2021 год. Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме: "Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности обучающихся, воспитанников"
материал
В период реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников школы – интерната занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Липецкой области «Специальная школа – интернат г. Усмань»
Выступление
на заседании методического объединения классных руководителей
по теме: «Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия
становлению индивидуальности обучающихся, воспитанников»
Подготовила:
Татаринова Елена Алексеевна,
социальный педагог
г. Усмань
2021 год
В период реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников школы – интерната занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса. Педагогический коллектив четко осознает приоритетность семейного воспитания как фактора содействия становлению индивидуальности обучающегося. Но, как показывают научные и эмпирические данные, данное направление остается для современного педагога наиболее сложным.
Основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями по формированию и развитию индивидуальных способностей воспитанников, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа обучающегося, неуверенность в своей правоте, неумение принять точку зрения родителей (законных представителей), нежелание искать подход к каждому члену семьи. Указанные причины являются негативным фактором, препятствующим налаживанию партнерских взаимоотношений с родителями (законными представителями). Критичность по отношению к родителям (законным представителям), неумение и нежелание найти индивидуальный подход к различным семьям способствуют возникновению в практике общения педагогического работника с семьей сложных ситуаций.
Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития обучающегося - все это ведет к росту недоверия между коллективом педагогов и семьей, несогласованности их действия, ставит под сомнение возможности партнерства.
Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями (законными представителями) обучающихся с целью содействия становлению индивидуальности воспитанников складывается из личностного компонента, содержательного компонента (знаний) и деятельностного компонента (умений и навыков).
- Личностный компонент - личностные качества и установки:
- готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями (законными представителями);
- осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями (законными представителями);
- установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями (законными представителями);
- выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность.
2. Содержательный компонент – знания:
- о семье;
- об особенностях семейного воспитания;
- о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
- о методах изучения семьи;
- о современных формах организации общения;
- о методах активизации родителей.
3. Деятельностный компонент:
- умение преодолевать психологические барьеры общения;
- владение методами изучения семьи;
- умение прогнозировать результаты развития воспитанника в семье;
- умение ориентироваться в информации;
- умение конструировать программу деятельности с родителями (законными представителями);
- умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями (законными представителями).
- коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями (законными представителями), понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями (законными представителями); владеть этикетными нормами речи и поведения.
Взаимодействие педагогов с родителями (законными представителями) по решению личностно-развивающих задач, направленных на формирование индивидуальности обучающихся называют педагогическим общением. В педагогическом общении педагогов с родителями (законными представителями) можно выделить два вида:
- групповое (фронтальное) педагогическое общение – подразумевает
специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
- дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как
специально организованное, так и спонтанное общение педагогов с одним или подгруппой родителей (законных представителей). Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями (законными представителями), дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с 2-мя и более детьми, семьи будущих первоклассников).
С задачами фронтального педагогического общения педагогический работник справляется, чаще всего, успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может любой педагог.
Дифференцированное педагогическое общение вызывает у современных педагогов большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.
Характер общения с родителями (законными представителями) с целью формирования индивидуальности обучающихся, воспитанников обусловлен следующими составляющими:
- психолого-педагогической подготовленностью педагогических работников;
- коммуникативной культурой педагогических работников;
- личностной готовностью педагогов.
В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение с родителями становится малоэффективным, а диалогическое общение и вовсе невозможно наладить.
Примерный кодекс общения:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей (законных представителей).
Находить возможность каждый раз говорить родителям (законным представителям) что-нибудь положительное о воспитаннике - это лучший способ расположить родителей (законных представителей) к себе.
Давать родителям (законным представителям) возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями (законными представителями), подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Портрет педагогического работника при взаимодействии с родителями (законными представителями) по вопросам становления индивидуальности обучающихся, воспитанников:
- владение устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями (законными представителями);
- признание роли родителей (законных представителей) в воспитании обучающегося как ведущую и роль педагога как их «помощника»;
- стремление к активному и содержательному общению с родителями (законными представителями) с целью оказания им помощи в воспитании обучающихся;
- владение высокой степенью диалогичности в общении с родителями (законными представителями).
