Психологические особенности детско-родительских отношений в неполных материнских семьях. Теоретический обзор.
материал по психологии

Лыгина Диана Викторовна

Особого внимания в психолого-педагогической науке заслуживает исследование психологических особенностей детско-родительских отношений в неполных материнских семьях, количество которых, по последним данным, составляет более 6 миллионов, что составляет практически 30% от общего числа всех существующих семей в современной России. По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, каждый седьмой ребенок до 18 лет воспитывается в неполной семье, например, большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyginadv2.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детско-родительских отношений в неполных материнских семьях

Лыгина Д.В.

                Педагог-психолог

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №33 Дзержинского района Волгограда»

МОУ СШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов г. Волгограда

Lyginadiana@rambler.ru

Особого внимания в психолого-педагогической науке заслуживает исследование психологических особенностей детско-родительских отношений в неполных материнских семьях, количество которых, по последним данным, составляет более 6 миллионов, что составляет практически 30% от общего числа всех существующих семей в современной России. По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, каждый седьмой ребенок до 18 лет воспитывается в неполной семье, например, большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%).

В зависимости от того, какая семья по своей структуре, будет зависеть и воспитание ребенка, и его благополучная социализация. Еще А.С. Макаренко придавал структуре семьи особое значение и ввел также понятия «неполная семья» и «полная», понимая под термином «неполная семья» семью, не имеющую матери или отца.

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Причины их появления и распространения кроются в происходящих социальных изменениях, таких как снижение ценности семьи и брака, распространение внебрачных связей, создание иллюзии новых форм семьи, увеличение количества разводов и так далее. В соответствии с этим, выделяются основные типы неполной семьи:

  1. Осиротевшая семья (когда погибает один из родителей).
  2. Разведенная семья (когда происходит распад супружеской пары).
  3. Внебрачная семья (когда ребенок появился вне семьи).
  4. Материнская семья (когда ребенок остается с матерью).
  5. Отцовская семья (когда ребенок остается с отцом).

По мнению Ю.С. Жирова, рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений, актуальными тенденциями среди которых являются:

  1. Изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины.
  2. Изменение моральных норм в области взаимоотношений полов.
  3. Завышенные требования по отношению к брачному партнеру.
  4. Утрата семьей своей производственной функции.
  5. Неподготовленность молодежи к браку.
  6. Распространение добрачных связей.
  7. Алкоголизм, наркомания.

В настоящее время наблюдается увеличение количества рождаемости детей без отца. Большинство неполных семей возникают в случае развода и по причине ухода отца, то есть относятся к неполным материнским семьям. Именно такой тип семей будет рассмотрен в данном исследовании.

Неполная материнская семья уже давно перестала считаться феноменом, чем-то отличающимся от нормы. Термин «одинокая мать» имеет двоякое понимание – это и воспитание матерью детей без присутствия мужчин, и сознательное материнство, когда женщина объективно выбирает жизнь без мужского присутствия, но с детьми.

Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют определенную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье.

Происходящие изменения существенно ослабляют традиционные функции родительства, изменяют социальный статус женщины, делают ее более самостоятельной и ответственной. В одних случаях неосознанное выполнение матерью традиционно мужских функций в ущерб материнским вызывает у ребенка внутреннее неприятие и сопротивление, в других – одинокая мать осознанно вырабатывает собственный стиль поведения и оказывает плодотворное влияние на развитие личности ребенка.

В полной семье мать имеет функции эмоционального фона семьи, создает благоприятную семейную атмосферу, выполняет задачу понимания, доверительности, душевной близости, отец – представитель функции нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В свою очередь, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:

  1. Становится возможным формирование избыточной привязанность к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, выводя его в более широкий мир.
  2. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных.
  3. Затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола.
  4. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек.

Б.И. Кочубей выделяет несколько соблазнов, подстерегающих одинокую мать, которые приводят к ошибочному поведению в отношениях с детьми.

Во-первых, это материнское поведение по типу «жизнь для ребенка», когда мать, потеряв супруга, возлагает на ребенка все свои надежды, видит в его воспитании единственный смысл и цель своей жизни. Здесь возникают следующие психологические трудности:

  1. Для такой матери не существует ни родных, ни друзей, ни личной жизни, ни досуга.
  2. Все посвящено ребенку, направлено на его благополучие и гармоничное развитие.
  3. Все отношения матери и ребенка приобретают тревожный оттенок.
  4. Любая неудача, любой проступок ребенка превращаются в трагедию, то есть возникает угроза краха родительской карьеры одинокой матери.

