Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"
материал на тему
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_sposobnostey_koryavikova.docx | 272.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов ООО и СПО. Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся опирается на основную стратегию образования - формирование всесторонне развитой личности.
Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей (особенностей) обучающихся, создание условий для самореализации личности с различными способностями и интересами.
Основные задачи:
- Формирование у обучающихся с различными способностями и интересами позитивной мотивации к предмету биология.
2. Выявление и поддержка обучающихся, проявляющих интерес к биологии.
3. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
4. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей обучающихся.
5. Внедрение в образовательный процесс метода проектов как технологии, способствующей формированию умений и навыков исследовательской деятельности.
6. Привлечение обучающихся с различными интересами и способностями к участию в акциях, проектах, конкурсах, конференциях и иных мероприятиях социальной, исследовательской, творческой направленности.
Гарвардский университет обнародовал следующий перечень способностей современного образованного человека:
- способность выявлять проблемы без наставничества или помощи;
- умение задавать вопросы;
- способность ставить под сомнение преобладающие стратегии мышления (креативность);
- способность быстро выделять и усваивать важные данные из массы информации;
- умение работать совершенно самостоятельно;
- способность убеждать и отстаивать собственную точку зрения;
- способность осмысленно преобразовывать информацию в новые формы, находить новые векторы применения;
- способность ведения конструктивной дискуссии;
- способность к непрерывному образованию.
Джош Кауфман - эксперт в области образования, автор бестселлера «The personal MBA – Master the Art of Business» определил базовые способности, необходимые для достижения наилучших результатов в любой сфере деятельности:
Информационное усвоение – способность обработать и осмыслить информацию. Человек с развитым навыком информационного усвоения, может быстро обрабатывать и применять информацию к конкретной ситуации, с неизменно высоким уровнем понимания происходящих процессов.
Письменная коммуникация – способность излагать мысли и идеи в письменной форме четко и лаконично. Человек, с хорошим навыком письменной коммуникации в состоянии доступно донести информацию до других, кроме того, он умеет убеждать и оказывать влияние на других людей по средствам письменной коммуникации.
Устная коммуникация – способность общения и способность излагать мысли и идеи другим людям, ясно, кратко и уверенно. Мастер коммуникации способен найти подход к любому типу личности и умеет общаться как на межличностном уровне, так и с группой людей, в располагающей манере, без видимых признаков напряжения или стресса.
Принятие решений – способность выявить суть проблемы, расставить приоритеты, сосредоточить энергию и направить усилия, признать заблуждения и избежать типичных ошибок. Человек, развивший в себе эту способность, может выделить основное, отсечь типичные ошибки и когнитивные предвзятости и наконец, принять верное решение.
Конфликтология – способность предвидеть потенциальные источники конфликтов и находить способы их разрешения. Человек, который хорошо подкован в урегулировании конфликтов, в состоянии исключить непродуктивные эмоции и перенаправлять их в целевое русло, как в индивидуальном общении, так и в группах.
Предугадывание или анонсирование – способность определить возможный сценарий развития целевого процесса – тесно связан с навыком своевременного и правильного принятия решений. Помимо прочего, этот навык позволяет заблаговременно продумывать возможные компромиссы и вектора для действия, что в сумме приведет к достижению цели.
Планирование – способность определить необходимые для достижения цели шаги, определить и подготовиться к неизвестным и неизбежным факторам непредвиденных обстоятельств. Человек с высоким навыком планирования способен рассчитать риски, продумать максимальное количество способов достижения, поставленной цели минуя возможные сложности.
Самосознание – способность воспринимать и влиять на собственные внутренние состояния и эмоции, сюда же относиться распределения энергии, сила воли и концентрация. Человек с высоким уровнем самосознания, способен четко калибровать в каком физическом и психоэмоциональном состоянии он перебывает и какая между ними связь, кроме того, он владеет достаточным количеством действенных психотехник для эффективного управления собственными состояниями.
Овладение навыками – поиск и осознание новых путей и знаний для получения необходимых навыков в разных сферах жизни. Потребность в постоянном саморазвитии. Действие для утоления этой потребности. Обращение к собственному сознанию, практике, наблюдению и экспериментам для достижения наилучших результатов.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:
- принцип доверия и поддержки;
- принцип добровольности;
- принцип индивидуальности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип привлекательности результатов;
- принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:
- наблюдения;
- диагностика;
- беседы с участниками образовательного процесса;
- консультации;
- дифференцированные задания;
- учебные задания практикоориентированной направленности;
- проектная деятельность;
- ролевые игры;
- предметные олимпиады и конкурсы;
- конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.
Диагностический инструментарий:
- методика «Сфера интересов» О.И. Моткова.
Модифицированная методика П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского:
- диагностика зоны актуального и ближайшего развития;
- уровень обучаемости (способность к учению);
- уровень обученности (результат);
1 уровень обученности – различение: низшая степень, когда учащийся отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам.
2 уровень обученности – запоминание: учащийся может пересказать содержание текста, но это не служит доказательством понимания.
3 уровень обученности – понимание: он предполагает нахождение существенных признаков и связей явлений, предметов на основе анализа и синтеза.
4 уровень - простейшие умения и навыки: показатель высокой степени обученности.
5 уровень – перенос: учащиеся умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации. Это самый высокий уровень.
Обучаемость выше обученности – работать с ребенком.
Обучаемость = обученности – идеально.
Обучаемость ниже обученности – ребенок очень старается.
- уровень познавательного интереса;
- уровень самостоятельной творческой деятельности (уровень познавательной самостоятельности)
- методика диагностики уровня творческой активности обучающихся М. И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б. С. Алишева, JI.A. Воловича.
- опросник Джонсона (диагностика креативности).
Ожидаемые результаты:
- повышение качества реализации образовательной программы школы;
- повышение интереса к изучению дисциплин обществоведческого цикла;
- применение полученных знаний в практической жизнедеятельности, в процессе общения;
- создание для каждого обучающегося ситуации успеха и достижений в каких-либо сферах и видах деятельности в зависимости от интересов, возможностей, способностей;
- обеспечение положительной динамики достижений обучающихся на различных уровнях;
- повышение самооценки обучающихся.
Система оценки результатов.
Для оценки результативности работы по выявлению и развитию способностей обучающихся используются следующие критерии:
- вовлечение обучающихся в деятельность учреждений дополнительного образования различного профиля;
- количество и качество образовательных проектов, конференций, конкурсов с участием обучающихся;
- положительная динамика достижений в мероприятиях различного уровня;
- сформированность профессиональных предпочтений обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению и развитию способностей.
Карта интересов младшего школьника. Карта способностей. Мониторинг способностей. Анкеты для родителей по выявлению способностей. Схема анализа...
Программа по выявлению и развитию способностей учащихся 5-6 лет к интеллектуальной деятельности
Срок реализации: 1 год....
Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения естественнонаучной направленности
Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков,...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся по русскому языку и литературе.
В программе представлены педагогические методики по выявлению способностей обучающихся по русскому языку и литературе. Предлагаются методы по развитию способностей обучающихся....
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»
моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....
ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»
Выяление способностей и развития у обучающихся к творческой и познавательной деятельности...