Мои выступления/публикации: Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Логинова Ольга Викторовна

Выступление на ГМО учителей химии 28.09.2022г. "Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Главное не знание, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)

Современный человек должен быстро адаптироываться к изменениям, происходящим в мире.

Недостатки сегодняшнего образования

Сущность функциональной грамотности

Формула успеха

Ситуционные задачи

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое современный урок? Логинова Ольга Викторовна Учитель химии МБОУ «Лицей №16» г.Кызыла 1

Слайд 2

Тренировочный урок Вводный урок Контрольный урок Урок закрепления знаний, умений, навыков Урок самостоятельной работы Урок с ТСО Урок практической работы Комбинированный урок Повторительно - обобщающий урок Традиционный урок 3

Слайд 3

А теперь покритикуем традиционный урок… Что такое «БЕСЕДА»??? Что такое фронтальный опрос…? Почему источник нового всегда учитель…? Это было раньше… А сегодня??? Надо понять, что урок современный отличается прежде всего организацией учебной образовательной деятельности . 5

Слайд 4

Что лежит в основе урока? Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося… Только в процессе деятельности могут появиться открытия и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности. 5

Слайд 5

От противного….. Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать). 6

Слайд 6

«Искусство педагога – в пробуждении природных сил ребёнка и его самодеятельности» Ж.Ж.Руссо 7

Слайд 7

«В любой деятельности велико значение положительного самоопределения тех, кто эту деятельность выполняет». О.С.Анисимов 8

Слайд 8

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Б.Шоу 9

Слайд 9

«Игра – пространство внутренней социализации ребёнка, средство усвоения социальных установок» Л.С.Выготский 10

Слайд 10

«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь.» Китайская мудрость 11

Слайд 11

«Дети охотно всегда чем ни будь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». ... Ян Амос Коменский 12

Слайд 12

Современные подходы в образовательной деятельности рефлексивный При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного процесса современного типа Как же может быть организован образовательный процесс современного типа? Исследовательский Проектный (проблемно-поисковый) Коллективной творческой деятельности имитационного моделирования (игровой деятельности) Информационно – коммуникативный Системно-деятельностный 53

Слайд 13

Особенностью является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью является сквозной анализ и осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие произведены действия, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Рефлексивная Характерной чертой этой технологии является способность ученика к усвоению механизмов организации учебной деятельности, где ученик ее субъект Характерной чертой является использование информационных ресурсов в той или иной образовательной деятельности. Характерной чертой является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Характерной чертой является реализация педагогом модели "обучение через открытие», выделение гипотезы, проектирование результата, плана работы, эксперимента исследования Системно-деятельностная Информационно- коммуникативная Имитационного моделирования (игровая) Исследовательская (проблемно-поисковая) 54

Слайд 14

Проблемно – поисковая (исследовательская) методика (подход) 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности , в котором ученик в учебном процессе определяет проблему. Ставит цели, определяет задачи и формирует программу действий, совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. 2. Модель организации учебного процесса. Как назвать? Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ". Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении. Принцип проблемности реализуется: — как в содержании учебного предмета; — так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе. 57

Слайд 15

4.Результативность применения в учебном процессе. (продолжение) Как оценить? в) переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."), г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности; ("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."), д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. 5. Признаки применения подхода в учебном процессе. Как отличить? Методы обучения — проблемные: а) проблемного изложения; б) частично-поисковый; в) исследовательский. Формы организации учебного пространства коллективные: а) парное взаимодействие; б) микрогрупповое взаимодействие; в) бригадное (групповое) взаимодействие; г) межгрупповое взаимодействие. 59

Слайд 16

Возьмём к примеру подготовку учителя по информационным технологиям… Как идёт процесс освоения ИКТ ??? Освоение компьютера как пишущей машинки… Обучение компьютерным программам, Знакомство с электронными пособиями, Овладение электронной почтой, Освоение интернета, Применение проектора и компьютера в рамках иллюстративно- объяснительного метода, Создание первых презентаций для урока, Привлечение учащихся к этой работе, Участие в работе школьного сайта, включение в работу в сети интернет. Создание сайта учителя, предмета… Обучение учащихся работе в интернете, создание совместно информационных ресурсов по предмету и сверх предмета… 60

Слайд 17

Урок-соревнование Урок фантазирования Урок открытых мыслей Урок-турнир Урок-диспут Урок-эврика Урок-зачет Урок творчества Урок спектакль Урок конкурс Урок конференция Интегрированный урок Урок-игра Урок взаимообучения Урок-КВН Урок-путешествие Аукцион знаний Нетрадиционный урок 13

Слайд 18

УРОК: АКТ КАК СИСТЕМА ВСТРЕЧА МОТИВ, ИМЯ,ЦЕЛЬ АКТУАЛИЗАЦИЯ (РАЗОГРЕВ) ОРГАНИЗАЦИЯ ПОНИМАНИЯ (ИЗГОТОВЛЕНИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЯ) ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНИМАНИЯ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) И «УПРАЖНЕНИЕ В СВОЕМ ПОНИМАНИИ» ИТОГ:«СВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ИМЕНИ», ЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МОТИВ «НА ЗАВТРА» ПРОЩАНИЕ /М.В.Левит/ 15

Слайд 19

Попробуем поразмышлять над терминами… А стоит ли подменять понятия методики и приёмов?… Итак… Методика – да! Метод – да! Приёмы – да! Технологии информационные, интернет-технологии «Чем больше приемов в арсенале учителя, тем он более свободен на уроке. В зависимости от класса, контингента, настроения, погоды. Приемами можно пользоваться в любом порядке и сочетании» 23

