Эмпатия у школьников.
материал

Волкова Ольга Александровна
Эмпатия у школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tormozakova_e.v._konkursnaya_rabota.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

Республики Хакасия «Профессиональное училище № 18»

Муниципальная научно-практическая конференция

школьников и студентов «Проект в будущее»

Научно - исследовательская работа на тему: «Особенности проявления эмпатии  у учащихся МБОУ ЛСОШ-1»

Направление: «Социально-экономическое»

Автор: Тормозакова Эмилия Владимировна

Обучающийся «10» класса/ МБОУ ЛОСШ-1

Руководитель:Волкова О.А.,

Педагог-психолог МБОУ ЛОСШ-1

                                                       Аскиз 2023

                                                   Содержание.

Введение.

Глава 1. Проблема эмпатии в психологии

  1. Изучение эмпатии в трудах отечественных и зарубежных психологов.
  2. Источники эмпатии.
  3. Возрастные особенности эмпатии.

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления эмпатии в подростковом и юношеском возрасте.

2.1 Описание выборки.

2.2 Описание методик.

2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования.

Заключение.

Литература.

                                                           Введение.

Актуальность: над проблемой эмпатии, работало много отечественных и зарубежных психологов. Такие как: Т. Липпс вчувствование — это специфический вид познания сущности предмета или объекта, З. Фрейд (1925) полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого  осуществляется с помощью двух механизмов — заражения и подражания, К. Роджерс полагает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто»., Бойко В.В. рассматривает эмпатию как рационально-эмоционально-интуитивную форму отражения. Актуальность проблемы сохранилась и в наше время.

Цель работы - выявить гендерные особенности проявления эмпатии в подростковом и юношеском возрасте.

Объектом исследования являются личностные образования - эмпатия.

Предметом исследования являются особенности проявления эмпатии у девочек и мальчиков в подростковом и юношеском возрасте.

Гипотеза: предполагаем, что эмпатия в подростковом и юношеском возрасте имеет свои различия, имеются различные гендерные проявления эмпатии у юношей и девушек.

Эмпирическая гипотеза: предполагаем, что эмпатия в юношеском возрасте несколько выше, чем подростковом, проявления эмпатии у девушек выше, чем юношей.

Задачи: 1. изучить психологическую литературу по проблеме исследования.

             2. исследовать эмпатию у юношей и девушек, в подростковом и    

                 юношеском возрасте.                        

             3. выявить различия эмпатии в подростковом и  юношеском возрасте.

В основе нашего исследования лежат следующие методологические положения:

Зарубежные психологи.

 К. Роджерс полагает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». Это значит, что сохраняется способность в любой момент вернуться в собственный мир переживаний.

Отечественные ученые.

В. В. Бойко рассматривает эмпатию как рационально-эмоцинально-интуитивную форму отражения, которая является особенно утонченным средством «вхождения» в психо-энергетическое пространство другого человека. С помощью эмпатии «пробивается» защитный энергетический экран партнера по общению, а для этого необходима повышенная проходимость. Она возникает, когда человек демонстрирует другому соучастие и сопереживание. Отсюда соучастие и сопереживание – не смысл и не функция эмпатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения цели — выявление, понимание, предвосхищение индивидуальных особенностей другого и затем воздействия на него в нужном направлении (добиться его расположения и доверия).

В связи с таким пониманием Бойко определяет эмпатию следующим образом: это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений — свойств, состояний, реакций — в целях прогнозирования адекватного воздействия на его поведение». Он считает, что неподдельный искренний интерес к другой личности как таковой, к ее субъективной  реальности – основная предпосылка глубокой эмпатии.

Бойко выделяет в эмпатии три канала: рациональный, эмоциональный и интуитивный. Рациональный канал характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность другого человека, на его состояние, поведение, на имеющуюся у него проблему. Это проявление спонтанного интереса к тому. Эмоциональный канал позволяет эмпатирующему входить в эмоциональный резонанс с другими — сопереживать, соучаствовать. Интуитивный канал дает возможность видеть поведение других, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании эмпатирующего.

Глава 1. Проблема эмпатии в психологии

1.1 Проблема изучения эмпатии в трудах отечественных и зарубежных психологов.

Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным и до сего дня его понимание не совпадает у разных ученых и в разных психологических школах. Первоначально этот феномен обсуждался в рамках философии, в частности — этики и эстетики. Поэтому и обозначался он либо этическим понятием «симпатия», либо эстетическим понятием «вчувствование».

Смит понимал симпатию как способность сострадать другому.

 Г. Спенсер определял симпатию как способность сочувствовать людям, проявлять заинтересованность в их судьбе. Он выделял два типа эмпатии: инстинктивную (эмоциональное заражение) и интеллектуальную (сочувственную).

