Сценарий литературного праздника
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_literaturnogo_prazdnika.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного праздника,
посвященного Ивану Андреевичу Крылову
Цель мероприятия: расширить знания учащихся о жизни и творчестве
И.А.Крылова.
Задачи:
- познакомить с биографией и произведениями великого баснописца;
- передать сложность смысловой и идейной стороны басни;
- формировать читательский интерес;
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать у детей навык общения, культуры поведения и чувства взаимопомощи.
Подготовительный этап:
- Организация выставки книг И.А.Крылова в библиотеке школы.
- Чтение басен во время самоподготовки.
- Работа над учебным проектом «Мы рисуем басни И.А.Крылова».
Сценарий праздника
Читальный зал школьной библиотеки празднично украшен. На стенах – портрет поэта, иллюстрации к его произведениям, выполненные учащимися, плакаты «Поэт и мудрец слились в нём воедино»(Н.В.Гоголь), «Его басни переживут века»(К.Н.Батюшков).
Праздник сопровождает мультимедийная презентация.
Вступительное слово учителя:
- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна… Это памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу. А животные – это герои его произведений.
Сегодня мы подведём итог большой работы, которую провели, готовясь к юбилею И.А.Крылова. Надеемся, что вы покажете знание творчества поэта и узнаете что-то новое для себя.
Вспомним основные факты биографии Крылова.
Выступление библиотекаря:
- Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье небогатого армейского офицера. Отец был постоянно занят, и маленького Ваню воспитывала мать, простая женщина, без всякого образования, но умна и добрая.
После смерти отца семья оказалась в крайней нужде. С десяти лет мальчик вынужден работать. У него хороший почерк, и его берут в канцелярию переписывать бумаги.
Нужда и служба рано познакомили Крылова с бедственным положением простого народа. Он видел, как чиновники берут взятки и невинный оказывается виновным, как расправляются с крестьянами в суде по малейшим жалобам помещиков.
Восемнадцатилетний Крылов пишет свои первые басни. Позднее появляются сатирические стихи и комедии. В своих произведениях Крылов описывает всё, что он видел. Невежественный, жестокий пьяница-помещик издевается над своими крепостными. Этому же учит и сына. Крылов ненавидит безнаказанность богатых и требует для всех равных прав.
Правительство предупреждает Крылова, что его ждёт суровое наказание, если он не прекратит писать.
Но И.А.Крылов не бросает литературной работы. Теперь он пишет только басни. Герои басен – животные, вещи, растения. Но под их видом изображаются всё те же люди: добрые и злые, умные и глупые, трудолюбивые и ленивые, имеющие власть и бесправные.
В баснях Крылов обвиняет помещиков, живущих за счёт крепостных крестьян, несправедливый суд, решающий все дела в пользу богатых.
И.А.Крылов прожил 75 лет. Жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, размышлениями и рассуждениями. В просторном халате, а может быть, в причудливой мантии в окружении своих удивительных героев Крылов невольно смыкается с волшебным миром народной сказки, столь богатой самыми необыкновенными превращениями.
Басенный жанр привлекал Крылова своим демократизмом – всеобщей доходчивостью и общедоступностью. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создаёт только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети». Гоголь писал о Крылове, что «Всюду у него Русь и пахнет Русью» и что басни его – «Книга мудрости самого народа».
13 февраля исполнилось 240 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. И его имя всё так же близко и дорого каждому русскому человеку. Много баснописцев появилось в последующие времена, но всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует над басенным миром.
Учитель:
- А теперь пришло время показать, как вы знаете басни И.А.Крылова. Состязаться будут две команды, им поочерёдно задаются вопросы. За каждый правильный ответ жюри ставит один балл. Победит команда, получившая большее количество баллов. Удачи!
I. Закончить цитату из басни Крылова. Как она называется?
(за правильное название – дополнительный балл)
1. Сыр выпал –
/с ним была плутовка такова/
«Ворона и Лисица».
2. У сильного –
/ всегда бессильный виноват/
«Волк и Ягненок».
3. Когда в товарищах согласья нет –
/на лад их дело не пойдет
«Лебедь, Рак и Щука».
4. Ты в се пела? Это дело –
/Так поди же попляши/
«Стрекоза и Муравей».
5. Ай, Моська! Знать она сильна –
/Что лает на слона/
«Слон и Моська».
6. А вы, друзья, как ни садитесь –
/Все в музыканты не годитесь/
«Квартет»
II. Вспомнить пропущенное слово в названии басни:
- «Лягушка и … ( Вол )».
- «Волк на … ( псарне )».
- «Кот и … ( повар )».
- «Стрекоза и … ( Муравей )».
- «Щука и …( Кот )».
- «Осёл и … ( Соловей )».