Слайд 20

Некоторые выводы: Овладей разнообразными методами и приёмами и применяй их в любом порядке и разнообразии…» Это будет зависеть от класса, контингента, настроения, здоровья, погоды…. В ряд с этими понятиями встаёт понятие психология урока… Оно вполне правомерно… 24

Слайд 21

Следует обратить внимание на мотивацию деятельности учащихся! Мотива́ция (от lat. movere ) - способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности. Учащиеся сами на уроке должны захотеть открыть закон Ньютона! Учитель должен создать такие условия при которых учащиеся захотят сделать это сами. Он ими будет только восхищаться . 26

Слайд 22

Говорим о методике коллективной творческой деятельности … Одна из лучших и эффективных форм организации деятельности работа по микрогруппам в коллективе. Каждая группа получает свой кусок нового материала. Изучает его и предъявляет на всеобщее обсуждение. Пример урока… …. 27

Слайд 23

Говорим о методике коллективной творческой деятельности… Роль и позиция учителя в таком действии… Организатор деятельности, консультант, человек создающий условия для работы. Поддерживает, подхваливает, подталкивает, «подливает масло в огонь», консультирует, незаметно направляет, откровенно удивляется успехам и находкам. «Теневой генерал». 28

Слайд 24

Говорим о методике коллективной творческой деятельности… Вместе с тем роль учителя усложняется тем, что он обобщает сказанное детьми, находит выход из тупиковой ситуации. Вроде бы импровизирует, но вместе с тем чётко ведёт свою линию, держит установленные рамки. Учитель повторяет то, что им же может быть и подсказано, но в такой ситуации дети выдают это как свою находку. Это другие эмоции. Это другое настроение. Они все в группе участники открытия… 29

Слайд 25

Говорим о методике коллективной творческой деятельности… Высший пилотаж, когда учитель может вместе с детьми спланировать урок, вместе с ними готовить его и готовиться к нему. Вместе с учащимися добывать знания, и вместе проводить и, самое главное, вместе анализировать. В итоге все в классе становятся участниками удивительного открытия. Совместная деятельность проливает бальзам на раны. Вместе радуются друг за друга… 30

Слайд 26

При каких условиях это сработает ? 1.При правильном обеспечении учащихся всем необходимым для их поисковой деятельности в каждой группе. (Пять разных задач по одной на группу. Пять формул и т.д.) 2. Техническое оснащение для каждой группы.(Компьютеры. Приборы. Реактивы и т. д.) 3. Группы сидят в кругу «глаза в глаза» а не «глаза в спины». По особому должна стоять мебель. Заранее проведены инструктажи по порядку работы. Учащиеся знают основные законы коллективной деятельности. Такие как «закон круга», «не перебивай говорящего», «»критикуешь предлагай» и т.д. 31

Слайд 27

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... По какому принципу можно формировать группы? Как часто их надо переформировывать? Может ли кто-то быть вне групп? Как учитывать уровень подготовке детей при делении на группы? Каждому ли можно давать слово в группе? Идёт ли взаимообучение в группах? Идёт ли процесс обучения друг друга? Не раскалывают ли группы коллектив? Может ли помочь социометрия при формировании коллектива? Нужен ли лидер в группе? Как быть с принципом сменяемости руководителей групп? 32

Слайд 28

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... Как поощрять группы и отличившихся? (Уместно сказать о педагогике успешности!!!) Всегда ли нужны «премии»? Нужно ли скупиться на похвалу? ЧТО и КОГО хвалить? Или за что хвалить??? Как быть с принципом успешности в обучении? Есть ли ему здесь место? (Одна похвала даёт две- три победы ещё. Одна критика – две- три проблемы с частицей «НЕ» и порождает новые проблемы). Как работают законы и правила… где есть запреты? (Пример любой больницы). 33

Слайд 29

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... Речь о сути методики коллективной творческой деятельности… Сами планируем, Сами готовим, Сами проводим, Сами анализируем . Приёмы работы.. Мозговая атака. Пять минут на шум. Подготовь каверзный вопрос. Расскажи этот … умышленно включая в него неточности. Остальные найдите их. …. и т. д. 34

Слайд 30

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... Важнейшая составная часть методики коллективной творческой деятельности… «СКВОЗНАЯ РЕФЛЕКСИВНОСТЬ» Рефксия (от лат. Reflexio – обращение назад) Рефле́ксия — обращение внимания субъекта на содержание и функции собственного сознания рефлекси́я в философии — понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих собственных действий и всей культуры в целом…. . 35

Слайд 31

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ... 37 - Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. - Цели рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. - Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия , за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения практических задач.

Слайд 32

Смысл рефлексивных действий (самостоятельных или под руководством преподавателя) — научиться осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности других людей. - Обучающиеся учатся ставить и достигать цели по учебным предметам в соответствии с содержанием этих предметов и своими индивидуальными особенностями; отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность; анализировать успехи и трудности в достижении целей . 45

Слайд 33

Что важно в этой деятельности? Совместная деятельность, совместные эмоции и переживания, совместный поиск, ошибки, находки… Высказал мнение …два раза даже не по делу - герой! Почувствовал себя умнее… Общение в группе продвигает всех на новый уровень…Расширяются рамки каждого… Роль учителя всё это заметить правильно и своевременно оценить. Поэтому он как челнок от группы к группе снуёт… Всё это с благодарностью оценить... П Р О А Н А Л И З И Р О В А Т Ь... 47

Слайд 34

Коллективная творческая деятельность Методика КТД - технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности , в котором ученик, работая в коллективе, микрогруппе, в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. 1.Понятие. Что включает? 2. Модель организации учебного процесса. Как назвать? Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через коллективное творчество". Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа организации деятельности коллектива в обучении. Принцип коллективной деятельности реализуется: — как в процессе преподавания учебного предмета; — так и во внеурочное время. 48

Слайд 35

3. Технологические приемы организации учебного процесса. Как создать? 4.Результативность применения в учебном процессе. Как оценить? Результативность можно оценить с помощью критериев: а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в коллективе, микрогруппе («Надо вместе разобраться, незаметное для ученика вхождение в деятельность и проникновение в содержание), б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от коллективной деятельности, мне это интересно, у нас хорошо получилось") Принципы : -сами планируем, -сами готовим, -сами проводим, -сами анализируем, Методы и приёмы и их специфика… Мозговая атака, 5 мин на шум, любая мысль каждого важна, критикуешь – предлагай, разнообразие форм организации деятельности … 49

Слайд 36

Сравнительные особенности традиционного и современного образовательного процесса. 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия авторитарность демократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные № Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов. 50

Слайд 37

«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения № Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов. 7. Иллюстративно-объяснительные Информационные, словесные Проблемные: проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский…. Системно- деятельностные 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Проблемный, Творческий, Поисковый , Проектный. 10. Знания – репродуктивная деятельность Деятельность - рефлексия - знания 51

Слайд 38

Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения № Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. Носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, консультант, Пропагандист предметно – дисциплинарных знаний управляющий (разнообразной) деятельностью учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность, Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию, 52

Слайд 39

Урок даёт учитель! Как помочь учителю расти? Кто это может сделать? Что может помочь учителю современно преподавать? УЧИТЬСЯ САМОМУ! Учитель способный учиться, а не только учить способен стать современным учителем. Жизнь заставляет это делать! 17

Слайд 40

Этапы освоения новой техники.. Трудно сделать первый шаг. Консерватизм учителя… Заставили. Обязали… Начал учиться …Появляется первый интерес как к новой игрушке у ребёнка… Первые пробы на уровне использования красивых картинок на уроке. По сути иллюстративно – объяснительный подход и не более.. Второй этап . Использование компьютера - подготовка презентаций самим учителем к уроку. Использование программ с уроками на дисках… Третий этап. Выход в интернет и подборка доп. материалов из сети… 61

Слайд 41

- Следующий этап – задания учащимся, где не обойтись без компьютера… Создание с ними презентаций уроков… Дополнительная работа с индивидуальными учащимися в рамках исследовательской и реферативной деятельности. -Затем… Использование компьютерных классов для уроков. Проведение уроков с программами и дополнительными материалами через учебные программы.. Что же мы должны делать на современном уроке с помощью техники? 62

Слайд 42

Проводить уроки в компьютерных класса… или иметь несколько компьютеров для совместной работы учителя с учащимися по поиску новых материалов, знаний.. Переводить работы учащихся на интерактивную доску без всякого вызова к доске… Работать в сети и иметь возможность обмена с учащимися, интернет на уроке и вне его. - Иметь сайт своего предмета и работать через него…(Дежурный по классу всё в ходе урока заносит всю информацию на сайт) … Домашнее задание в электронном дневнике. На уроке всё делается на компьютере не в тетрадях. Ноутбук всегда с учеником … 63

Слайд 43

Учитель! Он всегда в дороге, В заботах, поиске, тревоге, И никогда покоя нет! Он сам себя всех строже судит, Он весь земной он рвётся в высь; Не счесть пожалуй сколько судеб С его судьбой переплелись! Д.С.Лихачёв . 66

Слайд 44

Спасибо за внимание Творческих Вам успехов! 71


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химический турнир

Слайд 2

Приветствие команд

Слайд 3

Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? Разминка

Слайд 4

Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? Разминка Водород

Слайд 5

Какие химические элементы утверждают, что могут «другие вещества рождать»?

Слайд 6

Название какого металла несет в себе волшебника?

Слайд 7

Название какого металла несет в себе волшебника? Магний

Слайд 8

Посчитать относительную молекулярную массу. «Конкурс математиков» М r (СО 2 ) М r (Н 2 О) М r (О 2 ) М r ( N 2 ) М r ( S О 2 ) М r (С H 4 )

Слайд 9

Посчитать относительную молекулярную массу. «Конкурс математиков» М r (СО 2 )= 44 М r (Н 2 О) = 18 М r (О 2 )= 32 М r ( N 2 ) = 28 М r ( S О 2 ) = 64 М r (С H 4 ) = 16

Слайд 10

ВАРИАНТ 2. ИГРА

Слайд 11

Правила игры: Каждая команда выбирает тему и цену вопроса. Если команда отвечает правильно, то ей присуждается столько баллов, сколько она выбрала

Слайд 12

Общие вопросы химии Мисс реакция Классы неорганических соединений Кислород. Водород . 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4 5 5 5 5

Слайд 13

Общие вопросы химии 1. Какие вещества называются простыми, какие сложными? Приведите примеры

Слайд 14

2 Общие вопросы химии Какие явления называются химическими

Слайд 15

Явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным, называются физическими 3 Общие вопросы химии Какие явления называются физическими

Слайд 16

Какой газ используют для получения газированной воды? 4 углекислый газ Общие вопросы химии