- проявление при общении с родителями (законными представителями) внимания, выдержки, тактичности, других профессионально значимых качеств;
- владение знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей (законных представителей);
- учет социальных запросов родителей (законных представителей) - интересы, образовательные потребности - при организации общения с ними;
- умение планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей (законных представителей);
- владение развитыми коммуникативными навыками.
Этапы установления доверительно-деловых отношений с родителями (законными представителями) при решении вопросов по индивидуализации обучающихся, воспитанников:
Первый этап установления доверительных отношений - создание у педагога и трансляция родителям (законным представителям) положительного образа их ребенка.
Второй этап - педагог передает родителям (законным представителям) те неожиданные или интересные знания об обучающемся, которые не могли быть ими получены в семье (например: данные социометрического исследования о положении воспитанника в классном коллективе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у него на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям (законным представителям) о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить, т.е. формирует у родителей (законных представителей) установку на сотрудничество.
Третий этап - замена ролей у взрослых. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания обучающегося.
Четвертый этап - совместные исследования личности обучающегося, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие с целью индивидуализации способностей воспитанника.
Ошибки в общении педагогических работников с родителями (законными представителями) при решении задач индивидуального развития обучающихся:
- безличное обращение;
- торопливость в оценке воспитанника с акцептом на негативные проявления;
- пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния.
Алгоритм взаимодействия с семьей как фактором содействия становлению индивидуальности обучающихся, воспитанников:
1-я стадия. Поиск контактов при первой встрече. Педагогический работник должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям (законным представителям), деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
2-я стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в обучаюшемся, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении воспитанника.
З-я стадия. Установление общих требований к воспитанию. Педагог побуждает родителей (законных представителей) высказать свои взгляды на воспитание обучающегося, выслушивает мнение родителей (законных представителей) об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
4-я стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
5-я стадия. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей (законных представителях) и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание обучающегося.
6-я стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
Навыки положительного общения с родителями с целью формирования индивидуальных способностей воспитанников:
1) Больше спрашиваем и слушаем родителей (законных представителей) обучающегося, чем указываем или даем советы.
2) Чаще сообщаем родителям (законным представителям) и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии воспитанника.
3) Использование индивидуальных форм направления информации семьям и получения сведений от них.
4) Создание родителям (законным представителям) возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся обучающегося.
5) Своевременная и положительная реакция на предложения, идеи и просьбы родителей (законных представителей).
6) Разрешение проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся воспитанников и их самих.
7) Сообщение родителям (законным представителям) о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера обучающегося в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок.
8) Получение от родителей (законных представителей) информации о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их воспитанника и семьи.
9) Признание уникального вклада родителей (законных представителей) в прогресс обучающегося и выражение им благодарности.
10) Предложение родителям (законным представителям) сформулировать цели и действия в тех направлениях, в которых воспитанник силен, и включение их предложений в план развития.
11) Помощь родителям (законным представителям) в понимании, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь воспитанника.
Уважаемые педагогические работники, помните:
Не выносите суждений. Педагогу необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы, (даже если они абсолютно справедливы), чаще всего порождают протест со стороны родителей (законных представителей).
Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей (законных представителей), так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей (законных представителей) и настраивают против вас.
Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям (законным представителям) вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и школой.
Не разглашайте «тайну». Педагогический работник обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями (законными представителями), если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
Не провоцируйте конфликты. Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями (законными представителями), если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями (законными представителями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей "Воспитание толерантности школьников"
В данном выступлении приводится ряд методов и приемов воспитания толерантности школьников....
Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "Технология проведения родительского собрания".2015г.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИТехнология подготовки и проведения родительских собраний. Примерное положение о классном родительском собрании...
Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "10 секретов успешного проведения родительского собрания".2015г.
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю....

Доклад на заседании методического объединения классных руководителей
Структура индивидуального портфолио обучающегося...

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей.Тема: «Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников»
Выступление на МО классных руководителей, ноябрь 2015г....
Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".
выступление на МО классных руководителей Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей
О роли классного руководителя в сохранении здоровья школьников...