Во-вторых, это материнское поведение по типу «борьба с образом мужа», когда мать нередко утрирует и преувеличивает отрицательные черты бывшего супруга, превращая его во «врага семьи». Здесь возникают следующие психологические трудности:

  1. Навязывание ребенку отрицательного представления об отце.
  2. Крайне отрицательное отношение к встречам ребенка с «плохим» отцом, а иногда и вообще они запрещаются.
  3. Мать не в силах справиться с ребенком и ищет в нем наследственные черты ушедшего из семьи отца.
  4. Приписывание всех неудач ребенка «дурным генам» отца, которые являются не чем иным, как проявлением мужских черт в их традиционном понимании: избыточной активности, агрессивности.

В-третьих, это материнское поведение по типу «попытка купить любовь ребенка», когда мать обрушивает на ребенка поток подарков: пусть не думает, что только отец его любит. Здесь возникают следующие психологические трудности:

  1. Постановка родителей в неравное положение: мать бывает с ребенком ежедневно, а отец встречается с ним обычно по выходным.
  2. Для ребенка с мамой – тяжелые будни, а с папой – веселый праздник.
  3. У матери возникает неадекватное желание превзойти бывшего мужа в этом отношении и «перекупить» у него детскую любовь.

Положение ребенка в неполной материнской семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» матерью во внутрисемейных отношениях. В связи с этим, можно выделить следующие роли.

Первая роль – «кумир», «мамино сокровище», где психологическими особенностями являются:

  1. Формирование у ребенка эгоцентризма, инфантилизма, зависимости, комплекса превосходства или комплекса неполноценности.
  2. Может проявляться у ребенка агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.
  3. Вторая роль – «козел отпущения», где психологическими особенностями являются:
  1. Ребенок используется матерью для выброса негативных эмоций.
  2. У ребенка изначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру.
  3. Формирование личности ребенка по типу либо жертвы, либо тирана и агрессор.
  4. Третья роль – «делегат», где психологическими особенностями являются:
  1. Через данного ребенка мать контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу.
  2. От такого ребенка мать часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд.
  3. Формирование черт характера классического психастеника или невротика (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки).

В.Н. Дружинин выделяет и другие роли: «ребенок-обуза», «ребенок-раб», «ребенок как оружие в борьбе с супругом» «ребенок – заместитель мужа», «ребенок-любовник».

А.Я. Варга к предыдущему относит следующие четыре типа неэффективных структур материнского отношения, наблюдаемых у матерей, не справляющихся с воспитанием детей: принимающе-авторитарный, отвергающий с инфантилизацией и социальной инвалидизацией, симбиотический, симбиотически-авторитарный.

Рассмотрим некоторые исследования неполных материнских семей в современной психолого-педагогической литературе.

Р.В. Овчарова и М.А. Мягкова провели исследования материнства в неполных и полных семьях по трем структурно-содержательным компонентам – когнитивному, эмоциональному, поведенческому и выделили такие особенности «неполного материнства»:

  1. Образ идеального родителя отражается в сознании одинокой матери намного яснее и четче, но их установки и позиции, проявляющиеся в особенностях взаимодействия матери и ребенка, выражены намного хуже.
  2. Одинокие матери немного знают о воспитании детей и не считают, что отсутствие опыта мешает быть хорошим родителем.
  3. Одинокие матери не считают нужным полностью ограничивать своего ребенка, вмешиваться в его жизнь, критиковать, влиять на его решения или решать за него.
  4. Одинокие матери не стремятся доказывать свою правоту, проявлять строгость, требовательность, но ни в коем случае не оставляют его один на один с проблемами, и проявляют те или иные качества в зависимости от ситуации, в которых оказался их ребенок.
  5. Одинокие матери стремятся проявлять больше ласки, теплоты и сделать свою жизнь более счастливой, радостной.

В.Н. Егорова и Н.В. Матвеева, проведя исследование особенностей воспитания детей в неполной материнской семье, определили ряд сложностей:

  1. В материнских семьях матери придерживаются более строгой формы воспитательной тактики и не выделяют при этом ни гендерных, ни типологических различий детей.
  2. Чрезмерный контроль со стороны матери дети воспринимают как проявление равнодушия и недоверия.
  3. Предпочитаемыми воспитательными тактиками в материнских семьях являются: враждебное отношение, непоследовательность и авторитарность матери.
  4. Во взаимоотношениях с детьми матери предпочитают такие родительские отношения как «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник».

