«Применение сказкотерапии в работе с дезадаптированными подростками в условиях социального приюта»
опыты и эксперименты на тему

Цулина Ольга Геннадиевна

«Применение сказкотерапии в работе с дезадаптированными подростками в условиях социального приюта»

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….…………1

Глава I Современные подходы в изучении и коррекции дезадаптированного поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.Особенности подростков с дезадаптационной формой отклонения.. . . . . . . . . . . 3

2.Социально – психологические особенности подростков 11-16 лет, находящихся в приюте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

3. Терапевтическая сказка как один из методов работы в условиях социального приюта. . . . . . .  .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .  . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

Глава II Опытно - экспериментальная работа по применению метода сказкотерапии в работе с дезадаптированными подростками 11-16 лет, в условиях социального приюта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . .  . . 8

1.Сущность и основные направления деятельности социального педагога в работе с дезадаптированными подростками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  8

2.Первичное обследование личностных особенностей подростков в рамках социально-педагогической реабилитации. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

3. Реализация работы по коррекции дезадаптированного поведения у подростков с применением  метода сказкотерапия. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

3.1.Индивидуальные и групповые формы работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

3.2. Клубная работа. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . .. .  .11

4. Итоговая диагностика. …………………………………………………… . . . . . . 13

5. Сравнительный анализ. ……………………………………………………. . . . . . 13

Заключение. …………………………………………………………………… . . .. .14

Список литературы ……………………………………………………...……. . . . .15

Приложение

 

                                                                                                                                     

Введение.

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектом которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка. Однако, в своей работе чаще всего приходится иметь дело с подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонение в поведении и, как правило, дезадаптация подростка.

Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудового воспитания эти дети в будущем не могут  создать полноценную семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границы моральных и правовых норм.

Достижение положительных результатов в исправлении поведения несовершеннолетнего оказывается возможным лишь в случае комплексной работы с самим подростком, а также с семьей, где воспитывается подросток, направленной на изменение стиля семейного взаимодействия, обучение родителей приемлемыми способами воспитательного воздействия.

Одним из приемлемых методов коррекционно – реабилитационной работы с детьми и подростками, поступающих в социальный приют, является метод сказкотерапия. На базе центра социальной помощи семье и детям «Семья», был разработан большой комплекс мероприятий по применению метода сказкотерапии, который лег в основу проекта «Сказки о «несказочном»». Данный проект способствует формированию нравственных ориентиров, стимулирование развития созидателя в душе ребенка и взрослого методом сказкотерапии.

Поэтому цель творческой работы является раскрытие положительных аспектов применения метода сказкотерапии в работе с дезадаптированными подростками, в условиях социального приюта. 

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения среди подростков.
  2. Повышение уровня правовой грамотности подростков и их родителей, с целью профилактики девиантного поведения.
  3. Организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию.

Объектом исследования стали дети подросткового возраста 11 -16 лет с дезадаптированной формой отклонения, воспитывающиеся в условиях социального приюта.

Предмет исследования: воздействие метода сказкотерапии на дезадаптированных подростков, с целью коррекции поведения.

Глава I.Современные подходы в изучении и коррекции дезадаптированного поведения подростков.

1. Особенности подростков с дезадаптационной формой отклонения.

Само слово «Адаптация» - (от лат. adaptatio – приспосабливать) – означает приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды. Дезадаптацию можно определить как затрудненное, осложненное какими – либо факторами приспособление к меняющимися условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности. [1]   

Подростки с дезадаптированной формой отклонения часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Для дезадаптированного поведения подростков характерны такие особенности эмоционально – волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.

«Дезадаптация подростков формируется в совокупности внешних и внутренних факторов, немаловажным среди которых является предрасположенность личности к внутреннему принятию своего отклоняющего поведения, что в первую очередь

зависит от психологических особенностей несовершеннолетнего». [2]

2. Социально – психологические особенности подростков 11-16 лет, находящихся в приюте.

