"Новые направления в работе социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
материал
Главный вектор в работе специалистов учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - подготовка воспитанников к проживанию в замещающих семьях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_seminaru.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
«Чеховский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройтсва»
ДОКЛАД
«Новые направления в работе социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Подготовила: социальный педагог А.В. Фотюк
2018 г.
Новые направления в работе социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением Правительства Российской федерации от 24.05.2014 г. № 481 регламентирует деятельность и новые направления в работе нашего учреждения, которое с 21.09.2015 г. переименовано в муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья «Чеховский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройства».
В соответствии с указанным Положением и в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, важным вектором работы специалистов Центра является работа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к проживанию в замещающей семье. Проводится она поэтапно и начинается с выявления желания ребенка жить в семье, и в этом ведущая роль принадлежит воспитателям группы, в которой воспитывается ребенок, педагогу-психологу и социальному педагогу. Такая работа нацелена на снятие возможного состояния тревоги, обусловленной перспективой устройства в семью, и возможной сменой условий проживания. В результате наблюдения за ребенком, групповых и индивидуальных бесед с детьми, специалисты выявляют представления детей об идеальной семье, а также выясняют роль, которую отводит себе ребенок в предполагаемой семье.
Второй этап работы по устройству детей в семью - информирование населения через средства массовой информации о работе Центра, приглашение журналистов с целью написания и помещения в газету статьи ознакомительного характера о конкретном ребенке, который желает обрести семью. После выхода информации в газете, как правило, находятся семьи, которые изъявляют желание познакомиться с ребенком и взять его в свою семью хотя бы на непродолжительное время. Также Центр организует мероприятия с целью пропаганды семейных форм устройства детей для потенциальный родителей - это День аиста, день открытых дверей, на которых дети выступают с концертами, проводятся спортивные мероприятия, чаепития.
В случае если потенциальные родители приняли решение принять ребенка в семью, получили заключение о возможности быть приемными родителями и направление отдела опеки и попечительства на посещение конкретного ребенка, с ними встречаются социальные педагоги, которые в индивидуальной беседе информирует будущих родителей об индивидуальных особенностях ребенка, дает рекомендации по успешной адаптации ребенка в семье.
Далее организуются встречи ребенка с кандидатами в приемные родители в стенах Центра, где обеспечиваются комфортные условия для таких посещений. На данном этапе может осуществляться заочное знакомство и с остальными членами семьи (например, рассказ о каждом из них, показ фотографий и т.д.). Таких встреч ребенка с потенциальными родителями может быть несколько. После некоторого промежутка времени (обычно не более 3-4 недель) ребенок принимает окончательное решение о своем пребывании в данной семье. Если ребенок дает свое согласие, то целесообразно начинать с короткого пребывания ребенка в семье (выходные дни, каникулы). На практике мы убедились в том, что лучше приурочивать начало проживания в семье к началу каникул, поскольку это позволяет не отрывать ребенка от учебных занятий, не требует необходимости смены школьного коллектива, что в свою очередь облегчает процесс адаптации.
По возвращению ребенка из семьи с ним проводит беседы психолог, социальный педагог, воспитатель, в ходе которых выясняется мнение ребенка о пребывания в семье, особенности взаимоотношений с членами семьи, система требований, желания повторного посещении данной семьи. Заключительный этап работы по передаче ребенка в семью, заключается в организации контакта с приемными родителями и ребенком, наблюдением за условиями жизни и воспитания ребенка в данной семье.
В соответствии с требованиями вышеуказанного Положения специалисты Центра в своей деятельности большое значение уделяются работе с биологической семьей детей, оставшихся без попечения родителей. Ведется работа с родственниками ребенка в целях нормализации отношения и содействия возвращению детей в семью. Оказывается помощь в восстановлении родителей в родительских правах, которая выражается в работе с ребенком по устранению последствий психологической травмы, подготовка ребенка к встрече с родителями, работа по недопущению прошлых ошибок в воспитании ребенка, проводится консультирование, оказывается юридическая и психологическая помощь в целях обеспечения возможности восстановления родителей в своих правах.
С февраля 2014г. в нашем учреждении функционирует группа временного пребывания детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это дети одиноких матерей (отцов), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, временно не имеющие возможности содержать ребенка, при наличии документов, подтверждающих указанный статус, дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий. Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширило круг лиц, которые имеют право на государственную поддержку в виде временного помещения своих детей в подобные учреждения, это дети, чьи родители, опекуны (попечители) по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении детей.
Дети могут находится на реабилитации до 1 года. Отчисление детей из группы временного пребывания и передача ребенка в семью осуществляется по истечению срока действия Соглашения и при наличии обстоятельств, подтверждающих готовность семьи к дальнейшему содержанию ребенка.
Дети, являющиеся членами одной семьи или находящимися в родственных отношениях, размещаются в одной комнате по семейному принципу, но с учетом психологической совместимости.
