«Применение сказкотерапии в работе с дезадаптированными подростками в условиях социального приюта»
опыты и эксперименты на тему
«Применение сказкотерапии в работе с дезадаптированными подростками в условиях социального приюта»
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………….…………1
Глава I Современные подходы в изучении и коррекции дезадаптированного поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Особенности подростков с дезадаптационной формой отклонения.. . . . . . . . . . . 3
2.Социально – психологические особенности подростков 11-16 лет, находящихся в приюте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
3. Терапевтическая сказка как один из методов работы в условиях социального приюта. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава II Опытно - экспериментальная работа по применению метода сказкотерапии в работе с дезадаптированными подростками 11-16 лет, в условиях социального приюта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . 8
1.Сущность и основные направления деятельности социального педагога в работе с дезадаптированными подростками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.Первичное обследование личностных особенностей подростков в рамках социально-педагогической реабилитации. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3. Реализация работы по коррекции дезадаптированного поведения у подростков с применением метода сказкотерапия. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3.1.Индивидуальные и групповые формы работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
3.2. Клубная работа. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .11
4. Итоговая диагностика. …………………………………………………… . . . . . . 13
5. Сравнительный анализ. ……………………………………………………. . . . . . 13
Заключение. …………………………………………………………………… . . .. .14
Список литературы ……………………………………………………...……. . . . .15
Приложение
Введение.
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектом которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка. Однако, в своей работе чаще всего приходится иметь дело с подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонение в поведении и, как правило, дезадаптация подростка.
Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудового воспитания эти дети в будущем не могут создать полноценную семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границы моральных и правовых норм.
Достижение положительных результатов в исправлении поведения несовершеннолетнего оказывается возможным лишь в случае комплексной работы с самим подростком, а также с семьей, где воспитывается подросток, направленной на изменение стиля семейного взаимодействия, обучение родителей приемлемыми способами воспитательного воздействия.
Одним из приемлемых методов коррекционно – реабилитационной работы с детьми и подростками, поступающих в социальный приют, является метод сказкотерапия. На базе центра социальной помощи семье и детям «Семья», был разработан большой комплекс мероприятий по применению метода сказкотерапии, который лег в основу проекта «Сказки о «несказочном»». Данный проект способствует формированию нравственных ориентиров, стимулирование развития созидателя в душе ребенка и взрослого методом сказкотерапии.
Поэтому цель творческой работы является раскрытие положительных аспектов применения метода сказкотерапии в работе с дезадаптированными подростками, в условиях социального приюта.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
- Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения среди подростков.
- Повышение уровня правовой грамотности подростков и их родителей, с целью профилактики девиантного поведения.
- Организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию.
Объектом исследования стали дети подросткового возраста 11 -16 лет с дезадаптированной формой отклонения, воспитывающиеся в условиях социального приюта.
Предмет исследования: воздействие метода сказкотерапии на дезадаптированных подростков, с целью коррекции поведения.
Глава I.Современные подходы в изучении и коррекции дезадаптированного поведения подростков.
1. Особенности подростков с дезадаптационной формой отклонения.
Само слово «Адаптация» - (от лат. adaptatio – приспосабливать) – означает приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды. Дезадаптацию можно определить как затрудненное, осложненное какими – либо факторами приспособление к меняющимися условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности. [1]
Подростки с дезадаптированной формой отклонения часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Для дезадаптированного поведения подростков характерны такие особенности эмоционально – волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.
«Дезадаптация подростков формируется в совокупности внешних и внутренних факторов, немаловажным среди которых является предрасположенность личности к внутреннему принятию своего отклоняющего поведения, что в первую очередь
зависит от психологических особенностей несовершеннолетнего». [2]
2. Социально – психологические особенности подростков 11-16 лет, находящихся в приюте.
11 – 16 лет – подростковый возраст, который считается самым критическим. В связи с высоким темпом психологического и физического развития у подростков возникает множество потребностей, удовлетворить которые в период недостаточной социальной зрелости не всегда возможно.
На этой ступени социально – психологическая дезадаптация детей, попадающих в приют, выражается в целом спектре личностных деформаций. У них искажено представление о добре и зле, ограничен круг потребностей, ______________________________________________________________________
[1] – Психология. Словарь /Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/-М., 1990.
[2] - Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
интересы носят примитивный характер.
Одна из особенностей подросткового возраста - обострение интереса к самому себе, стремление самому себе ответить на вопрос «какой Я?», т.е., развитие самопознания и самооценки.
