Программа по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи «Одарѐнные дети»
рабочая программа (5 класс)

Программа по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи "Одаренные дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_progr_po_vyyavl_i_razv_spos_i_talant_det_i_mol.docx58.32 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи

«Одарѐнные дети» 2022-2024 уч.год

Пояснительная записка

Скачок в развитии новых технологий влечет возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением. Создание в сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения признана школьная программа "Одаренные дети", которая работает в рамках целевой программы "Одаренные дети". Это программа поддержки и развития способных, талантливых детей.

Данная  программа  реализуется  в  образовательном  учреждении  МБОУ

«Капыревщинская СШ» с 2022 года. Школа использует образовательный потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность.

Данная программа направлена на формирование у детей: активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, формированию коммуникативных умений и навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, физической культуры, навыков здорового образа жизни. Концепция программы построена с учетом особенностей отечественной системы образования и, сохраняя традиции отечественной педагогики, позволяет сделать образовательную деятельность более гибкой, более ориентированной на индивидуальные, личностные особенности воспитанников. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования.

Программа «Одаренные дети» реализуемая в общеобразовательном учреждении, ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков. Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Программа «Одаренные дети» объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей. Программа разработана по трем направлениям:

  • работа с учащимися;
  • работа с родителями;
  • работа с педагогическим коллективом.

Каждое направление программы реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов реализации программы

Общая характеристика одарѐнности

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. По своей природной сути большинство детей талантливы, беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарѐнный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Различают следующие виды одарѐнности:

  • интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
  • академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
  • творческая одарѐнность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
  • художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;
  • социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;
  • психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий

уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:

  • уровень развития способностей;
  • высокая степень обучаемости;
  • творческие проявления (креативность);
  • мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.

Сущность понятия «детская одарѐнность» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одарѐнность. Модель

одарѐнного ребѐнка

  • личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально; • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять проектную деятельность, проводить исследования; • личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Актуальность разработки Программы

Сегодня школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения данной проблемы, используя весь арсенал системы основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования (развитие проектной и исследовательской деятельности, организация предпрофильной подготовки учащихся, кружковая работа).

Данная программа «Одарѐнные дети» соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку она содействует реализации творческого потенциала детей, обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом в школе возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.

Концепция программы

Работа с одарѐнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы. Основной акцент сделан на то, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Ни одна из форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Главная идея, положенная в основу концепции – создание современной образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности.

Стратегическая цель – образовательный процесс должен быть направлена на  освоение  современных        компетентностей, отвечающих

индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания образования, условиям развития школы в целом, в процессе создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала участников образовательного процесса. Основные направления программы

  1. Нормативно-правовое: обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности, права и социальную поддержку одаренных детей.
  2. Диагностическое: проведение диагностики одарѐнных детей, формирование пакета диагностических методик для выявления одаренности, создание банка данных «Одарѐнные дети».

Без информации об общем уровне психического развития и индивидуальных особенностях одаренности ребенка невозможно правильно выстроить процессы образования и воспитания. За более чем столетнюю историю развития тестологии (науке о психодиагностике) специалистами разработано огромное количество методик детской одаренности.

К числу наиболее значимых относятся:

  • диагностика интеллекта – А. Бине, Д.Векслера, Дж. Равена;
  • диагностика творческих способностей – Дж. Гилфорда, П. Торренса и другие.

Принципы организации диагностики:

  • принцип долговременности;
  • принцип использования тренинговых методов и заданий;
  • принцип комплексного оценивания;
  • принцип участия различных специалистов.

Диагностическое обследование может быть поделено на четыре этапа:

1. Этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке). 2.Оценочно-коррекционный этап (уточнение, конкретизация информации, полученной на этапе поиска).

3. Этап самостоятельной оценки. 4. Этап заключительного отбора.

Изучение методик диагностики детской одаренности психологами, учителями и родителями и их применение в практической деятельности – основное направление работы с одарѐнными детьми.

