Программа работы стажировочной площадки МБОУ "СОШ ст.Евсино" "Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР"
рабочая программа
Качественной характеристикой деятельности нашей школы является адаптирование инновационных образовательных технологий под условия инклюзивного образования. Педагоги нашей школы уже давно обратили внимание на то, что формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР затруднено и есть необходимость применения инновационных технологий , приемов и методов, способствующих развитию УУД. С каждым годом количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов в школе увеличивается и в настоящее время составляет 4,6 %.Результаты деятельности стажировочной площадки "Формирование смыслового чтения у обучающихся с ЗПР" показали, что педагоги района нуждаются в повышении компетенции по вопросам формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР, потому что при составлении технологической карты урока учителя-стажеры испытывают затруднение при заполнении раздела "Метапредметные УУД, формируемые у обучающихся, в том числе и у обучающихся с ЗПР".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино»
Утверждена решением
педагогического совета:
Протокол № 7
от 28.01.20 г.
Программа
работы стажировочной площадки
«Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР»
Авторы-разработчики программы:
Н.Н. Кашаутова,
педагог-психолог;
Т.Б. Иванникова,
учитель русского языка
и литературы.
2020 год
I. Пояснительная записка
1. Актуальность.
Требования Федерального образовательного стандарта НОО и ОООобучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает, что «обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательной деятельности, т. е. развивать у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (далее УДД), которые:
- обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, но и умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия.
Под универсальными учебными действиями понимается совокупность обобщенных действий обучающегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ведущую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».
Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия (ФГОС НОО.издание 3-е, переработанное М., «Просвещение», 2016г).
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.
Основные результаты обучения детей с ЗПР— это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка с ЗПР должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности
Педагогу важно помнить, что у детей с задержкой психического развития отмечается замедленный темп развития всех познавательных психических процессов: воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Зачастую недостатки памяти касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Детям с ЗПР присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения. У многих не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена.Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что эти дети (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность: испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.
При этом дети с задержкой психического развития «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития» (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).
Условия формирования универсальных учебных действий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их по отношению друг к другу;
- применение упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ЗПР является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ЗПР.
Именно по тому, как сформированы учебные действия, можно и должно судить об образовательном результате: если успешно формируются УУД, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.
Ребенок, овладевший УУД, в процессе осуществления учебной деятельности может отвечать себе и другим на следующие вопросы:
- Для чего я это делаю?
- Что я делаю и в каком порядке?
- Как я это делаю?
- Верным ли путем я двигаюсь?
- Как оцениваю свою работу?
- Какие новые задачи передо мной встают теперь?
Качественной характеристикой деятельности нашей школы является адаптированиеинновационных образовательных технологий под условия инклюзивного образования. Технологические поиски педагогов связаны с совершенствованием урока на основе индивидуального подбора методов обучения, в зависимости от особенностей предмета, индивидуальных возможностей и способностей обучающихся с ЗПР. Обобщение методического опыта позволило выделить несколько технологий, адаптируемых и используемых учителями школы:
- технологию организации текстовой деятельности на основе клоуз-теста,
- технологию проблемного обучения,
- технологию обучения в глобальном информационном пространстве (ТОГИС),
- технологию проектного обучения,
- технологиюТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
атакже методов и приемов: методадискуссий, проектов, обучения в группах сотрудничества, словесного, наглядного, практического, репродуктивного, контроля и самоконтроля, стимулирования, игры, приема обсуждения домашнего задания, входа в урок, «Райтинг», «Светофор», «Смайлики», «Облако слов», «Интеллект-карты».
Педагоги нашей школы уже давно обратили внимание на то, что формирование метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР затруднено и есть необходимость примененияинновационных технологий, приемов и методов, способствующих развитию УУД. С каждым годом количество детей с ОВЗ и детей - инвалидов в школе увеличивается и на сегодняшний день составляет 4,6 %. В 2013 году детей с ОВЗ было 3,8% от общего количества обучающихся. Преобладающей является категория обучающихся с задержкой психического развития -74 % от всех «обучающихся с ОВЗ» школы.
