Программа работы стажировочной площадки МБОУ "СОШ ст.Евсино" "Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР"
рабочая программа

Иванникова Татьяна Борисовна

Качественной характеристикой деятельности нашей школы является адаптирование инновационных образовательных технологий под условия инклюзивного образования. Педагоги нашей школы уже давно обратили внимание на то, что формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР затруднено и есть необходимость применения инновационных технологий , приемов и методов, способствующих развитию УУД. С каждым годом количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов в школе увеличивается и в настоящее время составляет 4,6 %.Результаты деятельности стажировочной площадки "Формирование смыслового чтения у обучающихся с ЗПР" показали, что педагоги района нуждаются в повышении компетенции по вопросам формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР, потому что при составлении технологической карты урока учителя-стажеры испытывают затруднение при заполнении раздела "Метапредметные УУД, формируемые у обучающихся, в том числе и у обучающихся с ЗПР".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино»

Утверждена решением

педагогического совета:

   Протокол № 7

  от 28.01.20 г.

Программа

работы стажировочной площадки

«Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР»

Авторы-разработчики программы:

Н.Н. Кашаутова,

педагог-психолог;

Т.Б. Иванникова,

учитель русского языка

и литературы.

2020  год


I. Пояснительная записка

1. Актуальность.

Требования Федерального образовательного стандарта НОО и ОООобучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает, что «обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательной деятельности, т. е. развивать у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (далее УДД), которые:

- обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, но и умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия.

Под универсальными учебными действиями понимается совокупность обобщенных действий обучающегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ведущую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».

Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия (ФГОС НОО.издание 3-е, переработанное М., «Просвещение», 2016г).

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.

Основные результаты обучения детей с ЗПР— это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка с ЗПР должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности

Педагогу важно помнить, что у детей с задержкой психического развития отмечается замедленный темп развития всех познавательных психических процессов: воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Зачастую недостатки памяти касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Детям с ЗПР присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения. У многих не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена.Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что эти дети (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность: испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.

При этом дети с задержкой психического развития «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития» (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).

Условия формирования универсальных учебных действий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу;

- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их по отношению друг к другу;

- применение упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

Еще одним условием успешного обучения детей с ЗПР является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ЗПР.

Именно по тому, как сформированы учебные действия, можно и должно судить об образовательном результате: если успешно формируются УУД, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.

Ребенок, овладевший УУД, в процессе осуществления учебной деятельности может отвечать себе и другим на следующие вопросы:

- Для чего я это делаю?

- Что я делаю и в каком порядке?

- Как я это делаю?

- Верным ли путем я двигаюсь?

- Как оцениваю свою работу?

- Какие новые задачи передо мной встают теперь?

Качественной характеристикой деятельности нашей школы является адаптированиеинновационных образовательных технологий под условия инклюзивного образования. Технологические поиски педагогов связаны с совершенствованием урока на основе индивидуального подбора методов обучения, в зависимости от особенностей предмета, индивидуальных возможностей и способностей обучающихся с ЗПР. Обобщение методического опыта позволило выделить несколько технологий, адаптируемых и используемых учителями школы:

  • технологию организации текстовой деятельности на основе клоуз-теста,
  • технологию проблемного обучения,
  • технологию обучения в глобальном информационном пространстве (ТОГИС),
  • технологию проектного обучения,
  • технологиюТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

атакже методов и приемов: методадискуссий, проектов, обучения в группах сотрудничества, словесного, наглядного, практического, репродуктивного, контроля и самоконтроля, стимулирования, игры, приема обсуждения домашнего задания, входа в урок, «Райтинг», «Светофор», «Смайлики», «Облако слов», «Интеллект-карты».

