Комплекс мероприятий по социально-педагогической поддержке приемных семей
методическая разработка
Социально-педагогическая поддержка приемных семей будет успешна, если будет представлен комплекс мероприятий с учетом выделенных методов (опрос, беседа, наблюдение, убеждение, преодоление конфликтов, личностная поддержка, консультирование, тренинги, взаимодействие, координация, согласование, инструктирование, контроль и проверка исполнения) и этапов (при работе с привлеченными специалистами: организационно-методический этап, координационный этап, отчетный этап; при работе непосредственно с приемной семьей, диагностический этап, практический этап, контрольно-оценочный этап)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 43.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс мероприятий по социально-педагогической поддержке приемных семей
Целью социально-педагогической поддержки приемной семьи является адекватная и максимально успешная помощь в решении социально-педагогических проблем семьи, связанных с появлением в ней приемного ребенка. Адаптация к новым условиям может быть обеспечена установлением гармонических отношений между членами семьи.
Объектом социально-педагогической поддержки приемных семей являются непосредственно приемные семьи, а предметом - процесс адаптации приемного ребенка, родителей и кровных детей к новым условиям.
Критерием успешности социально-педагогической поддержки приемной семьи можно считать улучшение функционального состояния семьи.
В зависимости от категории семьи и кризисной ситуации выделяется два вида социально-педагогической поддержки приемных семей:
- Стабильная социально-педагогическая поддержка предлагается семьям, переживающим нормативные кризисы, трудности, связанные с особенностями периода адаптации ребенка в семье, возрастного развития ребенка, с изменением структуры приемной семьи. Стабильная социально-педагогическая поддержка носит постоянный характер и предполагает следующие шаги.
- Кризисная социально-педагогическая поддержка носит ситуативный характер, поддерживаются семьи, переживающие
ненормативный кризис, а также семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Рассмотрим подробнее каждый из видов социально-педагогической поддержки приемной семьи.
Стабильная социально-педагогическая поддержка предполагает, что специалист, работающий с семьей, предупреждает и помогает справляться с возникающими проблемами и побуждает членов семьи к проявлению собственной активности и самостоятельности.
Этот вид поддержки включает в себя следующие шаги:
- Выявление семей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке.
- Заключение договора.
- Выход в адрес (патронаж) согласно листу наблюдения за семьей.
- Диагностика определения структурно-функционального типа семьи, существующих у семьи проблем и потребностей. Оценка угрозы жизни и здоровью ребенка.
- Оценка семейной ситуации и при необходимости перевод семьи на кризисное сопровождение.
- Реализация мероприятий стабильного сопровождения согласно индивидуальной программе.
В научных источниках методы социально-педагогической поддержки рассматриваются как инструментарий для осуществления деятельности, направленной на достижение поставленной цели, включающий выстроенные в определенной последовательности операции и оптимальные способы их осуществления.
В основе социально-педагогической поддержки приемной семьи лежит принцип функционирования семейной системы. Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент своего существования стремится сохранить status quo. Нарушение стабильности всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то что события могут быть и радостными, и долгожданными, например – рождение ребенка, распад мучительного брака и т. п.
Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию. Как показал Э. Эриксон, каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые человек стремится реализовать. Вместе с возрастом меняется и отношение к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения и, соответственно, саму семью. Рождение ребенка, смерть старого человека – все это существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия ее членов.
По мнению Л.В. Байбородовой, выбор методов для социально-педагогической поддержки зависит от поставленных целей и задач, а все методы социально-педагогической поддержки можно сгруппировать по направленности:
- Диагностические методы направлены на изучение функционального состояния приемной семьи и проблем, приведших к его нарушению.
- Воспитательные методы направлены на коррекцию поведения детей из приемной семьи.
- Социально-психологические методы направлены на развитие педагогических компетенций родителей и решение социально-
психологических проблем членов приемной семьи.
- Административно-организационные методы направлены на процесс реализации социально-психологической поддержки в части работы со специалистами для решения специфических проблем приемной семьи
[14].
Ю.В. Василькова в своей классификации делит методы социально-педагогической поддержки на три группы:
- Социально-экономические,
- Организационные,
- Психолого-педагогические.
Социально-экономические - предполагают разностороннюю работу с нуждающимися семьями, в том числе и материальную помощь семье и т.д.
Организационные методы - направлены на организацию помощи
личности, семье.
К психолого-педагогическим методам Ю.В. Василькова относит методы непосредственного взаимодействия с личностями членов приемной
семьи.
Так Ю.В. Василькова предлагает при налаживании бытовых условий жизни, отношений между членами семьи используется метод поддержки личности. Для выявления причин конфликтных ситуаций в семье - метод преодоления конфликта. При этом, важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими.
Кроме того, среди психолого-педагогических методов Ю.В. Василькова выделяет следующие методы:
- метод социометрии - предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния семьи;
- метод мониторинга - отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ ситуации;
- метод генерации настроений - диагностика, анализ причин поступка, поведения, настроения, психического состояния членов семьи;
- метод убеждения - эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.
При отсутствии единой классификации методов, все авторы убеждены в том, что для правильного построения работы по социально-педагогической поддержке приемной семьи, социальный педагог, прежде всего, используя методы диагностики, составляет психолого-педагогическую характеристику семьи.
Полученные данные заносятся в специальную картотеку, содержание которой периодически обновляется в зависимости от получаемой информации.
Основными формами работы с приемными семьями, нуждающимися в социально-педагогической поддержке, по мнению И.П. Подласого, являются:
- социальный патронаж,
- консультационные беседы.
Социальный патронаж представляет собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно-реабилитационные оказания конкретной
образовательной, посреднической, психологической поддержки.
Консультационные беседы предназначены в основном для оказания поддержки приемным семьям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Деятельность социального педагога при оказании социально-педагогической поддержки приемной семье включает три основных составляющих:
- Образовательную,
- Психологическую,
- Посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога:
- обучающее,
- воспитательное.
Обучающее направление нацелено на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Воспитательное направление реализуется социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком с помощью создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя две составляющие:
- социально-психологическую поддержку,
- коррекцию.
Социально-психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция нацелена на работу с психологическими отклонениями в семье.
Посреднический компонент социально-педагогической поддержки включает в себя три составляющие:
- организационную,
- координационную,
- информационную.
Организационная составляющая направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Координационная составляющая направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Информационная составляющая направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться законодательства, прав детей, а также проблем, которые существуют внутри семьи.
Анализ научных публикаций показал, что реализация социально-педагогической поддержки приемной семьи с использованием указанных методов вне зависимости от их способа классификации включает в себя 4 этапа:
- Подготовительный этап: выявление семей, нуждающихся в кризисной социально-педагогической поддержке. Разработка индивидуального плана работы с семьей с привлечением широкого числа специалистов. Планируется на срок от 3 до 6 месяцев (но не более 6 месяцев). На подготовительном этапе определяется мишень социально-педагогической поддержки.
Мишень – это цель деятельности специалиста(-ов), направленная на оказание профессиональной помощи семье, обеспечивающей эффективность семейной заботы. В зависимости от выбранной мишени поддержки (социальной, медицинской, педагогической, диагностической, правовой, психологической/психотерапевтической) будет сформулирована цель
работы с семьей и определены соответствующие коррекционные/реабилитационные или иные мероприятия.
- Диагностический этап: оценка функционального состояния
семьи.
- Практический этап: осуществление собственно коррекционной (реабилитационной) работы с семьей согласно индивидуальному плану работы с семьей.
- Контрольно-оценочный этап: оценка эффективности реализации
плана поддержки на реабилитационном совете с привлечением специалистов. На основании результатов мониторинга выносится решение о переводе семьи на стабильную социально-педагогическую поддержку.
Перечень оснований для прекращения социально-педагогической поддержки:
- достижение совершеннолетия приемным ребенком;
- прекращение договора о приемной семье/отмена усыновления или опеки;
- отказ приемных родителей выполнять рекомендации специалистов при наличии объективной возможности и личностных ресурсов; – отказ клиента от социально-педагогической поддержки.