Результаты деятельности стажировочной площадки «Формирование смыслового чтения к обучающихся с ЗПР» (апрель-декабрь 2019 года) показали, что педагоги района нуждаются в повышении компетенции по вопросам формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР, потому что при составлении технологической карты урокаучителя-стажеры испытывали затруднение при заполнении раздела «МетапредметныеУУД, формируемые у обучающихся, в том числе и у обучающихся с ЗПР».
Таким образом, опираясь на выявленный запрос по обозначенной проблеме, была определена актуальная тематика стажировочной площадки: «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР».
2. Цель и задачи программы
Цель программы:повышение психолого-педагогической компетентности педагоговв вопросах формированияметапредметных УУД у обучающихся с ЗПР в условиях инклюзивного класса.
Задачи:
- Рассмотреть технологии, приемы и методы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР.
- Оказать помощь педагогам в выборе эффективных технологий, приемов и методов формированияметапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР в урочной и внеурочной деятельности.
- Обучить педагогов на практике использоватьданные технологии, приемы и методы для формирования метапредмегныхУУД у обучающихся с ЗПР.
- Сформировать умение составлятьтехнологическую карту урока с использованием технологий, приемов и методов формирования метпаредметных УУД у обучающихся с ЗПР в инклюзивном классе.
3. Трудоемкость, сроки освоенияпрограммы
Стажировка рассчитана на 30 часов. Сроки освоения программы: март-декабрь 2020 года.
- Адресная группа
Педагоги школИскитимского района, реализующие инклюзивную практику, в том числе из школ школьного округа и ОО с УНОР и «группы риска».
- Форма обучения
Программа предусматривает комплекс различных форм обучения: очная, заочная (посредством телефонной связи, скайп-общения, электронной почты). Организация групповой, подгрупповой, индивидуальной работы.
- Ресурсное обеспечение
Кадровые ресурсы:
Педагогические работники,имеющие опыт работы в условиях инклюзивного образования: учителя-предметники, методисты, заместители директора по УВР.
Специалисты сопровождения: педагоги-психологи, специальный психолог, учитель-
логопед, специалист ЛФК.
Курсовую подготовку по инклюзивному образованию прошли 65 % педагогов школы. Первую квалификационную категорию имеют 13 педагогов, высшую – 18.
Материально-технические ресурсы.
Учебные кабинеты оснащены техническими средствами, мультимедийным оборудованием. Специальным оборудованием оснащены учебные мастерские, зал ЛФК, спортивный зал, кабинеты информатики, кабинет психолога, кабинет логопеда, медицинский кабинет, библиотека.
В школе создана и функционирует локальная компьютерная сеть, которой объединены компьютеры, отрегулировано общение и обмен информацией в режиме скайп,52 компьютера подключены к сети Интернет.
Учебно-методические ресурсы:
- адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР;
- Положение о системе оценивания обучающихся с ОВЗ (ЗПР);
- наличие комплекта информационно-методических материаловпо теме стажировочной площадки, в том числе диагностический инструментарий для оценки уровня освоения материала учителями-стажерами;
- оформление сайта.
Технические ресурсы:
официальный сайт образовательной организации; компьютеры с программным обеспечением для просмотра видеороликов и для онлайн связи со стажёрами, принтер, сканер, видеокамера, фотоаппарат.
7. Планируемые результаты обучения по программе. Показатели оценки результата.
Результаты обучения по программе.
Результат 1.
Повышение теоретической и практической компетентности по вопросам теории и методикиформированияметапредментых УУД у обучающихся с ЗПРв рамках урочной и внеурочной деятельности школьниковв условиях инклюзивного класса.
Специалисты должны знатьтехнологии формирования метапредметных УУД:
- технологию организации текстовой деятельности на основе клоуз-теста,
- технологию проблемного обучения,
- технологию образования в глобальной информационной сети (ТОГИС),
- технологию проектного обучения,
- технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Использование следующих методов и приемов: методадискуссий, проектов, обучения в группах сотрудничества, словесного, наглядного, практического, репродуктивного, контроля и самоконтроля, стимулирования, игры, приема обсуждения домашнего задания,входа в урок, «Райтинг», «Светофор», «Смайлики», «Облако слов», «Интеллект-карты»
Требования к предмету оценивания:
Участники стажировки предоставляют:
- заполненный бланк анкеты «Проблемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР» (Приложение 1);
- Рефлексивный опросник (Приложение 2);
- Тест «Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР» (Приложение 3).