  1. Научно-методическое: внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения, информационно-коммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей.

Включает информационную и научно-методическую помощь, создаѐт условия для отработки и применения новых педагогических технологий. Осуществляет апробацию научных, психолого-педагогических разработок, внедрение развивающих программ, позволяющих успешно осуществлять образовательную деятельность. Создаѐт банк образовательных программ и методических материалов для работы с одарѐнными детьми. Создаѐт web – страницу Одаренные дети» на сайте школы.

  1. Психолого-педагогическое: включает в себя практическую диагностико - прогностическую и психологическую деятельность.
  2. Мотивационное: создание научного общества учащихся; методическое сопровождение научного общества школьников.

Кадровое направление: повышение квалификации педагогов на разных уровнях; организация постоянно действующего семинара для педагогических работников.

Кадровое обеспечение

Подготовка педагогических кадров по выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми, является необходимым условием претворения в жизнь программы «Одарѐнные дети». Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одарѐнными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:

  • психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одарѐнности;
  • профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личностному росту.

Подготовка педагогов к работе с одарѐнными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов из профессиональной квалификации:

  • создание психолого-педагогических условий  для развития

профессионального мастерства;

  • формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогических кадров;
  • определение        профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одарѐнными детьми.

Участники реализации программы

Руководители:

  • администрация школы; Творческая группа:
  • учителя, педагоги дополнительного образования;
  • педагог - психолог;
  • библиотекарь;

Участники:

  • обучающиеся начальных классов, обучающиеся 5- 11 классов;
  •   родители.

Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему с одарѐнными детьми Учитель должен быть:

  • творческим, способным к инновационной деятельности;
  • увлечен своим делом;
  • способным        к        экспериментальной,        научной        и        творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • владеть современными педагогическими технологиями;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом,                воспитателем        и        умелым организатором        учебновоспитательного процесса.

При работе с одарѐнными детьми необходимо уметь:

  • обогащать        учебные        программы, т.е.        обновлять        и расширять

содержание образования;

  • стимулировать познавательные способности учащихся;
  • работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
  • принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
  • анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  • отбирать и готовить материалы для коллективных творческих

дел.


Формы работы с одарѐнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • элективные курсы;
  • работа по индивидуальным планам;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • участие        в        олимпиадах,        конкурсах,        фестивалях,        выставках,

конференциях.

Цель и задачи программы «Одарѐнные дети»

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. Задачи:

  • изучение природы детской одаренности;
  • выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
  • разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.
  • создание базы данных в рамках Программы;
  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
  • организация совместной работы МОУ ШСШ с отделом образования;
  • развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;
  • подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

Направления работы по реализации программы

  • разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся;
  • диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало;
  • создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • поощрение и стимулирование дальнейшей творческой деятельности учащихся;
  • организация методической работы с учителями по реализации данной программы.

Диагностика

  1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности.
  2. Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 5 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных одарѐнных детей. 3.

Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

  1. Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.
  2. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителями- предметниками.
  3. Разработка программ и методик для работы с одаренными детьми.

Методическая работа

  1. Исполнение        государственных        принципов        образования        (Закон        РФ        «Об образовании»).
  2. Формирование нормативно-правовой базы,        направленной на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
  3. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно- методической литературой.
  4. Совместная        коррекционно-методическая        работа        учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и педагога - психолога.
  5. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.
  6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с одарѐнными детьми, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
  7. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных и одарѐнных детей. 8. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

Обучение и развитие одаренных детей

Начальная школа – при обучении и развитии одаренных детей в начальной школе (I-IV классы) важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчества, конкурсы, интеллектуальные игры и др.) Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

Средняя ступень (V – IX классы) – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по индивидуальным и интегрированным программам. Сфера проявления одарѐнности связана с четырьмя потребностями — в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании.

Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьными программами по разным предметам, но и в том, чтобы продвинуть учащихся в развитии. Особое значение работа над развитием имеет, как и в начальных классах, так и далее, являющихся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.

