Сообщение «Особенности методической работы на современном этапе по развитию функциональной грамотности школьников»
статья
Решая задачи формирования у школьников метапредметных результатов освоения основных образовательных программ, учитель выполняет особые функции на современном уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Особенности методической работы на современном этапе по развитию функциональной грамотности школьников»
Решая задачи формирования у школьников метапредметных результатов освоения основных образовательных программ, учитель выполняет особые функции на современном уроке.
К примеру, для того чтобы сформировать коммуникативные УУД учитель должен позволить учащемуся чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения, быстро, оперативно и результативно вступать во взаимодействие с одноклассниками. Большинство используемых мною игровых и ролевых моментов на уроках помогают мне сплотить коллектив школьников, наладить контакт между учениками, научить их ориентироваться в ситуации, сформировать чувство единения с классом, В ходе выполнения групповых заданий выявляются явные и неформальные лидеры, микрогруппы сплачиваются, школьники обучаются совместному решению проблем, совместной разработке и выполнению проектов.
Для увеличения вовлечённости детей в образовательный процесс, развития их креативности учитель прибегает к использованию различных средств информационно-коммуникационных технологий, музыкального сопровождения, видеороликов и т.д. Одним из самых эффективных приёмов создания наиболее благоприятной для обучения атмосферы является активация учебной самостоятельности детей. Учитель выступает в такой ситуации как модератор процесса самостоятельного приобретения школьниками знаний и умений. Для этого использую следующие методы и приёмы: даю возможность учащимся
- самим выбрать задание,
- предложить принцип деления класса на группы для выполнения задания,
- подобрать к уроку различный видео, аудио-контент,
- разработать новое задание на изученный алгоритм,
- на основе анализа совершённых на уроке ошибок предложить задания для домашней работы и т.д.
Такая свобода выбора для учащихся даёт им не только самостоятельность, но и возможность творчески самовыразиться, раскрыв тем самым свой скрытый потенциал.
В процессе организации самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся учитель выступает, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения направляются не просто на педагогический контроль знаний и умений школьников, а на развитие у детей навыков самодиагностики процесса и результатов их собственной деятельности, то есть на развитие регулятивных универсальных учебных действий. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.
Педагог, нацеленный на формирование метапредметных результатов, неизбежно приходит к необходимости использования новых форм образовательной деятельности. В нашей школе прижились:
• антропологические экспедиции,
• турниры познавательных способностей,
• организационно–деятельностные игры,
• проектные сессии.
Метапредметность таких форм образовательной деятельности позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и «дидактических дрессировок».
Еще одним ресурсом реализации метапредметности является кооперирование усилий учителей различных предметов в формировании у школьников функциональной грамотности: способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Чтобы реализовать эту задачу педагог должен быть сам функционально грамотным. В чём состоит функциональная грамотность учителя? Насколько мы готовы к выполнению задачи по формированию функциональной грамотности подрастающего поколения? На эти вопросы нам предстоит ответить в ближайшее время, причём, как всегда, уже по ходу этой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О системе образования на современном этапе: пути развития сельской школы
Мною был подготовлен доклад на внутришкольный семинар по проблемам введения стандарта второго поколения в основную школу и пути развития школы в этом направлении....
Организация профориентационной работы на современном этапе развития школы.
Организация профориентационной работы на современном этапе развития школы....
методическая разработка урока "Современный этап эволюции человека"
Конспект урока биологии для 11 класса...
Особенности курса информатики на современном этапе
Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть таковы, чтобы сформировать у них целостное представление видения мира и понимания места и роли человека в нем, ...
Образовательные платформы, как современные условия для развития функциональной грамотности на уроках английского языка
Буклет с обзором на образовательные платформы...
Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы основной школе
Как включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?Для выращивани...
Образовательные платформы, как современные условия для развития функциональной грамотности на уроках английского языка
Данный материал создан с обзором на современные образовательные платформы...