Особенности детско-родительских отношений у подростков с отклоняющимся поведением
статья по психологии

Лыгина Диана Викторовна

В настоящее время проблема детско-родительских отношений среди подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как это мешает подросткам адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте их поведение может стать девиантным и даже делинквентным. Поэтому проблемы конкретного подростка следует рассматривать исходя из конкретного случая и восстанавливать нарушенные механизмы его психологического состояния. Именно такой подход дает подростку шанс на полноценную и достойную жизнь, будущее, удерживая его от правонарушений.

Но что делать, когда семья испытывает трудности? Например, теряет свою полноценность и остается один из супругов играть роль родителя. Так образуется неполная материнская семья. Одинокие матери, сталкиваясь с большим количеством затруднений физического, материального, социального характера, часто подвергаются различным психологическим проблемам, которые они часто переносят и на собственных детей. Поэтому особенности выполнения основных функций по воспитанию детей в неполной материнской семье зависит от уровня осознанности материнства. Это ставит перед педагогом - психологом вопрос об особенностях детско-родительских отношений в неполных материнских семьях. Особенно это касается моментов, когда в поведении ребенка возникают трудности. Эти трудности могут проявляться и отклоняющимся поведением.

В целом, отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические, психологические, которые необходимы для выявления основных направлений психодиагностики в профилактической и коррекционной работе с девиантными личностями необходимо исходить из анализа причин отклоняющегося поведения.

Наиболее сенситивный период формирования склонности к отклоняющемуся поведению является подростковый возраст. Основными детерминантами, провоцирующими формирование отклоняющегося поведения у подростков, формируется под влиянием триады социального окружения, личностных особенностей и физического развития. Однако в ряде работ постулируется мысль о том, что ведущим фактором в развитии отклоняющегося поведения у детей и подростков является все-таки семейная среда.

Поэтому изучение особенностей детско-родительских отношений в неполных материнских семьях, а также их взаимосвязи со склонностью подростков к отклоняющемуся поведению – одно из актуальных направлений работы педагога-психолога в общеобразовательном учреждении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyginadv.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности детско-родительских отношений у подростков с отклоняющимся поведением

Лыгина Д.В.

Педагог-психолог

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №33 Дзержинского района Волгограда»

МОУ СШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов г. Волгограда

В настоящее время проблема детско-родительских отношений среди подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как это мешает подросткам адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте их поведение может стать девиантным и даже делинквентным. Поэтому проблемы конкретного подростка следует рассматривать исходя из конкретного случая и восстанавливать нарушенные механизмы его психологического состояния. Именно такой подход дает подростку шанс на полноценную и достойную жизнь, будущее, удерживая его от правонарушений.

Но что делать, когда семья испытывает трудности? Например, теряет свою полноценность и остается один из супругов играть роль родителя. Так образуется неполная материнская семья. Одинокие матери, сталкиваясь с большим количеством затруднений физического, материального, социального характера, часто подвергаются различным психологическим проблемам, которые они часто переносят и на собственных детей. Поэтому особенности выполнения основных функций по воспитанию детей в неполной материнской семье зависит от уровня осознанности материнства. Это ставит перед педагогом - психологом вопрос об особенностях детско-родительских отношений в неполных материнских семьях. Особенно это касается моментов, когда в поведении ребенка возникают трудности. Эти трудности могут проявляться и отклоняющимся поведением.

В целом, отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические, психологические, которые необходимы для выявления основных направлений психодиагностики в профилактической и коррекционной работе с девиантными личностями необходимо исходить из анализа причин отклоняющегося поведения.

Наиболее сенситивный период формирования склонности к отклоняющемуся поведению является подростковый возраст. Основными детерминантами, провоцирующими формирование отклоняющегося поведения у подростков, формируется под влиянием триады социального окружения, личностных особенностей и физического развития. Однако в ряде работ постулируется мысль о том, что ведущим фактором в развитии отклоняющегося поведения у детей и подростков является все-таки семейная среда.

