Психологические особенности детско-родительских отношений в неполных материнских семьях. Теоретический обзор.
материал по психологии
Особого внимания в психолого-педагогической науке заслуживает исследование психологических особенностей детско-родительских отношений в неполных материнских семьях, количество которых, по последним данным, составляет более 6 миллионов, что составляет практически 30% от общего числа всех существующих семей в современной России. По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, каждый седьмой ребенок до 18 лет воспитывается в неполной семье, например, большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyginadv2.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детско-родительских отношений в неполных материнских семьях
Лыгина Д.В.
Педагог-психолог
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №33 Дзержинского района Волгограда»
МОУ СШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов г. Волгограда
Lyginadiana@rambler.ru
Особого внимания в психолого-педагогической науке заслуживает исследование психологических особенностей детско-родительских отношений в неполных материнских семьях, количество которых, по последним данным, составляет более 6 миллионов, что составляет практически 30% от общего числа всех существующих семей в современной России. По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, каждый седьмой ребенок до 18 лет воспитывается в неполной семье, например, большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%).
В зависимости от того, какая семья по своей структуре, будет зависеть и воспитание ребенка, и его благополучная социализация. Еще А.С. Макаренко придавал структуре семьи особое значение и ввел также понятия «неполная семья» и «полная», понимая под термином «неполная семья» семью, не имеющую матери или отца.
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Причины их появления и распространения кроются в происходящих социальных изменениях, таких как снижение ценности семьи и брака, распространение внебрачных связей, создание иллюзии новых форм семьи, увеличение количества разводов и так далее. В соответствии с этим, выделяются основные типы неполной семьи:
- Осиротевшая семья (когда погибает один из родителей).
- Разведенная семья (когда происходит распад супружеской пары).
- Внебрачная семья (когда ребенок появился вне семьи).
- Материнская семья (когда ребенок остается с матерью).
- Отцовская семья (когда ребенок остается с отцом).
По мнению Ю.С. Жирова, рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений, актуальными тенденциями среди которых являются:
- Изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины.
- Изменение моральных норм в области взаимоотношений полов.
- Завышенные требования по отношению к брачному партнеру.
- Утрата семьей своей производственной функции.
- Неподготовленность молодежи к браку.
- Распространение добрачных связей.
- Алкоголизм, наркомания.
В настоящее время наблюдается увеличение количества рождаемости детей без отца. Большинство неполных семей возникают в случае развода и по причине ухода отца, то есть относятся к неполным материнским семьям. Именно такой тип семей будет рассмотрен в данном исследовании.
Неполная материнская семья уже давно перестала считаться феноменом, чем-то отличающимся от нормы. Термин «одинокая мать» имеет двоякое понимание – это и воспитание матерью детей без присутствия мужчин, и сознательное материнство, когда женщина объективно выбирает жизнь без мужского присутствия, но с детьми.
Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют определенную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье.
Происходящие изменения существенно ослабляют традиционные функции родительства, изменяют социальный статус женщины, делают ее более самостоятельной и ответственной. В одних случаях неосознанное выполнение матерью традиционно мужских функций в ущерб материнским вызывает у ребенка внутреннее неприятие и сопротивление, в других – одинокая мать осознанно вырабатывает собственный стиль поведения и оказывает плодотворное влияние на развитие личности ребенка.
В полной семье мать имеет функции эмоционального фона семьи, создает благоприятную семейную атмосферу, выполняет задачу понимания, доверительности, душевной близости, отец – представитель функции нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В свою очередь, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:
- Становится возможным формирование избыточной привязанность к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, выводя его в более широкий мир.
- Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных.
- Затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола.
- Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек.
Б.И. Кочубей выделяет несколько соблазнов, подстерегающих одинокую мать, которые приводят к ошибочному поведению в отношениях с детьми.
Во-первых, это материнское поведение по типу «жизнь для ребенка», когда мать, потеряв супруга, возлагает на ребенка все свои надежды, видит в его воспитании единственный смысл и цель своей жизни. Здесь возникают следующие психологические трудности:
- Для такой матери не существует ни родных, ни друзей, ни личной жизни, ни досуга.
- Все посвящено ребенку, направлено на его благополучие и гармоничное развитие.
- Все отношения матери и ребенка приобретают тревожный оттенок.
- Любая неудача, любой проступок ребенка превращаются в трагедию, то есть возникает угроза краха родительской карьеры одинокой матери.
