее. //Новый Вымпел,
5 ноября, 2004 год.
Приложение
Т.П. Пасечникова. Е.Е. Зайцева
Семья Н.И. Мезенина
А.И. Наумчик. Р. Фомина.
М.А. Вяткина с супругом.
П. Ф. Усова. Ф.Ф. Кузнецова.
Ф. Голикова А. Г. Царева
К.С. Мадюдя
З.И. Богданова К.Я. Лабуренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концертная программа Хроника военной поры
Стихотворения, представленные в этом сценарии, оказывают сильнейшее воздействие на слушателя. Они очень искренние, идущие от сердца. Два стихотворения Захара Городисского, прожившего всего двадцать ле...
внеклассное мероприятие "Дети военной поры"
Внеклассное меропиятие посвящено роли детей в нашей Победе в 1945. Материал разделен на 3 блока: дети на войне, дети и труд, дети и милосердие. Разработка мероприятия применима для реализации на...
«Формирование опыта духовно-нравственного поведения воспитанников на примере Омского кадетского военного корпуса», научно-исследовательская работа, 11 класс
Научно-исследовательская работа представлена на региональной научно-практической конференции: "Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения" ...
Сценарий линейки - реквием «Дети мира – детям военной поры»
Сценарий линейки - реквием "Дети мира - детям военной поры", 11.04.2015...
«Геленджик прифронтовой глазами детей военной поры»
В истории нашего маленького города есть огненная строка - "Геленджик прифронтовой". Помочь представить мне картину тех лет нам помогла документальная литература, воспоминания участни...
Литературно - музыкальная композиция "СУДЬБЫ ВОЕННОЙ ПОРЫ"
Еще один сценарий литературно-музыкальной композиции, ставшей уже традиционной для учащихся нашей школы....
Дети военной поры
Литературно - музыкальная композиция "Дети военной поры" предназначена для учащихся 5-6 классов....
- Мне нравится (1)