        11 – 16 лет – подростковый возраст, который считается самым критическим. В связи с высоким темпом психологического и физического развития у подростков возникает множество потребностей, удовлетворить которые в период недостаточной социальной зрелости не всегда возможно.

На этой ступени социально – психологическая дезадаптация детей, попадающих в приют, выражается в целом спектре личностных деформаций. У них искажено представление о добре и зле, ограничен круг потребностей, ______________________________________________________________________

[1] – Психология. Словарь /Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/-М.,   1990.

[2] - Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

интересы носят примитивный характер.

Одна из особенностей подросткового возраста  - обострение интереса к самому себе, стремление самому себе ответить на вопрос «какой Я?», т.е., развитие самопознания и самооценки.

Большинство дезадаптированных подростков имеет неадекватную самооценку. Для некоторых из них характерны завышенный уровень притязаний, переоценка своих реальных возможностей. Дети, прибывшие в приют, пережили немало психотравмирующих ситуаций. У большинства несовершеннолетних, поступающих в социально-реабилитационные учреждения, проявляется соматическая ослабленность, у многих отмечаются нарушения психического

здоровья и развития. Преобладают дезадаптированные пограничные психические расстройства в форме нарушений поведения (реакции бегства, агрессии, неповиновения).У мальчиков-подростков преобладает повышенная возбудимость, агрессивность, уходы и бродяжничество. У девочек наиболее часто наблюдается эмоциональная нестабильность. Такие подростки неадекватно реагируют на замечания, всегда считают себя невинно пострадавшими, считают, что к ним несправедливы. Однако, у большинства прибывших в приют подростков самооценка занижена, они не уверены в себе, подавлены, легкоранимы, наблюдается искаженное или суженное представление о мире, незначительный багаж знаний, страдающий существенными пробелами и не соответствующий возрасту. Интеллектуальные интересы бедны, учебные умения и навыки неразвиты. Многие из подростков педагогически запущенны. «Социальная дезадаптация» у таких подростков выступает в четырех основных формах – нарушения обучения, нарушения поведения, нарушения контактов и смешанные формы, включающие сочетания указанных признаков. [3]

Подростки в своей вчерашней жизни не прошли «детские университеты», попросту у них не было детства, со всеми «вытекающими», у них была вычеркнута та часть жизни, когда обычные дети подрожали и брали особый

______________________________________________________________________

[3] – «Ребенок и социум» сост. Ю. В. Мелешко, Ю. А. Лежнёва. – Минск: Красико – Принт, 2007. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).

положительный пример с героев, встречавшихся на страницах книг.

Например, Таня П., пятнадцати лет, читает «Волшебные сказки», «Золотой ключик», ее ровесница Ирина Ч. — «Аленький цветочек», сказки; 14-летний Юра Р. — «Приключение Тома Соейра» и «Принца и Нищего».Тем самым подростки как бы заново проживают утерянное детство.

Наиболее значимо именно в этот момент протянуть руку помощи таким детям, вернуть их опять в детство, помочь им не поддаться влиянием окружающей среды, сохраняя свое личностное «Я». А что как не сказка поможет это сделать? Окунуть ребенка в сказочную атмосферу тем самым отдалить от проблем внешнего мира, и попытаться пересмотреть свое отношение к миру и самому себе. 

3. Терапевтическая сказка как один из методов работы в условиях социального приюта.

Большие возможности в коррекции поведения дезадаптированных подростков дает сказкотерапия. Сказка для детей связана, прежде всего, с осознанием смыла сказочных событий и их взаимосвязей с ситуациями реальной жизни. Что такое сказкотерапия? Буквальной расшифровкой этого слова, по – видимо, является – «лечения сказками».

Сказка может в увлекательной форме и доступным для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы; в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15 – 20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставя тем самым сказку в ряд с самыми эффективными способами коррекционно - воспитательной работы с детьми.