- «Волк и … ( Ягнёнок )».
- «Зеркало и … ( Обезьяна )».
III. «Сумка с потерянными и найденными вещами».
Определить, кому принадлежат вещи, Дополнительный балл команде, которая назовёт басню.
- Кость («Волк и Журавль»)
- Ноты («Квартет»)
- Зеркало («Зеркало и Обезьяна»)
- Очки («Мартышка и очки»)
- Шкатулка («Ларчик»)
- Сыр («Ворона и Лисица»)
Литературная пауза: чтение басен педагогами наизусть.
IV. Назовите басни И.А.Крылова
- о Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград», «Волк и Лисица»,
«Лиса», «Лисица и Осёл»);
- о Волке («Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Волки и Овцы», «Волк и
Кот»;
- об Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Квартет»;
- о людях («Кот и Повар», «Демьянова уха», «Ларчик»)
V. Узнайте басню по иллюстрации (на слайдах презентации)
VI. «Волшебная шкатулка»
Библиотекарь:
- Приходилось ли вам слышать слова из басни в обычной речи, без
ссылки на источник?
- Как называются такие слова? /Крылатые/.
(Вниманию учеников предлагается «волшебная шкатулка». В ней лежат карточки с «крылатыми» словами из басен Крылова. Ученики по очереди достают карточку, читают выдержку и объясняют смысл выражения.)
1. А Васька слушает да ест. «Кот и Повар»
/Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания/.
2. А ларчик просто открывался. «Ларчик».
/Поговорка рекомендующая не искать сложных решений там, где дело решается просто).
3. У сильно всегда бессильный виноват. «Волк и Ягненок»
/Употребляется при незаслуженных обвинениях старшими младших по возрасту или должности/.
4. Рыльце в пуху. «Лисица и Сурок».
/Употребляется в значении: быть причастным к чему-либо преступному, неблаговидному/.
5. Избави, Бог, и нас от этаких судей. «Осел и Соловей»
/Так говорят, когда человек берется судить о том, чего сам не понимает/.
6. Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник «Щука и Кот»
/Мораль: каждый должен заниматься своим делом/.
VII. «Угадай персонаж»
- «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой…»
(К Муравью. «Стрекоза и Муравей»)
2. «И, полно, куманёк!
Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей!»
(К Коту. «Щука и Кот»)
3. «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище!
Хотел бы очень я сам посудить,
Твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?»
(К Соловью. «Осёл и Соловей»)
4. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.
- Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите…»
(К Ослу, Козлу, косолапому Мишке. «Квартет»)
VIII. «Вспомни название басни»
/Учитель читает известные строчки, надо назвать, из каких басен они взяты/
«А я скажу: по мне уж лучше пей, да дело разумей». («Музыканты»)
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и Ягнёнок»)
«Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю…»
(«Волк на псарне»)
«»Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»
(«Стрекоза и Муравей»)
«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» («Слон и Моська»)
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
(«Квартет»)
Учитель:
Пока жюри подводит итоги игры, предлагаем посмотреть инсценировку басни «Стрекоза и Муравей»
Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература.
- Архипов В.А. И.А.Крылов. Поэзия народной мудрости. – М., 1974
- Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. Пособие для уч-ся.- М.,1983
3. Иванов В.М. Ларец мудреца. – Л.,1973
4. Крылов И.А. Басни. – М., 1984
5. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей нач.классов. –
М., 1999
6. Степанов Н.Л. И.А.Крылов. Жизнь и творчество. – М., 1969
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература
/Автор-составитель Н.В.Чудакова/ - М., 1999
Информационные сайты:
http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010420/1010420a1.htm
http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/ivan_krylov/index1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературного праздника "О Русь, взмахни крылами!"
«О Русь, взмахникрылами!» Литературный праздник,посвященный памятиС.А. Есенинадля 11-х классов...
Сценарий литературного праздника "130 лет со дня рождения К. И. Чуковского".
Сценарий составлен для младших школьников с нарушением слуха. Предполагается, что праздник является итоговым мероприятием в системе совместного планирования работы по чтению, развитию речи, ознакомлен...
Сценарий литературного праздника "125 лет С. Я. Маршаку".
Сценарий литературного праздника посвящён 125 - летию С. Я. Маршака, выдающегося и любимейшего детского поэта. Используемый материал адаптирован для глухих учащихся младших классов с ЗПР и ЗППР. Подго...
Сценарий литературного праздника «Азбука славянской письменности» , 5 класс
Внеклассное мероприятие по литературе...
Сценарий литературного праздника по произведениям русской классики "Салон Анны Павловны Шерер"
Это мероприятие мы провели в рамках недели русского языка и литературы....
Сценарий литературного праздника
Сценарий литературного праздника« Басни И.А. Крылова»...