«Роль классного руководителя в развитии функциональной грамотности школьников»
учебно-методическое пособие

 

«Ум заключается не только в знании,

но и в умении применять знания на деле».

                                                 Аристотель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsion_gramotnost.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Фисивная Л.П., классный руководитель 10 А кл.

«Роль классного руководителя в развитии функциональной грамотности школьников»

«Ум заключается не только в знании,

но и в умении применять знания на деле».

                                                 Аристотель

  1. При входе участники семинара выбирают себе разложенные фигурки:

 (капельки, треугольники, листочки), у каждой группы на парте лежит солнышко без лучей.

Когда все участники соберутся предлагаю объединиться в группы по форме лучиков и каждой группе собрать свое солнышко приклеивая лучики к солнцу. Готовое, улыбающее солнышко будет характеризовать хорошее настроение.

-        Желаю вам, так же как и вашим солнышкам улыбаться в течение всего нашего семинара!

IІ. Эмоциональный настрой «Здравствуйте!»

Настрой на работу

 Участники поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. Желаю (соприкасаются

большими пальцами);

  1. успеха (указательными);
  2. большого (средними);
  3. во всём (безымянными);
  4. и везде (мизинцами);
  5. Здравствуйте!

(прикосновение всей ладонью)

Разбиваются на пары и выполняют эмоциональный настрой.

С целью выявления какими же навыками функциональной грамотности владеют участники коучинга, предлагается поработать в группах с отрывками из текстов, не похожих по стилю написания и содержания, дав задание прочитать и обсудив в группах ответить на вопрос «Как вы думаете, что их объединяет?».  

ІІI. Самостоятельная работа с заданиями (выход на тему коучинга)

Группам раздаются задания.

І-группа

  1. Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмет,

То их на хвост нанижет,

То их понюхает,

То их полижет;

Очки не действуют никак.

И.А.Крылов «Мартышка и очки»

     2. Утром вы бегло прочитали название лекарства на упаковке и приняли предписанную вам дозу. Вскоре вы почувствовали себя плохо. Позже выяснилось, что вы приняли препарат, который был выписан вашему дедушке.

ІІ-группа

  1. В большом городе вы

оказались в метро и заметили, что часто слышите одну и ту же фразу: «Не подскажете, как добраться до станции...».

  1. Вы пытаетесь загрузить

программу «Скайп». У вас не получается. Вы читаете инструкцию, снова пытаетесь загрузить программу. Ничего не получается. Вы предпринимаете третью попытку – безрезультатно...

ІІІ-группа

  1. Заполняя бланк беседы

по развитию, в графе «Функциональные обязанности» работник написал: сканирование рынка, отслежка платежей, забивание клиентов в базу, а также их поиск и обаяние.

  1. На одном из

избирательных участков, каждый четвертый избиратель заполнил бюллетень неверно. Голоса данных избирателей были анулированы...

  1. В результате

непрофессиональных действий водителя автобуса, произошла серьезная авария...

После прослушивания ответов групп руководитель подводит коллектив к теме семинара

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; Способностью строить социальные отношения; Совокупностью рефлексивных умений,

Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление — об этих «4К»-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Однако требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран. Главный вопрос, который горячо обсуждают в педагогической среде — как развивать и оценивать гибкие навыки (soft skills) у школьников? Вместе с термином функциональная грамотность в большинстве случаев употребляется такой термин как, «компетентность». Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Выделяются следующие ключевые компетенции выпускника средней школы.

Одно из ключевых понятий современного воспитательного процесса – «воспитательная система».

      Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

     Необходимо преодолевать такие недостатки воспитательной работы, как формализм, функциональный подход, преобладание словесных методов и конкурсно - развлекательных форм воспитания.

     Проявления формализма в воспитательной работе:

– бессистемность, формальное целеполагание и планирование воспитательной работы без учета уровня воспитанности учащихся; проведение мероприятий «для галочки»;

– злоупотребление назиданием, морализированием, прямолинейным словесным воздействием;

– пассивная позиция воспитанников, когда преобладают мероприятия, подготовленные взрослыми для школьников;

– формальное усвоение детьми нравственных норм, разрыв между сознанием и поведением;

– погоня за количеством мероприятий, за внешними эффектами в ущерб их качеству.

      Классный руководитель курирует индивидуальное личностное становление школьника, осуществляя помощь и поддержку в его взаимодействии с миром. Социальная значимость фигуры классного руководителя возрастает в связи с возрастанием социальной ценности индивидуальности.