По мнению Т. Д. Зинкевич – Евстегнеевой, автора «Практикум по сказкотерапии» [4], - «Сказкотерапия – это и еще терапия средой, особой сказочной обстановкой в которой могут проявиться потенциальные части

______________________________________________________________________

[4] - Зинкевич – Евстегнеевой Т. Д., автора «Практикум по сказкотерапии» СПб., 2000.

личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны…»

Пользуясь зашифрованным в сказке опыта прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.

Рассказывание истории – древний способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящий детям. Так пишет про это известный

психолог и психотерапевт Д. Бретт. «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим поучить ребенка чему – либо или передать ему какую – то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, на языке детской фантазии и воображения». [5]

В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. «Мальчик – с пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляется своими размерами, масштабами и мощью и т. д.

Сказки говорят ребенку, что мир, - очень сложный, в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаления и отчаяние в такой же степени часть

нашего бытия как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит свои нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Врач – сказкотерапевт А. В. Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни

и способах социального проявления созидательной творческой силы». Кроме того, он подчеркивает, то, что «сказкотерапия – это еще и процесс «вспоминания»

и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения». [6]

__________________________________________________________________________________

[5] - Бретт Д. «Жила – была девочка похожая на тебя». М.: 1997.

[6] – Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – Спб.: Речь, 2002.

Доктор психологических наук Вачков И. В. предложил свою трактовку этого термина, не опровергая мнения признанных специалистов, «Сказкотерапия – это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъективности. Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. (Метафора – это перенесение свойств одного объекта на другой по принципу

сходства или контраста). Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми».[7] 

По мнению сказочника (так он себя называет)  Д. Соколова: «Сказки – это одно, сказкотерапия – другое. Литературные сказки могут служить в терапии профилактикой, тренировкой, иллюстрацией, моделью, развитием контакта, но не как не основным средством. Идея сказкотерапии в ее общенародном понимании

примерно такова: терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой

предлагает и/или внушает метафорическое решение этой проблемы». [8]

Тем не менее, рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого,

_____________________________________________________________________

[8] – Соколов Д. Ю. «Сказки и сказкотерапия, а еще Лунные дорожки или приключения принца Эно». – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Изд-во Института психотерапии,  2005.

[7] – Вачков И. В. «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2003.

заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволять ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

Сказкотерапия базируется на пяти видах сказок, которые позволяют мягко влиять на поведение ребенка. – (Приложение 1. – (таблица 1.))

Глава II Опытно - экспериментальная работа по применению метода сказкотерапии в работе с дезадаптированными подростками 11-16 лет, в условиях социального приюта.

1. Сущность и основные направления деятельности социального педагога в работе с дезадаптированными подростками.

У каждого ребенка, поступающего в наше учреждение, своя судьба, свои проблемы, особое проявление общих тенденций. Поэтому для осуществления индивидуальной программы его социальной реабилитации необходимо располагать разносторонней и конкретной информацией о его социальном и психологическом статусе, индивидуальном развитии, состоянии здоровья.  

Социально – педагогическую реабилитацию можно представить следующим образом: на начальном этапе проводится диагностика умений и навыков

разностороннего развития личности; промежуточная коррекционно-

реабилитационная работа ведется по результатам диагностических исследований с использованием разнообразных методик; и заключительный этап в работе социального педагога – подведение итогов реабилитации и его анализ.

Основные направления деятельности социального педагога в работе с дезадаптированными детьми подросткового возраста представлены в таблице 2. (Приложение 2 – (таблица 2)).

2. Первичное обследование личностных особенностей подростков в рамках социально-педагогической реабилитации.

За период с декабря 2008 – по декабрь 2009 года педагогическую реабилитацию прошли 69 несовершеннолетних детей и подростков из 50 семей. Из них в возрасте от 11 – 16 лет прошло реабилитацию 19 подростков.

