Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".
материал

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

19.04.2021 г. выступление на МО классных руководителей

Взаимодействие

социального педагога и классного руководителя в школе

                             

                 Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

           Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и   правонарушений несовершеннолетних»

 «Профилактика безнадзорности и правонарушений -это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям

несовершеннолетних»

Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие цели и задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

-  Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.  Выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними.

-   Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

- Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Социально- педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

-  Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

-  Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

-  Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

  Именно образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении нескольких лет работают специалисты, берут на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принятии необходимых мер для формирования законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным поведением, здорового образа жизни.

      Основной инструмент системы профилактики безнадзорности и правонарушений является индивидуально- профилактическая работа. Также можно отнести Совет профилактики и программу «Профилактика правонарушений».

Цель деятельности социального педагога:

Создать в школе необходимые условия для выявления причин отклоняющегося поведения у учащихся, выработки механизма взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися девиантного поведения, оказание своевременной и квалифицированной помощи, реабилитация и адаптация ребёнка в школе.

Участниками системы профилактики нашей школы являются:

-  директор;

- заместитель директора по учебно- воспитательной работе;

- заместитель директора по воспитательной работе;

-социальный педагог;

- педагог-психолог;

- классные руководители.

Вместе с классными руководителями наша социально-психологическая служба  решает следующие задачи:

-Выявление детей из семей «группы риска» и своевременное оказание им психологической и социальной помощи.

-Обеспечение комплексного решения проблем социализации детей, подростков и их родителей.

-Профилактика безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних.

-Координация работы всех служб и организаций по оказанию помощи неблагополучным семьям и трудным подросткам, об оказании методической помощи в работе с неблагополучными семьями и детьми группы риска.

-Осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся в школе.

-Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.

-Определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по

социальной защите и социальной помощи, реализация прав и свобод личностей обучающихся.

-Взаимодействие с учителями, родителями, специалистами в оказании помощи обучающимся с девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

-Обеспечение своевременной отчетной документации.

Наиболее распространенные вопросы, с которыми классные руководители обращаются ко мне:

-оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;

-своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;

-принятие мер воспитательного воздействия к учащемуся в случае пропусков занятий, нарушения дисциплины и Устава школы;

-взаимодействие в ходе работы с семьей ученика;

-получение какой-либо специальной информации или консультации.

Анализируя свой опыт взаимодействия с классными руководителями  

возможно выделить следующие общие проблемы:

-выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей –с другой;

-своевременное разрешение конфликтных ситуаций;

-обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;

-поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

-взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию.

Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы

работы:

-совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом;

-проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции;

-совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы;

-игровые способы коррекции поведения детей;

-совместное проведение родительских собраний;

-совместное посещение семей;

-проведение совместных мероприятий.

Какая помощь мною оказывается классным руководителям:

-Оказание методической помощи в работе с родителями по решению социально-педагогических проблем на МО.

-Проведение тренингов, деловых игр, анкетирование и т.д.

-Социально-педагогическое консультирование (беседы, групповые консультации, индивидуальные консультации, консультации по запросу участников учебно – воспитательного процесса), включающее в себя вопросы социального и педагогического характера, направленные на решение конкретной проблемы.

- Участие в педагогических совещаниях, где рассматриваются актуальные вопросы и проблемы, касающиеся социализации личности учащегося

             Мое взаимодействие с классными руководителями осуществляется по следующим направлениям:

1.Это - социальная диагностика.

- Используется  для выявления проблем учащихся и субъективного потенциала их разрешения (результаты данного направления

являются ключевыми при определении путей профилактической, и особенно коррекционно-развивающей работы). Составление социальных паспортов классов.

- Совместное выявление семейного неблагополучия, учащихся требующих особого внимания, учащихся, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.

- Индивидуальные беседы с педагогами.

- Совместное посещение семей с педагогом-психологом, инспектором ОДН, заместителем директора по воспитательной работе.

- Анкетирование, социологические опросы

2. Это - профилактическая работа

- Обмен информацией по вопросам посещаемости, учёбы, поведения учащихся, и семейного воспитания.