Результат 2.
Повышение практической компетентности по вопросам формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР в инклюзивном классе с применением:
- технологии организации текстовой деятельности на основе клоуз-теста, проблемного обучения, ТОГИС, проектного обучения, ТРИЗ;
- методов дискуссий, проектов, обучения в группах сотрудничества; словесный, наглядный, практический, репродуктивный; метод контроля и самоконтроля, стимулирования, игры, приема обсуждения домашнего задания
- приема входа в урок, «Райтинг», «Светофор», «Смайлики», «Облако слов», «Интеллект-карты».
Требования к предмету оценивания:
Участники стажировки предоставляют:
- Анализ фрагментов открытых уроков, внеурочных, индивидуальных занятий (Приложение 4);
- Технологическую карту урока обобщения и систематизации знаний, в которой отображена работаучителя с обучающими с ЗПР по формированию метапредметных УУД (Приложение 5).
Учителя-кураторы предоставляют Лист супервизии. Приложение 6
II. Содержание программы. Тематический план стажировки.
Содержание программы
Программа стажировки состоит из:
Тема 1.Установочный семинар«Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР», 10 часов.
- Введение«Формированиеметапредметных УУД в свете реализации ФГОС ООО и НОО ».
- Анкетирование «Проблемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР»
- Мастер-классы:
- «Формирование метапредметныхУУД на основе технологии организации текстовой деятельности у обучающихся с ЗПР в инклюзивном классе»;
- «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР на уроках истории и обществознания средствами технологии проблемного обучения»;
- «ФормированиеметапредметныхУУД у обучающихся с ЗПРна уроках английского языка средствами технологии обучения в глобальном информационном сообществе (ТОГИС)»;
- «Решение проектных задач как способ формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР в начальной школе»;
- «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР в начальной школе через организацию групповой работы на уроках окружающего мира»;
- «Бинарный урок как средство формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР в начальной школе»;
- «Формирование регулятивных УУД у обучающихся с ЗПР на уроках биологии»;
- «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР на уроках физики с применением технологии ТРИЗ»;
- «Формирование метапредметнных УУД у обучающихся с ЗПР на уроках математики: методы и приемы».
- Рефлексивный опросник.
- Домашнее задание (Тест).
Тема 2.Семинар-практикум «Формирование метапредметных УУДу обучающихся с ЗПР как важного фактора освоения АОП», 11 часов.
- Открытые уроки:
- «Подготовка к сочинению-рассуждению на основе клоуз-теста», 9а класс, урок русского языка;
- «Подготовка к сочинению-описанию по картине А. Пластова «Летом» на основе клоуз-теста», 5а класс, урок русского языка;
- «Природные зоны России», 4б класс, урок окружающего мира;
- «Закрепление изученного по теме «Решение задач», 2б класс, урок математики;
- «Сравнительная характеристика прокариотической и эукаротической клетки», 9а класс, урок биологии;
- «Свободное падение тела», 9а класс, урок физики;
- «Четырехугольники», 8а класс, урок геометрии.
- Внеурочные и индивидуальные занятия:
- «Подготовка к ВПР по истории обучающегося с ЗПР», 7 класс, индивидуальное занятие;
- «Биография писателя», 7 класс, индивидуальное занятие;
- «Дифференциация звуков [Р] и[Л] у обучающегося с ЗПР», индивидуальное логопедическое занятие;
- «Решение метапредметной задачи «Кошкин дом», 2в класс, внеурочное занятие.
- Анализ фрагментов открытых уроков, внеурочных и индивидуальных занятий.
- Домашнее задание (Технологическая карта урока).
Тема 3. Педагогическая мастерская «Сотрудничество». Супервизия «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР», 11 часов.