- по социальной помощи – 13

- безнадзорных – 5

- оставшихся без попечения родителей – 1

При первичном обследовании ребенка подросткового возраста проводится диагностика с применением таких методик как

  1.  Диагностика личностного роста подростка (П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова). (Приложение 3)
  2. Шкала социально - психологической адаптированности К. Роджерса, Р. Даймонда.  (Приложение 4)

Результаты диагностики выявили основные дезадаптационные проявления в

эмоциональной, коммуникативной и поведенческой сфере подростков:

- нарушение общения со сверстниками и родителями;

- трудности в обучении;

- трудности при выполнении разного рода дел;

- низкий уровень социальной адаптации;

- заниженная самооценка;

- повышенный уровень агрессии.

(Приложение 5 – (таблица 3.), Приложение 6- (График 1.))                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

3. Реализация работы по коррекции дезадаптированного поведения подростков с применением метода сказкотерапия.

Коррекционная работа с подростками-воспитанниками  включает следующие направления:

1.Индивидуальные и групповые формы работа;

2.Привлечение подростков к работе клубов.

3.Непосредственная работа с родителями.

Работа по всем направлениям проводится параллельно.

3.1. Индивидуальные и групповые формы работы. 

 Основной аспект в коррекции дезадаптированного поведения был сделан на групповые занятия с использованием метода сказкотерапия с элементами игровой терапии.

В ходе реализации коррекционной работы, по данному методу,  решались следующие задачи:

  • Коррекция поведения.
  • Снижение страхов и тревог по самым различным поводам.
  • Ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях.
  • Развитие навыков общения.
  • Коррекция самооценки.
  • Воспитание чувства ответственности за  собственное поведение.
  • Развитие личностной ответственности перед обществом.
  • Предупреждение школьной и социальной дезадаптации.

Основным направлением в работе по коррекции дезадаптированного поведения  подростков стала подпрограмма «Мир внутри меня», где занятия строились с ориентировкой на терапевтические сказки, содержащие элементы игровой терапии. Сказочные истории ориентированны на конкретные проблемы. Подпрограмма входит в комплексную программу «Я - Человек». Данная подпрограмма состоит из трех блоков, каждый раздел содержит свои темы и задачи. (Приложение 7 )

Первый раздел данной подпрограммы направлен на снижение уровня трудностей, связанный с общением со сверстниками и родителями. Так подросткам предлагались следующие сказочные истории – «Бурин, или Когда ребенок становится взрослым?», «День испытаний», «Детская демократическая Республика» и др. (Приложение 8) тематика которых помогла снизить уровень конфликтности у подростков в отношениях с родителями и педагогами.  На занятиях у детей развивались не только  коммуникативные навыки, но и коррекция личностных особенностей, коррекция эмоционально-волеволй сферы, развитие  чувств толерантности - это является немало важным в реабилитации дезадаптированного подростка.

Второй раздел предполагает работу по снижению уровня трудностей связанных с обучением. По данной тематике вниманию подростков были представлены следующие сказки – «Медвежонок и Старый Гриб», «Шустрик и Обжорик», «Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться». и др. (Приложение 9)  Прослушав терапевтические сказки такого характера, подростки стали более усидчивыми на занятиях, у них снизился уровень страха неудач и ошибок, связанных с учебными предметами,  и нежеланием учиться. Подростки стали более успешно адаптироваться в учебном процессе. А главное они сами приходили к выводу о значении школьной деятельности в их личностном развитии.

Третий раздел направлен на снижение уровня трудностей, связанных с выполнением различного рода дел. Такие сказки как «Часы», «Костерчик», «Сказка о Дрюпе Дрюпкине», «История о славном Учмаге, учителе его Магуче и бедном, но вылеченном Аэроплане» и др. (Приложение 10), способствовали тому, что подростки во многом осознали свое поведение, стали более умело организовать свое свободное время. У ребят  повысился уровень самооценки и самоконтроля.

3.2. Клубная работа.

Одним из приёмов в организационной работе по коррекции дезадаптированного поведения детей подросткового возраста является клубная работа. С целью разнообразия коррекционного процесса наряду с традиционными методами организации работы клуба применяется сказкотерапевтический метод.