- Вовлечение учащихся состоящих на ВШУ, ОДН, КДНиЗП в кружки и спортивные секции. Классными руководителями и службой сопровождения должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

- Организация контроля за посещением школы «трудных» учащихся. Борьба с пропусками занятий является важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игровых салонах, в торговых центрах. Он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. По этой причине классные руководители должны установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия и установить ежедневный контроль со стороны родителей и педагогов за посещаемостью учащегося.

Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер в большинстве случаев дает положительные результаты.                                                                                               - Совместные рейды по семьям, с целью раннего выявления семейного неблагополучия и детей, находящихся в социально опасном положении. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строиться планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют администрацию школы, службу сопровождения, Совет профилактики. Социальный педагог и классный руководитель, знакомятся с жилищными условиями учащихся, составляют акты обследования жилищных условий, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Целесообразно некоторые посещения проводить с инспектором ОДН, особенно в семьи, состоящие на учете в ОВД, или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.

- Педагогическая помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, конфликтов в классном коллективе. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с их детьми, учету особенности детей и анализу причины их поведения. Считаю, что важными направлениями в этой работе являются:

1. установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

2. разъяснение родителям с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении, следует искать нереализованную потребность;

3. формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

4.формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический портрет «хорошего родителя». Необходимо разъяснять, что дети, подвергающиеся насилию, наказанию, запретам, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям имеют широкое разнообразие проблем и отставаний в развитии, а в будущем - поведенческие расстройства, асоциальное поведение.

3.Это - просветительская работа

- Предполагает знакомство в области педагогики, психологии, права.

-Совместное проведение мероприятий, классных часов, родительских собраний.

-Участие в работе педсоветов школы, МО

- Выступления на психолого-педагогических семинарах, семинарах классных руководителей , педагогических консилиумах.

4. Коррекционно–развивающая работа

-Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребёнка, подростка со взрослыми и сверстниками корректировку педагогических позиций,

позиций учителей, родителей, которая должна способствовать разрешению конфликтов

-Разработка психолого-педагогических рекомендаций по налаживанию эффективного взаимодействия с учащимися и родителями.

-Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик -родитель»; обучение приёмам и методам бесконфликтного взаимодействия

-Коррекция поведения учащихся состоящих на учёте ВШУ, ОДН, КДНиЗП.

5. Консультативная работа

-Оказание помощи в решении возникших проблем и проблем, выявленных в процессе психолого-педагогического сопровождения.

-Консультирование по вопросам:

-заполнения социально-педагогической характеристики класса;

-профессионального определения учащихся класса;

-разрешение конфликтов;

-особенностей межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками;

-работы кружков, центров, медицинских и других организаций;

-системы работы с проблемными учащимися и неблагополучными семьями, а также профилактики  правонарушений.

В обобщении всего вышесказанного могу выделить 5 ключевых слов, которые объединяют мою деятельность как социального педагога и классного руководителя.

ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование

УВЛЕЧЬ: вовлечение в интересные виды деятельности.

НАУЧИТЬ: просвещение в области законов, здорового образа жизни;

формирование нравственности, воспитание трудолюбия.

ПОМОЧЬ: создание механизмов прав защиты детей; оказание

помощи в самоопределении, самовоспитании, саморазвитии

ОБЩЕНИЕ: педагог–ученик; педагог–родитель; родитель –ученик.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК .

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК на тему:  «Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возраст...

Выступление на заседании методического объединения школы по теме Проектирование урока в современной иформационной среде.Интернет ресурсы и методике преподавания столярного дела.

В докладе раскрываются основные принципы пректировани в информационной среде и значение иртернета в работе учителя.Перечислены основные дидактические принципы пректирования урока в ИОС....

«Направления организации воспитательного процесса» Выступление на заседании методического объединения воспитателей ГОУ ТО «Тульской школы для обучающихся с ОВЗ №4»

              Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание - передача накопленного опыта ...

«Профессиональный стандарт воспитателя ГПД» Выступление на заседании методического объединения воспитателей ГОУ ТО «Тульской школы для обучающихся с ОВЗ №4»

                Воспитатель группы продленного дня (или ГПД) – это человек, который занимается всесторонним развитием потенциала и возможностей реб...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей

О роли классного руководителя в сохранении здоровья школьников...