Ситуации, диктующие необходимость социально-педагогического сопровождения, поддержки
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Ситуации, диктующие необходимость социально-педагогического сопровождения, поддержки
Социальная природа человека обусловливает его взаимодействие с социальной средой. Это взаимодействие зависит от гармонизации и дисгармонизации. Гармония – единство, согласованность, стройное сочетание элементов, свойств, явлений, взаимодействия которых создает благоприятные условия для самочувствия и самопроявления человека, стимулируя его социализацию. Дисгормония – нарушение единства, согласованности во взаимодействии человека и среды. Она иногда доходит до прямых противоречий в форме личностных, межличностных и групповых конфликтов.
Преодоление противоречий, возникающих во взаимодействии человека и среды, зависит от внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы определяются предрасположенностью человека к адаптации в среде, самопровлению в ней, его способностью видеть, прогнозировать проблемы и трудности и самостоятельно их преодолеть. Внешние – могут нести причины способствующие возникновению проблем и трудностей между человеком и средой, а также обусловливать силы и условия, стимулирующие его целесообразное самопроявление и активность этого же человека в их преодолении. Подобные силы и условия, во многом определяется социально-педагогическим сопровождением или поддержкой человека в целесообразном самопроявлении в преодолении проблем и трудностей его в социуме.
Характер социально-педагогического сопровождения, поддержки человека во многом определяется его социальной ролью и местом в социальном пространстве. Конкретного человека можно отнести к определенной социальной группе в зависимости от возраста, преимущественного характера деятельности, социальной роли. Такими социальными группами являются дети, молодежь, различные группы взрослых, функциями которых является учеба, адаптация и профессиональная самореализация в трудовой деятельности, деятельность по укреплению семьи, семейных отношений и воспитанию детей, адаптация в старости и самореализации в ней. В каждом из этих случаев назначение и роль социально-педагогического сопровождения будет особой.
Социально-педагогическое сопровождение выступает одним из механизмов стимулирования процесса его социализации, социального развития и социального воспитания, которые имеют управляемый характер.
В то же время сопровождение подвержено влиянию неуправляемых факторов, связанных:
– со стихийным характером социальной среды, с которой взаимодействует конкретный человек в процесс его жизнедеятельности и в разнообразных жизненных ситуациях;
– с субъективным выбором человека, определяющего индивидуальную траекторию своей жизнедеятельности, осознанно осуществляющего свой выбор в совокупности ее целей, ценностей и ценностных ориентаций, содержания и видов деятельности, смысла, образа и сценариев своей жизни.
По своему назначению можно выделить следующие уровни социально-педагогического сопровождения человека:
– всеобщего социально-педагогического сопровождения жизнедеятельности человека. Оно представляет собой общую организацию социально-педагогического взаимодействия конкретного человека с окружающими его людьми, стимулирование реализации им основных социально-педагогических функций, которые определяют его статус и роль в социуме на основе имеющихся у него социально-психологических и педагогических новообразований, потребностей социализации в разнообразных личных и социальных ситуациях;
– направленного социально-педагогического сопровождения. Оно возникает при необходимости решения частных проблем, трудностей человека в определенных сферах проявления (медицинское сопровождение, психологическое сопровождение, финансовое сопровождение, социально-педагогическое сопровождение и др.). Такое сопровождение определяется процессом реализации человеком социальной роли на данном этапе (обучения в школе, колледже или вузе, адаптации и самореализации в производственной сфере, воспитания ребенка);
– социально-педагогическое сопровождение конкретного человека в ситуации развития. Речь идет о ситуациях, представляющих для него сложную проблему (трудности), которую он сам в полной мере решить не может. Их на жизненном пути человека может быть великое множество. В них он испытывает потребность в действиях социально-педагогического сопровождения (поддержкой, советом, помощью). Оно осуществляется в целях гармонизации его взаимодействия с окружающей социальной средой, конкретным видом социума, где осуществляется его социализация, социальное развитие.
Необходимо рассмотреть существо понятия "ситуации (социально-педагогической ситуации), в которой человек нуждается в социально-педагогическом сопровождении".
В философии, социологии, психологии, педагогики этот инвариант определен для характеристики системы взаимоотношений человека с социумом.