Педагоги нашей школы уже давно обратили внимание на то, что формирование метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР затруднено и есть необходимость примененияинновационных технологий, приемов и методов, способствующих развитию УУД. С каждым годом количество детей с ОВЗ и детей - инвалидов в школе увеличивается и на сегодняшний день составляет 4,6 %. В 2013 году детей с ОВЗ было 3,8% от общего количества обучающихся. Преобладающей является категория обучающихся с задержкой психического развития -74 % от всех «обучающихся с ОВЗ» школы.

Результаты деятельности стажировочной площадки «Формирование смыслового чтения к обучающихся с ЗПР» (апрель-декабрь 2019 года) показали, что педагоги района нуждаются в повышении компетенции по вопросам формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР, потому что при составлении технологической карты урокаучителя-стажеры испытывали затруднение при заполнении раздела «МетапредметныеУУД, формируемые у обучающихся, в том числе и у обучающихся с ЗПР».

Таким образом, опираясь на выявленный запрос по обозначенной проблеме, была определена актуальная тематика стажировочной площадки: «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР».


2. Цель и задачи программы

Цель программы:повышение психолого-педагогической компетентности педагоговв вопросах формированияметапредметных УУД у обучающихся с ЗПР в условиях инклюзивного класса.

Задачи:

  1. Рассмотреть технологии, приемы и методы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР.
  2. Оказать помощь педагогам в выборе эффективных технологий, приемов и методов формированияметапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР в урочной и внеурочной деятельности.
  3. Обучить педагогов на практике использоватьданные технологии, приемы и методы для формирования метапредмегныхУУД у обучающихся с ЗПР.
  4. Сформировать умение составлятьтехнологическую карту урока с использованием технологий, приемов и методов формирования метпаредметных УУД у обучающихся с ЗПР в инклюзивном классе.

3. Трудоемкость, сроки освоенияпрограммы

Стажировка рассчитана на 30 часов. Сроки освоения программы: март-декабрь 2020 года.

  1. Адресная группа

Педагоги школИскитимского района, реализующие инклюзивную практику, в том числе из школ школьного округа и ОО с УНОР и «группы риска».

  1. Форма обучения

Программа предусматривает комплекс различных форм обучения: очная, заочная (посредством телефонной связи, скайп-общения, электронной почты). Организация групповой, подгрупповой, индивидуальной работы.

  1. Ресурсное обеспечение

Кадровые ресурсы:

Педагогические работники,имеющие опыт работы в условиях инклюзивного образования: учителя-предметники, методисты, заместители директора по УВР.

Специалисты сопровождения: педагоги-психологи, специальный психолог, учитель-

логопед, специалист ЛФК.

Курсовую подготовку по инклюзивному образованию прошли 65 % педагогов школы. Первую квалификационную категорию имеют 13 педагогов, высшую – 18.

Материально-технические ресурсы.

Учебные кабинеты оснащены техническими средствами, мультимедийным оборудованием. Специальным оборудованием оснащены учебные мастерские, зал ЛФК, спортивный зал, кабинеты информатики, кабинет психолога, кабинет логопеда, медицинский кабинет, библиотека.  

В школе создана и функционирует локальная компьютерная сеть, которой объединены компьютеры, отрегулировано общение и обмен информацией в режиме скайп,52 компьютера подключены к сети Интернет.

Учебно-методические ресурсы:

  • адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР;
  • Положение о системе оценивания обучающихся с ОВЗ (ЗПР);
  • наличие комплекта информационно-методических материаловпо теме стажировочной площадки, в том числе диагностический инструментарий для оценки уровня освоения материала учителями-стажерами;
  • оформление сайта.

Технические ресурсы:

официальный сайт образовательной организации; компьютеры с программным обеспечением для просмотра видеороликов и для онлайн связи со стажёрами, принтер, сканер, видеокамера, фотоаппарат.

7. Планируемые результаты обучения по программе. Показатели оценки результата.

Результаты обучения по программе.

Результат 1.

Повышение теоретической и практической компетентности по вопросам теории и методикиформированияметапредментых УУД у обучающихся с ЗПРв рамках урочной и внеурочной деятельности школьниковв условиях инклюзивного класса.

Специалисты должны знатьтехнологии формирования метапредметных УУД:

  • технологию организации текстовой деятельности на основе клоуз-теста,
  • технологию проблемного обучения,
  • технологию образования в глобальной  информационной сети (ТОГИС),
  • технологию проектного обучения,
  • технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Использование следующих методов и приемов: методадискуссий, проектов, обучения в группах сотрудничества, словесного, наглядного, практического, репродуктивного, контроля и самоконтроля, стимулирования, игры, приема обсуждения домашнего задания,входа в урок, «Райтинг», «Светофор», «Смайлики», «Облако слов», «Интеллект-карты»

Требования к предмету оценивания:

Участники стажировки предоставляют:

  • заполненный бланк анкеты «Проблемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР» (Приложение 1);
  • Рефлексивный опросник (Приложение 2);
  • Тест «Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР» (Приложение 3).

Результат 2.

Повышение практической компетентности по вопросам формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР в инклюзивном классе с применением:

  • технологии организации текстовой деятельности на основе клоуз-теста, проблемного обучения, ТОГИС, проектного обучения, ТРИЗ;
  • методов дискуссий, проектов, обучения в группах сотрудничества; словесный, наглядный, практический, репродуктивный; метод контроля и самоконтроля, стимулирования, игры, приема обсуждения домашнего задания
  • приема входа в урок, «Райтинг», «Светофор», «Смайлики», «Облако слов», «Интеллект-карты».

Требования к предмету оценивания:

Участники стажировки предоставляют:

  • Анализ фрагментов открытых уроков, внеурочных, индивидуальных занятий (Приложение 4);
  • Технологическую карту урока обобщения и систематизации знаний, в которой отображена работаучителя с обучающими с ЗПР по формированию метапредметных УУД (Приложение 5).

Учителя-кураторы предоставляют Лист супервизии. Приложение 6

II. Содержание программы. Тематический план стажировки.

Содержание программы

Программа стажировки состоит из:

Тема 1.Установочный семинар«Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД  у обучающихся с ЗПР», 10 часов.

  1. Введение«Формированиеметапредметных УУД  в свете реализации ФГОС ООО и НОО ».
  2. Анкетирование «Проблемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР»
  3. Мастер-классы:
  • «Формирование метапредметныхУУД на основе технологии организации текстовой деятельности у обучающихся с ЗПР в инклюзивном классе»;
  • «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР на уроках истории и обществознания средствами технологии проблемного обучения»;
  • «ФормированиеметапредметныхУУД у обучающихся с ЗПРна уроках английского языка средствами технологии обучения в глобальном информационном сообществе (ТОГИС)»;
  • «Решение проектных задач как способ формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР в начальной школе»;
  • «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР в начальной школе через организацию групповой работы на уроках окружающего мира»;
  • «Бинарный урок как средство формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР в начальной школе»;
  • «Формирование регулятивных УУД у обучающихся с ЗПР на уроках биологии»;
  • «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР на уроках физики с применением технологии ТРИЗ»;
  • «Формирование метапредметнных УУД у обучающихся с ЗПР на уроках математики: методы и приемы».
  1. Рефлексивный опросник.
  2. Домашнее задание (Тест).

Тема 2.Семинар-практикум «Формирование метапредметных УУДу обучающихся с ЗПР как важного фактора освоения АОП», 11 часов.

