Проект «Книжки для Дениски»
классный час
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей младшего возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, педагоги ГБУ «СРЦН Шарангского района» озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_knizhki_malyshki.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района»
Проект
«Книжки для Дениски»
Младшая группа – 5 человек
Авторы –составители:
Социальный педагог Ю.А.Береснева
2021 г.
Вид: познавательный, игровой.
Продолжительность: краткосрочный
(6.02.21 г. -24.02.21 г.)
По содержанию: социально – педагогический
Итоговый продукт: изготовленные детьми и родителями «Книжки для Дениски»
Актуальность
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей младшего возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, педагоги ГБУ «СРЦН Шарангского района» озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми.
Условия реализации проекта:
- Развить познавательный интерес детей через создание «Книжек-малышек»;
- материальное обеспечение проекта (цветной фетр, диск, клей пистолет, вырезки героев, шнурок и т.д.);
- методические разработки;
Распространение проекта: проект можно использовать в любой возрастной группе, в кружковой работе. В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям полюбить книгу, привьет детям желание читать и самим изготавливать книжки и сочинять истории.
Что же «хорошего» в самодельной книге?
1. Самодельная книга — это продукт творческих усилий ребенка, призванный воспитывать уважение к своему и чужому творчеству.
2. Самодельная книга — это прекрасный повод для общения детей и взрослых, создания вместе чего-то умного, красивого и полезного.
3. В процессе изготовления книги развивается речь ребенка, творческое мышление и мелкая моторика рук.
Все занятия проводились по теме недели. В результате проведенной работы дети познакомились с творчеством детских писателей; научились ремонтировать книги; были созданы «Книжки-малышки» по прочитанным книгам; дети изготовили книжки- малышки; Все получили удовольствие от встречи с прекрасным.
На мой взгляд, для формирования интереса к чтению и книге необходимо соблюдать следующие условия:
- учет возрастных особенностей развития ребенка;
- организация ежедневных чтений в свободной форме;
- создание книжных уголков ;
- тщательный подбор литературных произведений (разные жанры);
- беседы о книгах;
- вечера сказок, загадок;
- кукольные драматизации;
- сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами;
Восприятие художественных произведений на разных ступенях развития детей носит различный характер и имеет свои особенности. Характерной чертой восприятия художественного произведения детьми является единство "чувствующего" и "мыслящего".
К сожалению, большинство родителей не желают читать, не хотят видеть пользу от чтения. Взрослые не проявляют интерес к книге, не понимают ее роль в жизни ребенка, не знают тех книг, которые будут важны малышу, не следят за новинками литературы, не умеют интересно беседовать с малышом, не могут быть искренними в выражении своих чувств.
Я уверена, что художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами "сгущенной информативности", т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченные временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты, при правильном их подборе могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям.
Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон для развертывания других форм совместной деятельности взрослого в детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяя их в целостном образовательном процессе.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обязанность воспитателя привить детям любовь к книге, уметь слышать и чувствовать литературное произведение. Воспитатель может организовать работу с родителями, устраивая литературные гостиные, где родители могут обмениваться друг с другом опытом, как они прививают любовь детей к книге.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Именно поэтому для работы в рамках данной проблемы я решила использовать проектный метод, так как считаю его наиболее эффективным в системе воспитания дошкольников и работе с родителями.
Объект проектной деятельности: приобщение детей младшего возраста к художественной литературе.
Предмет проектной деятельности: речевое и художественно – эстетическое воспитание дошкольников.
Цель проекта: развить устойчивый интерес к книге, а так же бережному отношению к ним. Развивать потребность к чтению художественной литературы.
Задачи:
- способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы;
- воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения разных жанров, эмоционально откликаться на воображаемые события;
- воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.
Гипотеза:
В результате реализации проекта у воспитанников будет развит интерес к чтению художественной литературы, к творчеству. Дети будут более бережно относиться к книгам, будут оформлены «Книжки» своими руками.
Ресурсное обеспечение:
- Информационное (литература по теме, иллюстрации, плакаты, видеоматериалы).