Для А. Шопенгауэра симпатия — это сострадание ко всем существам, порождаемое осознанием общности их природы и происхождения. Для него сострадание является свойством самой жизни. В процессе её страдания человек забывает о различиях между собой и другими.

Другое направление в изучении эмпатии разрабатывал Т. Липпс. Для него вчувствование — это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Субъект осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта проецируя в него свое «Я».

3. Фрейд (1925) полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов — заражения и подражания.

Как механизм познания рассматривал симпатию (эмпатию) М. Шелер. Для него симпатия — не просто разделение (соучастие) эмоций другого, а  акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. Он выделял уровни симпатии — от низших к высшим,  участие в переживании другого человека при сохранении независимости собственных переживаний.

Штерн тоже считал симпатию первичной эмоцией, на основе которой двигаются социальные чувства. Он разделяет «чувства к другим» (нежность, любовь) и «чувства с другими» (сострадание, сорадость). Первые служат предпосылкой возникновения вторых. Любовь к близким ведет через подражание и обучение к формированию способности реагировать на страдания других людей, к развитию альтруистического поведения.

Американский психолог У. Мак-Дугалл выдвинул теорию происхождения эмпатии как стадного инстинкта эмоционального реагирования на эмоции других животных, важного для выживания стада. В то же время он подчеркивает, что это проявление симпатии не тождественно формам человеческой симпатии — сопереживанию и состраданию. Для Мак-Дугалла симпатия — чисто аффективный процесс, осуществляемый по типу заражения или индукции.

С. Аш выделял два типа симпатии — сопереживание и сочувствие. Сопереживание — это переживание сходной эмоции с объектом. Оно направлено на себя и эгоистично по природе. За ним следует реакция избегания, так как переживание отрицательных эмоций тягостно для субъекта. При сочувствии переживания субъекта и объекта не тождественны.

 Понятие «эмпатия» впервые ввел в психологию Э. Титченер (1909), опираясь на представление Липпса о вчуствовании как перцептивном акте. В последующие годы, войдя в европейские языки, этот термин приобрел множество лексических и психологических значений, во многом потеряв свою специфику. Так, значительная часть американских работ по эмпатии отражает ее понимание как когнитивного процесса, как восприятия и понимания внутреннего мира другого человека, эмоционального содержания произведения искусства, природы.

К. Роджерс полагает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». Это значит, что сохраняется способность в любой момент вернуться в собственный мир переживаний.

1.2 Источники эмпатии.

  Происхождение эмпатии во многом остается загадочным. А. Адлер полагает, что она объясняется существованием врожденного чувства общности. По его мнению, это космическое чувство, отражающее связь людей со всем мирозданием, которое воплощено в каждом из нас; это неотъемлемая черта принадлежности к человеческому роду. .

Факторы, влияющие на эмпатийность. Проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый ребенок или незнакомый), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), предыдущего опыта эмпатии. Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастным изменением у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех социальных групп, в которых он воспитывается.

И. М. Юсупов выявил различия в эмпатийности между экстерналами и интерналами: у последних она выше.

По мнению А.Б.Орлова, М.А. Хазанова вряд ли правомерно расширительно рассматривать «акт эмпатии» как межличностную транзакцию. В этой связи можно высказать предположение, что эпатируемый воспринимает «акт» эмпатии не столько посредством его обнаружения в вербальном и невербальном поведении эпатирующего, сколько посредством восприятия {как правило, на неосознаваемом уровне иных, более тонких составляющих общего семантического поля коммуникации. Существенной стороной эмпатического переживания является процессуальность, движение, динамика. Только в движении (процессе) возможно следование с дистанцией в один шаг, «как если бы я был он». Для этого процесса следования необходима реальность, в противном случае будет иметь место оценивание эмоционального отклика на нечто, возникающее в воображении, что приближается к интерпретации.

1.3 Возрастные особенности эмпатии

Возрастные особенности эмпатийности. По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Однако Т. П. Гаврилова  показала, что две формы эмпатийного поведения — сопереживание и сочувствие по-разному проявляются у детей разного возраста и пола.

Под сопереживанием (эмпатией) подразумевается способность человека поставить себя на место другого, ощутить его мысли и чувства. Иными словами, это проявление эмоциональной восприимчивости, стремление разделить с другим человеком его переживания.

Подростки часто жалуются на то, что родители не слушают их, не интересуются их мыслями и мнениями, не хотят знать их чувства и точку зрения. Некоторые родители, к сожалению, демонстрируют полнейшее равнодушие к переживаниям и настроению своих детей-подростков. Подростки жаждут встретить со стороны родителей сопереживание и понимание, готовность выслушать без скепсиса. Подростки крайне нуждаются не только в родительской любви, но и в самих ее внешних проявлениях. Признание является важнейшей составляющей любви. Любовь ведь проявляется и в том, чтобы принимать человека таким, каков он есть — со всеми его недостатками и ошибками. Поэтому подросткам так важно чувствовать, что родители их ценят, признают и любят.