  1. Открытые уроки:
  • «Подготовка к сочинению-рассуждению на основе клоуз-теста»,  9а класс, урок русского языка;
  • «Подготовка к сочинению-описанию по картине А. Пластова «Летом» на основе клоуз-теста», 5а класс, урок русского языка;
  • «Природные зоны России», 4б класс, урок окружающего мира;
  • «Закрепление изученного по теме «Решение задач», 2б класс, урок математики;
  • «Сравнительная характеристика прокариотической и эукаротической клетки», 9а класс, урок биологии;
  • «Свободное падение  тела»,  9а класс, урок физики;
  • «Четырехугольники», 8а класс, урок геометрии.
  1. Внеурочные и индивидуальные занятия:
  • «Подготовка к ВПР по истории обучающегося с ЗПР», 7 класс, индивидуальное занятие;
  • «Биография писателя», 7 класс, индивидуальное занятие;
  • «Дифференциация звуков [Р] и[Л] у обучающегося с ЗПР», индивидуальное логопедическое занятие;
  • «Решение метапредметной задачи «Кошкин дом», 2в класс, внеурочное занятие.
  1. Анализ фрагментов открытых уроков, внеурочных и индивидуальных занятий.
  2. Домашнее задание (Технологическая карта урока).

Тема 3. Педагогическая мастерская «Сотрудничество». Супервизия «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР», 11  часов.

  1. Дистанционные индивидуальные консультации по составлению Технологической карты урока обобщенияи систематизациизнаний, в которой отображена работа учителя с обучающими с ЗПР по формированию метапредметных УУД.
  2. Супервизия (посещение открытых уроков учителей-стажеров). Заполнение Листа супервизии.

Тематический план стажировки

Тема

Количество часов

Формат мероприятия

Практическая работа участников

Тема 1. «Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД  у обучающихся с ЗПР», 10 часов.

 «Формирование метапредметных УУД  в свете реализации ФГОС ООО и НОО ».

1,5 час

Круглый стол

Анкета«Проблемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР».

  • «Формирование метапредметныхУУД на основе технологии организации текстовой деятельности у обучающихся с ЗПР в инклюзивном классе»;
  • «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР на уроках истории и обществознания средствами технологии проблемного обучения»;
  • «Формирование метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР на уроках английского языка средствами технологии образования вглобальной информационной сети (ТОГИС)»;
  • «Решение проектных задач как способ формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР в начальной школе»;
  • «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР в начальной школе через организацию групповой работы на уроках окружающего мира»;
  • «Бинарный урок как средство формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР в начальной школе»
  • «Формирование регулятивных УУД у обучающихся с ЗПР на уроках биологии»;
  • «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР на уроках физики с применением технологии ТРИЗ»;
  • «Формирование метапредметнных УУД у обучающихся с ЗПР на уроках математики: методы и приемы;

4,5 часа

Мастер-классы

Рефлексивный опросник.

Домашнее задание. Индивидуальные консультации.

4

самостоятельная работа

Тест «Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР».

Тема 2. «Формирование метапредметных  УУД у обучающихся с ЗПР как важного фактора освоения АОП»,10 часов.

  • «Подготовка к сочинению-рассуждению на основе клоуз-теста», 9а класс, урок русского языка;
  • «Подготовка к сочинению-описанию по картине А. Пластова «Летом» на основе клоуз-теста», 5а класс, урок русского языка;
  • «Подготовка к сочинению-описанию
  • «Природные зоны России», 4б класс, окружающего мира;
  • «Закрепление изученного по теме «Решение задач», 2б класс, урок математики;
  • «Сравнительная характеристика прокариотической и эукаротической клетки», 9а класс, урок биологии;
  • «Свободное падение тела», 9а класс, урок физики;
  • «Четырехугольники», 8а класс, урок геометрии.

  • «Подготовка к ВПР по истории обучающегося с ЗПР», 7 класс, индивидуальное занятие;
  • «Биография писателя», 7 класс, индивидуальное занятие;
  • «Дифференциация звуков [Р] и[Л] у обучающегося с ЗПР», индивидуальное логопедическое занятие;
  • «Решение метапредметной задачи «Кошкин дом», 2в класс, внеурочное занятие.

5

Открытые уроки

Внеурочные и индивидуальные занятия

Заполнение таблицы по шаблону (анализ фрагмента урока обобщения и систематизации знаний).

Домашнее задание с Установочного семинара.

2

Обсуждение

Тест «Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР».

Домашнее задание.

Индивидуальные консультации.