Слайд 17

Признаки химических реакций Изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка, выделение или поглощение теплоты, появление запаха, растворение осадка, свечение 5 Общие вопросы химии

Слайд 18

Мисс реакция Назовите основные типы химических реакций 1. Разложения, соединения, замещения, обмена

Слайд 19

При взаимодействии вещества с кислородом образуются … 2. Мисс реакция оксиды

Слайд 20

Определите тип химической реакции Fe + S = FeS 3. Мисс реакция Реакция соединения

Слайд 21

2HgO = 2Hg + O 2 4. Мисс реакция разложения Определите тип химической реакции

Слайд 22

Реакция, протекающая между простым и сложным веществами, при которой атом простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе 5. Мисс реакция Реакция замещения

Слайд 23

Соли – это сложные вещества образованные атомами металлов и кислотными остатками. 1. Дайте определение солям. Классификация Классы неорганических соединений

Слайд 24

Дайте определение основаниям. Пример о Классы неорганических соединений 2.

Слайд 25

Дайте определение кислотам. Пример Кислотами называют сложные вещества, которые состоят из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотного остатка Классы неорганических соединений 3.

Слайд 26

Дайте определение оксидам. Классификация Классы неорганических соединений 4. Оксиды - это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород. Классификация: Основные и кислотные

Слайд 27

Найдите среди формул соли, оксиды, основания, кислоты: К Cl ; CaO ; NaOH ; HCl ; H 2 SO 4 ; SiO 2 ; Na 2 SO 4 Классые неорганических соединений 5.

Слайд 28

Назовите методы собирания кислорода Кислород. Водород №1

Слайд 29

2. Кислород. Водород Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом н расходуются, называются…

Слайд 30

Этот элемент является самым распространенным во вселенной. Он является главной составной частью Солнца, а также многих звезд. В земной коре массовая доля составляет всего лишь 1 %. №3 Водород

Слайд 31

Химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделение теплоты и света называется 4. Горение

Слайд 32

Название какого химического элемента зашифровано в ребусе из названий животных 5. Кислород



Предварительный просмотр:

          Мероприятие «Поле чудес».

Цель:

1. Развивать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности.

Девиз: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь.» (А. Дистервег)

План проведения

Мы открываем сегодня неделю химии поединком между восьмыми девятыми и десятыми классами. Ребята, которые только в этом году начали постигать тайны химической науки, успели многое узнать и многому научиться. Сегодня они покажут свои знания и умения.

Ученики читают стихотворения

У химии большие перспективы,

Она во всём на помощь к нам идёт.

Чтоб жил народ и лучше и красивей,

Чтобы шагал уверенно вперёд.

Почему, нам всем известно стало,

Улетают в космос корабли:

Химики открыли материалы,

Топливо особое нашли.

Роль химии заметней год от года,

Решить задач ей много предстоит.

Растёт число химических заводов,

И химия упорно входит в быт.

Нефть - густая и чёрная.

Вот всё, что мы знаем о ней.

А для химиков нефть, скажем прямо, - богатство.

Керосин, вазелин, парафин получаем -

Всё из нефти, и даже духи и лекарство.

Она везде! И в нас самих она,

Хотя порой се не замечаем.

А ведь нам пища разная нужна,

Богатая жирами и белками.

Медицина без химии - узенький путь.

Не подняться ей до высоких вершин.

Против разных болезней и смерти идут

Стрептоцид, сульфазол, сульфидин.

Газ бесцветен, невидим для глаза,

А теперь он нам служит иным:

Покупаем платочки и платья из газа

И на газе обеды варим.

Газ неон сквозь туман освещает

Кораблям и пути, и причалы.

Из спиртов каучук получаем.

Заменяют пластмассы металл.

Мы химию повсюду наблюдаем:

Желтеют листья или дождь идёт,

Плоды ли на деревьях созревают,

Или трава зелёная растёт.

Кастрюли в земле залегают.

В лесу вырастают тетради,

Но чтобы мы в руки их взяли,

Химию знать нам надо.

Без химии ты глух и слеп

И никому помочь не можешь.

Не вырастишь хороший сад

И дом хороший не построишь.

Бывает так: товарищ не болеет,

Добавим: он отлично пьет и ест,

А организм слабеет и слабеет,

В нем недостаточно химических веществ.

Химию любить и не лениться, 

Значит и понятно будет все:

Почему на газе посуда коптится,

На морозе сушится бельё.

Жизнь вокруг себя поймешь, познаешь.

Разрешишь любой серьёзный спор,

Без огня в дороге яйца сваришь

И без спичек разведешь костер.

Проводится игра  с презентацией.

Участвуют 8-10 кл.

Набираются баллы.

Кто больше всех набрал баллов – получает первое место и т.д.

 Присуждается три места.

На заработанные баллы дети выбирают призы.

Разминка

  • Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов?  (водород)
  • Какие химические элементы утверждают, что  могут «другие вещества  рождать»? (кислород, водород, углерод)
  • Название какого металла несет в себе волшебника? (магний)
  • «Конкурс математиков» 
  • Посчитать относительную молекулярную массу.

Мr(СО2)= 44 

Мr(Н2О) = 18

Мr(О2)= 32

Мr(N2) = 28

Мr(SО2) = 64

Мr(СH4) = 16

Правила игры:

Каждая команда выбирает тему и цену вопроса.

Если команда отвечает правильно, то ей присуждается столько баллов, сколько она выбрала

  1. Общие вопросы химии

Какие вещества называются простыми, какие сложными? Приведите примеры.

