Особенности работы социального педагога по социальной реабилитации детей с овз
методическая разработка
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число семей воспитывающих ребенка-инвалида велико и неуклонно возрастает. Семья сталкивается с огромным числом проблем. Среди них немаловажное место занимают проблема воспитания ребенка-инвалида и его интеграция в социальную среду.
Для решения этих проблем семье необходима социально-педагогическая помощь. В связи с этим, социально-педагогическая поддержка является важным звеном в системе государственной поддержки семьи воспитывающей ребенка-инвалида. Под системой социально-педагогической поддержки семьи мы понимаем систему социально-педагогической деятельности, направленной на оптимизацию системы воспитательных отношений семьи, путем создания условий, способствующих раскрытию личностного потенциала членов семьи в ходе воспитательных отношений, а так же помощи в преодолении возникающих трудностей. Исходя из особенностей семей, воспитывающих ребенка-инвалида, и их проблем социально-педагогическая поддержка может быть направлена, во-первых, на гармонизацию и оптимизацию внутрисемейных воспитательных отношений; во-вторых, на поддержку семьи в перестройке отношений с социальным окружением, преодолении социальной изоляции. Когда семья переживает, ситуацию осознания факта инвалидности ребенка она особенно нуждается в квалифицированной помощи специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_sotsialnogo_pedagoga_po_sotsialnoy_reabilitatsii_detey_s_ovz.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Городского округа Лыткарино Московской области»
Провела:
Социальный педагог
Панюшкина Е.А.
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число семей воспитывающих ребенка-инвалида велико и неуклонно возрастает. Семья сталкивается с огромным числом проблем. Среди них немаловажное место занимают проблема воспитания ребенка-инвалида и его интеграция в социальную среду.
Для решения этих проблем семье необходима социально-педагогическая помощь. В связи с этим, социально-педагогическая поддержка является важным звеном в системе государственной поддержки семьи воспитывающей ребенка-инвалида. Под системой социально-педагогической поддержки семьи мы понимаем систему социально-педагогической деятельности, направленной на оптимизацию системы воспитательных отношений семьи, путем создания условий, способствующих раскрытию личностного потенциала членов семьи в ходе воспитательных отношений, а так же помощи в преодолении возникающих трудностей. Исходя из особенностей семей, воспитывающих ребенка-инвалида, и их проблем социально-педагогическая поддержка может быть направлена, во-первых, на гармонизацию и оптимизацию внутрисемейных воспитательных отношений; во-вторых, на поддержку семьи в перестройке отношений с социальным окружением, преодолении социальной изоляции. Когда семья переживает, ситуацию осознания факта инвалидности ребенка она особенно нуждается в квалифицированной помощи специалистов.
В конце XX века в нашей стране начали создаваться, главным образом в крупных городах, специализированные центры по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьям. В таких центрах совместными усилиями специалистов-медиков, психологов, дефектологов, социальных педагогов и др. клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными возможностями – непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. Значимость ее обусловлена тем, что помощь ребенку и его семье должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, и их родственники, работники специализированных учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе, с семьей воспитывающей ребенка с особыми возможностями здоровья – помочь справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида. Способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с особыми возможностями.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии неизбежно изменяет уклад жизни и особенно психологический климат в семье. Члены семьи, и в первую очередь мать находятся в состоянии эмоционального стресса. И в таком состоянии многие родители хотят отказаться от ребенка-инвалида. И чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, специалист должен иметь представление о перспективах ребенка, и о роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его развития и воспитания. Основная задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности. Занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации его в общество.
В первую очередь социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото- и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот. Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и медицинским персоналом. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь. Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых – улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Одним из ведущих методов работы социального педагога и семьи ребенка-инвалида является составление договора. Он составляется между специалистом-профессионалом, оказывающим помощь, и клиентом – семьей или отдельным ее представителем. Договор включает:
- описание ключевой проблемы или проблем, которые обе стороны надеются разрешить;
- цель и задачи проводимой работы;
- процедуры и методики, которые будут использованы;
- требование к клиенту и специалисту, характеризующие роли каждого из них в процессе решения проблемы (для социального педагога это обычно встречи, беседы, письма, телефонные звонки);
- временные рамки совместной деятельности и действия в случае, если соглашение будет нарушено одной из сторон.