Контроль за выполнением программы «Одарѐнные дети» 1.

Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы с одарѐнными детьми.

  1. Проведение        контрольных        срезов,        тестов,        анкетирования        учащихся творческого уровня.
  2. Проведение школьных конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, творческих выставок.

Раздел IY.

Основные формы работы и поддержки одарѐнных детей

Крайне важно пробудить в ребенке познавательную мотивацию, но для развития его одаренности и тем более для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять пробудившуюся страсть к познанию. Поддержка одаренных детей и учащихся - обеспечение оптимальных условий их обучения и развития.

Цели и задачи:

  • выявление        конкретных трудностей, с        которыми сталкиваются одаренный ребенок;
  • разработка эффективных форм помощи одаренным детям;
  • оказание социальной помощи одаренным детям;
  • использование стимулирующих факторов для одаренных детей (на уровне школы, города).

Формы работы с одарѐнными детьми (индивидуальная и

групповая)

  • организация        факультативных        и        кружковых (дополнительное

образование) занятий в школе;

  • работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе внедрения        развивающих и        личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке);
  • проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);
  • участие        в        предметных олимпиадах,        конкурсах, фестивалях,

соревнованиях, творческих выставках;

  • поддержка        участия        детей        во        всероссийских        и        международных предметных олимпиадах;
  • участие в        акции «Я - гражданин России»; научно-практической конференции «Шаг в будущее»;
  • проведение психологических        тренингов:        интеллектуальных, личностного роста, развитию креативности;
  • психолого-методическое сопровождение        работы        с одаренными

детьми;

  • консультации для детей, подростков и родителей, нуждающихся в психологической поддержке.

Работа с родителями

Знают ли родители об индивидуальных особенностях и склонностях своих детей? Готовы ли они поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в своѐм ребенке? К сожалению, не всегда. Поэтому работа с одаренными детьми в школе, без тесного контакта с родителями невозможна и малоэффективна.

Практическая работа может решаться через:

  • анкетирование родителей с целью оказания психолого-педагогической помощи при обучении и воспитании ОД.
  • Чтение        научно-популярных циклов лекций по проблемам развития одаренных детей.
  • Подбор научной и практической литературы для родителей.
  • Организация обучения детей в системе дополнительного образования.

Одаренным детям иногда бывает довольно трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе. Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку

и возможность реализовать свои потенциальные возможности. При организации работы с одаренными детьми следует:

  • учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств;
  • создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции», как важнейшего условия полной реализации интеллектуальных возможностей одаренного ребенка;
  • оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Развитию одаренности детей младшего школьного возраста способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере своей профессии, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении часто представлена, так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, экскурсии, походы, активное обсуждение любимых героев литературных произведений. Таких родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка и его самоопределения.

Следовательно, задача каждого учителя - разработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию и обучению, оказанию психологопедагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.

Рекомендации родителям по воспитанию одарѐнных детей

  • дайте ребенку время для размышления и рефлексии;
  • старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации;
  • старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для        интеллектуально        одаренного ребенка        были бы        очень полезны

занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей;

  • избегайте сравнивать детей друг с другом;
  • дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего, собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках;
  • поощряйте хорошую  организацию        работы и правильное

распределение времени;

  • поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов;
  • способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы;
  • дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях;
  • не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во

всем;

  • будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может

заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости;

  • находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;
  • понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
  • интеллектуальную и творческую любознательность;
  • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию и терпению;
  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми

всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней.

Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

  • они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
  • они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка;
  • они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу (даже если сами могут сделать все быстрее и лучше); они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2023-2024 г.г.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Диагностика одаренных детей Создание и пополнение базы данных одаренных

детей школы.