3

Технологическая   картаурока обобщенияи систематизациизнаний, в которой отображена работас обучающими с ЗПР по формированию метапредметных УУД.

Тема 3. Педагогическая мастерская «Сотрудничество». Супервизия «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР», 10 часов.

Мастерская «Сотрудничество»

4

Дистанционные индивидуальные консультации.

Вопросы учителей-стажеров куратору по составлению Технологической карты урока обобщения и систематизации знаний.

Технологическая карта  открытого урока обобщения и систематизации знаний, в которой отражена работа по формированию УУД у обучающихся с ЗР.

Супервизия.

6

Супервизия (посещение открытых уроков учителей-стажеров). Заполнение   Листа супервизии.

Открытый урок.

Лист супервизии.

III. Оценочные материалы программы. Практические задания для участников стажировки.

Задание 1.Стажировочная площадка. Установочный семинар«Технологии, методы и приемы формирования метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР».

Круглый стол «Формирование метапредметных УУД  в свете реализации ФГОС ООО и

НОО ».

Форма отчетности -  анкета «Проблемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР» (Приложение 1).

Сроки предоставления отчетности – в день проведения Установочного семинара (12.03.20 г.)

Задание 2.  Стажировочная площадка. Установочный семинар «Технологии, методы и приемы формирования метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР»,мастер-классы.

Форма отчетности - Рефлексивный опросник (Приложение 2).

Сроки предоставления отчетности – в день проведения Установочного семинара (12.03.20 г.)

Задание 3.Стажировочная площадка. Установочный семинар: мастер-классы. Домашнее задание.

Форма отчетности - тест «Технологии, методы и приемы формирования метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР» (Приложение 3).

Сроки предоставления отчетности – Семинар-практикум «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР как важного фактора освоения АОП» (13.10. 20 г.)

Задание 4. Стажировочная площадка. Семинар-практикум: «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР как важного фактора освоения АОП»,открытые уроки.

Форма отчетности –таблица (анализ фрагмента урока обобщения и систематизации знаний).(Приложение 4).

Сроки предоставления отчетности – в день проведения семинара – практикума (13.10.20 г.)

Задание 5.Стажировочная площадка. Семинар-практикум: «Формирование метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР как важного фактора освоения АОП»,домашнее задание.

Форма отчетности – Технологическая   картаурока обобщенияи систематизациизнаний, в которой отображена работас обучающими с ЗПР по формированию метапредметных УУД. (Приложение 5).

Сроки предоставления отчетности – 15.10.20 – 13.11.20  г.

Задание 6. Супервизия.

Форма отчетности - открытый урок в соответствии с разработанной Технологической картой. Лист супервизии. (Приложение 6).

Сроки предоставления отчетности – 16.11-30.11.20 г.

IV. Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ № 1598 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3.http://mardasova-nadezhda.narod.ru/index/0-7Модель ТОГИС.

4. Понять автора: учимся смысловому чтению: учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. Н.В. Максимовой. - Новосибирск, 2015.

5.https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/09/11/tehnologiya-triz-dlya-detey-s-ogranichennymiИспользование технологии ТРИЗ с детьми с задержкой психического развития.

6.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т.– М.: Народное образование, 2005.

7. Нарженкова Т. Н. Особенности формирования метапредметных результатов у детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 373-376.


План-график деятельности стажировочной площадки

«Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР»

«Ф

Тема мероприятия

Дата

Место проведения    

Формат  мероприятия

Адресная группа

1.

«Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД  у обучающихся с ЗПР»

12.03.20 г.

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Установочный семинар

Учителя-стажеры

2.

«Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР как важного  фактора освоения АОП»

13.10.20 г.

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Семинар - практикум

Учителя-стажеры

3.

Педагогическая мастерская «Сотрудничество»

14.10 – 30.11.20 г.

Школы района учителей-стажеров

Дистанционные индивидуальные консультации.

Супервизия.  