- Дистанционные индивидуальные консультации по составлению Технологической карты урока обобщенияи систематизациизнаний, в которой отображена работа учителя с обучающими с ЗПР по формированию метапредметных УУД.
- Супервизия (посещение открытых уроков учителей-стажеров). Заполнение Листа супервизии.
Тематический план стажировки
Тема | Количество часов | Формат мероприятия | Практическая работа участников |
Тема 1. «Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР», 10 часов. | |||
«Формирование метапредметных УУД в свете реализации ФГОС ООО и НОО ». | 1,5 час | Круглый стол | Анкета«Проблемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР». |
| 4,5 часа | Мастер-классы | Рефлексивный опросник. |
Домашнее задание. Индивидуальные консультации. | 4 | самостоятельная работа | Тест «Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР». |
Тема 2. «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР как важного фактора освоения АОП»,10 часов. | |||
| 5 | Открытые уроки Внеурочные и индивидуальные занятия | Заполнение таблицы по шаблону (анализ фрагмента урока обобщения и систематизации знаний). |
Домашнее задание с Установочного семинара. | 2 | Обсуждение | Тест «Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР». |
Домашнее задание. Индивидуальные консультации. | 3 | Технологическая картаурока обобщенияи систематизациизнаний, в которой отображена работас обучающими с ЗПР по формированию метапредметных УУД. | |
Тема 3. Педагогическая мастерская «Сотрудничество». Супервизия «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР», 10 часов. | |||
Мастерская «Сотрудничество» | 4 | Дистанционные индивидуальные консультации. | Вопросы учителей-стажеров куратору по составлению Технологической карты урока обобщения и систематизации знаний. Технологическая карта открытого урока обобщения и систематизации знаний, в которой отражена работа по формированию УУД у обучающихся с ЗР. |
Супервизия. | 6 | Супервизия (посещение открытых уроков учителей-стажеров). Заполнение Листа супервизии. | Открытый урок. Лист супервизии. |
III. Оценочные материалы программы. Практические задания для участников стажировки.
Задание 1.Стажировочная площадка. Установочный семинар«Технологии, методы и приемы формирования метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР».
Круглый стол «Формирование метапредметных УУД в свете реализации ФГОС ООО и
НОО ».
Форма отчетности - анкета «Проблемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР» (Приложение 1).
Сроки предоставления отчетности – в день проведения Установочного семинара (12.03.20 г.)
Задание 2. Стажировочная площадка. Установочный семинар «Технологии, методы и приемы формирования метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР»,мастер-классы.
Форма отчетности - Рефлексивный опросник (Приложение 2).
Сроки предоставления отчетности – в день проведения Установочного семинара (12.03.20 г.)
Задание 3.Стажировочная площадка. Установочный семинар: мастер-классы. Домашнее задание.
Форма отчетности - тест «Технологии, методы и приемы формирования метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР» (Приложение 3).
Сроки предоставления отчетности – Семинар-практикум «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР как важного фактора освоения АОП» (13.10. 20 г.)
Задание 4. Стажировочная площадка. Семинар-практикум: «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР как важного фактора освоения АОП»,открытые уроки.
Форма отчетности –таблица (анализ фрагмента урока обобщения и систематизации знаний).(Приложение 4).
Сроки предоставления отчетности – в день проведения семинара – практикума (13.10.20 г.)
Задание 5.Стажировочная площадка. Семинар-практикум: «Формирование метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР как важного фактора освоения АОП»,домашнее задание.
Форма отчетности – Технологическая картаурока обобщенияи систематизациизнаний, в которой отображена работас обучающими с ЗПР по формированию метапредметных УУД. (Приложение 5).
Сроки предоставления отчетности – 15.10.20 – 13.11.20 г.
Задание 6. Супервизия.
Форма отчетности - открытый урок в соответствии с разработанной Технологической картой. Лист супервизии. (Приложение 6).
Сроки предоставления отчетности – 16.11-30.11.20 г.
IV. Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ № 1598 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3.http://mardasova-nadezhda.narod.ru/index/0-7Модель ТОГИС.
4. Понять автора: учимся смысловому чтению: учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. Н.В. Максимовой. - Новосибирск, 2015.