При составлении договора семьи должны определить желательные и осуществляемые цели и задачи предстоящей деятельности. А социальный педагог должен определить определенные сроки, которые будут обязательными и для него, и для подопечного, и помочь последнему в выборе и осуществлении цели. Договор клиентом и социальным педагогом (в нашем случае – семьей ребенка с особыми потребностями) считается первичным, могут существовать договоры между социальным педагогом и другими системами, помогающими разрешить проблемы клиента, сберегая его энергию и силы.
Так же распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Он помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального педагога во взаимодействии с семьей. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше достоверной информации, чем лежит на поверхности. Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая социально-педагогическую помощь.
Метод консультации представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям. Поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач, оно способно найти широкое применение и в социально-педагогической практике, нацеленной на реабилитацию семьи ребенка с особыми возможностями здоровья. Необходимость использования этого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка с отклонением в развитии, находится в острых стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением. И помимо новых знаний им необходимо специально организованное доверительное общение. Также могут применяться групповые методы работы с семьей – тренинги. Особенно распространены психологические и образовательные тренинги. Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков. В настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширялись, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной работе, системе образования. Образовательные тренинги для родителей направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивного взаимодействия. В образовательных тренингах активно используется, например, индивидуальные упражнение на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др. Тренинг является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних лет. Особо остро она стоит в отношении родителей-инвалидов. Для того чтобы тренинг получил признание и был успешным, он должен быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые усилия и навыки должны формироваться постепенно с предоставлением широких возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи адекватные уровню их и возможностей, следует использовать непрерывную систему обратной связи и др. Групповые методы работы дают возможности родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность приписать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Посредническая помощь социального педагога (звонки, письменные обращения в различные инстанции), наряду с образовательной помощью и психологической поддержкой, позволяет в ряде случаев найти источники для оплаты лечения и отдыха ребенка, то есть в какой-то мере улучшить материальное положение семьи. Надо отметить, что установление инвалидности ребенку определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и поэтому семьи не всегда пользуются этим правом.
Социально-педагогическая деятельность с семьей воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями является одной из самых актуальных проблем, стоящих в педагогике, психологии, дефектологии и социальной работе. Осведомленность в данной проблеме позволяет ведущим специалистам (социальным педагогам, психологам, дефектологам) направить социально-педагогическую деятельность с семьей в нужное русло: выделить индивидуальные особенности каждой семьи, а так же те проблемы, которые возникают в связи с воспитанием ребенка-инвалида. Получить ту необходимую информацию, которая позволяет судить о психологическом климате внутри семьи и социальном статусе в современном обществе. Можно наблюдать, что ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии позволяет предупредить появления отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорректировать уже имеющиеся трудности и в результате – значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество. Семьи получают реальную помощь, которая действительно необходима в наше трудное время.
Работа специалистов по оказанию социально-педагогической помощи постоянно видоизменяется. Эти изменения зависят от того, с какими новыми трудностями сталкиваются семьи, воспитывающие нестандартного ребенка. Квалифицированная социально-педагогическая помощь помогает создать благоприятные предпосылки для формирования у родителей в их сознании новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих успешно решать вопросы, возникающие в связи с воспитанием ребенка-инвалида. И не следует забывать, что, помогая нуждающимся, мы сможем возродить нравственные устои общества: милосердие, доброту, гуманизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П Л А Н работы общественного инспектора по профилактике социального неблагополучия и социального сиротства, по охране прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2012 - 2013 учебный год
План работы с опекаемыми детьми по пяти направлениям....
Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей.
Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей....
План работы социального педагога по защите прав детей
Надеюсь план поможет в работе молодым специалистам....
работа социального педагога с семьями одаренных детей.
В ходе исследования рассмотрены такие понятия: семья как социально-педагогическая категория, одаренный ребенок, признаки и виды одаренности, определены методы и формы работы с семьями одаренных детей....
Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов условиях специального образовательного учреждения
Статья на педагогический совет.В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. Необходимо в самом образовательном учреждени...
Организация работы социального педагога школы по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данный материал может использован социальными педагогами школы в работе с опекаемыми детьми...
"Новые направления в работе социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Главный вектор в работе специалистов учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - подготовка воспитанников к проживанию в замещающих семьях...