Для организации коррекционно-реабилитационной работы с семьями, находящимися трудной жизненной ситуации в Центре создана Служба сопровождения детей, проживающих с родителями. Данная Служба осуществляет комплексное сопровождение семьи, а именно:
1. Осуществляется социально-педагогическая помощь, которая предполагает деятельность социального педагога, направленную:
- на проведение комплексной социально-психологической оценки семьи с целью установления контакта с родителями детей, выявления перспектив для восстановления утраченных социальных функций семьи;
- разработку индивидуального плана комплексного сопровождения семьи, включающий в себя: консультирование, решение проблем с трудоустройством, организация лечения от алкогольной зависимости, взаимодействия с субъектами профилактики и другими органами, организациями и специалистами на всех уровнях;
-налаживание внутрисемейных связей, создание благоприятной психологической атмосферы, коррекцию ценностных приоритетов;
- оказание помощи детям, которые нуждаются в защите и охране прав и законных интересов;
- оказание социально-педагогической помощи всем членам семьи детей (ребенка) в вопросах преодоления педагогической некомпетентности, с учетом особенностей возрастного и индивидуального развития детей;
- консультирование родителей, законных представителей по вопросам воспитания несовершеннолетних.
Для выявления существа семейной проблемы и причин их возникновения социальные педагоги начинают реабилитацию семьи с проведения обследования жилищно-бытовых условий. По результатам контрольного обследования жилищно-бытовых условий социальным педагогом составляется акт, в котором фиксируется санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, наличие необходимой мебели, места для отдыха, занятий, развивающей зоны. Исходя из данного обследования и определяется конкретная помощь со стороны Центра, которую необходимо оказать в благоустройстве жилья. Администрация Центра привлекает помощь спонсоров в случае необходимости приобретения необходимых строительных материалов для производства косметического ремонта, необходимой мебели, решает вопрос санитарной обработки жилого помещения от вредных насекомых.
В большинстве случаев в группу временного пребывания помещаются дети безработных родителей. В связи с этим стоит острая необходимость их трудоустройства. Социальные педагоги находятся в тесной взаимосвязи со специалистами Центра занятости населения, в целях получения информации о вакансиях на предприятиях и организациях г. Чехова и Чеховского района, решения вопроса постановки на учет в качестве безработных, а также помощь в восстановлении утраченных или оформлении необходимых для трудоустройства документов.
Многие родители злоупотребляют спиртными напитками, но отказываются признавать алкогольную зависимость. Социальные педагоги осуществляют связь с врачом наркологом, к которому направляют таких родителей для постановки на профилактический учет. После такого посещения родители предоставляют справку о посещении наркологического отделения. В некоторых случаях существует острая необходимость стационарного лечения от алкогольной зависимости.
Опыт работы с такими семьями показал, что у большинства родителей низкий уровень правовой культуры, порой родители не знают своих законных прав: есть мамы, которые не смогли оформить детское пособие, материнский капитал, не воспользовались правом улучшения своих жилищных условий. В этой связи таким родителям оказывается консультативная помощь.
Работа с родителями предполагает проведение бесед на темы, связанные с организацией семейного быта, ведения хозяйства, планирования и расходования семейного бюджета. Также проводятся консультации с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей.
Проведение таких занятий направлено на формирование достаточного уровня социальной и педагогической готовности родителей к приему детей в семью.
Для более эффективной работы составляется совместный план сопровождения (реабилитации) семьи с субъектами профилактики, в котором отражаются проблемы семьи, определяется основная и промежуточная цель.
В процессе реабилитации семьи четко просматривается желание родителя преодолеть трудную жизненную ситуации. При отсутствии положительных результатов реабилитации, когда родители не желают менять свой образ жизни и отношения к детям, администрация Центра направляет информационное письмо в орган опеки и попечительства, в КДН и ЗП о безуспешной реабилитации семьи с указанием причин безответственного отношения родителей к обязанностям в отношении детей.
При помещении ребенка в Центр на каждого формируется личное дело, в котором хранится вся информация о ребенке, копии документов, реабилитационная карта, в которой отражается вся работа по реабилитации семьи и ребенка.
Реабилитация ребенка начинается с проведения психолого-медико педагогического консилиума, так называемого экспресс-консилиума с целью выявления проблем в развитии ребенка, наметить пути решения. Далее осуществляется периодическая оценка динамики реабилитации и развития ребенка на плановых ПМПК, которые проходят 1 раз в 3 месяца. При необходимости ребенка направляют на районный и областной ПМПК для определения уровня его развития, программы обучения, типа образовательного учреждения. После обследования ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа, по которой специалисты Центра организуют свою работу с ребенком.
Весьма серьезную роль в реабилитации семьи играет проведение досуговых мероприятий в Центре, куда приглашаются родители детей в целях сплочения родственных отношений, обучения навыкам взаимодействия с детьми, развития интереса к совместному времяпровождению, формирования у родителей уверенности в собственных педагогических силах.
Диагностическая и коррекционная работа с несовершеннолетними осуществляется только с письменного согласия родителей, законных представителей или лиц, их заменяющих.
Критерием эффективности данной работы является степень реабилитации родителя, то есть восстановление способностей к трудовой деятельности, благоустройство жилого помещения, создание благоприятных условий для нормального развития и воспитания ребенка.
Критерием эффективности работы с детьми - успешная динамика развития в познавательной сфере, стабильность эмоционально-волевой сферы, гармонизация семейных и межличностных отношениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...
Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, орга...
П Л А Н работы общественного инспектора по профилактике социального неблагополучия и социального сиротства, по охране прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2012 - 2013 учебный год
План работы с опекаемыми детьми по пяти направлениям....
Проект " Коррекционно - развивающая работа с сиблингами в услових государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "Преображение"
Проект демонстрирует систему работы по формированию и укреплению родственных связей воспитанников -сиблингов , с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот...
Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...
Организация работы социального педагога школы по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данный материал может использован социальными педагогами школы в работе с опекаемыми детьми...
Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»
Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»...