Таким образом, в зависимости от категории семьи и кризисной ситуации выделяется два вида социально-педагогической поддержки приемных семей: стабильная и кризисная.
Процесс реализации социально-педагогической поддержки приемных семей предполагает использование различных форм в зависимости от ситуации: формы социального патронажа или консультирования.
Для того, что б социально-педагогическая поддержка приемной семьи была успешной, т.е. решила проблемы приемной семьи, связанные с воспитанием, финансовыми проблемами, правовыми проблемами, психологическими проблемами и восстановила функциональное состояние приемной семьи, необходимо применять социально-экономические, организационные и психолого-педагогические методы:
- Беседа, опрос, наблюдение – для изучения состояния приемной семьи;
- Убеждение, преодоление конфликтов, личностная поддержка, консультирование – для создания благоприятного микроклимата в семье.
- Тренинги – для развития педагогических компетенций родителей.
Инструктаж, взаимодействие, контроль – для организации работы со специалистами, привлеченными к решению специфических проблем приемной семьи.
Цель Комплекса мероприятий – организация социально-педагогических условий взаимодействия специалистов с приемными семьями, направленного на успешную социально-педагогическую поддержку приемных семей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- Провести организационно-методическую подготовку
специалистов
- Скоординировать деятельность специалистов по социально-педагогической поддержке приемных семей.
- Осуществить социально-педагогическую поддержку приемных семей, используя установленные этапы и методы социально-педагогической поддержки, для устранения выявленных проблем приемной семьи.
Комплекс мероприятий по социально-педагогической поддержке приемных семей включает в себя следующие формы и методы:
• Формы:
- социальный патронаж,
- консультационная беседа,
• Методы:
- диагностика, беседа, наблюдение;
- убеждение;
- преодоление конфликтов;
- личностная поддержка;
- консультирование;
- тренинги;
- взаимодействие, координация, согласование, инструктирование, контроль и проверка исполнения.
Комплекс мероприятий по социально-педагогической поддержке приемных семей включает в себя два раздела:
I Работа с привлеченными специалистами;
II Работа с приемной семьей.
Раздел I Комплекса мероприятий для улучшения социально-педагогической поддержки приемных семей включает в себя следующие этапы:
1. Организационно-методический этап.
На данном этапе проводится инструктирование привлеченных специалистов по применению методов социально-педагогической поддержки. Организационно-методическая подготовка включает в себя:
- методическую работу со специалистами
- методического обеспечения индивидуальной и коллективной деятельности специалистов.
При реализации данного этапа используются следующие методы и формы:
- Беседа. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют привлеченных специалистов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.
- Консультация. В ходе консультации привлеченные специалисты задают дополнительные вопросы, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Участники консультации должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность. В заключительном слове кратко анализируются выступления привлеченных специалистов, и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.
- Тренинг. Часто в методической работе метода тренинга реализуется в форме «Деловой игры». Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам.
Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.
Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.
Кроме того, привлеченным специалистам необходимо заниматься самообразованием, которое включает в себя:
— работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;
— участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;
— получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;
— работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.
Результатом этих и других видов работ привлеченного специалиста является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта.
2. Координационный этап.
На этом этапе осуществляется координация, контроль и проверка текущей деятельности специалистов.
В организациях, ориентированных на долгую и плодотворную работу, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции руководителями высших уровней часто осуществляется в основном лишь координация внешних связей. В других случаях, например, при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность. Рабочая группа – это, как правило, временный коллектив, сформированный для решения конкретной краткосрочной проблемы с привлечением представителей различных служб. Достоинством такой группы является возможность ее формирования в сжатые сроки, что позволяет оперативно решать возникающие вопросы.
Координация посредством информационных систем предполагает обмен информацией внутри подразделений и между ними с помощью компьютерной сети. Такая информационная система позволяет составлять и распространять электронным способом отчеты, памятные записки, бюллетени и другие документы.
