ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
методическая разработка
По данным литературы разработка программ по улучшению социально-психологической адаптации детей и подростков с хроническими соматическими заболеваниями является в настоящее время актуальной задачей, имеющей важное социально-экономическое и медико-социальное значение в решении общей проблемы реабилитации. Значимость её определяется тем, что наличие соматической патологии, ранняя инвалидизация ребенка неизбежно создают тяжелый психологический фон, накладывает неизгладимый отпечаток на его душевную жизнь, является благоприятной почвой для возникновения нервно-психических расстройств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Городского округа Лыткарино Московской области»
Подготовила:
Социальный педагог
Панюшкина Е.А.
По данным литературы разработка программ по улучшению социально-психологической адаптации детей и подростков с хроническими соматическими заболеваниями является в настоящее время актуальной задачей, имеющей важное социально-экономическое и медико-социальное значение в решении общей проблемы реабилитации. Значимость её определяется тем, что наличие соматической патологии, ранняя инвалидизация ребенка неизбежно создают тяжелый психологический фон, накладывает неизгладимый отпечаток на его душевную жизнь, является благоприятной почвой для возникновения нервно-психических расстройств.
Серьезным источником возникновения отклонений в поведении детей в разные возрастные периоды являются заболевания, особенно хронические, которые стойко изменяют общую реактивность детского организма и создают условия для появления нарушения поведения. К сожалению, очень часто в педиатрической клинике особое внимание уделяется данным клинико-лабораторных и инструментальных исследований, психологические же аспекты болезни и больного остаются вне поля зрения. Как показывают наши исследования у детей, больных хроническими соматическими заболеваниями хроническое течение болезни, необходимость постоянного лечения приводят к проявлению различных психологических расстройств. У 92,7% больных диагностируются тревожность, повышенный уровень страха, астения, апатия, нарушения когнитивных функций. Не менее важным аспектом, на которое должны уделять внимание клиницисты является характер родительского отношения к больному ребенку, психологический климат в семье, оказывающие существенное влияние на характер течения болезни, лечение и реабилитацию. Коррекция психологических нарушений у детей и подростков с хроническими соматическими заболеваниями должна носить комплексный характер, ориентированный на структуру отклонений в психической деятельности.
В последнее десятилетие проведено много исследований, направленных на изучение психологических факторов, лежащих в основе тех или иных хронических заболеваний.
Выявлено, что психологические факторы, одним из которых является фон семейных отношений, не только создают предпосылки для развития хронического заболевания, но и влияют на его течение [4,37; 1,43 и др.]. Дети настолько тесно связаны с родителями, что практически любое нарушение семейных отношений ставит ребенка на грань риска возникновения заболевания. [2,2].
Ряд ученых выделяют эмоциональный фон в семье, межличностные конфликты и потребностно-мотивационную сферу больного, а также особенности семейного воспитания как факторов, играющих существенную роль в возникновении, течении и реабилитации хронических соматических заболеваний у детей [3,81; 6,97].
Большое внимание в зарубежной литературе уделяется описаниям психосоматической семьи, в которой болезнь ребенка, являясь способом разрешения жизненных конфликтных ситуаций, «условно необходима» для поддержания баланса в семейной системе.
Среди факторов, обуславливающих формирование психосоматического симптома, выделил особый тип семейной организации и функционирования, который характеризуется сверхпротекцией (члены семьи слишком пекутся о благополучии каждого), ригидностью (в семье приняты слишком жесткие правила, любое изменение одного из членов семьи встречает сопротивление), более высокой значимостью семейного союза по сравнению с отдельными его членами.
