Методика работы педагога в социальных приютах
методическая разработка
Основная цель формирования этой системы – повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий. Организации социального обслуживания населения направлены на создание условий эффективного и качественного решения социальных задач, являющегося основой принятия стратегических и тактических решений на всех уровнях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы педагога в социальных приютах
На основе функций, выполняемых специалистом социальной работы в социальном приюте и основных направлений оказания помощи детям, нами была разработана модель его деятельности. Она была представлена как развернутая структура требований к личности специалиста, которые составили содержание профессиограммы. Такая профессиограмма является источником знаний о функциях деятельности специалиста социальной работы и требованиях к его личностным качествам, раскрывает содержание знаний и умений, необходимых для успешной социально-педагогической деятельности в приюте.
Разработанная примерная профессиограмма специалиста по социальной работе в социальном приюте, включает в себя следующие компоненты: профессионально-гуманистическую направленность личности; профессиональные знания; профессиональные умения; качества личности специалиста социальной работы.
Профессионально-гуманистическая направленность личности специалиста социальной работы приюта характеризуется осознанием ценностей профессиональной деятельности; осмыслением значимости общения в развитии личности ребенка и собственной личности; принятием творческого характера труда; личностным осмыслением ценностей профессиональной деятельности; активностью в профессиональной деятельности. Рассмотрим содержание каждого показателя профессионально-гуманистической направленности личности специалиста социальной работы приюта.
Осознание ценностей профессиональной деятельности. Ценности профессиональной деятельности обусловлены социальной функцией специалиста социальной работы, утверждением его личности в обществе. Именно гуманистический идеал - человек как высшая ценность, определяет смысл и назначение социально-педагогической деятельности в приюте, а ее ценности отражают признание таких гуманистических принципов, как единство общественных и личных интересов, приоритет общечеловеческих ценностей (истины, добра, справедливости, милосердия и др.).
В конкретной социально-педагогической деятельности в приюте ориентация на ребенка как высшую ценность может реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей служения другому человеку, с самореализацией человека как личности во взаимодействии с другими людьми. Соответственно, основная цель социально-педагогической работы в приюте - "создавать и сохранять условия правового, достойного, комфортного существования Человека, как общественного субъекта".
Признание гармоничного развития личности целью и смыслом профессиональной деятельности приводит социального работника к принятию профессии как высокого общественного долга, пониманию творческой природы своего труда, открывает возможности для актуализации и совершенствования собственной личности.
Осмысление значимости общения в развитии личности ребенка и собственной личности. Осознание значимости роли общения в развитии личности помогает будущему специалисту установить контакт с ребенком и его родителями, педагогически целесообразные отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. Роль педагогического общения исследована в работах А.А. Бодалева, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, А.И. Щербакова. Они подчеркивают исключительное значение общения не только как условия и средства развития личности ребенка, но и средства собственного духовного роста, позволяющего реализовать свою гуманистическую сущность. Это в свою очередь стимулирует овладение специалистом социальной работы профессиональной культурой как комплексом качеств: единством внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности. Особую роль общение играет в социально-педагогической деятельности в приюте, так как специалист должен расположить ребенка и взрослого к разговору, поддержать, проконсультировать, посоветовать, как преодолеть трудности.'
Важная роль принадлежит перцептивному компоненту в социальной работе, потому что в совместной деятельности с ребенком и взрослым специалист социальной работы выступает не только в роли активного субъекта общения, но и его инициальной стороной. В этом общении он использует не только вербальные средства, но очень часто такие невербальные средства общения как мимику, позы, телодвижения и т. д., чтобы полнее выразить заинтересованное отношение к "клиенту", участие в его судьбе. Специалисту социальной работы в приюте необходимо развивать экспрессивное поведение, а также изучать формы экспрессивного поведения своих "клиентов", так как недооценка перцептивного компонента общения усложняет деятельность социальных работников. Невербальные средства общения во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие человека. Формирование образа человека обуславливается тремя наиболее общими моментами: ситуацией, в которой осуществляется отражение объекта, свойствами самого объекта и свойствами субъекта. "Объем и степень достоверности информации о человеке, отражением которого является его восприятие, зависит от того, какими особенностями обладает, во-первых, воспринимаемый, во-вторых, воспринимающий человек, в-третьих, на них сказываются условия, в которых один человек воспринимает другого", - отмечает А.А. Бодалев .
Большое значение для эффективного взаимодействия, для сотрудничества имеет сама культура общения, которую необходимо воспитывать у себя, поскольку специалист социальной работы выступает не только как субъект общения, инициатор и участник конструктивного диалога с ребенком, родителями, но и как ее носитель и транслятор.
Одним из компонентов культуры общения специалиста социальной работы является педагогический такт. Уважение к ребенку, родителям, внимание к ним, забота о них делают их соучастниками педагогического процесса. Педагогический такт должен появляться во всех сферах взаимодействия: в индивидуальном и коллективном общении, в семье, в досуге и т. д. Он характеризуется вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, требовательным. Общаясь с детьми, надо соблюдать чувство меры по отношению к ним, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, душевное состояние, конкретные условия и ситуации. Необходимо уметь правильно говорить и слушать ребят. Слово педагога - тончайший инструмент воздействия на душу ребенка. В общении с детьми не должно быть насмешек, упреков, иронии. Специалисту социальной работы нужно строить процесс общения психологически тонко и педагогически грамотно, понимать детей по глазам, внешним признакам, "читать" их внутренний мир.
Общение в социально-педагогической работе в приюте приобретает характер высокой гуманистической ценности, так как без него невозможно гармоничное развитие личности ребенка, а специалист в общении получает неограниченные возможности для актуализации своей гуманистической сущности, проявления высоких нравственных начал собственной личности: добра, любви, сострадания, милосердия.
Преимущество работы приюта в составе социально-педагогических центров очевидно. Основное назначение приютов, как известно, — это реабилитация детей и работа с семьей по возвращению ребенка домой или же поиск и подбор альтернативной семьи. Поэтому работа приюта тесно переплетается с работой сектора по охране детства и социально-педагогических учреждений.
Дети попадают в поле зрения социальных служб задолго до того, как их размещают в приют. И, естественно, органы охраны детства и СПЦ уже работают с этой семьей, связываются с различными организациями, учреждениями образования, сельскими советами и т.д. В этом случае помещение ребенка в приют является продолжением систематической работы с семьей, когда пребывание ребенка в семье становится небезопасным для ребенка или же ситуация в семье (материальные условия, временная недееспособность родителей) требует оказания немедленной помощи семье и детям. Можно выделить следующие преимущества приюта работающего в составе СПЦ:
1. в то время, когда ребенок попадает в приют, семья и ее социальные проблемы уже исследованы социальными педагогами и психологами СПЦ;
2. изучены возможности и ресурсы семьи;
3. известен круг контактных лиц, тех, кто наиболее важен для ребенка (родственники, друзья, учителя), и это способствует более успешной реабилитации;
4. обследованы дети, изучены их индивидуальные особенности, проблемы (в том числе психологические, учебные, проблемы со здоровьем);
5. дети продолжают общаться с уже знакомыми лицами (психологами, социальными педагогами), сохраняются их привязанности, и они более полно получают эмоциональную поддержку;
6. есть возможность для работников приюта в полной мере использовать опыт специалистов СПЦ для работы с семьей, а также изученные ресурсы биологического окружения;
7. есть возможность на более глубоком уровне, совместно со специалистами СПЦ работать с биологической семьей;
8. работа по подбору, обучению замещающей семьи организована специалистами СПЦ, и появляется возможность выбирать обученных кандидатов для приемного ребенка и вместе со специалистами СПЦ грамотно подготовить ребенка для передачи его в приемную семью.
Кроме того, специалисты СПЦ и приюта совместно работают по реабилитации биологической семьи, по восстановлению детско-родительских отношений, по проблемам возвращения ребенка в родную семью, что дает возможность более успешно осуществлять этот процесс.
Таким образом, при организации работы приюта в условиях СПЦ наблюдается системность и преемственность в работе, возможность использовать профессиональный опыт специалистов СПЦ, пользоваться ранее полученными сведениями, источниками рекламы банком данных, опираться на кадровый потенциал СПЦ.