А.Ф. Минуллиной и М.О. Михайловой было проведено исследование уровня созависимости матерей и стилей их воспитания в условиях нарушенной структуры семьи (неполной семьи). Так, им удалось установить, что:

  1. Для матерей, воспитывающих детей в неполной семье, характерны умеренно и резко выраженные показатели созависимости.
  2. У матерей с выраженными показателями созависимости отмечается повышенная тревожность, переживание чувства вины перед собственными детьми, что только усиливается при воспитании в условиях неполной семьи.
  3. Созависимые матери не уверены в правильности собственных стратегий воспитания: чрезмерно опекая, контролируя ребенка, и вовлекая его в супружеский конфликт, стремятся формировать и зафиксировать в ребенке качества только определенного (желаемого) пола, при этом испытывая страх лишиться ребенка.
  4. Матери с высоким уровнем созависимости выстраивают и реализуют дисфункциональные тактики семейного воспитания, что в условиях неполной семьи, может препятствовать естественному процессу взрослению детей, фиксируя и закрепляя их инфантилизацию.

Н.А. Цветкова в своем исследовании получила новые данные об особенностях характеристик семейного воспитания в неполных семьях:

  1. Матери-одиночки испытывают воспитательную неуверенность и имеют тенденцию выносить конфликт с другим родителем ребенка в сферу воспитания.
  2. У матерей-одиночек отношения с ребенком становятся доминантой семейной жизни.
  3. Матерям-одиночкам присуща склонность решать свои личностные проблемы за счет ребенка, что объясняется стремлением получить через ребенка компенсацию своему чувству одиночества, брошенности, отверженности.
  4. У матерей-одиночек в воспитательном процессе сильно выражены стремления к гиперпротекции, к чрезмерности требований-обязанностей, требований-запретов и санкций по отношению к ребенку.
  5. У матерей-одиночек наблюдается более высокий уровень понимания причин состояния ребенка, они более склонны к безусловному принятию ребенка, их отношение к себе как к родителю эмоционально более позитивное.
  6. Матери-одиночки больше стремятся к телесному контакту с ребенком, больше ориентируются на состояние ребенка при построении взаимодействия с ним.

Таким образом, много сказано и написано о трудностях неполной материнской семьи. В особенности это играет важную роль в процессе воздействия на детей, растущих в таких семьях. Успех осуществления данной функции напрямую зависит от воспитательного потенциала семьи, который соединяет бытовые и материальные условия, численность и половой состав детей, развитие семейного коллектива и тип отношений среди его членов. Он включает в себя эмоционально-психологическую, трудовую и идейно-нравственную атмосферу, образование, жизненный опыт и профессиональные свойства матерей-одиночек.

Список используемой литературы.

  1. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Москва: Академия, 2022. 192 с.
  2. Боброва С.Г., Хохлов Р.С. Проблема неполной семьи в современной Психологии // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2023. №15. С. 83-87.
  3. Бочкарева К.С. Неполная семья // Экономика и социум. 2022. №4-1 (13). С. 826-830.
  4. Бусловская М.А. Детско-родительские отношения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №29. С. 88-94.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: ЧеРо, 2020. 240 с.
  6. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. 2019. Т.6, № 1. С. 25-34.
  7. Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. №4. С. 28-33.
  8. Егорова В.Н., Матвеева Н.В. Детско-родительские отношения в материнской семье // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №10. С. 37-54.
  9. Жукова М.В. Отклоняющееся поведение в детском возрасте: терминологическое поле исследования // Вестник ЮУрГГПУ. 2012. №11. С. 71-85.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 8-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2020. 456 с.
  11. Салчак А.М., Бегзи А.К. Гендерные особенности девиантного поведения тувинских подростков // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2022. №4 (103). С. 15-22.
  12. Овчарова Р.В., Мягкова М.А. Психологические особенности материнства в неполной семье // Теория и практика общественного развития. 2013. №2. С. 63-66.
  13. Цветкова Н.А. Особенности характеристик семейного воспитания в неполных семьях // Социология. 2022. №3. С. 262-269.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая коррекция детско – родительских отношений

Родителям полезно порой прибегать к самоанализу, чтобы более ясно увидеть истоки своего уж слишком безнадежного видения ребенка....

Диагностика особенностей детско-родительских отношений.

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ДРО)Дата заполнения: ________________ Ф.И. ребенка __________________________________Родители:Мать (краткая характиристика):____________________...

Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Статья "Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте" подготовлена студенткой Тюриной Е. для участия в XIII Всероссийской научно-практической конференции "Дом, в ко...

Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...

Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...

Особенности детско-родительских отношений у подростков с отклоняющимся поведением

В настоящее время проблема детско-родительских отношений среди подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как это мешае...

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

По данным литературы разработка программ по улучшению социально-психологической адаптации детей и подростков с хроническими соматическими заболеваниями является в настоящее время актуальной задачей, и...