Работа социального педагога с семьей, как фактор социализации обучающихся с ОВЗ
статья

Гимадеева А.А.

Методическая разработка раскрывет основные аспекты работы с семьями, в которых проживают обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.  школа.Как помочь  в социальной адаптации особенных детей? Ответ на этот вопрос изложен в материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа социального педагога с семьей, как фактор социализации обучающихся с ОВЗ»

  Автор: Гимадеева Анна Алексеевна.

              Социальный педагог ГБОУ СО «Школа АОП №6 г. Саратова»

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее актуальных проблем современной, российской коррекционной школы.

В основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации главной целью обозначено обеспечение социализации детей и успешной интеграции в общество.

Проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, на сегодняшний день одна из самых острейших. Необходимо приспособить таких детей к жизни в обществе, что бы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслужить, выполнять трудовые операции, соблюдать общепринятые правила и нормы поведения.

Как показывают статистические данные, значительный процент выпускников нашей школы оказывается неприспособленным к самостоятельной жизни.

У обучающихся с ОВЗ  процесс формирования личности осложняется, прежде всего, тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт. В коррекционной школе невозможно требовать от ребенка с интеллектуальной недостаточностью адекватного «саморазвития» и им нужны «особые» условия обучения и воспитания. Применение разнообразных технологий может способствовать эффективной коррекции нарушений и создать особую "терапевтическую" среду, стимулирующую развитие личности каждого ребенка.

Главной задачей в моей работе  является создание максимально благоприятных условий для социального становления личности учащегося,  коррекция поведения, формирование ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности, привитие им  социально значимых навыков и умений, оказание помощи и поддержки семьи в воспитании и развитии личности учащегося, а также выявление существующих в семье проблем (социально-психологических, материальных, экономических, бытовых и т. д.); и объединение и координация усилий школы, возможностей семьи и социальных институтов на разрешение возникших или возникающих проблем.

         Использование личностного подхода в организации процесса социализации помогает ребёнку с ограниченными возможностями здоровья осознать себя как личность, выявить его возможности, стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию. Специфической задачей воспитательной работы социального педагога является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях.              Эффективная деятельность социального педагога немыслима без тесного сотрудничества с педагогическим коллективом школы, психологической службой, органами социальной помощи и защиты. От четкого взаимодействия социального педагога со школьным психологом, ст. вожатой,  учителями, воспитателями, администрацией, а также внешкольными учреждениями (отделом социальной защиты района, отделом опеки и попечительства, биржей труда, правоохранительными органами, благотворительными учреждениями и т.д.) зависит успешность решения многих жизненно важных проблем для детей с ОВЗ.

Несомненно, ряд проблем остается пока не решенным. Это и характерная для детей нашей школы неспособность самостоятельно структурировать свое свободное время, и остающиеся значительные пробелы в кругозоре, и проблемы профессионального самоопределения и полной социальной адаптации детей, а также социального окружения обучающихся.

Мне, как социальному педагогу, во взаимодействии с обучающимися важно создать атмосферу психологической комфортности, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально-значимое общение, организовать комплексную социально-психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Основными направлениями в работе с семьей и детьми являются: диагностическое, коррекционно-образовательное, социокультурное, функционально-организаторское, профилактическое, правовое.

Результаты контроля социально-педагогической деятельности по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья показали, что большинство учащихся получили навыки культурного поведения в быту, социально- значимые навыки и умения, необходимые для интеграции в общество.  Интеграция таких детей в общество не может происходить так же, как у нормально развивающихся сверстников. Немаловажную роль в этом процессе играет активная позиция и заинтересованность самих учащихся и родителей, которая к сожалению во многих семьях отсутствует частично или полностью, при этом ответственность за дальнейшую судьбу обучающихся родители (законные представители) зачастую перекладывают на ОУ, проявляя халатность, безразличие, нелюбовь к своим детям.

В своей деятельности мне часто приходится работать с девиантными семьями. Это семьи алкоголиков, правонарушителей, наркоманов. Оказывая социально-педагогическую помощь учащимся, родителям и лицам, их заменяющим, я ориентирую свою работу с семьей не только на решение семейных проблем, но и на укрепление, развитие, восстановление ее внутреннего потенциала.  

   В своей деятельности  я реализую следующие функции:

- Диагностико-аналитическая

  • изучение особенностей семей и степень их влияния на детей, социальный статус семьи и ее членов на основе анкетирования и диагностики;
  • определение влияния окружающего социума на личность членов семьи;
  • выявление проблем, существующих в семье, причины неблагополучия.

 - Прогностическая

  • прогнозирование и конструирование совместно с родителями и учащимися модели новых отношений, воспитывающих ситуаций с учетом диагностики семьи;
  • определение целей и задач по реализации индивидуальных программ
  • планирование своей деятельности по работе с определенной семьей, исходя из анализа создавшейся ситуации.

 -  Консультативная

  • оказание неотложной педагогической консультативной помощи по проблемам, возникшим в семье;
  • формирование изменений отношения учащихся и родителей к создавшейся жизненной ситуации с ее последующим позитивным решением.

 -  Коррекционно-развивающая

  • привитие учащимся восприятия определенных норм поведения;
  • оказание помощи в самооценке, самопознании, саморазвитии, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации учащимся из неблагополучных семей;
  • установление доверительных отношений с родителями и учащимися в решении трудных жизненных ситуаций.

  - Защитно-опекунская

  • поддержка нуждающихся семей в защите прав, свобод, социальных гарантий на основе взаимодействия с органами социальной защиты, охраны детства, а также правоохранительными и правозащитными органами;
  • содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные воздействия на обучающихся
  • оказание помощи учащимся в охране их психофизического и нравственного здоровья;
  • представление прав и интересов учащихся в различных инстанциях: на педсовете, совете профилактики, в комиссии по социальной защите, комиссии по делам несовершеннолетних, суде, прокуратуре и т. д.;
  • содействие оказанию материальной помощи нуждающимся семьям.

      - Профилактическая

  • организация социально-педагогического просвещения родителей по предупреждению девиантного (отклоняющегося) и делинквентного (преступного) поведения учащихся;
  • организация социально-педагогического просвещения учащихся
  • оказание социально-правовой и другой помощи семьям и учащимся групп социального риска;

-  Организаторская

  • привлечение родителей к совместной коллективной деятельности с учащимися;
  • участие совместно с семьями обучающихся в организации родительских собраний, культурно-досуговой деятельности, технического и художественного творчества.

В заключении необходимо отметить, что успешное социальное развитие ребенка с умственной отсталостью в отличие от детей с нормальным интеллектом не может проходить стихийно и спонтанно, а требует специальной организации этого процесса в условиях образовательного учреждения. Практика нашей школы показывает, что проблемы социальной адаптации  детей данной категории, решаются трудно, хотя ее цели и задачи всегда являются приоритетными в коррекционно-воспитательной работе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

Как показывают наблюдения, неблагополучный ребёнок неразрывно связан с неблагополучной семьёй. Многие социальные проблемы, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вы...

Модели и формы работы социального педагога с семьей

Статья содержит материал из опыта работы социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении....

"Профилактическая работа социального педагога с семьей "группы риска"

Презентация опыта работы социального педагога с семьями "группы риска"....

Работа социального педагога с семьей "группы риска"

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей....

Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...

Доклад. Формы и методы работы социального педагога с семьями обучающихся в условиях коррекционной школы.

В работе описаны этапы работы социального педагога коррекционной школы с семьями обучающихся. Учитывается контингент учащихся школы: дети -инвалиды, многодетные семьи, неполные семьи, приемные семьи, ...

Организация работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Работа клуба «Подросток»

Формы и методы работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Организация работы школьного клуба "Подросток"...