Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа юного медиатора»
рабочая программа (7 класс)
Программа «Школа юного медиатора» – комплексная программа психолого-педагогической работы, посвященная формированию конфликтной компетентности подростков, развитию рефлексии в процессе конфликтного взаимодействия, повышению мотивации конструктивного поведения в конфликте, росту конфликтоустойчивости за счёт снижения эмоциональных помех в коммуникации.
Цели программы:
- Профилактика межличностных конфликтов подростков в образовательной организации.
- Формирование личностных качеств учащихся, снижающих конфликтность личности.
- Формирование компонентов конфликтологической компетентности (мотивационно- ценностного, действенно- практического, позиционного).
Задачи:
- Знакомство с основными понятиями конфликтологии;
- Повышение навыков конструктивной коммуникации с окружающими;
- Овладение и усовершенствование навыков прогнозирования, разрешения и контролирования протекания конфликта;
- Развитие конфликтоустойчивости, эмпатии, рефлексии;
- Повышения уровня мотивации конструктивного поведения в конфликте;
- Коррекция деструктивных эмоциональных состояний;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_mediator_2.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
директор
_______________
«01» сентября 2022г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Школа юного медиатора»
направленность – социальная
возраст участников - с 13-16 лет
срок реализации – 1 год
Составитель
социальный педагог
О.А. Жильцова
Нижний Новгород
2022 год
Пояснительная записка
Нормативно- правовая основа программы:
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
- Конституция Российской Федерации 1993 года
- Гражданский Кодекс Российской Федерации
- Семейный Кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основах гарантии прав ребѐнка в Российской Федерации
- Федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010.
- Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ7
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (действующая редакция от 08.08.2009 N 1121-р) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
Подростковый возраст – один из самых важных для человека жизненных периодов. Его часто не без основания называют критическим. В это время перед подростком стоят важнейшие задачи, от успешности решения которых зависит, станет ли он самостоятельным человеком, найдет ли свое место во «взрослом» мире. Подростку за достаточно короткий период необходимо научиться самостоятельно принимать решения в соответствии с собственной системой ценностей, справляться с жизненными трудностями. Фоном для разрешения этих важных задач возраста является эмоциональная нестабильность вследствие гормональной и физиологической перестройки организма подростка.
Ведущим видом деятельности для подростка является общение со сверстниками. Признание группой ровесников настолько важно в этом возрасте, что трудности в общении с ними сказываются на самооценке подростка, его восприятии себя.
Изменяются и взаимоотношения подростков со взрослыми –родителями и педагогами. Происходит постепенная трансформация типа отношений «Старший - Младший» в отношения на равных. Этот процесс часто осложняется конфликтами.
Последствиями нарушений общения у подростков становятся неуверенность в себе, нестабильная самооценка, тревожность, агрессивность, пессимизм, социальная дезадаптация и аутодеструктивное поведение.
Проявлению этих негативных последствий способствуют такие личностные особенности подростков как нервно-психическая неустойчивость, низкая толерантность к изменениям.
Неуверенность в себе, агрессивность, тревожность могут поставить под сомнение возможность достижения подростком успеха в будущем, негативно отразиться на творческой и профессиональной самореализации, семейных отношениях.
Программа «Школа юного медиатора» – комплексная программа психолого-педагогической работы, посвященная формированию конфликтной компетентности подростков, развитию рефлексии в процессе конфликтного взаимодействия, повышению мотивации конструктивного поведения в конфликте, росту конфликтоустойчивости за счёт снижения эмоциональных помех в коммуникации.
Цели программы:
- Профилактика межличностных конфликтов подростков в образовательной организации.
- Формирование личностных качеств учащихся, снижающих конфликтность личности.
- Формирование компонентов конфликтологической компетентности (мотивационно- ценностного, действенно- практического, позиционного).