  1. Общие вопросы химии

Какие явления называются химическими

  1. Общие вопросы химии

Какие явления называются физическими

  1. Общие вопросы химии

Какой газ используют для получения газированной воды?

  1.  Общие вопросы химии

Признаки химических реакций

  1. Мисс реакция

Назовите основные типы химических реакций

  1. Мисс реакция

При взаимодействии вещества с кислородом образуются …

  1. Мисс реакция

Определите тип химической реакции

Fe + S = FeS

  1. Мисс реакция

Определите тип химической реакции  2HgO = 2Hg + O2 

  1. Мисс реакция

Реакция,  протекающая между простым и сложным веществами, при которой атом простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

  1. Классы неорганических соединений.

Дайте определение  солям. Классификация

  1. Классы неорганических соединений.

Дайте определение  основаниям. Пример

  1. Классы неорганических соединений.

Дайте определение  кислотам. Пример

  1. Классы неорганических соединений.

Дайте определение оксидам. Классификация

  1. Классы неорганических соединений.

Найдите среди формул соли, оксиды, основания, кислоты: КCl ; CaO; NaOH;  HCl ;

 H 2SO4  ; SiO2; Na2SO4 

  1. Кислород. Водород.

Назовите методы собирания кислорода  (вытеснения воды и метод вытеснения воздуха)

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0293/0005e27a-cbffc6db/img8.jpg

  1. Кислород. Водород.

Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не  расходуются, называются…  

  1. Кислород. Водород.

Этот элемент является самым распространенным во вселенной. Он является главной составной частью Солнца, а также многих звезд. В земной коре массовая доля составляет всего лишь 1 %.

  1. Кислород. Водород.

Химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделение теплоты и света называется

  1. Кислород. Водород.

Название какого химического элемента зашифровано в ребусе из названий животных

Химия:

          Без меня жизни, поверьте, нет!

Без меня стал бы тусклым весь свет!

Со мной мы чистим, стираем, пятна выводим,

Кушаем, пьём и с причёсками ходим.

 Лечимся, клеим, шьём,

Все со мной в дружбе живем! 

Здравствуйте, мои друзья!

 Я – наука  

(зрители хором: Химия!)

Сегодня Вы все очень потрудились.
И многие, конечно, отличились!

Вопросов больше нет, друзья, у нас.

Мы расстаемся, но потом

Мы снова в гости к вам придем

В урочный этот час...

И кому-то повезет,

А кому-то нет, 

И не нравится вопрос,

И не сходится ответ,

Но все ж

В урочный день,

В урочный час

Мы снова рады видеть вас.

До встречи, друзья!

В конце игры звучит  музыка « Мы желаем счастья Вам!»

Защита проектов

В конце всего мероприятия звучит мелодия «До свидания Москва»,

 а дети поют песню на другие слова.

(мелодия “До свиданья, Москва!”)

Подошло уж к концу поздравленье
И уже завершился концерт.
Через год будет вновь представленье,
А сейчас – до свиданья, привет!

Вы, как следует, здесь потрудились –
И призы заслужили не зря.
Надо, чтобы Вы год поучились!
До свидания! До ноября!

Расстаёмся на год – 
Расставанье – тоже праздник!
Знанья будем беречь.
До свиданья, до новых встреч!!

До свиданья, до новых встреч!!

До свиданья, до новых встреч!!

Спасибо !!!

Домашнее задание: Вопросы для подготовки.