Во-вторых, это материнское поведение по типу «борьба с образом мужа», когда мать нередко утрирует и преувеличивает отрицательные черты бывшего супруга, превращая его во «врага семьи». Здесь возникают следующие психологические трудности:
- Навязывание ребенку отрицательного представления об отце.
- Крайне отрицательное отношение к встречам ребенка с «плохим» отцом, а иногда и вообще они запрещаются.
- Мать не в силах справиться с ребенком и ищет в нем наследственные черты ушедшего из семьи отца.
- Приписывание всех неудач ребенка «дурным генам» отца, которые являются не чем иным, как проявлением мужских черт в их традиционном понимании: избыточной активности, агрессивности.
В-третьих, это материнское поведение по типу «попытка купить любовь ребенка», когда мать обрушивает на ребенка поток подарков: пусть не думает, что только отец его любит. Здесь возникают следующие психологические трудности:
- Постановка родителей в неравное положение: мать бывает с ребенком ежедневно, а отец встречается с ним обычно по выходным.
- Для ребенка с мамой – тяжелые будни, а с папой – веселый праздник.
- У матери возникает неадекватное желание превзойти бывшего мужа в этом отношении и «перекупить» у него детскую любовь.
Положение ребенка в неполной материнской семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» матерью во внутрисемейных отношениях. В связи с этим, можно выделить следующие роли.
Первая роль – «кумир», «мамино сокровище», где психологическими особенностями являются:
- Формирование у ребенка эгоцентризма, инфантилизма, зависимости, комплекса превосходства или комплекса неполноценности.
- Может проявляться у ребенка агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.
- Вторая роль – «козел отпущения», где психологическими особенностями являются:
- Ребенок используется матерью для выброса негативных эмоций.
- У ребенка изначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру.
- Формирование личности ребенка по типу либо жертвы, либо тирана и агрессор.
- Третья роль – «делегат», где психологическими особенностями являются:
- Через данного ребенка мать контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу.
- От такого ребенка мать часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд.
- Формирование черт характера классического психастеника или невротика (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки).
В.Н. Дружинин выделяет и другие роли: «ребенок-обуза», «ребенок-раб», «ребенок как оружие в борьбе с супругом» «ребенок – заместитель мужа», «ребенок-любовник».
А.Я. Варга к предыдущему относит следующие четыре типа неэффективных структур материнского отношения, наблюдаемых у матерей, не справляющихся с воспитанием детей: принимающе-авторитарный, отвергающий с инфантилизацией и социальной инвалидизацией, симбиотический, симбиотически-авторитарный.
Рассмотрим некоторые исследования неполных материнских семей в современной психолого-педагогической литературе.
Р.В. Овчарова и М.А. Мягкова провели исследования материнства в неполных и полных семьях по трем структурно-содержательным компонентам – когнитивному, эмоциональному, поведенческому и выделили такие особенности «неполного материнства»:
- Образ идеального родителя отражается в сознании одинокой матери намного яснее и четче, но их установки и позиции, проявляющиеся в особенностях взаимодействия матери и ребенка, выражены намного хуже.
- Одинокие матери немного знают о воспитании детей и не считают, что отсутствие опыта мешает быть хорошим родителем.
- Одинокие матери не считают нужным полностью ограничивать своего ребенка, вмешиваться в его жизнь, критиковать, влиять на его решения или решать за него.
- Одинокие матери не стремятся доказывать свою правоту, проявлять строгость, требовательность, но ни в коем случае не оставляют его один на один с проблемами, и проявляют те или иные качества в зависимости от ситуации, в которых оказался их ребенок.
- Одинокие матери стремятся проявлять больше ласки, теплоты и сделать свою жизнь более счастливой, радостной.
В.Н. Егорова и Н.В. Матвеева, проведя исследование особенностей воспитания детей в неполной материнской семье, определили ряд сложностей:
- В материнских семьях матери придерживаются более строгой формы воспитательной тактики и не выделяют при этом ни гендерных, ни типологических различий детей.
- Чрезмерный контроль со стороны матери дети воспринимают как проявление равнодушия и недоверия.
- Предпочитаемыми воспитательными тактиками в материнских семьях являются: враждебное отношение, непоследовательность и авторитарность матери.
- Во взаимоотношениях с детьми матери предпочитают такие родительские отношения как «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник».
А.Ф. Минуллиной и М.О. Михайловой было проведено исследование уровня созависимости матерей и стилей их воспитания в условиях нарушенной структуры семьи (неполной семьи). Так, им удалось установить, что:
- Для матерей, воспитывающих детей в неполной семье, характерны умеренно и резко выраженные показатели созависимости.