Клубная деятельность, с применением метода сказкотераперапии, с элементами игровой терапии, - одна из основных форм объединения подростков вокруг одной идеи, помощи тем, кто попал в ситуацию, требующею внешнего вмешательства, чтобы быть разрешенной. Таким образом, подростки, пытаются удовлетворить свои социальные потребности в общении, а также пытаются компенсировать собственные социальные неудачи.

Целью такой работы является создание условий для формирование духовно – развитой, творческой, нравственной и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции самостоятельной выработки идей на уровне достижений культуры, умеющий ориентироваться в современных социокультурных условиях с помощью метода «сказкотерапии». Воспитание гармонично развитой личности.

В этой деятельности ведется работа по двум направлениям:

1. работа клуба «Закон и Я».

2. работа агитбригады «СМиД».

Клуб «Закон и Я».

С учетом профилактики и коррекции дезадаптированного поведения подростков, для повышения уровня правовой культуры несовершеннолетних на базе Новоузенского центра социальной помощи семье и детям «Семья», в рамках программы «Кругозор», был создан клуб «Закон и Я».

Работа клуба ведется при взаимодействие с инспекторами ПДН, психологами, медицинскими работниками.

Цель деятельности клуба - расширения представления о социальном устройстве жизни через повышение уровня правовой культуры воспитанников отделения приют; адаптация подростков адъективного поведения в социуме; формирование нравственных личностных качеств подростков. (Приложение 11 – обоснование клуба)

           Основным из видов деятельности клуба является заседание, которое проходит в виде групповых занятий, тестирования, индивидуальной работы с подростками, тренингов, дискуссий, бесед, встреч, лекции, ролевых игр, просмотр и обсуждение видеофильмов, индивидуальных консультации, лекционно – практических занятии, анкетирования, занятий с элементами сказко и игро терапии. (Приложение 12 )

У подростков, посещающих клуб, формируются нравственные качества, чувства эмпатии, представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. Воспитываются гражданские качества и толерантность через организацию социально значимой деятельности. Происходит обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

Агитбригада «СМиД»- (Союз Мальчишек и Девчонок).

Подростки, посещающие клуб «Закон и Я», также вовлечены в агитбригаду СМиД, где совместно с руководителем клуба и руководителем агитбригады осуществляют выходы в массы.

Цель работы агитбригады состоит в том, чтобы скорректировать эмоционально – волевую сферу дезадаптированных подростков, через творческую деятельность с применением метода сказкотерапия.

 Комплексный подход в коррекции поведения дезадаптированных подростков позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности подростка.

В рамках агитбригады СМиД подростки осуществляли выходы в детские сады, школы города, где организовывались спектакли  по сказкам, проигрывались сценки. Для старшего поколения подростки организовывали концертные программы с тематической направленностью. (Приложение 13)

В агитбригаде  участвуют не только дети, но и родители. (Приложение 14 инсценировка сказки). Таким образом, и родитель попадает под «влияния» метода сказкотерапия. Как показала практика, это направление в работе привело к тому, что в семье создаются новые отношения, снижается уровень недопонимания со стороны членов семьи. Такая деятельность раскрепощает и выводит на доброжелательный уровень взаимодействия, где ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуру общения, ведь они в более позднем возрасте являются тем нравственным эталоном, по которому он сверяет свои поступки.

В процессе выступлений перед публикой подростки приобретают навыки сценического искусства, непосредственно раскрывают свои творческие возможности и способности, что ведет к изменениям в коммуникативной сфере, эмоциональной, в личностном развитии.  

4.Итоговая диагностика.

Чтобы отследить результаты своей работы, по истечению срока реабилитации проводится итоговая диагностика.  

Анализ эффективности  коррекционной работы осуществлялся с использованием всех диагностических материалов. Результаты фиксировались и сравнивались с первоначальными данными диагностики.

