Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".
материал
выступление на МО классных руководителей Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
19.04.2021 г. выступление на МО классных руководителей
Взаимодействие
социального педагога и классного руководителя в школе
Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
«Профилактика безнадзорности и правонарушений -это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям
несовершеннолетних»
Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие цели и задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Социально- педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
- Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
- Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
- Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.
Именно образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении нескольких лет работают специалисты, берут на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принятии необходимых мер для формирования законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным поведением, здорового образа жизни.
Основной инструмент системы профилактики безнадзорности и правонарушений является индивидуально- профилактическая работа. Также можно отнести Совет профилактики и программу «Профилактика правонарушений».
Цель деятельности социального педагога:
Создать в школе необходимые условия для выявления причин отклоняющегося поведения у учащихся, выработки механизма взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися девиантного поведения, оказание своевременной и квалифицированной помощи, реабилитация и адаптация ребёнка в школе.
Участниками системы профилактики нашей школы являются:
- директор;
- заместитель директора по учебно- воспитательной работе;
- заместитель директора по воспитательной работе;
-социальный педагог;
- педагог-психолог;
- классные руководители.
Вместе с классными руководителями наша социально-психологическая служба решает следующие задачи:
-Выявление детей из семей «группы риска» и своевременное оказание им психологической и социальной помощи.
-Обеспечение комплексного решения проблем социализации детей, подростков и их родителей.
-Профилактика безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних.
-Координация работы всех служб и организаций по оказанию помощи неблагополучным семьям и трудным подросткам, об оказании методической помощи в работе с неблагополучными семьями и детьми группы риска.
-Осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся в школе.
-Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.
-Определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по
социальной защите и социальной помощи, реализация прав и свобод личностей обучающихся.
-Взаимодействие с учителями, родителями, специалистами в оказании помощи обучающимся с девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
-Обеспечение своевременной отчетной документации.
Наиболее распространенные вопросы, с которыми классные руководители обращаются ко мне:
-оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;
-своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;
-принятие мер воспитательного воздействия к учащемуся в случае пропусков занятий, нарушения дисциплины и Устава школы;
-взаимодействие в ходе работы с семьей ученика;
-получение какой-либо специальной информации или консультации.
Анализируя свой опыт взаимодействия с классными руководителями
возможно выделить следующие общие проблемы:
-выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей –с другой;
-своевременное разрешение конфликтных ситуаций;
-обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
-поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
-взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию.
Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы
работы:
-совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом;
-проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции;
-совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы;
-игровые способы коррекции поведения детей;
-совместное проведение родительских собраний;
-совместное посещение семей;
-проведение совместных мероприятий.
Какая помощь мною оказывается классным руководителям:
-Оказание методической помощи в работе с родителями по решению социально-педагогических проблем на МО.
-Проведение тренингов, деловых игр, анкетирование и т.д.
-Социально-педагогическое консультирование (беседы, групповые консультации, индивидуальные консультации, консультации по запросу участников учебно – воспитательного процесса), включающее в себя вопросы социального и педагогического характера, направленные на решение конкретной проблемы.
- Участие в педагогических совещаниях, где рассматриваются актуальные вопросы и проблемы, касающиеся социализации личности учащегося
Мое взаимодействие с классными руководителями осуществляется по следующим направлениям:
1.Это - социальная диагностика.
- Используется для выявления проблем учащихся и субъективного потенциала их разрешения (результаты данного направления
являются ключевыми при определении путей профилактической, и особенно коррекционно-развивающей работы). Составление социальных паспортов классов.
- Совместное выявление семейного неблагополучия, учащихся требующих особого внимания, учащихся, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.
- Индивидуальные беседы с педагогами.
- Совместное посещение семей с педагогом-психологом, инспектором ОДН, заместителем директора по воспитательной работе.
- Анкетирование, социологические опросы
2. Это - профилактическая работа
- Обмен информацией по вопросам посещаемости, учёбы, поведения учащихся, и семейного воспитания.
- Вовлечение учащихся состоящих на ВШУ, ОДН, КДНиЗП в кружки и спортивные секции. Классными руководителями и службой сопровождения должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
- Организация контроля за посещением школы «трудных» учащихся. Борьба с пропусками занятий является важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игровых салонах, в торговых центрах. Он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. По этой причине классные руководители должны установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия и установить ежедневный контроль со стороны родителей и педагогов за посещаемостью учащегося.
Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер в большинстве случаев дает положительные результаты. - Совместные рейды по семьям, с целью раннего выявления семейного неблагополучия и детей, находящихся в социально опасном положении. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строиться планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют администрацию школы, службу сопровождения, Совет профилактики. Социальный педагог и классный руководитель, знакомятся с жилищными условиями учащихся, составляют акты обследования жилищных условий, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Целесообразно некоторые посещения проводить с инспектором ОДН, особенно в семьи, состоящие на учете в ОВД, или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.
- Педагогическая помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, конфликтов в классном коллективе. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с их детьми, учету особенности детей и анализу причины их поведения. Считаю, что важными направлениями в этой работе являются:
1. установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
2. разъяснение родителям с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении, следует искать нереализованную потребность;
3. формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
4.формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический портрет «хорошего родителя». Необходимо разъяснять, что дети, подвергающиеся насилию, наказанию, запретам, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям имеют широкое разнообразие проблем и отставаний в развитии, а в будущем - поведенческие расстройства, асоциальное поведение.
3.Это - просветительская работа
- Предполагает знакомство в области педагогики, психологии, права.
-Совместное проведение мероприятий, классных часов, родительских собраний.
-Участие в работе педсоветов школы, МО
- Выступления на психолого-педагогических семинарах, семинарах классных руководителей , педагогических консилиумах.
4. Коррекционно–развивающая работа
-Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребёнка, подростка со взрослыми и сверстниками корректировку педагогических позиций,
позиций учителей, родителей, которая должна способствовать разрешению конфликтов
-Разработка психолого-педагогических рекомендаций по налаживанию эффективного взаимодействия с учащимися и родителями.
-Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик -родитель»; обучение приёмам и методам бесконфликтного взаимодействия
-Коррекция поведения учащихся состоящих на учёте ВШУ, ОДН, КДНиЗП.
5. Консультативная работа
-Оказание помощи в решении возникших проблем и проблем, выявленных в процессе психолого-педагогического сопровождения.
-Консультирование по вопросам:
-заполнения социально-педагогической характеристики класса;
-профессионального определения учащихся класса;
-разрешение конфликтов;
-особенностей межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками;
-работы кружков, центров, медицинских и других организаций;
-системы работы с проблемными учащимися и неблагополучными семьями, а также профилактики правонарушений.
В обобщении всего вышесказанного могу выделить 5 ключевых слов, которые объединяют мою деятельность как социального педагога и классного руководителя.
ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование
УВЛЕЧЬ: вовлечение в интересные виды деятельности.
НАУЧИТЬ: просвещение в области законов, здорового образа жизни;
формирование нравственности, воспитание трудолюбия.
ПОМОЧЬ: создание механизмов прав защиты детей; оказание
помощи в самоопределении, самовоспитании, саморазвитии
ОБЩЕНИЕ: педагог–ученик; педагог–родитель; родитель –ученик.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК .
Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК на тему: «Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возраст...
Выступление на заседании методического объединения школы по теме Проектирование урока в современной иформационной среде.Интернет ресурсы и методике преподавания столярного дела.
В докладе раскрываются основные принципы пректировани в информационной среде и значение иртернета в работе учителя.Перечислены основные дидактические принципы пректирования урока в ИОС....
Выступление на заседании методического объединения учителей основной школы по теме "Учет психофизических нарушений обучающихся при планировании учебных занятий по предмету "Физическая культура".
Выступление на заседании методического объединения учителей основной школы по теме "...
«Направления организации воспитательного процесса» Выступление на заседании методического объединения воспитателей ГОУ ТО «Тульской школы для обучающихся с ОВЗ №4»
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание - передача накопленного опыта ...
«Профессиональный стандарт воспитателя ГПД» Выступление на заседании методического объединения воспитателей ГОУ ТО «Тульской школы для обучающихся с ОВЗ №4»
Воспитатель группы продленного дня (или ГПД) – это человек, который занимается всесторонним развитием потенциала и возможностей реб...
Выступление на заседании методического объединения: "Коррекционная направленность уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе." , 2023г
В данном материале содержатся основные направления работы на уроках трудового обучения....
Выступление на заседании методического объединения классных руководителей
О роли классного руководителя в сохранении здоровья школьников...