Задачи:
- Знакомство с основными понятиями конфликтологии;
- Повышение навыков конструктивной коммуникации с окружающими;
- Овладение и усовершенствование навыков прогнозирования, разрешения и контролирования протекания конфликта;
- Развитие конфликтоустойчивости, эмпатии, рефлексии;
- Повышения уровня мотивации конструктивного поведения в конфликте;
- Коррекция деструктивных эмоциональных состояний;
Теоретическую основу программы составили концепции конфликтной компетентности: Бекмаганбетовой Г.Г., Самсоновой Н.В., Саралиеваой Т.Р., Романова С.В., Немковой А.Б. , Щербаковой О.И. , Петровской Л.А., Емельянова С.М., Митиной Л.М., Башкина М.В., Кашапова М.М., Киселёвой Т.Г., Шаровой Н.В., Корнелиуса Х., Фэйра Ш. и др.
Методологическую основу программы составили работы: Саралиевой Т.Р., Емельянова С.М., Башкина М.В.
Основные принципы составления и реализации программы:
- Принцип системности. Программа влияет на развитие не только профессионально важных качеств, но и на развитие личности в целом.
- Принцип поэтапности развития. Каждое занятие программы проистекает одно из другого, знания добавляются к уже имеющимся.
- Принцип субъект-субъектного общения. Участие в программе предполагает активную позицию на занятиях.
- Принцип безопасности. Программа тренинга составлена таким образом, чтобы не провоцировать враждебные и агрессивные отношения среди её участников.
Формы и методы работы:
- психотехнические игры и упражнения;
- беседа;
- наблюдение;
- консультирование;
- групповое обсуждение.
Ожидаемый результат:
- Сформированность личностные качества учащихся подросткового возраста, направленные на снижение количества межличностных конфликтов в образовательной организации.
- Повышение информированность о способах урегулирования конфликтов, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.
- Проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства).
- Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений.
- Способность объективно оценивать поведение других людей и собственное.
- Сформированность компоненты конфликтологической компетентности (мотивационно- ценностного, действенно- практического, позиционного).
Календарно- тематическое планирование
N» п/п | Тема | Содержание | Количество часов |
1 | Диагностическое тестирование: выявление начальное уровня конфликтологической компетентности, уровня агрессивности. | 1 | |
2 | Что такое конфликт? | Расширение представлений о психологической сущности конфликтов. | 1 |
3 | Круг ценностей | Формирование ценностей позиции группы, принятие ценностей восстановительного подхода. | 1 |
4 | Роль конфликта в социуме | Выявление важности существования конфликтов в социуме. | 1 |
5 | Последствия конфликтов. | Расширение представлений о психологических функциях конфликтов. | 1 |
6 | Из- за чего возникают и развиваются конфликты? | Расширение представлений о причинах конфликтов. | 1 |
7 | Стили поведения в конфликте. Управление конфликтом. | Расширение представлений о стилях поведения в конфликте. Расширение представлений о возможностях управления конфликтом на основе знаний о стилях поведения в конфликте. | 1 |
8 | Самоконтроль в конфликте. Мотивирование к преодолению конфликтов | Формирование навыка самоконтроля в конфликтной ситуации. Создание условий для формирования мотивации к преодолению конфликтной ситуации. | 1 |
9 | Учимся разрешать конфликты. Общение в конфликте | Повышение информированности о возможностях управления конфликтом на основе анализа противоречий. Развитие навыков эффективной коммуникации. | 1 |
10 | Качества, важные для бесконфликтного общения. Формулирование «антиконфликтного кодекса» | Расширение представлений о личностных качествах, способствующих эффективному поведению в конфликтной ситуации. Создание условий для формирования мотивации к конструктивному общению с окружающими. Создание условий для выявления и анализа барьеров в общении, создание условий для поддержания мотивации к освоению навыков медиации школьных конфликтов. | 1 |
11 | Что такое медиация? | Повышение информированности о содержании работы медиатора. | 1 |
12 | Правовая основа восстановительной медиации и ШСП | Познакомить обучающихся с нормами международного права и законодательством Российской Федерации по основам посреднической деятельности и восстановительной медиации, философией и теорией по вопросам восстановления справедливости в рамках восстановительных (реституционных) практик, создать условия для понимания особенностей протекания конфликта и изучения путей выхода из него | 1 |
13 | Философия восстановительных практик, принципы восстановительного подхода | 1 | |
14 | Конфликты в образовательной организации | Конфликты между участниками образовательного процесса и их последствия для обучающихся, родителей, педагогов. Виды конфликтов. Агрессия. Эмоции и чувства в конфликте. Примерные критерии принятия ситуаций в работу ШСП | 1 |