Для этого достаточно просто чаще беседовать с ребенком и слушать то, что он говорит о своих переживаниях, не отмахиваясь: «А, ерунда! До свадьбы заживет!».

У девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана — они чересчур обидчивы, могут «ни с того, ни с сего» заплакать, у них беспрерывно меняется настроение. Мальчики же чаще становятся более шумными, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть спокойно на месте, вертят что-нибудь в руках)

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления эмпатии в подростковом и юношеском возрасте.

2.1 Описание выборки.

Исследование проводилось в Л/п. общеобразовательной школе №1, среди учащихся 6-11 классов.

В нём участвовало 120 человек:

1. шестьдесят человек подросткового возраста.

2. шестьдесят человек юношеского возраста.

Возраст

Количество мальчиков

Количество девочек

12-14 лет

30

30

15-17 лет

30

30

2.2 Описание методик.

1. Тест Бойко В.В. ваши эмпатические способности.

Состоит из 36-и вопросов направленных на выявление канала эмпатии.

Обработка данных:

 Подсчитывается число правильных ответов соответствующих «ключу» по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка и выделяется один из каналов эмпатии.

1. Рациональный канал эмпатии

2. Эмоциональный канал эмпатии

3. Интуитивный канал эмпатии

4. Установки, способствующие эмпатии

5. Проникающая способность в эмпатии

6. Идентификация в эмпатии

2. Опросник Меграбяна по изучению эмпатии.

Рассматриваемый опросник был создан первоначально для исследования проблем деперсонализации, позволяя выделить и количественно измерить, три различные и сравнительно не зависимые друг от друга компоненты эмпатии.

3. Опросник УРОВНЯ ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ А. Меграбяна. Методика используется для  исследования  эмпатии  (сопереживания),  т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей которые   испытывает  другой  человек  так,   если  бы  они   были   нашими собственными.

2.3 Анализ и интерпретация результатов.

В исследовании, проведенном в Л/п. общеобразовательной средней школе № 1 с. Бельтирского, была взята выборка в количестве 120 человек. Приняло участие 60 человек подросткового возраста, из них 30 мальчиков и 30 девочек, а так же 60 человек юношеского возраста, из них 30 юношей и 30 девушек.

1. Среди подростков-девочек в возрасте 12-14 лет были получены следующие результаты:

 высокий уровень эмпатии - процентное соотношение составило 29,97%.

средний уровень эмпатии - процентное соотношение составило 56,61%.

низкий уровень эмпатии - процентное соотношение составило 13,32%.

2. Среди подростков- мальчиков в возрасте 12-14 лет были получены следующие результаты:

высокий уровень эмпатии - процентное соотношение составило %3,3%.

средний уровень эмпатии - процентное соотношение составило 56,1%.

низкий уровень эмпатии - процентное соотношение составило 39,6%.

Результаты исследования представлены в таблице №2:

Таблица №2.

Результаты тестирования испытуемых в возрасте 12-14 лет.

пол

Девочки

мальчики

Уровень

Эмпатии

низкий

Средний

высокий

низкий

средний

высокий

Кол-во

4

17

9

12

17

1

%-ое

Соотношение

13,32

56,61

29,97

39,6%

56,1%

3,3%

Исследования проводилось по методике Меграбяна по изучению эмпатии, среди 30 – юношей и 30 –девочек в возрасте 15 – 17 лет.

1. Среди девушек в возрасте 15-17 лет были получены следующие результаты:

высокий уровень - процентное соотношение составило 26,4%.

средний уровень - процентное соотношение составило 62,7%.

 низкий уровень - процентное соотношение составило 9,9%.

2. Среди юношей в возрасте 15-17 лет были получены следующие результаты:

высокий уровень эмпатии - процентное соотношение составило 6,66 %.

средний уровень эмпатии - процентное соотношение составило 59,94 %.

 низкий уровень эмпатии - процентное соотношение составило 29,97.

Результаты исследования представлены в таблице №3

Таблица №3.

Результаты тестирования испытуемых в возрасте 15-17 лет.

пол

Девушки

юноши

Уровень

эмпатии

низкий

Средний

высокий

низкий

средний

высокий

Кол-во

3

19

8

9

18

2

%-ое

Соотнош

ение

9,9%

62,7%

26,4%

29,97

59,94

6,66

Сравнивая полученные данные и рассматривая диаграммы №1-№3 можно

сделать сравнительный анализ результатов.

  1. В подростковом и юношеском возрасте эмпатия имеет  свои различия. Сравнивая средние показатели полученные в результате тестирования, мы можем наблюдать возрастные изменения эмпатии, в юности она несколько  выше чем, в подростковом возрасте.