  1. . Из чего получают неон? (Из воздуха.)
  2. 2. Кем и когда был открыт неон? (В 1898 году У. Рамзаем.)
  3. 3. Где применяется аргон? {Аргон применяется для наполнения электрических ламп накаливания и рекламных трубок, излучающий голубой свет.)
  4. 4. Какие два простых вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром и ртуть.)
  5. 5. Кто ввел единые химические обозначения? (Шведский ученый
  6. Я. Берцелиус.)
  7. 6. Какие два элемента вместе составляют 75% от массы земной коры? (Самыми распространенными элементами в земной коре являются кислород — 49% и кремний - 26%.)
  8. 1. Какие элементы наиболее распространены в космосе? (Водород и
  9. гелий.)
  10. 8. Кто первый предложил, что воздух есть смесь газов? (Знаменитый ученый и художник Леонардо да Винчи, убедившись в том, что не весь воздух годится для горения и дыхания, предложил, что воздух состоит не из одного газа, а из смеси различных газов.)
  11. 9. Сера - диэлектрик или полупроводник? (Диэлектрик.)
  12. 10. Сколько химических элементов было известно в середине VIII века?
  13. (14 химических элементов.)
  14. 11. Сколько было известно химических элементов в год открытия
  15. периодического закона в 1869 году? (61)
  16. 12. Можно ли зажечь снег? (Если положить в сосуд немного чистого снега и пропустить сквозь него газ фтор, снег вспыхнет ярким пламенем:
  17. 2 + 2F2 = 4HF + О,
  18. При этой реакции фтор, как элемент более активный, чем кислород, вытесняет из воды (снега) кислород и образует фтороводород.)
  19. 13. Имеется ли дейтерий в межзвездном пространстве? (Дейтерий обнаружен вне Земли с помощью искусственного спутника. Предполагают, что он образуется в результате воздействия космических лучей высоких энергий на ядра гелия.)
  20. 14. Какой металл назвали металлом будущего? (Алюминий.)
  21. 15. Какой металл называют автомобильным? (Ванадий. Добавка ванадия (0,2%) к обычной стали увеличивает ее упругость и прочность.)
  22. 16. Какая аллотропная модификация фосфора имеет чесночный
  23. запах? (Белый фосфор.)
  24. 17. Какой химический элемент изображали в VIII веке в виде воина?
  25. (Железо.)
  26. 18. Можно ли паять алюминий? (Алюминий можно паять только с
  27. применением канифоли.)
  28. 19. Кто и когда изобрел огнестрельный порох? (Роджер Бэкон в 1267 г.)
  29. 20. Из смеси каких веществ изготавливают порох? (Порох состоит из смеси селитры, серы и угля.)
  30. 21. Кем и когда был открыт фосфор? (Фосфор был открыт гамбургским алхимиком Геннингом Брандом в 1699 году.)
  31. 22 Где и когда был построен впервые в мире нефтеперегонный завод? (Первый в мире нефтеперегонный завод был построен на реке Ухте в 1745 году.)
  32. 23. Общее название солей борной кислоты. (Бораты.)
  33. 24. Продукты, получаемые при взаимодействии гидроксида алюминия со щелочами. (Алюминаты.)
  34. 25. Фамилия врача, впервые получившего сульфат натрия. (И. Р. Глаубер.)
  35. 26. Металл, горящий в воздухе ярким пламенем. (Магний.)
  36. 27. Силикат, применяемый в строительстве и использовавшийся еще М.И. Ломоносовым для создания мозаичных картин. (Стекло.)
  37. 28. Метод исследования веществ. (Анализ.)
  38. 29. Токсичен ли озон? (При концентрации в воздухе свыше 1% его запах крайне неприятен, и дышать им невозможно.)
  39. 30. Кто, где и когда впервые соорудили нефтеперегонную установку? (Братья Дубинины на Кавказе в 1823 году.)
  40. 31. Кто впервые в мире получил полиэтилен? (Русский ученый А.И. Динцес в 1936 году.)
  41. 32. Чем знаменит русский ученый Н.И. Лунин? (В 1880 году Н.И. Лунин
  42. открыл витамины.)
  43. 33. Кто изобрел фосфорные спички и сколько лет было этому изобретателю? (Фосфорные спички изобрел в 1831 году 19-летний Шарль Сориа.)
  44. 34. Фосфор взаимодействует с водородом или нет? (Нет.)
  45. 35. Из чего состоит масса Солнца? (Водород (50%), гелий (40%), кислород (10%).)
  46. 36. Почему горящий магний нельзя тушить углекислым газом? (Горящий магний нельзя тушить углекислым газом, так как он взаимодействует с ним и продолжает гореть за счет выделяющегося кислорода.)
  47. 31. Назовите состояние, когда хлорид натрия состоит из отдельных молекул. (Парообразное состояние. В этом случае один катион натрия соединен с анионом хлора.)
  48. 38. Не только химия привлекала женщин-химиков. Они занимались и ; литературой, профессионально работали в области переводов. Назовите ; их имена. (В.Е. Богдановская, Ю.В. Лермонтова.) ! 39. Процесс поглощения жидкости или газа твердым веществом. Как I он называется? (Адсорбция.)
  49. 40. Кто ввел в научную терминологию термины: электролит, анод, катод, катион, анион, электролиз? (М. Фарадей.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что ? Где? Когда?

Слайд 2

100 400 200 400 600 100 600 800 200 300 400 700 300

Слайд 3

1. Открытие лечебных свойств этого лекарства в 1928 году произошло из-за неряшливости. Ученый, который его открыл, был феноменально нечистоплотен. Однажды, убираясь на загроможденном лабораторном столе, он обратил внимание на необычную плесень. Вот так лень и нечистоплотность помогли найти лекарство от смертельно опасных болезней. Что это за лекарство ? Пенициллин

Слайд 4

3 . Аломантия — гадание, осуществляемое посредством галогенида щелочного металла, известное еще древним народам. Этому веществу поставлен памятник в городе Энгельс. Его когда-то перевозили на быках. Летальная доза для человека 3 грамма на 1 килограмм массы тела. Внимание, вопрос: о каком химическом соединении идет речь? Что в черном ящике? Черный ящик Это хлорид натрия или поваренная соль

Слайд 5

4. В древности некоторые народы ценили этот металл больше, чем золото. Считается, что он - пришелец из космоса. Он и воин, и труженик. Он один из элементов жизни. Без него человек слаб и немощен, и он входит в состав крови. Этот металл не образует самородков, как золото, поэтому в древние времена был очень дорогим. В Древнем Риме из этого металла изготовляли даже обручальные кольца. Что это за металл? Это железо – Fe .

Слайд 6

Гамбург­ским алхимиком Геннингом Брандом в 1699 году . Кем и когда был открыт фосфор ? назад

Слайд 7

серый Какой цвет имеет йод в твердом состоянии? назад

Слайд 8

Роджер Бэкон в 1267 г . Кто и когда изобрел огнестрельный порох ? назад

Слайд 9

а) Австралия б) золото в) крокодилом Блиц - вопрос А ) Какой материк протянулся от А до Я? Б) Какой металл вызывает лихорадку? В) Кем работал в зоопарке Крокодил Гена?