Положительная педагогическая позиция предполагает готовность к сотрудничеству, великодушному прощению, позитивному восприятию неповторимой индивидуальности каждого воспитанника, ожидание радости предстоящих открытий, стремление создать благоприятную нравственную атмосферу.

          Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

Следовательно, функционально грамотная личность -  это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества.

Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь,  готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.

Основные технологии, которые я применяю в своей работе по формированию функциональной грамотности:

1.Технология формирования Образа жизни, достойной Человека

(философское воспитание по Надежде Егоровны Щурковой)

Формируя этот Образ, педагог оставляет за воспитанником свободу выбора и создания своего собственного образа жизни, за который он несет ответственность перед собой и людьми. Важное значение в этом имеют ценности, уровень нравственной культуры семьи, друзей, а также индивидуальные особенности личности.

Задача педагога – помочь воспитанникам осмыслить содержание и смысл человеческой жизни, «презентовать» истинные ценности.

Направления воспитательного воздействия:

1. Оценка педагогом происходящего в повседневной жизни с позиций достойного и недостойного для Человека. Здесь используются реплики: «Вот это поступок, достойный уважения!», «Как это красиво, по-человечески!», «Это недостойный поступок, настоящий человек не должен так поступать».

2. Предъявление воспитанникам наглядных примеров из жизни людей (выдающихся и простых граждан), в которых проявляются лучшие качества человека, духовность, милосердие, великодушие.

3. Использование произведений искусства, литературы, устного народного творчества содержащих философские обобщения о смысле жизни. К примеру, младшим школьникам вполне доступен философский смысл сказки Антуана Де-Сент Экзюпери «Маленький принц».

4. Специальные беседы, сочинения, клубные занятия на темы: «Что главное в жизни?», «Кого мы называем богатым (сильным)?», «Для чего живет человек?», «Это недостойно человека», «Счастье каждый понимает по-своему», «Самая дорогая вещь в нашем доме» и т.п.

2.Технология «Ситуационный классный час»

(по Николаю Петровичу Капустину)

Как правило, используется классным руководителем в работе с подростками, старшеклассниками.

Задача – учить воспитанников анализировать и осознавать мотивы своего поведения, разрабатывать стратегию будущего поведения в соответствии с общественно значимой нормой.

Варианты обсуждения ситуации, проблемы: по кругу, в микрогруппах или коллективно.

Компоненты технологии:

1.Формулировка целей классного часа.

2.Информация педагога о поступках, поведении учащихся, проблемах коллективной жизни.

3.«Я-позиция» и ее причины (педагог стимулирует откровенные высказывания каждым воспитанником своей личной позиции).

4. «Я-позиция и общественная норма» (необходимо помочь увидеть,

что я-позиция не должна противоречить общепризнанным нормам).

5.Дискуссия (свободный обмен мнениями).

6.Рефлексия (выясняется, повлияло ли коллективное обсуждение на первоначальное мнение учащихся по данному вопросу).

7.Свободный выбор (педагог выражает удовлетворение умением учащихся делать правильные выводы, предлагает воспитанникам сделать сознательный выбор ценностей, норм поведения с учетом прошедшего обсуждения).

«Нет такого достижения,

 которое можно было бы считать высшим и окончательным,

 вся прелесть жизни в том и состоит,

 что нам всегда есть к чему стремиться»

VІІ. Рефлексия.

Раздает листочки с рефлексией «Плюс, минус, интересно».

«Плюс»

«Минус»

«Интересно»

записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть полезны для достижения каких-то целей.

записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

вписывается все: любопытные факты, о которых узнали на занятии и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Выполняют рефлексию, складывают в конверты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих ур...

Мои выступления/публикации: Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Выступление на ГМО учителей химии 28.09.2022г. "Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химииГлавное не знание, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен...

Сценарий педагогического совета "Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения"

Цель педагогического совета:совершенствовать профессиональное мастерство  учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся  на всех уровнях обученияЗадачи:Задачи:раскрыть ...

Сообщение «Особенности методической работы на современном этапе по развитию функциональной грамотности школьников»

Решая задачи формирования у школьников метапредметных результатов освоения основных образовательных программ, учитель выполняет особые функции на современном уроке....

Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»

Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученны...

«Формирование и развитие функциональной грамотности школьника как один из способов повышения качества обучения».

Протокол №5 заседания МОформа проведения заседания МО :круглый столВопросы формирования функциональной грамотности на уроках МИФДоклад «Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспит...