Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей.Тема: «Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников»
материал по теме

Измухамбетова  Альбина Серикхалиевна

Выступление на МО классных руководителей, ноябрь 2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление35.29 КБ
Файл презентация721.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей №1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»

Выступление

на школьном методическом объединении

классных руководителей

«Роль классного руководителя

в повышении качества обучения школьников»

                                                                   Выступление подготовила:

                                                                          Классный руководитель «А»класса

                                                Измухамбетова А.С.

Камызяк-2015

Роль классного руководителя в повышении качества обучения.

Сеятели разумного, доброго, вечного – так говорят об учителях. От них   - все лучшее в человеке. Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плодам». Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена.  

Время стремительно несется вперед. Жизнь не стоит на месте. Меняется и система образования нашей страны. Одна из приоритетных задач современного педагога – воспитать личность, способную адаптироваться в современных условиях, реализовать свои способности. Современная школа активно перестраивается на новую ступень развития.

В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель  уровня и качества обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и  формами итоговой аттестации.

Категория «уровень воспитанности» до сих пор во многом категория абстрактная, а категория «уровень обученности» вполне конкретна. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили –покажет  контрольная работа уже через месяц.

         Поэтому одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками. И, как правило, эффективность работы классного руководителя определяется с точки зрения успешности обучающихся  в образовательной сфере. 

I. Создание атмосферы эмоционального комфорта

     Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя так же? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта? Попытаюсь выделить составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта, над которыми работаю я как  классный руководитель:

  1.  “Вместе с нами…” (работа с родителями) От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка выработка единой системы требований.
  2. “Я – слушаю, меня – слушают…” Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.
  3. “Один за всех- все за одного” Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно.
  4. “Не ошибается тот, кто ничего не делает” Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.
  5. “Что посеешь, то и пожнешь” При оценивании учитывать вложенные ребенком усилия (что одному дается легко и просто, другим достигается с помощью больших усилий); не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними.
  6. “Хочу, могу, знаю как…” Работа над мотивацией учебной деятельности, отсутствие стрессовых ситуаций, понимание того, где и как я могу применить свои знания. Ребенок свободно выбирает свою деятельность, не чувствуя постоянного давления, а значит, ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции.
  7. “Меня видят таким, какой я есть” Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого “общества”.А значит, чувствует себя частью этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества.
  8. “Я стремлюсь стать лучше” Тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия, диалог партнеров, каждое воспитательное воздействие – на эмоционально-положительном фоне. Учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.
  9. “Жизнь после школы” Оказывается, что ребенка с его одноклассниками связывает гораздо больше, чем 6-ти часовое просиживание в одной учебной аудитории. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его друзья. Что может быть комфортнее?
  10.  Внимание учителя в момент нового открытия ученика на уроке, что позволяет полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать всё, что он может, а часто и гораздо больше.

II. Формирование познавательного интереса

 Изучение познавательных интересов и склонностей у отдельных учащихся должно осуществляться и учителями, и классными руководителями. С этой целью

  • провожу  анкеты, сочинение, интервью , при помощи которых выявляю интересы ребенка( «Как я провел лето», «Моя любимая книга»,  «Мое хобби», «Как я провожу свободное время,  каникулы» и т.д.…)
  • для выявления познавательных и практических умений в течение учебного года в процессе подготовки различных собраний, новогоднего вечера, концертов, конкурсов, общешкольных мероприятий, тематических классных часов, многие из которых  ребята сами готовят  и т.д., даю возможность каждому ученику проявить себя в определенном виде деятельности(кто-то хорошо читает стихи, кто-то поет, танцует, рисует, играет на муз. инструменте и т.д.);
  • привлекаю  школьников к работе в творческих объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих в школах и в учреждениях дополнительного образования; выявляю, кто из детей и по каким предметам берет доп.занятия  у репетиторов (все это дает инд. «картинку» не только о познавательных сторонах ребенка, но и о его нагрузке, занятости);
  • выезжаем в различные музеи,театры,кино и города (Астраханский Краеведческий музей, музей Боевой Славы, Цейх-Гауз, г.Сарай-Бату, Астраханский Кремль, Пыточная башня и Артиллерийский двор, г.Элиста, драм.театр и театр оперы и балета );посещаем часто детскую библиотеку, где проходят теплые встречи и беседы, мероприятия, в которых сами не раз принимаем участие на различные темы.
  • координирую усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию об интересах воспитанников, их материально-бытовых условиях, требования родителей, их видение перспектив развития ребенка.