Слайд 10

Йёнс Якоб Берцелиус . Швецкий химик и минеролог. Открыл церий, селен, торий . Кто ввел единые химические обозначения? назад

Слайд 11

Русский ученый Абрам Ильич Динцес в 1936 году Лауреат Сталинской премии . Кто впервые в мире получил полиэтилен ? назад

Слайд 12

Водород (50%), гелий (40%), кисло­род (10 %). Из чего состоит масса Солнца? назад

Слайд 13

Иоганн Рудольф Глаубер Фамилия врача, впервые получившего сульфат натрия ? назад

Слайд 14

Фосфорные спички изобрел в 1831 году 19-летний Шарль Сориа Кто изобрел фосфорные спички и сколько лет было этому изобре­тателю ? . назад

Слайд 15

5.Кто ввел в научную терминологию термины: электролит, анод, катод, катион, анион, электролиз? МАЙКЛ ФАРАДЕЙ

Слайд 16

СПАСИБО!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии в условиях реализации ФГОС. « Добываю , применяю, оцениваю » Подготовила : Логинова О.В. учитель химии МБОУ «Лицей № 16 имени Героя Советского Союза» г. Кызыла

Слайд 2

« Главное не знания, а умения ими пользоваться ». Алексей Алексеевич Леонтьев советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, действительный член РАО и АПСН

Слайд 3

Современный человек должен уметь быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире.

Слайд 4

Недостатки сегодняшнего образования – ребята: Недостаточно владеют смысловым чтением Не справляются с задачами на интерпретацию информации Затрудняются в решении задач, требующих анализа , обобщения Не умеют высказывать предположения, строить доказательства Недостаточно сформировано умение работать с моделями

Слайд 5

Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности его Добывать информацию Применять её в жизни Оценивать себя

Слайд 6

Существуют проблемы, которые мешают доброкачественному развитию функциональной грамотности: Низкий уровень вычислительных навыков Отсутствие практической направленности Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии) Неумение организовать свой домашний учебный труд Ответственность за выполнение домашнего задания Формальное изучение предметов Не восприятие, учащимися, необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил ).

Слайд 7

На современном уроке, важно умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Именно это лежит в основе тестов PISA задания, для решения которых, мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать.

Слайд 8

Пробел школьников — неумение работать с информацией, представленной в виде разных блоков. Проблема - определение формата задания. Бывают ситуации, когда научные методы вообще не нужны — надо задействовать интуицию, а то и просто угадать. Проблема — школьники не умеют привлекать данные, которые не содержатся непосредственно в условиях задания.

Слайд 9

Ситуационные задачи это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работ ознакомление → понимание → применение →анализ →синтез → оценка

Слайд 10

10 Формула успеха ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Слайд 11

Современные образовательные педагогические технологии: - технология проблемного обучения; - игровые технологии; - проектная технология; - здоровьесберегающие технологии; - технология интегрированного обучения; - технология развития критического мышления.

Слайд 12

Требования за пределами школы: в жизни надо уметь читать инструкции и этикетки по использованию различных химических веществ, стиральных порошков, чистящих средств в быту, приготовление растворов в консервировании, солении и т. д., читать инструкции по применению лекарств.

Слайд 13

“Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться ”

Слайд 14

Функциональная грамотность - способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. получение теоретических знаний, усвоение основ химического языка, овладение элементами логического мышления. Химическая грамотность -

Слайд 15

Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.

Слайд 16

Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Слайд 17

Решение задач любого вида (по учебному предмету или жизненно важных задач и проблем) - это сложный процесс, включающий мыслительную деятельность обучающихся, актуализацию и применение знаний либо по образцу, либо в сходных ситуациях, либо предполагает перенос.

Слайд 18

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а интересное название. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

Слайд 19

Примеры практических заданий

Слайд 20

ВЫВОД ФОРМУЛ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 1. Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит скелет простейших морских животных, если массовые доли элементов в нем составляют: 47,54 %(S i ), 17,48 %(S r ), 34,97 %(O). ( Ответ : SrSO 4 ). 2. Для мечения территории олень использует вещество состава 59,41 % (С), 8,91 %(Н), 31,68 %(О). Определите молекулярную формулу вещества. ( Ответ: С 5 Н 9 О 2 ).

Слайд 21

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМОВ Максимальная концентрация этого элемента отмечена в пигментной сетчатке глаза. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите название этого элемента: …6s 2 6p 0 . Напишите его название, символ и порядковый номер, укажите семейство элемента. (Ответ: барий) 2. Северная орхидея венерин башмачок растет на почвах, богатых этим элементом. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …4s 2 4p 0 . Напишите его название, символ и порядковый номер, укажите семейство элемента. (Ответ: кальций)

Слайд 22

1. Этот химический элемент преимущественно концентрируется в ногтях. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 3 4s 2 . (Ответ: ванадий). 2. Розовые лепестки роз при избытке этого элемента становятся голубыми и даже черными. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 . (Ответ: медь).

Слайд 23

1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах ( за каждое название и страну- 1б, протоны и нейтроны-1б)

Слайд 24

Ответ: Рутений ( Ru ) – назван в честь России; протонов 44, нейтронов 57. Полоний ( Po ) – в честь Польши; протонов 84, нейтронов 37. Франций ( Fr ) – в честь Франции; протонов 87, нейтронов 35 Германий ( Ge ) – в честь Германии; протонов 32, нейтронов 40.

Слайд 25

Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Сколько лет пилоту? Дополнительный вопрос: какой металл вёз самолет? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль?

Слайд 26

Ответ: Пилоту - лет (возраст обучающегося решающего задачу) Алюминий, потому что в 1827 году он был впервые получен. Свойства его - легкий, блестящий металл.

Слайд 27

Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы: газовая и керосиновая. Что Вы зажжете в первую очередь? Дополнительный вопрос: где еще применяется газ (предположите, какой) и керосин ?