Большинство дезадаптированных подростков имеет неадекватную самооценку. Для некоторых из них характерны завышенный уровень притязаний, переоценка своих реальных возможностей. Дети, прибывшие в приют, пережили немало психотравмирующих ситуаций. У большинства несовершеннолетних, поступающих в социально-реабилитационные учреждения, проявляется соматическая ослабленность, у многих отмечаются нарушения психического
здоровья и развития. Преобладают дезадаптированные пограничные психические расстройства в форме нарушений поведения (реакции бегства, агрессии, неповиновения).У мальчиков-подростков преобладает повышенная возбудимость, агрессивность, уходы и бродяжничество. У девочек наиболее часто наблюдается эмоциональная нестабильность. Такие подростки неадекватно реагируют на замечания, всегда считают себя невинно пострадавшими, считают, что к ним несправедливы. Однако, у большинства прибывших в приют подростков самооценка занижена, они не уверены в себе, подавлены, легкоранимы, наблюдается искаженное или суженное представление о мире, незначительный багаж знаний, страдающий существенными пробелами и не соответствующий возрасту. Интеллектуальные интересы бедны, учебные умения и навыки неразвиты. Многие из подростков педагогически запущенны. «Социальная дезадаптация» у таких подростков выступает в четырех основных формах – нарушения обучения, нарушения поведения, нарушения контактов и смешанные формы, включающие сочетания указанных признаков. [3]
Подростки в своей вчерашней жизни не прошли «детские университеты», попросту у них не было детства, со всеми «вытекающими», у них была вычеркнута та часть жизни, когда обычные дети подрожали и брали особый
______________________________________________________________________
[3] – «Ребенок и социум» сост. Ю. В. Мелешко, Ю. А. Лежнёва. – Минск: Красико – Принт, 2007. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).
положительный пример с героев, встречавшихся на страницах книг.
Например, Таня П., пятнадцати лет, читает «Волшебные сказки», «Золотой ключик», ее ровесница Ирина Ч. — «Аленький цветочек», сказки; 14-летний Юра Р. — «Приключение Тома Соейра» и «Принца и Нищего».Тем самым подростки как бы заново проживают утерянное детство.
Наиболее значимо именно в этот момент протянуть руку помощи таким детям, вернуть их опять в детство, помочь им не поддаться влиянием окружающей среды, сохраняя свое личностное «Я». А что как не сказка поможет это сделать? Окунуть ребенка в сказочную атмосферу тем самым отдалить от проблем внешнего мира, и попытаться пересмотреть свое отношение к миру и самому себе.
3. Терапевтическая сказка как один из методов работы в условиях социального приюта.
Большие возможности в коррекции поведения дезадаптированных подростков дает сказкотерапия. Сказка для детей связана, прежде всего, с осознанием смыла сказочных событий и их взаимосвязей с ситуациями реальной жизни. Что такое сказкотерапия? Буквальной расшифровкой этого слова, по – видимо, является – «лечения сказками».
Сказка может в увлекательной форме и доступным для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы; в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15 – 20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставя тем самым сказку в ряд с самыми эффективными способами коррекционно - воспитательной работы с детьми.
По мнению Т. Д. Зинкевич – Евстегнеевой, автора «Практикум по сказкотерапии» [4], - «Сказкотерапия – это и еще терапия средой, особой сказочной обстановкой в которой могут проявиться потенциальные части
______________________________________________________________________
[4] - Зинкевич – Евстегнеевой Т. Д., автора «Практикум по сказкотерапии» СПб., 2000.
личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны…»
Пользуясь зашифрованным в сказке опыта прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.
Рассказывание истории – древний способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящий детям. Так пишет про это известный
психолог и психотерапевт Д. Бретт. «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим поучить ребенка чему – либо или передать ему какую – то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, на языке детской фантазии и воображения». [5]
В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. «Мальчик – с пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляется своими размерами, масштабами и мощью и т. д.
Сказки говорят ребенку, что мир, - очень сложный, в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаления и отчаяние в такой же степени часть
нашего бытия как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит свои нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Врач – сказкотерапевт А. В. Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни
и способах социального проявления созидательной творческой силы». Кроме того, он подчеркивает, то, что «сказкотерапия – это еще и процесс «вспоминания»
и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения». [6]
__________________________________________________________________________________
[5] - Бретт Д. «Жила – была девочка похожая на тебя». М.: 1997.
[6] – Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – Спб.: Речь, 2002.