При итоговом обследовании применялись следующие методики:

  1. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири. (Приложение 15)
  2. Тест коммуникативной толерантности В. В. Бойко. (Приложение 16)
  3. Тест Айзенка «Тип личности подростка» (Приложение 17)

5. Сравнительный анализ.

(Приложение 18)

Заключение. 

Современный подросток растет в социально нездоровой среде, не чувствует со стороны окружающих поддержки и заинтересованного внимания. Он лишен социального одобрения, а именно на этом этапе личностного развития оно крайне необходимо для формирования чувства собственной ценности и собственного достоинства. Наличие у подростка дезадаптированной формы поведения может привести к выпадению подростков из компании сверстников, что само  по себе затрудняет  их социальное и личностное развитие. Достижение положительных результатов в исправлении поведения несовершеннолетнего оказывается возможным лишь в случае комплексной работы с самим подростком, а также с семьей, где воспитывается подросток.

Как показывает практическая значимость данной работы одним из эффективных методов работы с дезадаптированными подростками является сказкотерапия.

В работе были раскрыты положительные аспекты применения данного метода в коррекционно – реабилитационной работе.

Сравнительный анализ показал, что с применением метода сказкотерапии   у (31,6%) произошла коррекция самооценки, снизился уровень школьной тревожности, связанный с трудностями в обучении (79%). У детей, прошедших курс коррекционных занятий снизился уровень агрессивности (31,6% детей), повысился уровень общительности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми (36,8%). Подростки стали ответственнее (47,4%). Педагоги отмечают положительные изменения в поведении и общении с взрослыми и во взаимодействии друг другом.

 

Список литературы.

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992.
  2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.,1993.
  3. Бретт Д. «Жила – была девочка похожая на тебя». М.: 1997.
  4. Вачков И. В. «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2003.
  5. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – Спб.: Речь, 2002.
  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.,1986.
  7. Зикевич-Евстегнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии» СПб., 2000.
  8. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ под ред. Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е. – 3-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2004.–176с
  9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. - 2-е изд. - М., 1994.
  10. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368с.
  11. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Тренинги взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Изд-во «Речь», 2006. – 200с.: ил.
  12. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород,1995.
  13. Психология. Словарь / под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского/ - М., 1990.
  14. «Ребенок и социум» сост Ю. В. Мелешко, Ю. А. Лежнева. – Минск: Красико – Принт, 2007. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).
  15. Рячкова Н. А. Дезадаптированное поведение детей – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000.
  16. Соколов Д. Ю. «Сказки и сказкотерапия, а еще Лунные дорожки или приключения принца Эно». – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Изд-во Института психотерапии,  2005.

Министерство социального развития Саратовской области

Центр социальной помощи семье и детям «Семья»

г. Новоузенск

 Творческая работа

«Применение сказкотерапии

в работе с дезадаптированными подростками

в условиях социального приюта»

Претендента на

I квалификационную категорию

Почечуевой Ольги Геннадиевны

- 2010 год - 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ». Выступление с использованием мультимедийной презентации.

Методическая разработка предназначена для работы педагога - психолога с сотрудниками социальных приютов и реабилитационных центров. Направлена на улучшение психологического климата в коллективе и выпо...

Применение сказкотерапии на уроках математики в школе VIII вида

    Существуют разные подходы в арт-терапии при работе с детьми. Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физи...

Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.

Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционых программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадапт...

Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.

Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.Понятие «реабилитация» используется как в медико-социальном, так и в психолого-пе...

Особенности общения с родителями в условиях социального приюта

Особенности общения с родителями в условиях социального приюта...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОЭТИЧЕКОГО ЗАПОМИНАНИЯ ПОСРЕДСТВАМ МНЕМОТЕХНИКИ ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОЭТИЧЕКОГО ЗАПОМИНАНИЯ ПОСРЕДСТВАМ МНЕМОТЕХНИКИ ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА  Аннотация В работе рассматриваются особенности   организации   использо...