- У матерей с выраженными показателями созависимости отмечается повышенная тревожность, переживание чувства вины перед собственными детьми, что только усиливается при воспитании в условиях неполной семьи.
- Созависимые матери не уверены в правильности собственных стратегий воспитания: чрезмерно опекая, контролируя ребенка, и вовлекая его в супружеский конфликт, стремятся формировать и зафиксировать в ребенке качества только определенного (желаемого) пола, при этом испытывая страх лишиться ребенка.
- Матери с высоким уровнем созависимости выстраивают и реализуют дисфункциональные тактики семейного воспитания, что в условиях неполной семьи, может препятствовать естественному процессу взрослению детей, фиксируя и закрепляя их инфантилизацию.
Н.А. Цветкова в своем исследовании получила новые данные об особенностях характеристик семейного воспитания в неполных семьях:
- Матери-одиночки испытывают воспитательную неуверенность и имеют тенденцию выносить конфликт с другим родителем ребенка в сферу воспитания.
- У матерей-одиночек отношения с ребенком становятся доминантой семейной жизни.
- Матерям-одиночкам присуща склонность решать свои личностные проблемы за счет ребенка, что объясняется стремлением получить через ребенка компенсацию своему чувству одиночества, брошенности, отверженности.
- У матерей-одиночек в воспитательном процессе сильно выражены стремления к гиперпротекции, к чрезмерности требований-обязанностей, требований-запретов и санкций по отношению к ребенку.
- У матерей-одиночек наблюдается более высокий уровень понимания причин состояния ребенка, они более склонны к безусловному принятию ребенка, их отношение к себе как к родителю эмоционально более позитивное.
- Матери-одиночки больше стремятся к телесному контакту с ребенком, больше ориентируются на состояние ребенка при построении взаимодействия с ним.
Таким образом, много сказано и написано о трудностях неполной материнской семьи. В особенности это играет важную роль в процессе воздействия на детей, растущих в таких семьях. Успех осуществления данной функции напрямую зависит от воспитательного потенциала семьи, который соединяет бытовые и материальные условия, численность и половой состав детей, развитие семейного коллектива и тип отношений среди его членов. Он включает в себя эмоционально-психологическую, трудовую и идейно-нравственную атмосферу, образование, жизненный опыт и профессиональные свойства матерей-одиночек.
Список используемой литературы.
- Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Москва: Академия, 2022. 192 с.
- Боброва С.Г., Хохлов Р.С. Проблема неполной семьи в современной Психологии // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2023. №15. С. 83-87.
- Бочкарева К.С. Неполная семья // Экономика и социум. 2022. №4-1 (13). С. 826-830.
- Бусловская М.А. Детско-родительские отношения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №29. С. 88-94.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: ЧеРо, 2020. 240 с.
- Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. 2019. Т.6, № 1. С. 25-34.
- Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. №4. С. 28-33.
- Егорова В.Н., Матвеева Н.В. Детско-родительские отношения в материнской семье // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №10. С. 37-54.
- Жукова М.В. Отклоняющееся поведение в детском возрасте: терминологическое поле исследования // Вестник ЮУрГГПУ. 2012. №11. С. 71-85.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 8-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2020. 456 с.
- Салчак А.М., Бегзи А.К. Гендерные особенности девиантного поведения тувинских подростков // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2022. №4 (103). С. 15-22.
- Овчарова Р.В., Мягкова М.А. Психологические особенности материнства в неполной семье // Теория и практика общественного развития. 2013. №2. С. 63-66.
- Цветкова Н.А. Особенности характеристик семейного воспитания в неполных семьях // Социология. 2022. №3. С. 262-269.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая коррекция детско – родительских отношений
Родителям полезно порой прибегать к самоанализу, чтобы более ясно увидеть истоки своего уж слишком безнадежного видения ребенка....
Диагностика особенностей детско-родительских отношений.
ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ДРО)Дата заполнения: ________________ Ф.И. ребенка __________________________________Родители:Мать (краткая характиристика):____________________...
Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте
Статья "Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте" подготовлена студенткой Тюриной Е. для участия в XIII Всероссийской научно-практической конференции "Дом, в ко...
Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...
Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...
Особенности детско-родительских отношений у подростков с отклоняющимся поведением
В настоящее время проблема детско-родительских отношений среди подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как это мешае...
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
По данным литературы разработка программ по улучшению социально-психологической адаптации детей и подростков с хроническими соматическими заболеваниями является в настоящее время актуальной задачей, и...