Формирование социальной компетентности старших школьников
статья по теме

Высоцкая Злата

В данной статье описывается опыт по созданию и реализации районного проекта  по социализации подростков в области экономического просвещения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социальной компетентности старших школьников в ходе  реализации проекта «Экономические игры»

Семенова Анастасия Андреевна

Методист, первая квалификационная категория  

ГБОУ ДОД Центр внешкольной работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга;

Кошелева Александра Николаевна

педагог-психолог, высшая квалификационная категория

ГБОУ ДОД Центр внешкольной работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга;

Зайцева Ирина Юрьевна

педагог-психолог, высшая квалификационная категория

методист, первая квалификационная категория

ГБОУ ДОД Центр внешкольной работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга;

Высоцкая Злата Сергеевна

педагог-психолог, высшая квалификационная категория

методист, первая квалификационная категория

ГБОУ ДОД Центр внешкольной работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Катасонова Галина Романовна

заместитель декана по воспитательной работе, высшая квалификационная категория

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича;

Высоцкая Полина Сергеевна

Студентка 2 курса факультета экономики и управления

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича;

Социальная компетентность - это важнейший компонент воспитания подростка в современном обществе. В статье рассматриваются возможности формирования различных компонентов социальной компетентности через проектную деятельность.

 Одной из важнейших задач образования, сформулированной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является задача достижения нового, современного качества образования. Эта задача ориентирует систему образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Педагоги должны сформировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности учащегося. Поэтому появилось новое понятие «современные ключевые компетенции», как условие для достижения высокого качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Образовательные учреждения призваны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, одна из которых – социальная.

Социальная компетентность представляет собой глубинное базовое образование, способствующее ориентации личности в окружающем мире и проявлению творческой и преобразующей активности в быстро изменяющейся жизненной среде

Социальная компетентность характеризуется владением знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина. избирателя и пр.), в социально-трудовой сфере ( права потребителя, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Развитие социальной компетентности старшеклассника происходит в тесном взаимодействии с процессами личностного и профессионального самоопределения.  Основополагающим является то, что процесс профессиональной ориентации и профессионального самоопределения – это часть общего процесса социальной ориентации молодежи. Образование должно не только обеспечить фундаментальные знания, дающие базу для освоения целого спектра профессий, но и при этом ориентироваться как на конкретную ситуацию на рынке труда, так и на потребности рынка труда в будущем. А в новых социально-экономических условиях необходимо формировать человека с новыми психологическими характеристиками и деловыми качествами. Профессиональная ориентация сегодня – это уже не только приобщение школьников к миру рабочих специальностей, это подготовка выпускников школы к самоопределению, развитие его самосознания, грамотный выбор будущей профессии.

Бурное развитие современных технологий приводит к необходимости поиска новых подходов к ориентации молодежи на получение инженерных и научно-технических профессий, востребованных в городе, знакомство с миром инновационных технологий.

Комплексная работа невозможна без эффективного межведомственного взаимодействия, взаимодействие с организациями и предприятиями рынка труда, центрами занятости, колледжами и ведущими ВУЗами Санкт-Петербурга.

Экономическая подготовка современных школьников является одной из наиболее важных для нормального развития рыночных отношений в стране.

Сейчас недостаток экономических знаний остро ощущается большинством населения страны, и дать эти знания учащимся - вот наиболее перспективное направление формирования экономической культуры всего населения.

На современном рынке труда человек играет все более активную роль, предлагая в качестве товара свой главный личный капитал - компетентность, профессионализм, квалификацию. Чем выше уровень его квалификации, тем большую свободу выбора имеет он на рынке труда, тем больше востребован в жизни.

Однако в условиях неоднозначности социальной ситуации, в которой живет человек, он сталкивается с неопределенностью в области карьеры, профессии, с вероятностью нестабильной занятости и необходимостью самостоятельного ее обеспечения. Данные проблемы человека являются и следствием того, что в социально-трудовой среде современной России, характеризующейся динамизмом и противоречивым характером, произошли существенные деформации в отраслевой и профессионально-квалификационной структуре занятости, профессиональных ориентирах и предпочтениях. Значительными темпами продолжают расти безработица и неформальная занятость, снижается роль государственных гарантий, а социальная незащищенность, неудовлетворенность сферой деятельности становятся повседневной реальностью. Учащихся необходимо целенаправленно готовить к адекватному позиционированию себя в столь сложной социально-трудовой среде. И эта подготовка становится одной из важнейших задач образования.

Наиболее эффективными методами обучения экономике являются игровые формы обучения. Их использование активизирует познавательную активность детей. Игры облегчают усвоение учащимися сложных экономических понятий.

Образовательной целью игр является углубление, закрепление и обобщение знаний, кроме того, развитие таких качеств, как внимание, память, логическое мышление, умение действовать коллективно.

Возрастающий интерес к деловым играм объясняется рядом факторов:

– при использовании деловых игр процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности, к жизни, имитирующих реальную жизнь, позволяют детям включиться в практическую деятельность организаций и фирм, испробовать себя в роли менеджера, бухгалтера, экономиста и т. д.

