Творческий проект книжка "Сундучок потешек"
проект по изобразительному искусству (изо) на тему
Данная проектная работа была представлена на Кирилло-Мефодиевских чтениях "Читающая молодежь - будущее России".
Проект «Сундучок потешек».
1. Введение от руководителей проекта.
Актуальность.
Первые годы жизни чрезвычайно важны для развития личности ребенка. Именно в этот период создаются предпосылки гармоничной личности. Детский возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё важнее обращать внимание на духовно-нравственное воспитание детей. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Духовно – нравственное воспитание – это воспитание духа, духовности, развитие духовных качеств личности. Основными задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников, на наш взгляд, должно стать формирование доброжелательного отношения к близким, чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации.
Особое внимание детей следует обратить на культурное наследие нашего народа. Приобщение ребенка к культуре следует начать с литературного наследия, используя лучшие образцы народного устного творчества. Ведущую роль в приобщении ребенка к русской литературе играют - потешки.
Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка помогает научить маленького человечка понимать человеческую речь, выполнять различные движения, которыми руководит слово. Дети очень чутки к меткому народному слову. Уместно прочитанная потешка улучшает настроение, вызывает улыбку у загрустившего ребенка, успокаивает плачущего. А если познавательный процесс ребенка еще сопровождается изобразительной деятельностью, то воздействие на ребенка в воспитательном плане удваивается.
Цель: Создание книжки «Сундучок потешек» на основе знакомства с народным литературным творчеством через изобразительную деятельность.
Задачи:
- Воспроизвести в памяти знакомые потешки.
- Познакомить с новыми потешками.
- Научить создавать образ в соответствии с содержанием потешки различными изобразительными приемами.
- Развивать композиционное мышление.
- Презентация творческих работ.
- Определить практическую значимость творческой работы.
Новизна: Новизна данного проекта заключается в синтезе литературной и изобразительной деятельности.
2. Основная часть.
Так как возраст наших юных художников совсем еще юный - 3, 4, 5 лет, то перед нами стояла задача наполнить наши занятия разнообразными видами деятельности и научить определенным видам работы. В этом возрасте не у всех детей хорошо развита речь, моторика рук и пальцев. В своей работе по изобразительной деятельности с малышами мы выбрали народное творчество. Потешки уместны во всех процессах воспитания. Прививая малышам навыки изобразительной деятельности и обращая внимание на содержание потешки, мы знакомим детей с явлениями природы, предметным миром, с домашними и дикими животными, с правилами личной гигиены и правильным отношением человека к себе и к окружающему миру. Проговаривая потешки вместе с преподавателем, дети учатся звукоподражать, у них активизируется речь, обогащаются эмоционально – игровые действия, интонационная выразительность. Они просты по содержанию, легко запоминаются детьми и повторяются неоднократно. И самое главное для нас преподавателей - рисование становится игрой - интересной, познавательной в результате которой ребенок является созидателем, иллюстратором собственной книжки не умея еще читать, но зная ее содержание наизусть.
Реализация проекта «Сундучок потешек» в группах раннего развития.
Потешки используем в организованной образовательной и совместно-партнерской деятельности.
Деятельность преподавателя и детей.
| Вид деятельности | Работа преподавателя | Работа детей |
1. | Чтение потешки | Читает | Слушают |
2. | Повторение потешки с движениями | Читает, показывает движения | Повторяют потешку, повторяют движения |
3. | Определение главных героев потешки и их действия | Читает, показывает | Называют |
4. | Показ этапов изображения | Показывает | Смотрят |
5. | Самостоятельная работа | Индивидуальная помощь | Рисуют |
6. | Вырезание изображений | Индивидуальная помощь | Вырезают |
7. | Компоновка изображения на листе А-2 | Индивидуальная помощь | Компонуют |
8. | Приклеивание | Индивидуальная помощь | Приклеивают |
9. | Декоративное оформление работы | Индивидуальная помощь | Рисуют декоративные элементы |
10. | Оформление работы в раму | Оформляет | Наблюдают, рассказывают потешки вслух |
11. | Открытие выставки | Организовывает | Читают потешки |
12 | Издание книжки – «Сундучок потешек» | Дизайн макета книги | Получают книжку – «Сундучок потешек» |
Методы и приёмы, используемые при реализации проекта:
- обыгрывание сюжета потешки;
В ходе работы с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.
- словесные игры или игры «Доскажи словечко»;
- подвижные и хороводные игры (У медведя во бору);
- пальчиковая гимнастика;
- чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.
3. Заключение
Благодаря данному проекту, многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки, знают главных героев потешек и могут их воспроизвести на рисунке. По итогам работы создана экспозиция из 22 детских работ и проект книги «Сундучок потешек».
Таким образом, этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:
- родным языком;
- разными видами деятельности (рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);
- первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Хочется отдельно отметить практическую значимость данного проекта. Работы детей можно применить в следующем:
- Выставочная деятельность в учреждениях дополнительного образования и школ города.
- Рекламная деятельность: баннеры на зданиях и рекламных щитах города.
- Размещение детских работ с текстом потешек на общественном транспорте, детских колясках, сумках, рюкзаках.
- Издательская деятельность: чтение книжки «Сундучок потешек» в детских садах, в кругу семьи.
- Самореализация обучающихся.
- Презентация своего труда.
Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которые совместно с педагогами создали экспозицию из 22 детских работ и проект книги «Сундучок потешек». Наши занятия помогают овладеть родным языком, развивают память, воображение, мышление, моторику рук и пальцев.
Мы считаем, что такая деятельность с малых лет посеет первые зерна знаний в изучение русской литературы и русской культуры в целом и будет способствовать духовно – нравственному воспитанию ребенка.
4. Библиографический список
- Библиотека детского сада (Младшая группа) Кисонька – Мурлысанька. Издательство «Малыш» 1984.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
- Для дошкольного возраста «Ходит кот по горе». Издательство «Малыш» 1985.
- Потешки для малышей «Сорока-белобока» ООО «Издательство «Фламинго», 2004.
- Потешки для малышей «Котенька – Мурлыка» ООО «Издательство «Фламинго», 2004.
- Потешки. Ярославль: Академия развития, 2008.- 48 с.
- Сон да дрема. Колыбельные. «Акварель» Санкт-Петербург 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково
Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...
Презентация урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Презентация урока в 5 классе...
Методическая разработка урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Урок с презентацией по проектной деятельности учащихся...
Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.
Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...
Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...
Презентация Что такое творческий проект? Этапы написания творческого проекта.Фартук 5 класс
Этапы написания творческого проекта по технологии 5 класс...