- Кадровое ( воспитатель,социальный педагог ).
Ожидаемый результат:
- У детей появится больший интерес к произведениям художественной литературы.
Последовательный перечень этапов
Этапы работы над проектом | Деятельность | Сроки |
Подготовительный | 1.Выбор темы изучения в соответствии с интересами и возможностями, обсуждение с детьми и родителями. 2. Изучение методической литературы. 3. Подбор литературных произведений, иллюстраций, видеоматериалов. | 6.02.17.- 10.02.17 |
Практический | 1. Чтение художественной литературы , заучивание потешек, стихотворений с воспитанниками. 2. Консультации для родителей. 3. Литературная гостинная «Читаем стихи вместе с мамой и папой». 4. Акция «Поменяемся местами: родители проводят с воспитанниками дидактические игры по развитию речи». 5. Круглый стол для родителей «Роль чтения в вашей семье» 6. Встреча с Буровой З.В. «Бабушка читает сказки». 7. Творческая мастерская «Изготовление книжки – малышки» | 13.02.17.-22.02.17. |
3 Заключительный | 1. Анализ проведенной работы. 2. Обобщение материалов. 3.Выставка книжек – малышек, изготовленных детьми и родителями. | 24.02.17 |
Приложение
Приложение 1
Консультация для родителей «Книга рядом с вами».
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать содержание разных произведений. В беседе по сказке «Козадереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт» - услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на туже тему.
Приведу ещё один пример привлечения ребёнком своего читательского опыта - при пересказе сказки «Снегурушка и лиса». «Жила бабушка и дедушка. Была Алёнушка. Её подружки покинули в лесу. Испугалась она, плакала очень и всё читала. А волк не съел, а Красную Шапочку хотел съесть. Хороший был, а не плохой. Села она лисичке на спину и поехала».
Пересказ ребёнка свидетельствует о том, что при восприятии сказки, в которой волк персонаж положительный, у малыша возникают ассоциации со сказкой «Красная Шапочка», где волк жестокий и коварный.
Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие)
Сама природа от ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Нравятся детям произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец.
Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;
- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;
- помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;
- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации
Приложение 2
Памятка для родителей
«Прививаем детям любовь к чтению»
- Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям.
- Иногда детям очень трудно начать читать новую книжку. Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение можно вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно.
- Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогической литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увлекательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим.
- Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.
- Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энциклопедии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть.
- Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он начнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполнении известных артистов
- Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу.
- Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.
- Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, составляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.
- Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
- Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.
Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы.
Приложение 3
Советы по оформлению детской домашней библиотеки
Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной. А у папы – никого!
У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной. Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.
Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.
Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:
- разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
- игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
- лото или домино «Герои любимых сказок»;
- пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
- отгадай загадку – найди отгадку;
- диски с аудиозаписями различных детских произведений;
- сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
- материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
- чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.
Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.
Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Книжка малышка"
Проект Книжка малышка...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ. Графический редактор. Создание проекта «Книжка-малышка».
Мои ученики любят фантазировать, творить и демонстрировать свои достижения! Поэтому я вновь и вновь убеждаюсь в том, что метод проектов эффективен на уроках информатики. ...
Графический редактор Paint. Создание проекта «Книжка-малышка».
Графическая среда Paint может использоваться для создания проектов при обучении младших школьников. Она позволяет ребёнку создать объект по образцу, создать новый объект и даже кратко описать ег...
Интегрированный проект "Книжка-малышка"
Интегрированный проект совместной творческой деятельности по созданию книги...
Творческий проект книжка "Сундучок потешек"
Данная проектная работа была представлена на Кирилло-Мефодиевских чтениях "Читающая молодежь - будущее России".Проект «Сундучок потешек». 1. Введение от руководителей проекта.Актуальность....
Краткосрочный проект "Книжка для малышки"
Зачетная работа по MS Word в 7 классе в виде краткосрочного группового проекта....
проект"Книжки-малышки-семейные традиции"
проект"Книжки-малышки-семейные традиции"...