15 | Шеринг | Высказывание своего видения после проведения командной работы, чувств и эмоций | 1 |
16 | Медиация конфликтов: как это делается? | Формирование представлений о структуре медиации. | 1 |
17 | Что такое эффективная коммуникация? | Создание условий для выявления закономерностей эффективной коммуникации и формирования навыков ее существования. | 1 |
18 | Коммуникативные навыки медиатора | Вербальное и невербальное общение. Техники активного слушания, перефразирование, резюмирование, паузы. Открытые, закрытые вопросы. Ролевая игра на отработку коммуникативных навыков | 1 |
19 | Как правильно слушать собеседника? | Создание условий для выявления закономерностей эффективной позиции слушателя и формирования навыков ее осуществления. | 1 |
20 | Каким должен быть настоящий медиатор? Зачем люди становятся медиаторами? | Создание условий для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для выполнения функций медиатора. Выявление и анализ собственных мотивов, значимых для выполнения функций медиатора. | 1 |
21-23 | Этапы медиации. | Получение информации о конфликте, разговор с обидчиком и потерпевшим, мотивирование сторон на участие в программе примирения, определение места и времени встречи, приглашение сторон на встречу, организация предварительных встреч, примирительной встречи, оформление документациии результатов достигнутых договоренностей, анкетирование, анализ медиатором проделанной работы | 3 |
24-26 | Предварительные встречи со сторонами конфликта | Цели и задачи предварительной встречи. Организация предварительной встречи: план предварительной встречи. Основные правила на предварительной встрече. Вопросы, которые задает посредник на предварительной встрече. Ролевая игра (конфликт с участием несовершеннолетних, организация предварительных встреч с каждой из сторон) | 3 |
27-30 | Организация восстановительной медиации | Фазы медиации. Вопросы, которые задает посредник на программе примирения. Обсуждение последствий конфликта с участниками программы примирения. Организация диалога между сторонами. Возможные результаты программы примирения. Ролевая игра (конфликт с участием несовершеннолетних, организация программы примирения). | 4 |
31 | Кейс-задания | Отработка кейс-заданий для медиаторов | 1 |
32 | Шеринг | Высказывание своего видения после проведения командной работы , чувств и эмоций | 1 |
33 | Каким должен быть настоящий медиатор? Зачем люди становятся медиаторами? | Создание условий для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для выполнения функций медиатора. Выявление и анализ собственных мотивов, значимых для выполнения функций медиатора. | 1 |
34 | Лидер и его качества | Изучение личностных качеств, анализ сформированности собственных личностных качеств. | 1 |
Материально- техническое обеспечение:
- наличие ТСО и видеоаппаратуры для проведения занятий;
- канцелярские принадлежности.
Список используемой литературы
- Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.
- Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М., 2004.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2007.
- Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология. – М., 2013.
- Григорьева Т.Г. Линская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008.
- Лидерс А.С. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М., 2009.
- Литвинов А.В. Основной курс медиации. – М., 2011.
- Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2011.
- Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М., 2012.
- Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009.
- Фопель К. Групповая сплоченность. – М., 2011.
- Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.,2001.
- Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001.
- Школьные службы примирения. – М., 2012.
- Школьная служба примирения и восстановительная культура отношений. – М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа географа-следопыта"
Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В данной ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 5 класс включает пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование с УУД, формой орган...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика"
Программа предназначена для учащихся 8 класса. Рассчитана на 1ч/нед....
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Юный медик" 7 "А" класс
laquo;Юный медик» - курс внеурочной деятельности назначение которого - дать ту сумму неформальных знаний и навыков, которые позволят каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать пер...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс
Цель программы: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного тв...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа юного филолога"
Модульная рабочая программа "Школа юного филолога" Основная цель данной программы - создание условий для реализации профессиональных проб ребят и развитие их способностей в области фило...