Доктор психологических наук Вачков И. В. предложил свою трактовку этого термина, не опровергая мнения признанных специалистов, «Сказкотерапия – это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъективности. Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. (Метафора – это перенесение свойств одного объекта на другой по принципу
сходства или контраста). Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми».[7]
По мнению сказочника (так он себя называет) Д. Соколова: «Сказки – это одно, сказкотерапия – другое. Литературные сказки могут служить в терапии профилактикой, тренировкой, иллюстрацией, моделью, развитием контакта, но не как не основным средством. Идея сказкотерапии в ее общенародном понимании
примерно такова: терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой
предлагает и/или внушает метафорическое решение этой проблемы». [8]
Тем не менее, рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого,
_____________________________________________________________________
[8] – Соколов Д. Ю. «Сказки и сказкотерапия, а еще Лунные дорожки или приключения принца Эно». – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
[7] – Вачков И. В. «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2003.
заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволять ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
Сказкотерапия базируется на пяти видах сказок, которые позволяют мягко влиять на поведение ребенка. – (Приложение 1. – (таблица 1.))
Глава II Опытно - экспериментальная работа по применению метода сказкотерапии в работе с дезадаптированными подростками 11-16 лет, в условиях социального приюта.
1. Сущность и основные направления деятельности социального педагога в работе с дезадаптированными подростками.
У каждого ребенка, поступающего в наше учреждение, своя судьба, свои проблемы, особое проявление общих тенденций. Поэтому для осуществления индивидуальной программы его социальной реабилитации необходимо располагать разносторонней и конкретной информацией о его социальном и психологическом статусе, индивидуальном развитии, состоянии здоровья.
Социально – педагогическую реабилитацию можно представить следующим образом: на начальном этапе проводится диагностика умений и навыков
разностороннего развития личности; промежуточная коррекционно-
реабилитационная работа ведется по результатам диагностических исследований с использованием разнообразных методик; и заключительный этап в работе социального педагога – подведение итогов реабилитации и его анализ.
Основные направления деятельности социального педагога в работе с дезадаптированными детьми подросткового возраста представлены в таблице 2. (Приложение 2 – (таблица 2)).
2. Первичное обследование личностных особенностей подростков в рамках социально-педагогической реабилитации.
За период с декабря 2008 – по декабрь 2009 года педагогическую реабилитацию прошли 69 несовершеннолетних детей и подростков из 50 семей. Из них в возрасте от 11 – 16 лет прошло реабилитацию 19 подростков.
- по социальной помощи – 13
- безнадзорных – 5
- оставшихся без попечения родителей – 1
При первичном обследовании ребенка подросткового возраста проводится диагностика с применением таких методик как
- Диагностика личностного роста подростка (П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова). (Приложение 3)
- Шкала социально - психологической адаптированности К. Роджерса, Р. Даймонда. (Приложение 4)
Результаты диагностики выявили основные дезадаптационные проявления в
эмоциональной, коммуникативной и поведенческой сфере подростков:
- нарушение общения со сверстниками и родителями;
- трудности в обучении;
- трудности при выполнении разного рода дел;
- низкий уровень социальной адаптации;
- заниженная самооценка;
- повышенный уровень агрессии.
(Приложение 5 – (таблица 3.), Приложение 6- (График 1.))
3. Реализация работы по коррекции дезадаптированного поведения подростков с применением метода сказкотерапия.
Коррекционная работа с подростками-воспитанниками включает следующие направления:
1.Индивидуальные и групповые формы работа;
2.Привлечение подростков к работе клубов.
3.Непосредственная работа с родителями.
Работа по всем направлениям проводится параллельно.
3.1. Индивидуальные и групповые формы работы.
Основной аспект в коррекции дезадаптированного поведения был сделан на групповые занятия с использованием метода сказкотерапия с элементами игровой терапии.
В ходе реализации коррекционной работы, по данному методу, решались следующие задачи:
- Коррекция поведения.
- Снижение страхов и тревог по самым различным поводам.
- Ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях.
- Развитие навыков общения.
- Коррекция самооценки.
- Воспитание чувства ответственности за собственное поведение.
- Развитие личностной ответственности перед обществом.
- Предупреждение школьной и социальной дезадаптации.
Основным направлением в работе по коррекции дезадаптированного поведения подростков стала подпрограмма «Мир внутри меня», где занятия строились с ориентировкой на терапевтические сказки, содержащие элементы игровой терапии. Сказочные истории ориентированны на конкретные проблемы. Подпрограмма входит в комплексную программу «Я - Человек». Данная подпрограмма состоит из трех блоков, каждый раздел содержит свои темы и задачи. (Приложение 7 )
Первый раздел данной подпрограммы направлен на снижение уровня трудностей, связанный с общением со сверстниками и родителями. Так подросткам предлагались следующие сказочные истории – «Бурин, или Когда ребенок становится взрослым?», «День испытаний», «Детская демократическая Республика» и др. (Приложение 8) тематика которых помогла снизить уровень конфликтности у подростков в отношениях с родителями и педагогами. На занятиях у детей развивались не только коммуникативные навыки, но и коррекция личностных особенностей, коррекция эмоционально-волеволй сферы, развитие чувств толерантности - это является немало важным в реабилитации дезадаптированного подростка.
