Работа социального педагога с семьей, как фактор социализации обучающихся с ОВЗ
статья
Методическая разработка раскрывет основные аспекты работы с семьями, в которых проживают обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. школа.Как помочь в социальной адаптации особенных детей? Ответ на этот вопрос изложен в материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_sots.pedagoga_s_semey_kak_faktor_sotsializatsii_detey_s_ovz.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа социального педагога с семьей, как фактор социализации обучающихся с ОВЗ»
Автор: Гимадеева Анна Алексеевна.
Социальный педагог ГБОУ СО «Школа АОП №6 г. Саратова»
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее актуальных проблем современной, российской коррекционной школы.
В основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации главной целью обозначено обеспечение социализации детей и успешной интеграции в общество.
Проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, на сегодняшний день одна из самых острейших. Необходимо приспособить таких детей к жизни в обществе, что бы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслужить, выполнять трудовые операции, соблюдать общепринятые правила и нормы поведения.
Как показывают статистические данные, значительный процент выпускников нашей школы оказывается неприспособленным к самостоятельной жизни.
У обучающихся с ОВЗ процесс формирования личности осложняется, прежде всего, тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт. В коррекционной школе невозможно требовать от ребенка с интеллектуальной недостаточностью адекватного «саморазвития» и им нужны «особые» условия обучения и воспитания. Применение разнообразных технологий может способствовать эффективной коррекции нарушений и создать особую "терапевтическую" среду, стимулирующую развитие личности каждого ребенка.
Главной задачей в моей работе является создание максимально благоприятных условий для социального становления личности учащегося, коррекция поведения, формирование ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности, привитие им социально значимых навыков и умений, оказание помощи и поддержки семьи в воспитании и развитии личности учащегося, а также выявление существующих в семье проблем (социально-психологических, материальных, экономических, бытовых и т. д.); и объединение и координация усилий школы, возможностей семьи и социальных институтов на разрешение возникших или возникающих проблем.
Использование личностного подхода в организации процесса социализации помогает ребёнку с ограниченными возможностями здоровья осознать себя как личность, выявить его возможности, стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию. Специфической задачей воспитательной работы социального педагога является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях. Эффективная деятельность социального педагога немыслима без тесного сотрудничества с педагогическим коллективом школы, психологической службой, органами социальной помощи и защиты. От четкого взаимодействия социального педагога со школьным психологом, ст. вожатой, учителями, воспитателями, администрацией, а также внешкольными учреждениями (отделом социальной защиты района, отделом опеки и попечительства, биржей труда, правоохранительными органами, благотворительными учреждениями и т.д.) зависит успешность решения многих жизненно важных проблем для детей с ОВЗ.
Несомненно, ряд проблем остается пока не решенным. Это и характерная для детей нашей школы неспособность самостоятельно структурировать свое свободное время, и остающиеся значительные пробелы в кругозоре, и проблемы профессионального самоопределения и полной социальной адаптации детей, а также социального окружения обучающихся.
Мне, как социальному педагогу, во взаимодействии с обучающимися важно создать атмосферу психологической комфортности, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально-значимое общение, организовать комплексную социально-психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
Основными направлениями в работе с семьей и детьми являются: диагностическое, коррекционно-образовательное, социокультурное, функционально-организаторское, профилактическое, правовое.
Результаты контроля социально-педагогической деятельности по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья показали, что большинство учащихся получили навыки культурного поведения в быту, социально- значимые навыки и умения, необходимые для интеграции в общество. Интеграция таких детей в общество не может происходить так же, как у нормально развивающихся сверстников. Немаловажную роль в этом процессе играет активная позиция и заинтересованность самих учащихся и родителей, которая к сожалению во многих семьях отсутствует частично или полностью, при этом ответственность за дальнейшую судьбу обучающихся родители (законные представители) зачастую перекладывают на ОУ, проявляя халатность, безразличие, нелюбовь к своим детям.
В своей деятельности мне часто приходится работать с девиантными семьями. Это семьи алкоголиков, правонарушителей, наркоманов. Оказывая социально-педагогическую помощь учащимся, родителям и лицам, их заменяющим, я ориентирую свою работу с семьей не только на решение семейных проблем, но и на укрепление, развитие, восстановление ее внутреннего потенциала.
В своей деятельности я реализую следующие функции:
- Диагностико-аналитическая
- изучение особенностей семей и степень их влияния на детей, социальный статус семьи и ее членов на основе анкетирования и диагностики;
- определение влияния окружающего социума на личность членов семьи;
- выявление проблем, существующих в семье, причины неблагополучия.
- Прогностическая
- прогнозирование и конструирование совместно с родителями и учащимися модели новых отношений, воспитывающих ситуаций с учетом диагностики семьи;
- определение целей и задач по реализации индивидуальных программ
- планирование своей деятельности по работе с определенной семьей, исходя из анализа создавшейся ситуации.
- Консультативная
- оказание неотложной педагогической консультативной помощи по проблемам, возникшим в семье;
- формирование изменений отношения учащихся и родителей к создавшейся жизненной ситуации с ее последующим позитивным решением.
- Коррекционно-развивающая
- привитие учащимся восприятия определенных норм поведения;
- оказание помощи в самооценке, самопознании, саморазвитии, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации учащимся из неблагополучных семей;
- установление доверительных отношений с родителями и учащимися в решении трудных жизненных ситуаций.
- Защитно-опекунская
- поддержка нуждающихся семей в защите прав, свобод, социальных гарантий на основе взаимодействия с органами социальной защиты, охраны детства, а также правоохранительными и правозащитными органами;
- содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные воздействия на обучающихся
- оказание помощи учащимся в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- представление прав и интересов учащихся в различных инстанциях: на педсовете, совете профилактики, в комиссии по социальной защите, комиссии по делам несовершеннолетних, суде, прокуратуре и т. д.;
- содействие оказанию материальной помощи нуждающимся семьям.
- Профилактическая
- организация социально-педагогического просвещения родителей по предупреждению девиантного (отклоняющегося) и делинквентного (преступного) поведения учащихся;
- организация социально-педагогического просвещения учащихся
- оказание социально-правовой и другой помощи семьям и учащимся групп социального риска;
- Организаторская
- привлечение родителей к совместной коллективной деятельности с учащимися;
- участие совместно с семьями обучающихся в организации родительских собраний, культурно-досуговой деятельности, технического и художественного творчества.
В заключении необходимо отметить, что успешное социальное развитие ребенка с умственной отсталостью в отличие от детей с нормальным интеллектом не может проходить стихийно и спонтанно, а требует специальной организации этого процесса в условиях образовательного учреждения. Практика нашей школы показывает, что проблемы социальной адаптации детей данной категории, решаются трудно, хотя ее цели и задачи всегда являются приоритетными в коррекционно-воспитательной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации
Как показывают наблюдения, неблагополучный ребёнок неразрывно связан с неблагополучной семьёй. Многие социальные проблемы, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вы...
Модели и формы работы социального педагога с семьей
Статья содержит материал из опыта работы социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении....
"Профилактическая работа социального педагога с семьей "группы риска"
Презентация опыта работы социального педагога с семьями "группы риска"....
Работа социального педагога с семьей "группы риска"
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей....
Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...
Доклад. Формы и методы работы социального педагога с семьями обучающихся в условиях коррекционной школы.
В работе описаны этапы работы социального педагога коррекционной школы с семьями обучающихся. Учитывается контингент учащихся школы: дети -инвалиды, многодетные семьи, неполные семьи, приемные семьи, ...
Организация работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Работа клуба «Подросток»
Формы и методы работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Организация работы школьного клуба "Подросток"...