– игра является коллективным методом обучения, способствующим развитию коммуникативных способностей учащихся. И нельзя не отметить особый эмоциональный настрой, формирующийся во время игры, который способствует активизации процесса обучения. Так при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, а во время деловой игры – около 90 %.

– всякая деловая игра является имитационным методом, способствующим подготовке учащихся к жизни.

В 2013-2014 году прошел апробацию совместный проект «Экономические игры для старшеклассников», целью которого было – развитие компонентов социальной компетентности учащихся, развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.

Задачи:

1.Ознакомление учащихся старших классов ОУ с группой профессий экономической направленности

2.Формирование самоопределения учащихся в условиях рыночной экономики.

3. Вовлечение в  проектную деятельность студентов и педагогов профильных ВУЗов

Участниками проекта стали: Методический отдел и педагоги-психологи ГБОУ ДОД ЦВР Фрунзенского района СПб

Представитель приемной комиссии, преподаватели СПб ГУТ

Студенты факультета ФЭУ СПб ГУТ

Педагоги, психологи, социальные педагоги ОУ Фрунзенского района.

Реализация проекта прошла через ряд этапов:

  • Исследовательский: На данном этапе  группа разработчиков проводила определение этапов реализации проекта и конкретизация содержания деятельности, изучение запросов целевой аудитории. Данный этап проходил с декабря 2013г по январь 2014г.  и включал в себя :

                 - Анализ проблемного поля, оценка имеющихся ресурсов.

- Создание рабочей группы проекта

- Формулировка целей, задач, основных направлений деятельности

- Поиск информации для реализации проекта

- Разработка мероприятий

-Согласование проведения мероприятий с ОУ района

  • На этапе реализации проекта проходило внедрение мероприятий экономической направленности - проведение мероприятий студентами СПБГУТ, под руководством педагогов-психологов ГБОУ ДОД ЦВР. Студенты проводили игру с использованием презентационного материала, педагоги-психологи сопровождали игру лекционным сообщением о личностных качествах, необходимых для успешности в экономических и управленческих профессиях. Серии игр проведены в 6 школах Фрунзенского района.  По итогам проведения игр получены положительные отзывы от всех участников.
  • Обобщающий этап включает в себя: анализ и стратегическое планирование дальнейшей деятельности по развитию и совершенствованию проекта, создание критериального аппарата оценки эффективности реализации проекта, разработку методических материалов для учреждений  и отделений дополнительного образования по организации профориентационной  деятельности, разработку технологии проведения экономического просвещения учащихся, обобщение результатов, представление педагогического опыта.

На основе  анализа полученных результатов можно сказать, что проект «Экономические игры для старшеклассников» эффективен с точки зрения развития социальной компетентности старшеклассников и студентов ВУЗов т.к. способствовал:

  • Развитию деятельностного компонента социальной компетентности (способность устанавливать и поддерживать значимые социальные контакты со сверстниками и взрослыми людьми (педагогами, психологами, администрацией и т.д.; способность работать в команде, совместно решать поставленные задачи учебной и внеучебной деятельности; способность проявлять инициативу при решении коллективных задач; организаторские способности).
  • Развитию когнитивного компонента социальной компетентности (понимание социальных норм, как во взаимоотношениях со сверстниками, так и с взрослыми людьми; понимание способов и стратегий нахождения необходимой информации и планирования своей работы при решении коллективных задач учебной и внеучебной деятельности).
  • Формированию личностного компонента социальной компетентности (уверенность в себе в различных ситуациях учебной и внеучебной деятельности; способность демонстрировать признаки уверенного поведения в ситуациях внеучебной деятельности; способность принимать во внимание точки зрения других участников группы; способность принимать критические замечания и вносить изменения в свою деятельность в соответствии с ними; способность отстаивать свою точку зрения конструктивными методами).
  • Развитие нравственно-ценностного компонента социальной компетентности (учебная мотивация, познавательная направленность; активная познавательная позиция; ориентация на равноправные межличностные отношения, уважение и принятие личности партнеров по общению; способность организовать совместную деятельность, с учетом интересов партнеров; способность проявлять уважение к партнерам по общению разных возрастов и социальных групп; способность осуществить подготовку и  реализацию игровых программ социально-значимой направленности)

Таким образом, мы видим, что организация совместных проектов повышает социальную компетентность не только учащихся ОУ, но и в значительной мере способствует положительной динамике развития социальной компетентности студентов ВУЗов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и роль материально-технической базы для создания условий формирования социальной компетентности школьников (МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый)

Выступление на областной конференции.  Учитель технологии  показывает современную материально- техническую базу  столярной и слесарной мастерских  общеобразовательной школы....

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

Формирование социальной компетентности старших школьников в ходе реализации проекта «Экономические игры»

Формирование социальной компетентности старшеклассников и студентов в проектной деятельности...

Статья "Формирование социальной компетентности школьников, как способа предотвращения асоциального поведения".

В данной статье собраны рекомендации по формированию социальной компетенции обучающихся....

Формирование социальной компетентности школьников

Организуя процесс обучения и воспитания учащихся, каждый учитель      заинтересован в том, чтобы дети не только получили предметные знания и умения, но и научились жить в обще...