5.https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/09/11/tehnologiya-triz-dlya-detey-s-ogranichennymiИспользование технологии ТРИЗ с детьми с задержкой психического развития.
6.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т.– М.: Народное образование, 2005.
7. Нарженкова Т. Н. Особенности формирования метапредметных результатов у детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 373-376.
План-график деятельности стажировочной площадки
«Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР»
«Ф
№ | Тема мероприятия | Дата | Место проведения | Формат мероприятия | Адресная группа |
1. | «Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР» | 12.03.20 г. | МКОУ «СОШ ст. Евсино» | Установочный семинар | Учителя-стажеры |
2. | «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР как важного фактора освоения АОП» | 13.10.20 г. | МКОУ «СОШ ст. Евсино» | Семинар - практикум | Учителя-стажеры |
3. | Педагогическая мастерская «Сотрудничество» | 14.10 – 30.11.20 г. | Школы района учителей-стажеров | Дистанционные индивидуальные консультации. Супервизия. | Учителя-стажеры |
Приложение 1
Анкета
«Проблемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР»
Как часто обучающиеся с ЗПР на уровне НОО и ООО испытывают нижеперечисленные проблемы:
При формировании регулятивных УУД:
- Трудности в умении определять цель деятельности на уроке:
- часто
- редко
- никогда
- Трудности в умении работать по плану:
- часто
- редко
- никогда
- Трудности в умении контролировать выполнение заданий:
- часто
- редко
- никогда
При формировании познавательных УУД:
- Трудности в умении ориентироваться в учебнике:
- часто
- редко
- никогда
- Трудности в умении сравнивать и группировать предметы:
- часто
- редко
- никогда
- Трудности в умении извлекать информацию из сюжетного рисунка:
- часто
- редко
- никогда
- Трудности в умении переводить информацию из одного вида в другой (из рисунка в схему):
- часто
- редко
- никогда
- Трудности в умении вычитывать информацию из текста и схемы:
- часто
- редко
- никогда
При формировании коммуникативных УУД:
- Трудности в умении участвовать в диалоге на уроке:
- часто
- редко
- никогда
- Трудности в умении отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу:
- часто
- редко
- никогда
- Трудности в умении соблюдать нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить:
- часто
- редко
- никогда
- Трудности в умении слушать и понимать речь других:
- часто
- редко
- никогда
- Трудности в умении работать в паре, группе:
- часто
- редко
- никогда
Есть ли у вас потребность в повышении компетенциипо вопросам формирования метапредметных УУД у обучающихся с ОВЗ(ЗПР) на уровне НОО/ООО?
- да
- нет
Приложение 2
Рефлексивный опросник
Дайте оценку своей деятельности на Установочном семинаре«Технологии, методы и приемы формирования метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР»:
Технология организации текстовой деятельности на основе клоуз-теста:
Знал
Применяю
Научусь применять
Узнал новое
Технология проблемного обучения:
Знал
Применяю
Научусь применять
Узнал новое
Технология обучения в глобальном информационном пространстве (ТОГИС):
Знал
Применяю
Научусь применять
Узнал новое
Технология проектного обучения:
Знал
Применяю
Научусь применять
Узнал новое
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Знал
Применяю
Научусь применять
Узнал новое
Приложение 3
Тест «Технологии, методы и приемы формирования метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР»
- Мне понятно, как использовать на уроках в инклюзивном классетехнологию организации текстовой деятельности на основе клоуз-теста:
- Да
- Нет
- Не совсем
- Я буду использовать на своих уроках технологию организации текстовой деятельности на основе клоуз-теста:
- Да
- Нет
- Надо еще разобраться
- Я считаю, что использование на уроках технологии организации текстовой деятельностина основе клоуз-тестаспособствует формированию метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР:
- Да
- Нет
- Свое мнение:________________________________________________________
- Психолог, основоположник основных идей технологии проблемного обучения:
- Том Бьюзен
- Джон Дьюи
- Лев Семенович Выготский
- На каких этапах уроков Открытия нового знания и Обобщения и систематизации изученного целесообразно использовать методы и приемы технологии проблемного обучения?