Особым направлением работы по формированию познавательных интересов учащихся является работа с родителями учащихся. Здесь ставятся две взаимосвязанные задачи:

  1. Пополнение данных об интересах детей.
  2. Создание в семье условий для активного формирования этих интересов.

Для изучения интересов подростков в семье родителям рекомендую:

  • провести недельный хронометраж использования свободного от учебной работы времени;
  • проводить беседы, выявляющие круг интересов (любимые книги, занятия, познавательные сайты,тв передачи, отношение к учебным предметам и др.);
  • записывать в течение 3 месяцев книги, прочитанные детьми, и проводить с ними беседы по содержанию прочитанного.

Для развития познавательных интересов с помощью семьи рекомендую:

  • беседовать по интересующим учащихся вопросам;
  • побуждать учащихся задавать вопросы из интересующей их области;
  • проводить познавательные игры;
  • рекомендовать книги с целью углубления познаний школьников в интересующей их области;
  • беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в школе, освещенных в газетах, журналах);
  • помогать ставить опыты;
  • побуждать подростков к творческой работе в семье, интересоваться их успехами в избранной области.

Все перечисленные формы и методы организации деятельности детей формируют познавательные интересы учащихся.

III. Контроль за учёбой учащихся

      И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?

      Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость.

    Как это делаю я? Стараюсь ежедневное просматривать  классный  журнал, дневник.ру, выставлять  отметки в дневник обучающегося, доводить до сведения родителей в основном по телефону(так быстрее и эффективнее).В конце каждой четверти подвожу итоги в виде таблицы и  сводных цифр в процентах, которые я озвучиваю и показываю детям на ближайшем классном  учебном часе, род.собрании. После чего каждый для себя из учеников и родителей делает вывод, и ставит перед собой новые задачи в следующей учебной четверти, года. Помогают в этом и классные  учебные часы: «Учись учиться», «Как стать успешным?» , «Будущее зависит от меня», «Как я планирую свой день?»…

Динамика успеваемости  класса за три года.  

4 класс-21уч.

5 класс-22уч.

6 класс-21уч.

1 отличница «5»- Беркимбаева  Дилана

3-отличника «5»- Беркимбаева  Дилана, Тушнов Анатолий, Егорова Ксения.

3-отличника «5»- Беркимбаева  Дилана, Тушнов Анатолий, Егорова Ксения .

12 ударников на «4» и «5»: Багирова А., Богданов К., Биктауова С., Егорова К., Заварыкина В., Иванова Л., Коваль Д., Светашёва А., Тасова М., Тушнов А., Усов Д., Чебурова К

9 ударников на «4» и «5»- Багирова А.,  Богданов К.,Биктауова С., Иванова Л., Коваль Д., Светашёва А., Тасова М., Донцова Е., Старостина А..

8 ударников на «4» и «5»- Багирова А.,  Богданов К., Биктауова С., Иванова Л., Тасова М., Донцова Е., Старостина А., Светашева Анна.

Выбыл  1 ударник к концу года

На «3» и «4» 8- Мамбетова А., Медведев Д., Лоскутова О., Резцов И., Старостина,  Донцова К., Власова Н.,

Очень слабый по успеваемости- Михайлов В.

10  на «3» и «4» - Мамбетова А., Медведев Д., Лоскутова О., Резцов И., Власова Н., Усов Д., Заварыкина В., Васильева А.,  Чебурова К.,Михайлов В.

Очень слабый по успеваемости- Михайлов В.

10  на «3» и «4» - Мамбетова А., Медведев Д., Лоскутова О., Резцов И., Власова Н., Усов Д., Заварыкина В., Васильева А.,  Чебурова К., Михайлов В., Ермилов Дмитрий.  

С одной «3» закончили шестой класс двое- Заварыкина Валерия (русский язык) и Медведев Денис (русский язык). Ребята значительно подтянулись в учебе за последний год.

Очень слабый по успеваемости- Михайлов В.

