Творческий проект книжка "Сундучок потешек"
проект по изобразительному искусству (изо) на тему

Вавилина Ольга Максимовна

Данная проектная работа была представлена на Кирилло-Мефодиевских чтениях "Читающая молодежь - будущее России".

Проект «Сундучок потешек».

 

1. Введение от руководителей проекта.

Актуальность.

     Первые годы жизни чрезвычайно важны для развития личности ребенка. Именно в этот период создаются предпосылки гармоничной личности. Детский возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё важнее обращать внимание на духовно-нравственное воспитание детей. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Духовно – нравственное воспитание – это воспитание духа, духовности, развитие духовных качеств личности. Основными задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников, на наш взгляд, должно стать формирование доброжелательного отношения к близким, чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации.

      Особое  внимание детей следует обратить на культурное наследие нашего народа. Приобщение ребенка к культуре следует начать с  литературного  наследия, используя лучшие образцы народного устного творчества. Ведущую роль в приобщении ребенка к русской литературе играют - потешки.

     Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка помогает научить маленького человечка понимать человеческую речь, выполнять различные движения, которыми руководит слово. Дети очень чутки к меткому народному слову. Уместно прочитанная потешка улучшает настроение, вызывает улыбку у загрустившего ребенка, успокаивает плачущего. А если познавательный процесс ребенка еще сопровождается изобразительной деятельностью, то воздействие на ребенка в воспитательном плане удваивается.

     Цель: Создание книжки «Сундучок потешек» на основе знакомства с народным литературным творчеством через изобразительную деятельность.

     Задачи:

- Воспроизвести в памяти знакомые потешки.

- Познакомить с новыми потешками.

- Научить создавать образ в соответствии с содержанием потешки различными изобразительными приемами.

-  Развивать композиционное мышление.

- Презентация творческих работ.

- Определить практическую значимость творческой работы.

     Новизна: Новизна данного проекта заключается в синтезе литературной и изобразительной деятельности.

2. Основная часть.

     Так как возраст наших юных художников  совсем еще юный - 3, 4, 5 лет, то перед нами стояла задача наполнить наши занятия разнообразными видами деятельности и научить определенным видам работы. В этом возрасте не у всех детей хорошо развита речь, моторика рук и пальцев. В своей работе по изобразительной деятельности  с малышами мы выбрали народное творчество. Потешки уместны во всех процессах воспитания. Прививая малышам навыки изобразительной деятельности и обращая внимание на содержание потешки, мы знакомим детей с явлениями природы, предметным миром, с домашними и дикими животными, с правилами личной гигиены и правильным отношением человека к себе и к окружающему миру. Проговаривая потешки вместе с преподавателем,  дети учатся звукоподражать, у них активизируется речь, обогащаются эмоционально – игровые действия, интонационная выразительность. Они просты по содержанию, легко запоминаются детьми и повторяются неоднократно. И самое главное для нас преподавателей - рисование становится игрой - интересной, познавательной в результате которой ребенок является созидателем, иллюстратором собственной книжки не умея еще читать, но зная ее содержание наизусть.

Реализация проекта «Сундучок потешек» в группах раннего развития.

     Потешки используем  в организованной образовательной и совместно-партнерской деятельности.

Деятельность преподавателя и детей.

 

Вид деятельности

Работа преподавателя

Работа детей

1.

Чтение потешки

Читает

Слушают

2.

Повторение потешки  с движениями

Читает, показывает движения

Повторяют потешку, повторяют движения

3.

Определение главных героев потешки и их действия

Читает, показывает

Называют

4.

Показ этапов изображения

Показывает

Смотрят

5.

Самостоятельная работа

Индивидуальная помощь

Рисуют

6.

Вырезание изображений

Индивидуальная помощь

Вырезают

7.

Компоновка изображения на листе А-2

Индивидуальная помощь

Компонуют

8.

Приклеивание

Индивидуальная помощь

Приклеивают

9.

Декоративное оформление  работы

Индивидуальная помощь

Рисуют декоративные элементы

10.

Оформление работы в раму

Оформляет

Наблюдают, рассказывают потешки вслух

11.

Открытие выставки

Организовывает

Читают потешки

12

Издание книжки – «Сундучок потешек»

 Дизайн макета книги

Получают книжку – «Сундучок потешек»

 

Методы и приёмы, используемые при реализации проекта:

- обыгрывание сюжета потешки;

     В ходе работы с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

      Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.

- словесные игры или игры «Доскажи словечко»;

- подвижные и хороводные игры (У медведя во бору);

- пальчиковая гимнастика;

- чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.

3. Заключение

     Благодаря данному проекту, многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки, знают главных героев потешек и могут их воспроизвести на рисунке.  По итогам работы создана экспозиция из 22 детских работ и проект книги «Сундучок потешек».

     Таким образом, этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:

- родным языком;

- разными видами деятельности (рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);

- первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

         Хочется отдельно отметить практическую значимость данного проекта. Работы детей можно применить в следующем:

  1. Выставочная деятельность в учреждениях дополнительного образования и школ города.
  2. Рекламная деятельность: баннеры на зданиях и рекламных щитах города.
  3.  Размещение детских работ с текстом потешек на общественном транспорте, детских колясках, сумках, рюкзаках.
  4. Издательская деятельность: чтение книжки «Сундучок потешек» в детских садах, в кругу семьи.
  5. Самореализация обучающихся.
  6. Презентация своего труда.

      Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которые совместно с педагогами создали экспозицию из 22 детских работ и проект книги «Сундучок потешек». Наши занятия помогают овладеть родным языком, развивают память, воображение, мышление, моторику рук и пальцев.  

     Мы считаем, что такая деятельность с малых лет посеет первые зерна знаний в изучение русской литературы и русской культуры в целом и будет способствовать духовно – нравственному воспитанию ребенка.

 4. Библиографический список

  1. Библиотека детского сада (Младшая группа) Кисонька – Мурлысанька. Издательство «Малыш» 1984.
  2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
  3. Для дошкольного возраста «Ходит кот по горе». Издательство «Малыш» 1985.
  4. Потешки для малышей «Сорока-белобока» ООО «Издательство «Фламинго», 2004.
  5. Потешки для малышей «Котенька – Мурлыка» ООО «Издательство «Фламинго», 2004.
  6. Потешки. Ярославль: Академия развития, 2008.- 48 с.
  7. Сон да дрема. Колыбельные. «Акварель» Санкт-Петербург 2013.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...

Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»

Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...