Разнообразие жизненных ситуаций человека порождает и разнообразие их названий. Приведем некоторые из них:
– воспитывающая ситуация – такая совокупность обстоятельств, которая даст возможность увидеть сложившиеся между воспитанниками отношения, а значит, осмысленно, целенаправленно влиять на процесс их рождения, развития и корректировки;
– воспитательная ситуация в семье – процесс жизнедеятельности семьи с учетом ее структуры и состава, отражающий влияние взрослых ее членов (отца, матери, дедушки и бабушки) на формирование личности ребенка, его особенностей, навыков, умений, привычек;
– проблемная ситуация – ситуация, содержащая противоречие и не имеющая однозначного решения, соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. Ситуации делятся на стандартные (стабильные) и вариабельные (переменные);
– жизненная ситуация – различные периоды в процессе жизнедеятельности человека, для которых характерно относительное постоянство структур, содержания и направленности движения процессов, составляющих образ жизни.
Закрепленный на законодательном уровне термин "трудная жизненная ситуация" трактуется как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), который не может преодолеть ее самостоятельно.
Социально-педагогическая ситуация представляет состояние, возникшее в связи с взаимодействием человека с социальной средой и обусловленная потребностями гармонизации этого взаимодействия.
Она включает следующие структурные элементы:
– конкретная проблема человека, выраженная на уровне ее содержания, причины возникновения и совокупности форм проявления;
– специалисты и сферы приложения их усилий для сопровождения, оказания поддержки человеку в создавшейся проблемной ситуации;
– характер взаимосвязи институтов социума и человека, влияющий на возникновение, развитие и разрешение создавшейся ситуации;
– совокупность мер, которые необходимо немедленно реализовать для срочного разрешения проблемы и вывода человека из возникшей ситуации, его перевода из социально-проблемной группы в социально-стабильную группу;
– совокупность мер, которые необходимо реализовывать в целях предупреждения возникновения той или иной проблемы в будущем.
Практика свидетельствует о том, что совокупность социально-педагогических ситуаций жизнедеятельности человека, в рамках которых осуществляется его сопровождение или поддержка, практически безгранична. Их можно детализировать и классифицировать по различным основаниям:
– временным, связанным с социально-возрастными особенностями человека; длительностью его нахождения в той или иной ситуации; периодичностью (цикличностью) повторения ситуации; динамикой развития самой ситуации и изменений в человеке, находящимся в ней;
– пространственным, обусловленным наличием конкретных пространств жизнедеятельности человека, трансформация которых влечет изменения характера и содержания взаимодействия человека и социальной среды. Эта характеристика обусловливает те или иные направления и механизмы управления ситуациями (социально-педагогического сопровождения, поддержки в зависимости от конкретных целей);
– функциональным, проявляемым в функциях воздействия социально-педагогического сопровождения, поддержки на человека в различных жизненных обстоятельствах;
– социальной значимости, определяющим степень проявления той или иной значимости (вызова, угрозы) для человека;
– причинной обусловленности, дающим возможность выявить и изучить причины возникновения конкретной ситуации.
Учитывая, что социально-педагогические ситуации жизнедеятельности человека существует постоянно и сменяются непрерывно, социально-педагогическое сопровождение, поддержка в той или иной ситуации, сохраняясь в рамках общей социально-педагогической ситуации и изменяясь вместе с ее изменением, превращается в процесс. Этот процесс реализуется на протяжении всей жизни человека со спецификой проявления относительно конкретных социальных групп – детей, юношей и девушек, взрослых и пожилых людей.
Этот вид практической деятельности социального педагога предполагает и его специальную подготовку, что, в свою очередь, обусловливает необходимость более глубокой дифференциации специальностей и специализаций подготовки в высших учебных заведениях страны для работы с различными группами людей с учетом разнообразия социально-педагогических ситуаций, возникающих на их жизненном пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...
Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей, защита их прав и интересов
В статье отражена система профессиональной деятельности социального педагога по социально-педагогическому сопровождению и поддержке детей, защите их прав и интересов в рамках реализации «За...
Проект: "Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации"
Целью социально-психологической службы является - оказать помощь ребенку, оказавщемуся в тяжелых жизненных ситуациях и его семье. Особенно когда семья неблагополучная, обязательно организовать ...
Социально-педагогическая поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В статье описан опыт социально-педагогической поддержки учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации....
Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...
Социально-педагогическая поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
В данной статье раскрыто понятие трудной жизненной ситуации, актуальность проблемы в наши дни, принципы и направления работы социального педагога, а также описан алгоритм работы специалиста с несоверш...
«Средства социально-педагогической поддержки детей и подростков в трудной жизненной ситуации»
Социально-педагогическая поддержка детей и подростков представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целью о...