Доказано, что если число событий, приводящих к серьезным изменениям в жизни индивида, возрастает более чем в два раза по сравнению со средним числом, то вероятность заболевания составит 80%. У ребенка, например, настолько тесная связь с родителями, что практически все важные изменения в их жизни ставят ребенка на грань риска возникновения заболевания. Состояние ребенка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации [7,42]. Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребенка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов
Здесь уместно пояснить, что привязанность, возникающая между детьми и их родителями в самый чувствительный для этого период — вскоре после рождения, имеет колоссальное значение не только в качестве цементирующего фактора, объединяющего группы людей, но и в качестве механизма, обеспечивающего их безопасность. Формирование этого социального механизма основано на врожденных образцах поведения, что и определяет не только прочность привязанностей, но и их большую защитную силу. В тех же случаях, когда родительская забота была недостаточной, а социальные отношения нарушались или отсутствовали, у детей в дальнейшем недоставало необходимых жизненных социальных качеств. Эти чувства беззащитности и неспособности оградить себя от опасности приводили к часто возникающим тревожным реакциям и почти постоянным нейроэндокринным изменениям. Такое психологическое и физиологическое состояние повышает риск неблагоприятного воздействия эмоционального стресса [4,37].
В то же время наличие прочной социальной поддержки благоприятно сказывается на сопротивляемости к заболеваниям. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний. М.В.Былигина, подчеркивает, что семьи детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы характеризуются более закрытыми разницами по отношению к внешнему миру и наличием ограничений на выражение эмоциональных состояний. Отношения матери и ребенка в семьях детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы характеризуются дефицитом совместно переживаемых эмоций, частыми расхождениями в оценке предметов и явлений, значимых для ребенка, нечувствительностью к эмоциональным состояниям друг друга. Для матери и ребенка с хронической гастропатологией характерны неэффективные типы коммуникации - хаотичная и ригидная. Ригидная коммуникация определяется жестко структурированными правилами, обычаями, замещающими чувствительность к настроению и состоянию партнера, запретом на метакоммуникацию, хаотичная - отсутствием семейного языка, правил, норм, ритуалов, регламентирующих и регулирующих процесс коммуникации [2,7]
Под нашим наблюдением находились 60 детей и подростков, больных хронической гастродуоденальной патологией, в возрасте 5-11 лет. Наряду с изучением актуального психологического статуса мы изучали особенности детско-родительских отношений и семейной ситуации больных детей с помощью беседы-интервью с детьми и их родителями, методики самооценки, теста PARI и проективной методики «Кинетический рисунок семьи».
Контрольная группа состояла из 40 практически здоровых детей.
В ходе проведения беседы-интервью с больными детьми, так и с их родителями выяснилось, что нарушенные внутрисемейные конфликты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком увеличивают риск развития хронических соматических заболеваний. Наши исследования показывают, что оптимальные отношения родителей к детям способствуют полноценному развитию личности ребенка, в то же время нарушения взаимоотношений в системе «родитель – ребенок» играют особую роль в формировании патологических новообразований в психической деятельности, в дальнейшем приводят к возникновению и хроническому течению психосоматических расстройств.
Результаты методики изучения типа родительского отношения (тест PARI) выявили, что в целом по выборке у родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих с хроническими соматическими заболеваниями встречалось чаще “принятие”. Это объясняется тем, что у маленьких детей родители ответственны за управление заболеванием, и успех зависит от их исполнительности, знаний и навыков. Здесь нужно отметить, что тип родительского отношения также зависит от многих факторов и играет значительную роль в развитии типа отношения к болезни у ребенка.
Больные, находящиеся в периоде раннего пубертата (10-11 лет) более независимы от своих родителей, и роль родителей в управлении заболеванием в этом возрасте становится значительно меньше. Независимость в поведении в сочетании с характерными проблемами этого возраста может отрицательно влиять на ремиссию болезни, и помощь психолога может стать жизненно необходимой. Нужно отметить и выраженность заболевания. Наши исследования показали, что в начальной стадии болезни со стороны родителей наблюдается гиперопека, на стадии умеренной выраженности наступает индифферентное, т.е. безразличное отношение родителей к болезни, а при выраженной степени болезни также становится превалирующей гиперопека со стороны родителей, связанная, с тяжелым состоянием ребенка, чувством вины со стороны родителей.