Второй раздел предполагает работу по снижению уровня трудностей связанных с обучением. По данной тематике вниманию подростков были представлены следующие сказки – «Медвежонок и Старый Гриб», «Шустрик и Обжорик», «Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться». и др. (Приложение 9) Прослушав терапевтические сказки такого характера, подростки стали более усидчивыми на занятиях, у них снизился уровень страха неудач и ошибок, связанных с учебными предметами, и нежеланием учиться. Подростки стали более успешно адаптироваться в учебном процессе. А главное они сами приходили к выводу о значении школьной деятельности в их личностном развитии.
Третий раздел направлен на снижение уровня трудностей, связанных с выполнением различного рода дел. Такие сказки как «Часы», «Костерчик», «Сказка о Дрюпе Дрюпкине», «История о славном Учмаге, учителе его Магуче и бедном, но вылеченном Аэроплане» и др. (Приложение 10), способствовали тому, что подростки во многом осознали свое поведение, стали более умело организовать свое свободное время. У ребят повысился уровень самооценки и самоконтроля.
3.2. Клубная работа.
Одним из приёмов в организационной работе по коррекции дезадаптированного поведения детей подросткового возраста является клубная работа. С целью разнообразия коррекционного процесса наряду с традиционными методами организации работы клуба применяется сказкотерапевтический метод.
Клубная деятельность, с применением метода сказкотераперапии, с элементами игровой терапии, - одна из основных форм объединения подростков вокруг одной идеи, помощи тем, кто попал в ситуацию, требующею внешнего вмешательства, чтобы быть разрешенной. Таким образом, подростки, пытаются удовлетворить свои социальные потребности в общении, а также пытаются компенсировать собственные социальные неудачи.
Целью такой работы является создание условий для формирование духовно – развитой, творческой, нравственной и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции самостоятельной выработки идей на уровне достижений культуры, умеющий ориентироваться в современных социокультурных условиях с помощью метода «сказкотерапии». Воспитание гармонично развитой личности.
В этой деятельности ведется работа по двум направлениям:
1. работа клуба «Закон и Я».
2. работа агитбригады «СМиД».
Клуб «Закон и Я».
С учетом профилактики и коррекции дезадаптированного поведения подростков, для повышения уровня правовой культуры несовершеннолетних на базе Новоузенского центра социальной помощи семье и детям «Семья», в рамках программы «Кругозор», был создан клуб «Закон и Я».
Работа клуба ведется при взаимодействие с инспекторами ПДН, психологами, медицинскими работниками.
Цель деятельности клуба - расширения представления о социальном устройстве жизни через повышение уровня правовой культуры воспитанников отделения приют; адаптация подростков адъективного поведения в социуме; формирование нравственных личностных качеств подростков. (Приложение 11 – обоснование клуба)
Основным из видов деятельности клуба является заседание, которое проходит в виде групповых занятий, тестирования, индивидуальной работы с подростками, тренингов, дискуссий, бесед, встреч, лекции, ролевых игр, просмотр и обсуждение видеофильмов, индивидуальных консультации, лекционно – практических занятии, анкетирования, занятий с элементами сказко и игро терапии. (Приложение 12 )
У подростков, посещающих клуб, формируются нравственные качества, чувства эмпатии, представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. Воспитываются гражданские качества и толерантность через организацию социально значимой деятельности. Происходит обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
Агитбригада «СМиД»- (Союз Мальчишек и Девчонок).
Подростки, посещающие клуб «Закон и Я», также вовлечены в агитбригаду СМиД, где совместно с руководителем клуба и руководителем агитбригады осуществляют выходы в массы.
Цель работы агитбригады состоит в том, чтобы скорректировать эмоционально – волевую сферу дезадаптированных подростков, через творческую деятельность с применением метода сказкотерапия.
Комплексный подход в коррекции поведения дезадаптированных подростков позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности подростка.
В рамках агитбригады СМиД подростки осуществляли выходы в детские сады, школы города, где организовывались спектакли по сказкам, проигрывались сценки. Для старшего поколения подростки организовывали концертные программы с тематической направленностью. (Приложение 13)
В агитбригаде участвуют не только дети, но и родители. (Приложение 14 инсценировка сказки). Таким образом, и родитель попадает под «влияния» метода сказкотерапия. Как показала практика, это направление в работе привело к тому, что в семье создаются новые отношения, снижается уровень недопонимания со стороны членов семьи. Такая деятельность раскрепощает и выводит на доброжелательный уровень взаимодействия, где ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуру общения, ведь они в более позднем возрасте являются тем нравственным эталоном, по которому он сверяет свои поступки.