Учителя-стажеры


Приложение 1

Анкета

«Проблемы формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР»

Как часто обучающиеся с ЗПР на уровне НОО и ООО испытывают нижеперечисленные проблемы:

При формировании регулятивных УУД:

  1. Трудности в умении определять цель деятельности на уроке:
  • часто
  • редко
  • никогда
  1. Трудности в умении работать по плану:
  • часто
  • редко
  • никогда
  1. Трудности в умении контролировать выполнение заданий:
  • часто
  • редко
  • никогда

При формировании познавательных УУД:

  1. Трудности в умении ориентироваться в учебнике:
  • часто
  • редко
  • никогда
  1. Трудности в умении сравнивать и группировать предметы:
  • часто
  • редко
  • никогда
  1. Трудности в умении извлекать информацию из сюжетного рисунка:
  • часто
  • редко
  • никогда

  1. Трудности в умении переводить информацию из одного вида в другой (из рисунка в схему):
  • часто
  • редко
  • никогда
  1. Трудности в умении вычитывать информацию из текста и схемы:
  • часто
  • редко
  • никогда

При формировании коммуникативных УУД:

  1. Трудности в умении участвовать в диалоге на уроке:
  • часто
  • редко
  • никогда
  1. Трудности в умении отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу:
  • часто
  • редко
  • никогда
  1. Трудности в умении соблюдать нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить:
  • часто
  • редко
  • никогда

  1. Трудности в умении слушать и понимать речь других:
  • часто
  • редко
  • никогда
  1. Трудности в умении работать в паре, группе:
  • часто
  • редко
  • никогда

Есть ли у вас потребность в повышении компетенциипо вопросам формирования метапредметных УУД у обучающихся с ОВЗ(ЗПР) на уровне НОО/ООО?

  • да
  • нет

Приложение 2

Рефлексивный опросник

Дайте оценку своей деятельности на Установочном семинаре«Технологии, методы и приемы формирования метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР»:

Технология организации текстовой деятельности на основе клоуз-теста:

Знал

Применяю

Научусь применять

Узнал новое

Технология проблемного обучения:

Знал

Применяю

Научусь применять

Узнал новое

Технология обучения в глобальном информационном пространстве (ТОГИС):

Знал

Применяю

Научусь применять

Узнал новое

Технология проектного обучения:

Знал

Применяю

Научусь применять

Узнал новое

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Знал

Применяю

Научусь применять

Узнал новое


Приложение 3

Тест «Технологии, методы и приемы формирования метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР»

  1. Мне  понятно, как использовать на уроках в инклюзивном классетехнологию организации текстовой деятельности на основе клоуз-теста:
  • Да
  • Нет
  • Не совсем
  1. Я буду использовать на своих уроках технологию организации текстовой деятельности на основе клоуз-теста:
  • Да
  • Нет
  • Надо еще разобраться
  1. Я считаю, что использование на уроках технологии организации текстовой деятельностина основе клоуз-тестаспособствует формированию метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР:
  • Да
  • Нет
  • Свое мнение:________________________________________________________

  1. Психолог, основоположник основных идей технологии проблемного обучения:
  • Том Бьюзен
  • Джон Дьюи
  • Лев Семенович Выготский

  1. На каких этапах уроков  Открытия нового знания и Обобщения и систематизации изученного  целесообразно использовать методы и приемы технологии проблемного обучения?

  1. Функции учителя в ТОГИС?

  1. Преобладающие методы обучения в ТОГИС:
  • проблемный
  • моделирование
  • репродуктивный
  • метод игры

  1. Какие метапредметные УУДформируются в процессе проектной деятельности у обучающихся с ЗПР?

  1. Основные принципы технологииТРИЗ?