Совместная работа привлеченных специалистов, осознающих необходимость объединения усилий, будет наиболее эффективна только при четком понимании каждым из них своей роли в коллективных усилиях и того, как их роли взаимосвязаны
3. Отчетный этап.
На данном этапе проводится анализ отчетов привлеченных специалистов о работе с приемной семьей, по результатам анализа дается оценка деятельности специалиста по решению проблем приемной семьи.
Раздел II Комплекса мероприятий по социально-педагогической поддержке приемных семей включает в себя следующие этапы:
- Диагностический этап, состоящий из двух шагов:
- На первом шаге проводится диагностика функционального состояния семьи с использованием Технологической карты оценки функционального состояния семьи.
- На втором шаге проводится беседа с членами семьи с целью выявления проблем, повлекших отклонение функционального состояния. Этот шаг предполагает определение мишени поддержки.
Мишень поддержки в данном Комплексе мероприятий для улучшения социально-педагогической поддержки приемных семей может иметь следующий характер:
- психологический;
- педагогический;
- социальный.
- Практический этап.
Данный этап по срокам реализации совпадает с Координационным этапом Раздела I Комплекса мероприятий для улучшения социально-педагогической поддержки приемных семей. Практический этап заключается в непосредственной работе социального педагога с приемной семьей в формах социального патронажа или консультационной беседы с использованием методов тренинга, консультаций, убеждения, преодоления конфликтов, личностной поддержки в зависимости от результатов диагностики.
Также на этом этапе с приемной семьей работают привлеченные специалисты.
На практическом этапе периодически проводятся диагностики приемных семей (беседа, опрос, наблюдение) для оценки успешности текущей деятельности по социально-педагогической поддержке. По результатам диагностики принимается решение относительно внесения изменений в деятельность по социально-педагогической поддержке приемной семьи.
- Контрольно-оценочный этап.
Этот этап по срокам реализации совпадает с Отчетным этапом Раздела I Комплекса мероприятий для улучшения социально-педагогической поддержки приемных семей. Данный этап Раздела II Комплекса мероприятий для улучшения социально-педагогической поддержки приемных семей реализуется по окончании запланированного срока социально-педагогической деятельности. На этом этапе проводится диагностика приемных семей для оценки социально-педагогической поддержки. По результатам диагностики принимается решение относительно необходимости продолжения деятельности по социально-педагогической поддержке приемной семьи.
Таким образом, разработанный Комплекс мероприятий для улучшения социально-педагогической поддержки приемных семей состоит из двух разделов, регламентирующих работу непосредственно с привлеченными специалистами и с приемной семьей, и состоит из этапов:
- организационно-методический,
- координационный,
- диагностический,
- практический,
- контрольно-оценочный
Для осуществления работы с привлеченными специалистами задействованы административно-организационные методы:
- взаимодействие,
- координация,
- согласование,
- инструктирование,
- контроль и проверка исполнения.
Для осуществления работы с приемными семьями задействованы следующие диагностические, социально-педагогические и психологические методы:
- опрос, беседа, наблюдение;
- убеждение;
- преодоление конфликтов;
- личностная поддержка;
- консультирование;
- тренинги.
Комплекс мероприятий по социально-педагогической поддержке приемных семей включает в себя методы и этапы, необходимые для организации социально-педагогических условий взаимодействия специалистов с приемными семьями, направленных на успешную социально-педагогическую поддержку приемных семей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
семья, дети сироты, становление личности...
Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ VIII вида
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том,что направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей,педагог влияет и на перестройку семейных отношений,спос...
Социально – педагогическая деятельность с приемной семьей
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ...
Ситуации, диктующие необходимость социально-педагогического сопровождения, поддержки
социально-педагогическое сопровождение...
Комплексная психолого - социально - педагогическая помощь детям и семьям в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная».
Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и...
Роль руководителя образовательного комплекса в создании социально-педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся.
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...
Статья «Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»
Взаимодействие социального педагога по социально – педагогическому сопровождению детей и семей с классным руководителем...