Поэтому изучение особенностей детско-родительских отношений в неполных материнских семьях, а также их взаимосвязи со склонностью подростков к отклоняющемуся поведению – одно из актуальных направлений работы педагога-психолога в общеобразовательном учреждении.

Р.В. Овчарова и М.А. Мягкова провели исследования материнства в неполных и полных семьях по трем структурно-содержательным компонентам – когнитивному, эмоциональному, поведенческому и выделили такие особенности «неполного материнства»:

Образ идеального родителя отражается в сознании одинокой матери намного яснее и четче, но их установки и позиции, проявляющиеся в особенностях взаимодействия матери и ребенка, выражены намного хуже.

Одинокие матери немного знают о воспитании детей и не считают, что отсутствие опыта мешает быть хорошим родителем.

Одинокие матери не считают нужным полностью ограничивать своего ребенка, вмешиваться в его жизнь, критиковать, влиять на его решения или решать за него.

Одинокие матери не стремятся доказывать свою правоту, проявлять строгость, требовательность, но ни в коем случае не оставляют его один на один с проблемами, и проявляют те или иные качества в зависимости от ситуации, в которых оказался их ребенок.

Одинокие матери стремятся проявлять больше ласки, теплоты и сделать свою жизнь более счастливой, радостной (12, с.64-65).

В.Н. Егорова и Н.В. Матвеева, проведя исследование особенностей воспитания детей в неполной материнской семье, определили ряд сложностей:

В материнских семьях матери придерживаются более строгой формы воспитательной тактики и не выделяют при этом ни гендерных, ни типологических различий детей.

Чрезмерный контроль со стороны матери дети воспринимают как проявление равнодушия и недоверия.

Предпочитаемыми воспитательными тактиками в материнских семьях являются: враждебное отношение, непоследовательность и авторитарность матери.

Во взаимоотношениях с детьми матери предпочитают такие родительские отношения как «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» (8, с.40-48).

Н.А. Цветкова в своем исследовании получила новые данные об особенностях характеристик семейного воспитания в неполных семьях:

- Матери-одиночки испытывают воспитательную неуверенность и имеют тенденцию выносить конфликт с другим родителем ребенка в сферу воспитания.

- У матерей-одиночек отношения с ребенком становятся доминантой семейной жизни.

- Матерям-одиночкам присуща склонность решать свои личностные проблемы за счет ребенка, что объясняется стремлением получить через ребенка компенсацию своему чувству одиночества, брошенности, отверженности.

- У матерей-одиночек в воспитательном процессе сильно выражены стремления к гиперпротекции, к чрезмерности требований-обязанностей, требований-запретов и санкций по отношению к ребенку.

- У матерей-одиночек наблюдается более высокий уровень понимания причин состояния ребенка, они более склонны к безусловному принятию ребенка, их отношение к себе как к родителю эмоционально более позитивное.

- Матери-одиночки больше стремятся к телесному контакту с ребенком, больше ориентируются на состояние ребенка при построении взаимодействия с ним (13, с.268).

Резюмируя, можно сказать, что много сказано и написано о трудностях неполной материнской семьи. В особенности это играет важную роль в процессе воздействия на детей, растущих в таких семьях. Успех осуществления данной функции напрямую зависит от воспитательного потенциала семьи, который соединяет бытовые и материальные условия, численность и половой состав детей, развитие семейного коллектива и тип отношений среди его членов. Он включает в себя эмоционально-психологическую, трудовую и идейно-нравственную атмосферу, образование, жизненный опыт и профессиональные свойства матерей-одиночек.

Также, на основании анализа теоретических работ отечественных и зарубежных ученых, можно выделить факторы, детерминирующие склонность к отклоняющемуся поведению у подростков:

- Переживание череды неудач и проблем вместе с невозможностью справиться с ними вследствие отсутствия позитивной модели поведения и неспособности применить адекватные средства и способы поведения в трудных ситуациях.

- Физиологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, гормональная перестройка молодого организма.

- Сложности во взаимоотношениях с окружающими, выражающиеся в трудностях взаимодействия с одноклассниками и друзьями.

- Наличие эмоциональной поддержки и взаимопонимания в асоциальных группах подростков.

- Отсутствие благополучной семьи, антиобщественное поведение самих родителей.

- Задержка психического или физического развития.

- Деструктивные модели семейного воспитания (11, с.19-20).

Следовательно, можно отметить, что основными детерминантами, провоцирующими формирование отклоняющегося поведения у подростков, формируется под влиянием триады социального окружения, личностных особенностей и физического развития. Однако в ряде работ постулируется мысль о том, что ведущим фактором в развитии отклоняющегося поведения у детей и подростков является все-таки семейная среда.

В 2023 году на базе МОУ СОШ №33 Дзержинского района г. Волгограда была проведена исследовательская работа, целью которой было выявить взаимосвязи особенностей детско-родительских отношений со склонностью подростков к отклоняющемуся поведению в неполных материнских семьях.

Выборку эмпирического исследования составили четыре экспериментальных группы:

  1. В основные группы вошли: 15 подростков (7-9 классы) в возрасте от 13 до 15 лет и 15 одиноких матерей данных подростков в возрасте от 32 до 46 лет.
  2. В две сравнительные группы вошли: 15 подростков (7-9 классы) в возрасте от 13 до 15 лет и 15 матерей, состоящих в браке, подростков в возрасте от 33 до 54 лет.

В соответствии с целью и эмпирическими задачами были подобраны психодиагностические инструментарии, раскрывающие психологические особенности детско-родительских отношений в неполных материнских семьях с детьми подросткового возраста. К таким методикам относятся:

  1. Опросник «Тест родительского отношения» (ТРО) А.Я. Варга.
  2. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И.М. Марковской.
  3. Опросник «Шкала семейного окружения» (ШСО) С.Ю. Куприянова.
  4. Опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) А.Н. Орла.

Первые три методики (ТРО, ВРР, ШСО) предназначены для выявления психологических особенностей родительского отношения к детям, а также восприятия членами семьи друг друга. Данные методики заполняются матерями. Последняя методика (СОП) предназначена для выявления склонности к отклоняющемуся поведению среди подростков. Данная методика заполняется подростками.

Исходя из средних и процентных результатов матерей из неполных материнских семей, можно утвердить, что им чаще всего свойственны такие типы родительского отношения, как: принятие и симбиоз.

Исходя из средних и процентных результатов матерей из полных семей, можно утвердить, что им чаще всего свойственны такие типы родительского отношения, как: принятие и кооперация.

Исходя из средних и процентных результатов матерей из неполных материнских семей, можно утвердить, что при взаимодействии матери с ребенком, у них возникают следующие психологические особенности: требовательность матери к ребенку, контроль со стороны матери поведения ребенка, эмоциональная близость с ребенком, принятие ребенка и сотрудничество с ним, непоследовательность поведения матери в отношении к ребенку. Остальные показатели находятся в границах нормативных значений.

Исходя из средних и процентных результатов матерей из полных семей, можно утвердить, что при взаимодействии матери с ребенком, у них возникают следующие психологические особенности: эмоциональная близость с ребенком, принятие ребенка и сотрудничество с ним, авторитет матери для ребенка, удовлетворенность отношениями матери с ребенком. Остальные показатели находятся в границах нормативных значений.

Третья методика – опросник «Шкала семейного окружения».

Исходя из средних и процентных результатов матерей из неполных материнских семей, можно утвердить, что показатели отношений между членами семьи (сплоченность, экспрессивность, конфликт) свидетельствуют о наличии сильной семейной сплоченности, отсутствии конфликтов (по крайней мере, актуальных), но высокой экспрессивности в межличностных отношениях. Показатели личностного роста (ориентация на достижения, интеллектуально-культурная ориентация, ориентация на активный отдых, морально-нравственные аспекты) говорят о стремлении членов семьи к личностному росту и общественным достижениям с учетом моральных и духовных ценностей, но низкой независимости членов семьи (мать-подросток) друг от друга при достижении целей. Показатели управления семейной системой (организация, контроль) демонстрируют высокую тенденцию старших членов семьи (мать) организовывать и контролировать жизни младшего поколения (подросток).

Исходя из средних и процентных результатов матерей из полных семей, можно утвердить, что показатели отношений между членами семьи (сплоченность, экспрессивность, конфликт) свидетельствуют о наличии сильной семейной сплоченности, отсутствии конфликтов (по крайней мере, актуальных) и нормальной экспрессивности в межличностных отношениях. Показатели личностного роста (ориентация на достижения, интеллектуально-культурная ориентация, ориентация на активный отдых, морально-нравственные аспекты) говорят о стремлении членов семьи к личностному росту и общественным достижениям с учетом моральных и духовных ценностей и нормальной независимости членов семьи (мать-подросток) друг от друга при достижении целей. Показатели управления семейной системой (организация, контроль) демонстрируют практическое отсутствие тенденции старших членов семьи (мать) организовывать и контролировать жизни младшего поколения (подросток).

Четвертая методика – опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению».

Исходя из средних и процентных результатов подростков из неполных материнских семей, можно утвердить, что в нормативных границах у данной категории подростов лежат такие склонности к отклоняющемуся поведению, как: склонность к аддиктивному поведению и склонность к агрессии и насилию, низкие показатели – склонность к делинквентному поведению и склонность к преодолению норм и правил. Опасения вызывают показатели по склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, которые находятся на границе нормативной и чрезвычайной выраженности.

Исходя из средних и процентных результатов подростков из полных семей, можно утвердить, что в нормативных границах у данной категории подростов лежат такие склонности к отклоняющемуся поведению, как: склонность к аддиктивному поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению и склонность к агрессии и насилию, низкие показатели – склонность к делинквентному поведению и склонность к преодолению норм и правил.

Такие результаты позволяют выдвинуть следующую гипотезу исследования: подростки из неполных материнских семей демонстрируют склонность к отклоняющемуся поведению, что взаимосвязано с некоторыми психологическими особенностями материнского отношения к ним, а именно с симбиотическим типом материнского отношения, требовательностью матери по отношению к ребенку, высоким контролем жизни ребенка со стороны матери и выраженной экспрессивностью детско-родительских отношений. Данное предположение не характерно для детско-родительских отношений матери и подростка в полных семьях.

Выявленные корреляции показали существующие взаимосвязи между склонностью подростков из неполных семей к отклоняющемуся поведению и психологическими особенностями материнского отношения к подростку. Эти факты позволяют дать качественную характеристику взаимосвязей особенностей детско-родительских отношений со склонностью подростков к отклоняющемуся поведению в неполных материнских семьях.

Ведущим типом родительского отношения к своему подростку матери из неполных семей чаще всего выбирают симбиотические отношения, которые выражаются в том, что мать считает себя единым целым с подростком, как правило, старается удовлетворить все его желания и потребности, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Вместе с тем, мать часто ощущает повышенную тревогу за жизнь и здоровье подростка.

Мать, не имеющая супруга, в воспитании подростка часто проявляет излишнюю требовательность, ожидает от него высокого уровня ответственности, что проявляется в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности и непредоставлении подростку самостоятельности. При этом их поведение может быть непоследовательным, требования могут различаться в одинаковых ситуациях в разный момент времени, что может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности и непринятии себя как матери.

Однако матери из неполных семей, безусловно принимают своего подростка, не отвергают его, испытывают положительные эмоции по отношению к нему, создавая довольно авторитетные отношения. Они стремятся к тому, чтобы их дети-подростки достигали успеха в жизни, ориентируясь на социально-нравственные нормы.

Подростки из неполных материнских семей, в свою очередь, демонстрируют склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения, они не хотят преступать закон. В некоторых случаях им характерна ориентация на чувственную сторону жизни, когда существует так называемая «сенсорная жажда», что может приводить к увлечению разными способами ухода от реальности. Самым вызывающим опасения фактом о подростках из неполных материнских семей является то, что у них наблюдается достаточно низкая ценность собственной жизни, склонность к риску и потребности в острых ощущениях.

Таким образом, перед педагогом-психологом стоят задачи по работе в рамках психологического консультирования, просвещения родителя; в коррекционной работе, психологическом консультировании с подростком-школьником.

В целях совершенствования психологической помощи была разработана программа психолого-педагогических тренингов для подростков из неполных семей со склонностью к отклоняющемуся поведению. Реализация программы предполагает работу в несколько этапов: предварительный этап (определение принципов, цели и задач программы, выбор методов и методик работы, разработка графика программы), основной этап (проведение программы), заключительный этап (анализ результатов программы и оценка ее эффективности с помощью ретестовой диагностики). Данная программа позволит оптимизировать состояние и детско-родительские отношения подростков из неполных материнских семей со склонностью к отклоняющемуся поведению. Ее могут использовать в своей работе школьные психологи, психологи-педагоги и прочие специалисты, работающие с детьми школьного возраста.

Список используемой литературы.

  1. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Москва: Академия, 2022. 192 с.
  2. Боброва С.Г., Хохлов Р.С. Проблема неполной семьи в современной Психологии // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2023. №15. С. 83-87.
  3. Бочкарева К.С. Неполная семья // Экономика и социум. 2022. №4-1 (13). С. 826-830.
  4. Бусловская М.А. Детско-родительские отношения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №29. С. 88-94.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: ЧеРо, 2020. 240 с.
  6. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. 2019. Т.6, № 1. С. 25-34.
  7. Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. №4. С. 28-33.
  8. Егорова В.Н., Матвеева Н.В. Детско-родительские отношения в материнской семье // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №10. С. 37-54.
  9. Жукова М.В. Отклоняющееся поведение в детском возрасте: терминологическое поле исследования // Вестник ЮУрГГПУ. 2012. №11. С. 71-85.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 8-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2020. 456 с.
  11. Салчак А.М., Бегзи А.К. Гендерные особенности девиантного поведения тувинских подростков // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2022. №4 (103). С. 15-22.
  12. Овчарова Р.В., Мягкова М.А. Психологические особенности материнства в неполной семье // Теория и практика общественного развития. 2013. №2. С. 63-66.
  13. Цветкова Н.А. Особенности характеристик семейного воспитания в неполных семьях // Социология. 2022. №3. С. 262-269.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением.

В настоящее время рост подростков, склонных к проявлению девиантного поведения неуклонно увеличивается. Проблема становится одной из важнейших в образователных организациях. Только совместная работа с...

Диагностика особенностей детско-родительских отношений.

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ДРО)Дата заполнения: ________________ Ф.И. ребенка __________________________________Родители:Мать (краткая характиристика):____________________...

Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Статья "Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте" подготовлена студенткой Тюриной Е. для участия в XIII Всероссийской научно-практической конференции "Дом, в ко...

Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...

Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...

Психологические особенности детско-родительских отношений в неполных материнских семьях. Теоретический обзор.

Особого внимания в психолого-педагогической науке заслуживает исследование психологических особенностей детско-родительских отношений в неполных материнских семьях, количество которых, по последним да...

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

По данным литературы разработка программ по улучшению социально-психологической адаптации детей и подростков с хроническими соматическими заболеваниями является в настоящее время актуальной задачей, и...