Успеваемость по классу -100 %

Качество знаний -62%

КОУ-55 %

Успеваемость по классу -100 %

Качество знаний -54,5%

КОУ- 56%

Успеваемость по классу -100 %

Качество знаний -52,3%

КОУ- 55,8 %

   

VI.   Взаимодействие классного руководителя и учителя-предметника

Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом; знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

         Как классный руководитель, стараюсь систематически информировать учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, стараюсь привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогать педагогам скорректировать их действия.(Быстрова Ю.В., Суюнчалиева Х.А., Даришева А.Г., Левкина Е.А.) Считаю, необходимым  познакомить учителей с особенностями психического и физического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей. (Власова Н-астматик., Сидегалиева А.- сколеоз, у многих детей слабое зрение…) 

          Регулирую отношения учителей и родителей. Информирую педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организую их встречи с учителями-предметниками с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися. (Богданова Л.Л, Тасова Р.Р., Усова Е.А., Чернецова Е.П., Лоскутова Л.В.)

 Привлекаю учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности, проводит совместную работу с учителями по развитию познавательных и профессиональных интересов школьников; привлекаю учителей к подготовке и проведению собраний с родителями (выбор кружка, факультативов, консультаций.)

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Такой был в пятом классе. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости. Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.

При взаимодействии с учителями-предметниками использую следующие формы работы:

  • Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия);
  • Отслеживание выполнения классом контрольных работ;
  • Координация воздействия учителя класса на отдельных учащихся и на класс в целом;
  • Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания (успеваемость, поведение);(Даришева А.Г., Анисимова А.А., Быстрова Ю.В.)
  • Индивидуальные беседы классного руководителя с учителями- предметниками;
  • Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися;
  • Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель.
  • Осуществление преемственности(с учителем нач.классов Бобровской Н.Б.)

Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т.к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников Подготовила выступление: Измухамбетова А.С., классный руководитель 7 «А» класса МБОУ «Лицей №1им.А.П.Гужвина г.Камызяк»

Слайд 2

Направления деятельности классного руководителя I. Создание атмосферы эмоционального комфорта II. Формирование познавательного интереса III. Контроль за учёбой учащихся (работа с родителями) VI Взаимодействие классного руководителя и учителя-предметника

Слайд 3

Работа классного руководителя в повышении качества обучения: Классный руководитель Учителя-предметники Ученик Родители

Слайд 4

I. Создание атмосферы эмоционального комфорта Самое главное у классного руководителя, желающего повысить качество обучения - создание условий для комфортного и успешного обучения и воспитания. “Вместе с нами…” (работа с родителями “Я – слушаю, меня – слушают …” “Один за всех- все за одного ” “Не ошибается тот, кто ничего не делает ” “Что посеешь, то и пожнешь” “Хочу, могу, знаю как …” “Меня видят таким, какой я есть ” “Я стремлюсь стать лучше” “Жизнь после школы” Внимание учителя

Слайд 5

II . Формирование познавательного интереса

Слайд 6

III . Контроль за учёбой учащихся У многих учащихся возникают проблемы с учебной успеваемостью и учителями. И это порой вовсе не связано с работоспособностью ребёнка или его интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом.

Слайд 7

Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, таких как уровень толерантности учителя-предметника и учеников, эмоциональную наполняемость учебной среды и самооценку учащегося.

Слайд 8

4 класс 21 уч . 5 класс 22 уч . 6 класс 21уч. 1 отличник «5» 12 ударников на «4» и «5»: 3 -отличника «5 9 ударников на «4» и «5»- 3 -отличника «5 8 ударников на «4» и «5»- 8 на «3» и «4» 10 на «3» и «4» 10 на «3» и «4» - Успеваемость по классу -100 % Качество знаний -62% КОУ-55 % Успеваемость по классу -100 % Качество знаний -54,5% КОУ- 56% Успеваемость по классу -100 % Качество знаний -52,3% КОУ- 55,8 %

Слайд 9

VI Взаимодействие классного руководителя и учителя-предметника Специалист Дата Форма взаимодействия Результат Учитель-предметник Педагог-психолог

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в повышении качества обучения.

Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности. И, как правило, эффективность работы классного руководителя определяется с...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников

Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, ...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников.

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников...

“Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников”.

В воспитании у школьников сознательного отношения к учебе большую роль играет классный руководитель. Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанник...

роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников

Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности....