Программа формирования социальной компетентности: формирование сотрудничества у младших школьников
проект
Младшие школьники затрудняются строить благоприятные для сотрудничества взаимоотношения, так как не владеют элементарными навыками взаимодействия. Проблема в развитии сотрудничества у младших школьников может заключаться в том, что современная школьная жизнь устроена так, что этот фактор развития действует слабо, его богатые возможности практически не используются. Использование модели обучения, в основу которой положена деятельность ученика, сделало проблему педагогического сотрудничества учителя и учащихся, младших школьников друг с другом, «с самим собой» особенно актуальной. Данная программа позволяет развить умения сотрудничества младших школьников в образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_formirovaniyu_sotrudnichestva_u_mladshih_shkolnikov.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования социальной компетентности обучающихся
Программа по формированию сотрудничества у младших школьников
«Мы вместе и это круто!»
- Концепция программы (замысел)
Учебное сотрудничество соответствует новым представлениям об образовании, гуманистическому личностно-ориентированному подходу, отвечающего запросам социума, формированию социальной возрастной компетентности. Сотрудничество со сверстниками играет не заменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников. Программа построена с учетом особенностей личности школьника, его интересов и потребностей, возникающих на определенном возрастном этапе. В процессе взаимодействия ребенок овладевает способами делового сотрудничества и содержательного общения со сверстниками, что, в свою очередь, положительно влияет на осознанность и инициативность при решении широкого круга учебных задач.
1.1. Актуальность
Общение детей между собой и с учителем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается необходимость специальной организации контактов детей. Сотрудничество – совместная работа младших школьников, помогающая детям быстрее и лучше усвоить учебный материал. Учебное сотрудничество незаменимо в обучении младшего школьника. Оно является важным звеном в цепи действий, ведущих к становлению ребенка как субъекта учебной деятельности, т.е. ученика, который хочет учиться, знает, чему учиться, и умеет учиться. Развитие сотрудничества младших школьников заключается в формировании у них навыков коллективного взаимодействия, умения совместно решать поставленные задачи. Использование модели обучения, в основу которой положена деятельность ученика, сделало проблему педагогического сотрудничества учителя и учащихся, младших школьников друг с другом, «с самим собой» особенно актуальной.
1.2. Проблема
Младшие школьники затрудняются строить благоприятные для сотрудничества взаимоотношения, так как не владеют элементарными навыками взаимодействия. Развитие сотрудничества у младших школьников важно по следующим причинам:
- Создание предпосылок для формирования успешной и саморазвивающейся личности. Умение сотрудничать создаёт доброжелательного ученика, который умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать мнение.
- Возрастание объёма усваиваемого материала. Также растёт познавательная активность и творческая самостоятельность детей.
- Наименьшая затрата времени на формирование знаний, умений и навыков.
- Снижение дисциплинарных трудностей.
Проблема в развитии сотрудничества у младших школьников может заключаться в том, что современная школьная жизнь устроена так, что этот фактор развития действует слабо, его богатые возможности практически не используются.
1.3. Блок целей программы
цель глобальная: — развитие учащихся как субъектов деятельности и становление их активной жизненной позиции;
цель локальная – развитие умений сотрудничества у детей младшего школьного возраста в образовательной деятельности.
1.4. Целевая группа: младшие школьники, возраст 9-11 лет.
1.5. Ресурсы: бумага для печати, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, краски, интернет ресурсы, ресурсная помощь родителей.
1.6. Культурные основания программы
На основе личностно-ориентированного подхода, учитывался опыт доктора педагогических наук И.П. Иванова, разработавшего методику коллективных творческих дел (КТД); в области игровых технологий6 Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили; передовых практиков А.С. Макаренко и А.В. Сухомлинский. Эти идеи нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения.
1.7. Срок реализации: первое учебное полугодие
1.6. План реализации Программы:
Задачи | Форма реализации задачи | Инструменты, (способы, приёмы, методики и т.д.) | Партнёры | Сроки | Результаты |
Формировать навыки согласовывая личных интересов с интересами группы | Индивидуальная Групповая частично | Диагностическая методика «Социометрия» (по Н.И. Дереклеевой) Методика «Наши отношения» (составлена на основе книги: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М. 1988) Методика «Три острова» Рефлексия «Мусоринка в ботинке» - что мешало сегодня работать… | Педагог-психолог | 2 учебных недели сентября | - научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения); - получить эмоциональный опыт взаимодействия; - научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них; - испытывать чувство принадлежности к группе. |
Обучать правилам эффективной организации совместной работы в группе Развивать эмоциональные сферы личности каждого участника совместной деятельности | Фронтальная Групповая Фронтальная | Диагностическая методика «Аукцион» (по Н.И.Дереклеевой) Методика «Какой у нас коллектив» (разработана А.Н.Лутошкиным) Методики «Необитаемый остров» «Мультфильм о нашем классе» Рефлексия «Мусоринка в ботинке» - что мешало сегодня поработать | Педагог – организатор Педагог - психолог | Октябрь | уметь обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности; - приобретение опыта непосредственного физического и эмоционального контактов; - уметь принять тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам; - получить опыт коллективного обсуждения и освоить соответствующие правила: обсуждай проблему, не переходя на личности; обосновывай свою точку зрения; не перебивай и др.; - уметь уступать друг другу. |
Обучать методу проекта; Знакомить с основными требованиями к проекту, алгоритмом построения работы над ним, его этапами. Осуществлять и реализовывать групповые проекты в соответствии с возрастными особенностями младших школьников | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Методика «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!» (разработа М.Г.Казакиной, модифицирована Е.Н.Степановым); Методика «Проектная деятельность: один из школьной дней нашего класса»; Игра “Слепой и поводырь”; Ролевая игра «Фабрика» Рефлексия «Дружеское пожатие» «Улыбка» Рефлексия «Мусоринка в ботинке» - что мешало нам работать… | Педагог – организатор Учитель ИЗО, Педагог ДО Специалисты МЦ с. Зотино Работники СДК с. Зотино Родители учащихся | Ноябрь – декабрь | Формирование различных ключевых компетенций – комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации: - рефлексивные умения; - поисковые (исследовательские) умения; - навыки оценочной самостоятельности; - умения и навыки работы в сотрудничестве; - коммуникативные умения; - презентационные умения и навыки. |
Используемая литература:
1. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети» М., 1983.
2. Витковская, И. М.. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская. - Псков, 2000. – 96 с.
3. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С.Выготский. - М.,1956.
4. Игры - обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского // В 4-х книгах. Книга 3, 5. – М.: Новая школа, 1994.
5. Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении. //Начальная школа + До и После. 2002, №11
6. А.С. Макаренко «О воспитании». Москва. Издательство политической литературы. 1988
7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 1. - М.: Генезис, 2000.
8. тФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4. - М.: Генезис, 2001.
9. Цукерман, Г.А., Елизарова, Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии / Г.А. Цукерман, Н.А. Елизарова.- 1993.- №2.
Приложение 1
Диагностика межличностных отношений в коллективе «Три острова».
Дети делятся на группы по три человека, им выдают цветную бумагу, фломастеры, клей, ножницы. Задание: на голубом морском фоне создать три необитаемых остова при помощи аппликации, каждый остров определенного цвета, на определенном настоянии и определенного размера. На одном из которых будешь жить «ТЫ», на двух других – твои одноклассники. Установка для детей: договориться, распределить работу в группе самостоятельно, соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения. Группы детей презентуют свои аппликации.
Параллельно учитель изготавливает «три острова», раздает каждому свой вариант, бумажные 3 квадрата – взрослые, треугольники - девочки и прямоугольники – мальчики по количеству человек в классе. Дети подписывают на фигурах имена одноклассников и взрослых, расселяют их на острова.
После окончания работы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: отношения, симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников на островах. Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют на дальний остров, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Это, как правило, или очень закрытые, необщительные дети, либо дети очень конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
«Мультфильм о нашем классе»
Учащимся предлагается создать мультфильм о своем классе. Каждый ребенок готовит один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги. Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучивать каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе. Классному руководителю нужно обратить внимание на следующие моменты:
1. Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются?
2. Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма?
3. Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)?
4. Какие проблемы поднимает мультфильм?
«Фотография класса»
Цель: оценить взаимоотношения учащихся друг с другом и с классным руководителем
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, я обращаю внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
Методика «Мы — коллектив? Мы — коллектив… Мы — коллектив!»
(разработана М. Г. Казакиной, модифицирована Е. Н. Степановым) позволяет определить стадии развития коллектива группы или класса.
Ход методики: при проведении классного часа учитель предлагает учащимся совместно поразмышлять о положении дел в классе, о состоянии в нём отношений. Затем он зачитывает текст, в котором излагаются характеристики этапов развития коллектива. Учащиеся посредством групповой самооценки должны определить, на каком этапе своего развития находится коллектив класса.
При исследовании различий и сходств жизнедеятельности в классе с данными для обсуждения этапами развития коллектива можно найти слабые и сильные стороны группы, выявить главные направления формирования коллектива.
Методика «Аукцион»
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должный выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный и не активный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем работать с детским коллективом.
Методика «Самые памятные события из жизни моего класса»
Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинения, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значимым местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.
Методика «Необитаемый остров»
Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: «Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет вести себя весь класс и каждый из вас на необитаемом острове».
Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень чётко разделяют функции каждого на острове, но при этом выделяют лидеров класса, определяют людей, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе или тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.
Методика «Проектная деятельность: один из школьной дней нашего класса»
Учитель предлагает вспомнить интересные события, происходящие в классе. Детей делят на группы, оговаривают сюжет предстоящей картины, распределяют роли и элементы сюжета будущей картины. Затем каждый ребёнок выбирает себе карандаш, и внутри групп определяют последовательность рисования (кто рисует первым, кто вторым и т.д.). По моему сигналу “начали”, первый из вас садится за стол и начинает рисовать всё что хочет, затем я скажу: “следующий” и первый участник освобождает стул, уступая место второму и т.д. Рисуете до тех пор, пока я не скажу “стоп”. Условие, разговаривать во время рисования нельзя.
Материал: цветные карандаши, лист А4 (А3), секундомер.
Время рисования для каждого:
1 выход – 1 минута,
2 выход – 30 секунд,
3 выход – 25 секунд,
4 вход – 20 секунд,
5 выход – 10 секунд,
6 выход – 5 секунд,
7 выход – 3 секунды.
Ролевая игра «Фабрика». Участники создают разнообразные изделия на пользу своему коллективу, близким и далёким людям. Возможные виды изделий: наглядные пособия, сувениры-игрушки из природных материалов, новогодние украшения и ёлочные игрушки, кормушки-домики для птиц, оформления для праздников.
Игра “Слепой и поводырь”
Упражнение выполняется в парах. Один “слепой” (с завязанными глазами), другой – поводырь. Задача поводыря – несколько минут поводить по комнате “слепого”, уберегая его от острых углов, встречающихся людей, таким образом, чтобы ему было комфортно. Поводырь должен помнить, что “слепой” в это время полностью зависит от него, и почувствовать ответственность за этого человека. Затем дети меняются ролями.
Рефлексия “Дружеское пожатие”
Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь по круги передадим хорошее настроение в виде дружеского пожатия руки. Пожимая руку, каждый мысленно пожелает соседу всего самого хорошего, уверенности, успехов и т.д. пожимать руку будем по часовой стрелке. Я начну, а тот, кому пожали руку, по эстафете передаст пожатие следующему. Старайтесь не сбиваться и не забывать вкладывать в пожатие добрые пожелания. Игра закончиться, когда пожатие дойдёт до меня. А теперь усложним задание. Закроем глаза и сделаем то же самое, но в другом направлении.
Рефлексия “Улыбка”
- Вам нужно повернуться лицом к соседу, сидящему справа и улыбнуться ему самой доброй и ласковой улыбкой, мысленно пожелав при этом всего самого хорошего.
Рефлексия «Мусоринка в ботинке»
- Что мешало в работе? В каждого этапа программы дети подводят итог успешности и того, что им мешало (сегодня, лично, в группе, в реализации проекта)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение и роль материально-технической базы для создания условий формирования социальной компетентности школьников (МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый)
Выступление на областной конференции. Учитель технологии показывает современную материально- техническую базу столярной и слесарной мастерских общеобразовательной школы....
Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.
Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...
Формирование социальной компетентности старших школьников
В данной статье описывается опыт по созданию и реализации районного проекта по социализации подростков в области экономического просвещения...
Формирование социальной компетентности старших школьников в ходе реализации проекта «Экономические игры»
Формирование социальной компетентности старшеклассников и студентов в проектной деятельности...
Формирование социальной компетентности младших школьников через применение игровых технологий
Описание опыта работы...
Статья "Формирование социальной компетентности школьников, как способа предотвращения асоциального поведения".
В данной статье собраны рекомендации по формированию социальной компетенции обучающихся....
Формирование социальной компетентности школьников
Организуя процесс обучения и воспитания учащихся, каждый учитель заинтересован в том, чтобы дети не только получили предметные знания и умения, но и научились жить в обще...