Приложение 4

Анализ фрагментов посещенных уроков (внеурочных и индивидуальных занятий) на семинаре-практикуме: «Формирование метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР как важного фактора освоения АОП»

Предмет, тема урока

 (внеурочного, индивидуального занятия), класс

Этап урока (внеурочного, индивидуального занятия)

Технологии, приемы  и методы формирования метапредметных УУД  у обучающихся с ЗПР


Приложение 5

Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний (шаблон)

Автор:

Тема урока:        

Тип урока:  

Цель урока:

Формы организации деятельности:

Опорные понятия:

Цели:

1.

2.

3. Формировать УУД:

  • Личностные:
  • Регулятивные:
  • Коммуникативные:
  • Познавательные:

Планируемые  результаты изучения темы:

Предметные:

Метапредметные:

  • Регулятивные:
  • Коммуникативные:
  • Познавательные:

Коррекционно-развивающая работа для обучающегося с ОВЗ (ЗПР):

1.

2.

3.

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Деятельность обучающегося с ЗПР

Формируемые метапредметныеУУД у обучающегосясЗПР

Технологии, методы и приемы формирования метапредметных УУД у обучающегося с ЗПР

1.Организационный момент.

2.Мотивыция к учебной деятельности.

3.Актуализация знаний.

4.Динамическая пауза

  1. 5.Обобщение и систематизация знаний.

  1. 6.Контроль усвоения знаний.

  1. 7. Рефлексия.

  1. 8. Домашнее задание.


Приложение 6

Лист супервизии

 

Предмет _______________ Учитель-стажер _____________________ Дата ______ Класс____

Цель посещения: применение на практике технологий, приемов и методов формирования метапредметныхУУД у обучающихся с ЗПР в инклюзивном классе.

Тема урока____________________________________________________________________

Количество учащихся в классе ________ Присутствуют ______________

Учитель-куратор__________________________________

 

Класс к уроку

Готов

Не готов

Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний заполнена в соответствии с шаблоном.

Заполнена

 Не заполнена

Работа с обучающимися с ЗПР по формированию метапредметных УУД

 Прописана учителем

Не прописана

Тема урока

Названа учителем

Сформулирована обучающимися

Цели, задачи урока

Названы учителем

Сформулированы обучающимися

Этап мотивации к учебной деятельности

Присутствует

Нет

Этап актуализации знаний

Присутствует

Нет

Динамическая пауза на уроке

Есть

Нет

Этап обобщения и систематизации знаний

Есть

Нет

Формы организации познавательной деятельности на этапе Обобщения и систематизации знаний

1) фронтальная

3) индивидуальная

6)самостоятельная работа

2) парная

5) групповая

7)

Технологии, методы и приемы  формирования метапредметных УУД у обучающихся с ЗПР

Этап контроля усвоения знаний

 Присутствует

Не присутствует

Этап рефлексии

Присутствует

Не присутствует

Домашнее задание

Дифференцировано

Не дифференцировано

Мнение учителя-куратораоб уроке:

 

 

 

 

Дата _____________                                                                  Подпись учителя-куратора______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы стажировочной площадки

Представлен анализ работы стажировочной площадки по теме "Комплексная организация внеурочной деятельности в условиях современной школы"...

Программа и содержание работы стажировочной площадки для специалистов коррекционных школ VIII вида

Модули и структура  организации переподготовки специалистов коррекционных школ....

Программа и содержание работы стажировочной площадки для специалистов коррекционных школ VIII вида

Модули и структура  организации переподготовки специалистов коррекционных школ....

Приказ об участии в работе стажировочном площадки

Приказ об участии в работе стажировочном площадки...

Итоги работы стажировочной площадки за 2013-2015 учебный год

Итоги работы стажировочной площадки за 2013-2015 учебный год...

Сборник методических материалов по итогам работы стажировочной площадки "Теоретические и практические аспекты использования проблемно-диалогической технологии на логопедическом занятии"

Общеизвестно, что в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, который включает в себя базовые образовательные технологии, такие как проектная деятельность, информацио...

«Метапредметный подход в преподавании географии» Программа работы стажировочной площадки

Цель:овладение участниками стажировки навыка использования метапредметного подхода в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС ступеней общего образования...