В        течение учебного года

Педагог-психолог Ответственный за

работу с одаренными

2

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое

и исследовательское мышление

В        течение учебного года

Ответственный за

работу с одаренными

3

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

В        течение учебного года

Зам.директора по УВР

4

Организация                психолого- педагогического        просвещения родителей талантливых и одарѐнных

школьников

В течение года

Педагог-психолог

5

Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся

Сентябрь каждого года

Администрация

6

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь каждого года

Ответственный за

работу с одаренными

7

Участие в муниципальном и региональном этапе олимпиад

Ноябрь, декабрь, январь

Ответственный за

работу с одаренными

8

Пополнение банка педагогической

информации по работе с одаренными детьми

В течение

учебного года

Ответственный за

работу с одаренными

9

Разработка системы поощрений победителей

олимпиад, конкурсов, фестивалей.

В        течение

учебного года

Администрация

10

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

В        течение учебного года

Администрация

11

Проведение предметных недель

В        течение учебного года

Зам.директора по УВР

Ответственный за

работу с одаренными

12

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

В        течение учебного года

Учителя

предметники

13

Аналитический отчет

май

Ответственный за работу с

одларенными

Список литературы Используемая литература при разработке программы

  1. Аргинская        И.И.        Изучение        развития        учащихся        учителем        (методические рекомендации для учителей начальных классов), Москва, 1999 г.
  2. Ваганова        Д.Х.        Риторика        в        интеллектуальных        играх        и        тренингах.        М.,

«Цитадель», 1999 г.

  1. Начальное образование (научно – методический журнал). ЗАО «Русский журнал». 2004 г. № 3.
  2. Концепция творческой одарѐнности. Московская психологическая школа:

История и современность. Т.1. Кн.2.-М.: Психология. Ин-т РАО; МГППУ, 2004 г. – стр.84-91.

  1. Выготский        Л.С.        Воображение        и        творчество        в        детском        возрасте. Психологический очерк. Книга. Для учителя. М., Просвещение, 1991г.
  2. Аннастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. М., Педагогика, 1982, с. 32– 35.
  3. Брюно        Ж.        Одаренные        дети:        психолого-педагогические        исследования        и практика. Психологический журнал. 1995 г. № 4.
  4. Завуч (научно-практический журнал для администрации школ). 2000 г. № 1.
  5. Бондарчук М. М., Ковылина Н. В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  6. Одаренный ребенок. Научно-практический журнал        № 1-5 2005 г.; № 1-5 2006

г.; № 1- 3 2007 г.;

  1. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина. Под редакцией И.В. Дубровиной – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000 г.
  2. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Цент «Педагогический поиск», 2001 г.)
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии -М.: Народное образование, 1998 г. -256 с.)
  4. Экземплярский  В.М.  «Проблема  школ  для  одаренных»,  М.,  1977  г.

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Лейтес Н.С. ―Легко ли быть одаренным?‖ Журнал ―Семья и школа‖ № 6. 1990 г., с. 34.
  2. Антипова Л., Корнеева Н. Проекты как способ организации детской жизни Ханты-Мансийск. ГУИПП «Полиграфист» 2002 г.
  3. Лейтес Н.С. Психология одаренных детей. М., 1996 г.
  4. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994 г.

5.Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Журнал        ―Семья и школа‖. № 12, 1990 г.

Рекомендуемая литература для родителей

  1. Мартынов С. ―Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом‖. Журнал

―Дошкольное воспитание‖. № 8. 1994 г., с. 77–80.

  1. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997 г.
  2. Одаренный ребенок: особенности обучения. Под ред. Н.В. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006 г.
  3. Степанов С.С. «Психологический словарь для родителей», М., 1996 г.
  4. Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999 г.
  5. Клименко В. В. «Психологические тесты таланта. Харьков 1996 г.
  6. Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993г.
  7. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадриков, М., 1998 г.
  8. Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» М, 1961г.
  9. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. ―Одаренные дети‖. М., Прогресс, 1991 г.
  10. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971 г.
  11. Гильбух Ю.З. Внимание, одаренные дети. М., Знание, 1991г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей.

Карта интересов младшего школьника. Карта способностей. Мониторинг способностей. Анкеты для родителей по выявлению способностей. Схема анализа...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"...

Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения естественнонаучной направленности

Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков,...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»

моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить  интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....