Повышенная требовательность родителей сказывается и в ситуациях, не связанных
напрямую с лечением – например при прохождении психологического теста. У детей развивается ощущение, что родители почти все время ими недовольны. Возможно, это обострение родительской назидательности объясняется вполне понятным родительским страхом за ребенка. К детям начинают относиться как к больным. В нашем исследовании было доказано, что негативное отношение родителей формирует не оптимальную адаптацию в социуме.
Анализ межличностных отношений ребенка по результатам проведенной нами методики“Кинетический рисунок семьи” выявил превалирование автократического типа воспитания у 95,5% (из общего числа детей) больных на ранних сроках заболевания, причем это явление было характерно для всех возрастных групп соответственно у детей дошкольного возраста в 100,0% случаев, и у детей младшего и старшего школьного возраста по 93,3% в обоих случаях (р<0,05 к контрольной группе). При прогрессировании болезни автократический тип сменялся либеральным типом (73,3% из общего числа детей) воспитания, которые превалировали у детей старшего школьного возраста. У таких детей выявлены негативные явления, связанные с проблемами взаимоотношения с членами семьи. Необходимо отметить, что при выраженной степени активности заболевания независимо от возраста в рисунках детей превалировала тема болезни. В рисунках здоровых детей также можно обнаружить элементы семейных конфликтов, автократического отношения родителей к детям, плохого психологического климата в семье, но эти явления связаны не с болезнью, а в основном с социально- сихологическими проблемами.
Результаты изучения самооценки детей, больных с хроническими соматическими заболеваниями показало, что у многих детей заниженная самооценка по градации «счастье» была обусловлена с отношением родителей к ребенку. Дети, которые находились в благополучной семье, независимо от состояния здоровья оценивали себя самыми счастливыми, и наоборот у детей, у которых отмечалось обделение родительской любви и внимания, наблюдалась заниженная самооценка по градациям «болезнь», «счастье», «характер».
Мы считаем, что при любом возрастном периоде у больных с хроническими соматическими заболеваниями особое внимание должно быть уделено семейной ситуации, взаимоотношению родителей, поскольку проблемные причины для больных детей коррелируют с родительскими конфликтами, неудовлетворительными отношениями с братьями и сестрами.
Определяя подходы к исследованию межличностных отношений в семье, имеющей больного ребенка с хроническим соматическим заболеванием, мы предполагаем, что их оптимальное развитие определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются особенности родительского отношения к ребенку: стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним. Межличностная дистанция в общении родителя с соматически больным ребенком по сравнению со здоровым сверстником является незначительной, либо отсутствует совсем. Родитель, имеющий больного ребенка с хроническим соматическим заболеванием, стремится к симбиотическим отношениям с ним (т.е., стремится удовлетворить все его потребности, оградить ребенка от трудностей и неприятностей в жизни, постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным). Очень важно оздоровить семью, гармонизировать отношения между ее членами. Полезно вовлечь членов семьи в общественную деятельность, создать терапевтическую среду, которая позволяет ребенку разрешать свои конфликты. С одной стороны, необходимо помочь родителям в исполнении ими родительских обязанностей, а с другой — ребенку в понимании ситуации и своих переживаний.
Реализация медико-психологических коррекционных мероприятий по нашему мнению, позволит оптимизировать особенности родительского отношения (уровень протекции, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество и качество требований к ребенку в семье, неустойчивость стиля воспитания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика особенностей детско-родительских отношений.
ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ДРО)Дата заполнения: ________________ Ф.И. ребенка __________________________________Родители:Мать (краткая характиристика):____________________...
Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте
Статья "Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте" подготовлена студенткой Тюриной Е. для участия в XIII Всероссийской научно-практической конференции "Дом, в ко...
Особенности детско-родительских тренингов по коррекции самооценки старших дошкольников
статья для педагогов и родителей...
Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...
Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...
Особенности детско-родительских отношений у подростков с отклоняющимся поведением
В настоящее время проблема детско-родительских отношений среди подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как это мешае...
Психологические особенности детско-родительских отношений в неполных материнских семьях. Теоретический обзор.
Особого внимания в психолого-педагогической науке заслуживает исследование психологических особенностей детско-родительских отношений в неполных материнских семьях, количество которых, по последним да...