     

2. Эмпатия имеет различные гендерные проявления в подростковом и юношеском возрасте.    Можно наблюдать гендерные изменения эмпатии, у девушек она несколько  выше чем, у мальчиков.

 

Для проверки выдвинутых гипотез и полученных результатов исследования, мы воспользовались, методикой исследования уровня эмпатийных тенденций.

     Уровень проявления эмпатии в юношеском возрасте оказался выше на 4,95% .

Заключение.

В результате изучения эмпатии в трудах отечественных и зарубежных психологов, и проведенного исследования среди подростков и юношей можно сделать несколько выводов.

1. Эмпатия — это процесс безоценочного сопереживания одного человека реальным и актуальным переживаниям другого при соблюдении эмпатирующим условия «как если бы» и при его невмешательстве в процесс осознания своих переживаний эмпатируемым.

2. Существенной стороной эмпатического переживания является процессуальность, движение, динамика. Только в движении (процессе) возможно следование с дистанцией в один шаг, «как если бы я был он».

3. В подростковом и юношеском возрасте эмпатия имеет  свои различия.

    Можно наблюдать возрастные изменения эмпатии, в юности она несколько      выше чем, в подростковом возрасте.

Сравнивая средние показатели, мы получили следующие результаты:

    Уровень проявления эмпатии у девушек  оказался выше на 6,6% чем, девочек;

    Уровень проявления эмпатии у юношей,  так же, оказался выше на 13,3% чем, у мальчиков.

     Данный феномен объясняется, тем, что именно в юношеском возрасте обостряются способности к вчувствованию в состояние других, способности переживать эмоционально эти состояния, как свои. Снимаются установки затрудняющие действие всех эмпатических

4. Эмпатия имеет различные гендерные проявления в подростковом и юношеском возрасте.    Можно наблюдать гендерные изменения эмпатии, у девушек она несколько  выше чем, у мальчиков.

     Сравнивая средние показатели, мы получили следующие результаты:

    Уровень проявления эмпатии в юности у девушек  оказался выше на 3,3% чем, у юношей;

    Уровень проявления эмпатии в подростковом возрасте у девочек,  так же, оказался выше на 0,5% чем, у мальчиков.

     Это объясняется тем, что большая эмпатийность девочек проявляется потому, что они морально созревают раньше, чем мальчики. Большую же эмпатийность женщин по сравнению с мужчинами объясняют  их тендерными ролями (заботливость первых и властность, независимость, соперничество вторых), а также соответствующим этим ролям воспитанием детей

5. Методика исследования уровня эмпатийных тенденций и полученные результаты, подтверждают полученные данные при первом тестировании  по методике Меграбяна по изучению эмпатии.

                                                         Литература.

А.Анастази «Психологическое тестирование». Москва 1982.

Гиппенрейтер Ю. Б., Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова  « Феномен конгруэнтной

эмпатии»  Вопросы психологии № 4 Москва 1993 год.

Гамезо М.В. « Возрастная и педагогическая психология» Москва 1984

Е. П. Ильин « Дифференциальная психология мужчины и женщины»

 С- Петербург 2002 .

Е. П. Ильин « Эмоции и чувства». С- Петербург 2002.

Кон И.С. « Психология старшеклассника». Москва  1987.

Кон И. С. « В поисках себя. Личность и её самосознание» М. 1984.

Коломинский Я. Л. « Человек: Психология.»

Орлов А. Б., Хазанова М. А., « Феномены эмпатии и конгруэнтности». Вопросы психологии  № 4 Москва 1993.

Мухина В.С. « Возрастная психология» Москва 1999.

Тестирование детей. Ростов на Дону. Изд. Феникс. 2004.

Психологические тесты под ред. А.А. Карелина. М. 2005.

Психология . словарь. Политиздат.

Шумилин « Психология личности старшеклассника» М. Педагогика. 1990 .

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность и эмпатия как основа инклюзивного образования

Представлены материалы проведенного исследования...

Метод критического мышления и метод эмпатии

Методытехнологии развития критического мышленияи метод эмпатии(эвристический метод)...

Значение роли эмпатии и интуиции как одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности концетмейстера.

В данной статье освещаются важные особенности психологических составляющих работы концертмейстера. Позволяет лучше понять особенности и специфику работы концертмейстера....

Опросник для диагностики способности к эмпатии

Способность к эмпатии понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказ...

упражнения на развитие эмпатии

Упражнения на развитие эмпатии с успехом используются на занятиях по психологии...

Эмпатия в музыке и музыкальной педагогике.

Статья содержит общую информацию с опорой на научную литературу....

Методическая разработка Тема: «Развитие эмпатии учащихся младших классов ДШИ через предмет «Слушание музыки».

Методическая разработка посвящена проблеме музыкального развития ребенка. Одним из основных ценностных ориентиров свременного музыкального образования является проблема развития личности ребенка, в ча...