В процессе выступлений перед публикой подростки приобретают навыки сценического искусства, непосредственно раскрывают свои творческие возможности и способности, что ведет к изменениям в коммуникативной сфере, эмоциональной, в личностном развитии.
4.Итоговая диагностика.
Чтобы отследить результаты своей работы, по истечению срока реабилитации проводится итоговая диагностика.
Анализ эффективности коррекционной работы осуществлялся с использованием всех диагностических материалов. Результаты фиксировались и сравнивались с первоначальными данными диагностики.
При итоговом обследовании применялись следующие методики:
- Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири. (Приложение 15)
- Тест коммуникативной толерантности В. В. Бойко. (Приложение 16)
- Тест Айзенка «Тип личности подростка» (Приложение 17)
5. Сравнительный анализ.
(Приложение 18)
Заключение.
Современный подросток растет в социально нездоровой среде, не чувствует со стороны окружающих поддержки и заинтересованного внимания. Он лишен социального одобрения, а именно на этом этапе личностного развития оно крайне необходимо для формирования чувства собственной ценности и собственного достоинства. Наличие у подростка дезадаптированной формы поведения может привести к выпадению подростков из компании сверстников, что само по себе затрудняет их социальное и личностное развитие. Достижение положительных результатов в исправлении поведения несовершеннолетнего оказывается возможным лишь в случае комплексной работы с самим подростком, а также с семьей, где воспитывается подросток.
Как показывает практическая значимость данной работы одним из эффективных методов работы с дезадаптированными подростками является сказкотерапия.
В работе были раскрыты положительные аспекты применения данного метода в коррекционно – реабилитационной работе.
Сравнительный анализ показал, что с применением метода сказкотерапии у (31,6%) произошла коррекция самооценки, снизился уровень школьной тревожности, связанный с трудностями в обучении (79%). У детей, прошедших курс коррекционных занятий снизился уровень агрессивности (31,6% детей), повысился уровень общительности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми (36,8%). Подростки стали ответственнее (47,4%). Педагоги отмечают положительные изменения в поведении и общении с взрослыми и во взаимодействии друг другом.
Список литературы.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992.
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.,1993.
- Бретт Д. «Жила – была девочка похожая на тебя». М.: 1997.
- Вачков И. В. «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2003.
- Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – Спб.: Речь, 2002.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.,1986.
- Зикевич-Евстегнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии» СПб., 2000.
- Лабиринт души: Терапевтические сказки/ под ред. Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е. – 3-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2004.–176с
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. - 2-е изд. - М., 1994.
- Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368с.
- Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Тренинги взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Изд-во «Речь», 2006. – 200с.: ил.
- Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород,1995.
- Психология. Словарь / под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского/ - М., 1990.
- «Ребенок и социум» сост Ю. В. Мелешко, Ю. А. Лежнева. – Минск: Красико – Принт, 2007. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).
- Рячкова Н. А. Дезадаптированное поведение детей – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000.
- Соколов Д. Ю. «Сказки и сказкотерапия, а еще Лунные дорожки или приключения принца Эно». – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
Министерство социального развития Саратовской области
Центр социальной помощи семье и детям «Семья»
г. Новоузенск
Творческая работа
«Применение сказкотерапии
в работе с дезадаптированными подростками
в условиях социального приюта»
Претендента на
I квалификационную категорию
Почечуевой Ольги Геннадиевны
- 2010 год -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".
Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ». Выступление с использованием мультимедийной презентации.
Методическая разработка предназначена для работы педагога - психолога с сотрудниками социальных приютов и реабилитационных центров. Направлена на улучшение психологического климата в коллективе и выпо...
Применение сказкотерапии на уроках математики в школе VIII вида
Существуют разные подходы в арт-терапии при работе с детьми. Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физи...
Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.
Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционых программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадапт...
Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.
Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.Понятие «реабилитация» используется как в медико-социальном, так и в психолого-пе...
Особенности общения с родителями в условиях социального приюта
Особенности общения с родителями в условиях социального приюта...
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОЭТИЧЕКОГО ЗАПОМИНАНИЯ ПОСРЕДСТВАМ МНЕМОТЕХНИКИ ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОЭТИЧЕКОГО ЗАПОМИНАНИЯ ПОСРЕДСТВАМ МНЕМОТЕХНИКИ ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА Аннотация В работе рассматриваются особенности организации использо...