Слайд 28

Ответ: Спичку В газовой лампе- природный газ (применяется как топливо) Керосин (растворитель, дизельное и авиационное топливо, удаление ржавчины)

Слайд 29

Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи. (3б)

Слайд 30

Ответ: Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита. Сахар с речным песком растворить в воде ,профильтровать, выпарить воду

Слайд 31

Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад(6 баллов) Si – тон, Ar – оящ , Ne – др , Fe – ад, Mg - э, F – Ий, Cr – кл , Cl – аст , Li – хо, Sc – Ий, N – рош , Na – уг .

Слайд 32

Ответ: Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».

Слайд 33

Плохо, когда родители медики. Они часто замечают то, что другие упустили бы из вида. Когда Никита вошел в квартиру, со двора, его мама мельком глянула на грязные, обветрившиеся руки сына и удалилась в свою комнату. По запаху Никита понял, что для него мама готовит «гремучую смесь» из глицерина и 10%- го раствора нашатырного спирта в весовом соотношении 1:1. Определите массу аммиака, если морщить нос и пускать слезы при смазке рук мальчику пришлось два раза. Первый раз мама налила на руки 7 г смеси, а второй-5 г. Третьего раза не понадобилось, т.к. цыпки исчезли.

Слайд 34

Открыв дверь в квартиру, вернувшаяся из гостей семья ощутила «запах больницы». Первым провел расследование глава семьи – отец. На полу он обнаружил осколки флакона от 5%- го спиртового раствора йода, где его до этого было 8 г, а из-под шкафа мерцали две пары шкодливых глаз (кота и щенка). Отец все решил миром, объявив, что состоялась игра в футбол со счетом 1:1. Определите, сколько граммов йода и спирта создали «запах больницы»?

Слайд 35

35

Слайд 36

Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей полоскать горло 2%-м раствором фурацилина. Сколько 250-граммовых стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано 8 пластинок фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая таблетка весит по 0,5 г.

Слайд 37

37

Слайд 38

Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена ? Растения поглощают минеральные вещества и углекислый газ и под действием ультрафиолета синтезируют глюкозу, выделяя кислород. Какой объем CO2 усвоили зеленые листья сахарной свеклы для получения 100 г сахарозы, из которой можно изготовить 10 конфет (одна конфета содержит примерно 10 г сахара)?

Слайд 39

Для нейтрализации промышленных стоков гальванического участка завода " Энергомаш " потребовалось 60 кг негашеной извести CaO с массовой долей примесей 7%. Какая масса иона никеля Ni2+, содержащегося в стоках была нейтрализована? При нейтрализации промышленных стоков завода было получено 300 кг осадка Cr (OH) 3 . Какую массу металлического хрома можно получить из осадка, если производственные потери составляют 10 %

Слайд 40

В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведенные факты и результаты ваших расчетов, подготовьте: а) рекламный проспект автомобилей; б) текст обращения к президенту о защите природы.

Слайд 41

Тема «Фосфор и его соединения

Слайд 42

Вопрос из произведения Собака БАСКЕРВИЛЕЙ В отрывке говорится: «Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел , что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я ». Зная свойства «светящегося» фосфора, выберите верные утверждения . А . Попадание фосфора на кожу безопасно . В . Попадание фосфора на кожу вызывает ожоги . С . Фосфор нужно брать только пинцетом или щипцами . D . Фосфор хранят под водой .

Слайд 43

«Выживает не самый сильный или самый умный, а тот, кто быстрее откликнется на изменения» Ч.Дарвин

Слайд 44

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 45

45 Ресурсы Интернета 1.Блинова Е. Что такое контекстная задача? http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001815 2. Богданова Н.Н. Формы тестовых заданий по химии. 2005. №3. С.44. 3. Дьякова Е.А., Егорова Г.И., Крутова Т. И. Использование художественной литературы на уроках химии http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bc78b4c53a89521306c27_.html 4 . Ермаков Д.С., Жарикова Е.А., Ленина О.Ф. Задачи с практическим содержанием на начальном этапе изучения химии. Химия в школе.-2006, №5.- С.27-32 . 5 . Новый взгляд на грамотность. М.: Логос, 2004. -296.

Слайд 46

46 6 . Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример формировании ключевых компетентностей учащихся/ rudocs.exdat.com › docs2/index-579437.html 7. Кендиван О. Д.-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии.// Химия в школе. – 2009. – №8 – с.43-47. 8. Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. – М.,1982. 9. Дьякова Е.А., Егорова Г.И., Крутова Т. И. Использование художественной литературы на уроках химии http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bc78b4c53a89521306c27_. html 10 . Открытый банк заданий ФИПИ https://doc.fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 11. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева , Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN 978-5-9925-1413-1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»

Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученны...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Главное не знания, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в миреНедостатки сегодняшнего образованияСущность национальной гр...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках английского языка по УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (7 класс)

Исходя из определения функциональной грамотности, мы имеем разнообразные возможности посредством своего предмета развивать способность ученика вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироват...

презентация на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ "

В данной презентации находится подбор задач на развитие функциональной грамотности учащихся на уроках информатики....

Формирование и развитие Функциональной грамотности школьников на уроках информатики 2022

Понятие «функциональна грамотность» было введено в 1957 году ЮНЕСКО в связи с необходимостью преодоления безграмотности, важности вопроса формирования базовых навыков, позволяющих человеку...

"Развитие функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания"

Функциональная грамотность – это способность человека применять свои знания и умения для решения жизненных задач. Она включает в себя:* Читательскую грамотность: способность понимать и использов...