- Функции учителя в ТОГИС?
- Преобладающие методы обучения в ТОГИС:
- проблемный
- моделирование
- репродуктивный
- метод игры
- Какие метапредметные УУДформируются в процессе проектной деятельности у обучающихся с ЗПР?
- Основные принципы технологииТРИЗ?
Приложение 4
Анализ фрагментов посещенных уроков (внеурочных и индивидуальных занятий) на семинаре-практикуме: «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР как важного фактора освоения АОП»
Предмет, тема урока (внеурочного, индивидуального занятия), класс | Этап урока (внеурочного, индивидуального занятия) | Технологии, приемы и методы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР |
Приложение 5
Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний (шаблон)
Автор:
Тема урока:
Тип урока:
Цель урока:
Формы организации деятельности:
Опорные понятия:
Цели:
1.
2.
3. Формировать УУД:
- Личностные:
- Регулятивные:
- Коммуникативные:
- Познавательные:
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные:
Метапредметные:
- Регулятивные:
- Коммуникативные:
- Познавательные:
Коррекционно-развивающая работа для обучающегося с ОВЗ (ЗПР):
1.
2.
3.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Деятельность обучающегося с ЗПР | Формируемые метапредметныеУУД у обучающегосясЗПР | Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД у обучающегося с ЗПР |
1.Организационный момент. | |||||
2.Мотивыция к учебной деятельности. | |||||
3.Актуализация знаний. | |||||
4.Динамическая пауза | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Приложение 6
Лист супервизии
Предмет _______________ Учитель-стажер _____________________ Дата ______ Класс____
Цель посещения: применение на практике технологий, приемов и методов формирования метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР в инклюзивном классе.
Тема урока____________________________________________________________________
Количество учащихся в классе ________ Присутствуют ______________
Учитель-куратор__________________________________
Класс к уроку | Готов | Не готов | |
Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний заполнена в соответствии с шаблоном. | Заполнена | Не заполнена | |
Работа с обучающимися с ЗПР по формированию метапредметных УУД | Прописана учителем | Не прописана | |
Тема урока | Названа учителем | Сформулирована обучающимися | |
Цели, задачи урока | Названы учителем | Сформулированы обучающимися | |
Этап мотивации к учебной деятельности | Присутствует | Нет | |
Этап актуализации знаний | Присутствует | Нет | |
Динамическая пауза на уроке | Есть | Нет | |
Этап обобщения и систематизации знаний | Есть | Нет | |
Формы организации познавательной деятельности на этапе Обобщения и систематизации знаний | |||
1) фронтальная | 3) индивидуальная | 6)самостоятельная работа | |
2) парная | 5) групповая | 7) | |
Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР | |||
Этап контроля усвоения знаний | Присутствует | Не присутствует | |
Этап рефлексии | Присутствует | Не присутствует | |
Домашнее задание | Дифференцировано | Не дифференцировано | |
Мнение учителя-куратораоб уроке: | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Дата _____________ Подпись учителя-куратора______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы стажировочной площадки
Представлен анализ работы стажировочной площадки по теме "Комплексная организация внеурочной деятельности в условиях современной школы"...
Программа и содержание работы стажировочной площадки для специалистов коррекционных школ VIII вида
Модули и структура организации переподготовки специалистов коррекционных школ....
Программа и содержание работы стажировочной площадки для специалистов коррекционных школ VIII вида
Модули и структура организации переподготовки специалистов коррекционных школ....
Приказ об участии в работе стажировочном площадки
Приказ об участии в работе стажировочном площадки...
Итоги работы стажировочной площадки за 2013-2015 учебный год
Итоги работы стажировочной площадки за 2013-2015 учебный год...
Сборник методических материалов по итогам работы стажировочной площадки "Теоретические и практические аспекты использования проблемно-диалогической технологии на логопедическом занятии"
Общеизвестно, что в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, который включает в себя базовые образовательные технологии, такие как проектная деятельность, информацио...
«Метапредметный подход в преподавании географии» Программа работы стажировочной площадки
Цель:овладение участниками стажировки навыка использования метапредметного подхода в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС ступеней общего образования...