Совместная работа специалистов, совместные методические объединения, возможность профессионального совершенствования и взаимозаменяемость, а также доступ к материальной базе СПЦ и сеть контактов социальных педагогов и психологов делают процесс реабилитации и возвращение детей в семью более организованным и реальным.
В ситуации, когда штатное расписание зависит от условий и финансовых возможностей регионов, в которых они открываются, не всегда имеется возможность вводить достаточное количество специалистов (психологов, социальных педагогов, медиков) для работы с детьми и семьями. Поэтому использование ресурсов СПЦ снимает проблему нехватки штатных единиц в приютах.
Приют является временным учреждением пребывания ребенка. Изъятие из семьи – это всегда болезненный процесс, и очень важно пребывание ребенка в приюте сделать как можно менее стрессовым. В этой ситуации все имеет значение: помещение и оборудование, обстановка и уют. Важно условия пребывания детей приблизить к домашним. Поэтому значение имеет расселение детей в приюте. Наиболее приемлемыми для психологического комфорта являются двухместные и трехместные комнаты. В условиях небольших приютов (10-15 человек) это сделать несложно. Даже небольшой опыт работы социального приюта в составе СПЦ показывает, что лучшим способом размещения является семейный принцип, т.е. дети, изъятые из одной семьи, размещаются в одной комнате. При этом сохраняются эмоциональные привязанности детей, поддерживаются родственные связи, частично сохраняется первичный мир для детей и ситуация взаимоотношений, менее болезненно ощущается разрыв с домом, дети могут сохранить и поддержать семейный микроклимат (семейный альбом, домашние общие вещи, общие темы для обсуждения).
Наблюдение показывает, что с детьми из одной семьи, живущими вместе легче установить эмоциональный контакт и педагогам приюта. Дети быстрее привыкают к новым условиям жизни, эмоционально-положительно реагируют на окружающих взрослых, чувствуют себя более защищенными и принятыми. Кроме того, находясь рядом, дети поддерживают друг друга в социально-бытовых умениях и навыках, в поведении и в сложных жизненных ситуациях. Важно и то, что педагоги и психологи через взаимоотношения детей могут наблюдать ситуацию в семье, появляется возможность одновременно общаться с детьми, проще организовать встречи и общение с биологическими родственниками. Однако необходимо четко изучить ситуацию взаимоотношений между детьми перед размещением их в приют. В том случае, если между детьми наблюдаются резко отрицательные отношения, негативизм, агрессивность, следует разделить их при расселении.
Большое значение имеет создание собственного личного пространства для каждого ребенка. Поэтому очень важно продумать уголок для каждого ребенка: кровать, тумбочку, личную полочку для одежды, место, где он может повесить фотографии, положить любимые предметы и игрушки, побыть наедине.
Ребенок, изъятый из семьи, как правило, испытывает шок, беспокойство неуверенность в себе, недостаток доверия. Очень часто разделение с родителями вызывает у детей злость, зависть, обиду, возмущение. Такие дети требуют к себе гораздо больше внимания. Их по-новому надо учить верить в свои силы, мыслить, общаться, справляться со стрессом и разочарованием, бороться со страхами и переживаниями, учить строить будущие отношения.
Таким образом, успешность реабилитации в приюте будет зависеть от многих факторов, в том числе от правильно организованной обстановки, условий проживания, отношения к детям и их семьям, профессионализма сотрудников и системности всей работы.
Положительные качества ребенка, которые выявляет социальный работник, являются ориентиром в воспитательной работе, так как, опираясь только на них, он может создать нормальные взаимоотношения с детьми в приюте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы социального педагога с семьёй
Материал разработан в помощь в работе социального педагога с семьёй в школах...
Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".
Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...
Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"
Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...
«Применение сказкотерапии в работе с дезадаптированными подростками в условиях социального приюта»
«Применение сказкотерапии в работе с дезадаптированными подростками в условиях социального приюта»...
Методика работы педагогов дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования с родителями
Методическая разработка на тему:«Методика работы педагогов дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования с родителями».Цель: Помочь педагогам ...
Методика работы социального педагога с неблагополучной семьей на основе социокультурного анализа МКОУ «Ючюгейская СОШ»
Главным социальным фактором влияющим на становление личности, является семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благопол...
Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков
материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...