Организация коррекционной помощи детям при аутизме
статья
Логика аффективного развития аутичного ребенка в силу тех патологических условий, в которых оно происходит (изначальная слабость тонуса и сверхчувствительность) отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающей его эмоциональный тонус и заглушающей постоянно возникающий дискомфорт, хроническое состояние тревоги и массивные страхи. Фиксация отдельных сильных ощущений от внешнего сенсорного потока, от своего тела происходит очень рано. Ребенок вновь и вновь стремится их повторить, тем самым ограничивая возможность формирования механизмов реальной адаптации в развитии отношений с окружающим миром и прежде всего с людьми. Захваченность сенсорными переживаниями развивается в самостоятельную линию, блокирующую важнейший механизм эмоционального тонизирования от другого человека.
Главным принципом коррекционного подхода является объединение этой линии с линией взаимодействия со взрослым. Поскольку линия механической аутостимуляции выражена сильнее, взрослому необходимо подключаться к ней и постепенно уже изнутри наполнять ее новым содержанием эмоционального общения. Даже при достаточно интенсивном интеллектуальном развитии и при наличии каких-либо избирательных способностей у ребенка, можно наблюдать его выраженную эмоциональную незрелость.
Поэтому, вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный возраст».
Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.
Что он часто действительно не может подождать обещанного;
Что его нельзя ставить в ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен;
Что ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию – поэтому характерны отсроченные реакции.
Что он стремится стереотипизировать взаимодействие с окружающими.
Перечисленные особенности в принципе не являются патологическими, но они характерны для очень ранних этапов нормального развития.
Как любой маленький ребенок, аутичный ребенок очень чувствителен к интонации, с которой к нему обращаются. Очень часто можно увидеть 2 – 3 – летнего ребенка и старше, аффективное развитие которого, прежде всего способность понять эмоциональный смысл ситуации, находится на младенческом уровне. Оказание коррекционной помощи невозможно без определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление нежелательных протестных реакций – негативизма, агрессии и фиксацию негативного опыта общения (сюда относятся следующие параметры: отношение к тактильному контакту, излюбленные занятия в одиночестве, характер обследования окружающих предметов, использование игрушек, пользование речью и в каких целях, поведение в ситуациях дискомфорта, поведение при радости, способ реагирования на запрет, средства его успокоения при возбуждении, продолжительность сосредоточения его внимания и отношение к участию взрослых в его занятиях). Обычно возможности ребенка в спонтанном поведении и в создаваемых ситуациях различаются. Например, в своей непроизвольной деятельности ребенок может ловко манипулировать предметами, но когда взрослые пытаются вложить ему в руку карандаш, чтобы научить его рисовать, он оказывается страшно неловким. Такой ребенок может неожиданно произнести достаточно сложное слово «в пространство», но не в состоянии повторить по просьбе даже самое простое сочетание слогов. Это – не упрямство, не нежелание, а реальные трудности произвольной организации ребенка с серьезными нарушениями аффективного развития.
Приемы организации коррекционной помощи
Первым и основным приемом является создание для ребенка адекватно организованной среды. Прежде всего необходимо создать и поддерживать особый аффективный режим воспитания ребенка. Это не только физическое поддержание сложившегося стереотипа каждого дня, но и регулярное проговаривание его, комментирование деталей, объяснение ребенку эмоционального смысла ситуаций. Характерная интонация – размеренная, ласковая, оптимистичная. Даже если ребенок кажется безучастным к тому, что вы говорите и показываете, подобные комментарии особо необходимы.
Мы видим у более старших аутичных детей особую фрагментарность восприятия, их картина мира – спрессованные, неразвернутые, аффективно насыщенные отдельные переживания, которые сохраняются в неизменной форме на протяжении многих лет. Поэтому очень важно давать представление такому ребенку о связи отдельных впечатлений, объяснять их эмоциональный смысл.
Благодаря поддержке эмоционального режима становится возможным разметка времени, благодаря чему каждое сильное для ребенка впечатление оказывается не заполняющим собой все его жизненное пространство и время, но находит в ней какую-то ограниченную область. Тогда легче можно пережить то, что было в прошлом, подождать того, что будет в будущем.
Также важно размечать пространство, в котором живет ребенок. Такая разметка происходит благодаря постоянному эмоциональному комментарию взрослого того, что обычно происходит на данном месте: еды, одевания, игровых занятий, прогулки и т. д.
Складывание этих простейших привычек, в некоторых случаях, возможна только благодаря многократным комментариям («здесь мы всегда делаем то- то, а здесь мы больше всего любим делать то-то.», пока ребенок еще реально не зафиксировал эти места. Формирование таких осмысленных бытовых стереотипов может происходить очень медленно, однако следует этим заниматься регулярно, постоянно.
Проговаривание подробностей прожитого дня, их закономерное чередование дает возможность более успешной регуляции поведения ребенка, чем попытки его внезапной организации: во-первых, при этом меньше вероятность пресыщения, так как идет непрерывная смена впечатлений, действий; во-вторых, многократное ежедневное повторение обязательных событий дня, их предсказуемость определенным образом настраивает ребенка на то, что ему предстоит, на последовательность занятий и облегчает в значительной степени возможности его переключения. А как известно, застреваемость на отдельных впечатлениях и крайне быстрая пресыщаемость в произвольной активности ребенка являются одними из наиболее серьезных препятствий его взаимодействия с окружением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_autizmu.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация коррекционной помощи детям при аутизме»
Логика аффективного развития аутичного ребенка в силу тех патологических условий, в которых оно происходит (изначальная слабость тонуса и сверхчувствительность) отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающей его эмоциональный тонус и заглушающей постоянно возникающий дискомфорт, хроническое состояние тревоги и массивные страхи. Фиксация отдельных сильных ощущений от внешнего сенсорного потока, от своего тела происходит очень рано. Ребенок вновь и вновь стремится их повторить, тем самым ограничивая возможность формирования механизмов реальной адаптации в развитии отношений с окружающим миром и прежде всего с людьми. Захваченность сенсорными переживаниями развивается в самостоятельную линию, блокирующую важнейший механизм эмоционального тонизирования от другого человека.
Главным принципом коррекционного подхода является объединение этой линии с линией взаимодействия со взрослым. Поскольку линия механической аутостимуляции выражена сильнее, взрослому необходимо подключаться к ней и постепенно уже изнутри наполнять ее новым содержанием эмоционального общения. Даже при достаточно интенсивном интеллектуальном развитии и при наличии каких-либо избирательных способностей у ребенка, можно наблюдать его выраженную эмоциональную незрелость.
Поэтому, вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный возраст».
Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.
Что он часто действительно не может подождать обещанного;
Что его нельзя ставить в ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен;
Что ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию – поэтому характерны отсроченные реакции.
Что он стремится стереотипизировать взаимодействие с окружающими.
Перечисленные особенности в принципе не являются патологическими, но они характерны для очень ранних этапов нормального развития.
Как любой маленький ребенок, аутичный ребенок очень чувствителен к интонации, с которой к нему обращаются. Очень часто можно увидеть 2 – 3 – летнего ребенка и старше, аффективное развитие которого, прежде всего способность понять эмоциональный смысл ситуации, находится на младенческом уровне. Оказание коррекционной помощи невозможно без определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление нежелательных протестных реакций – негативизма, агрессии и фиксацию негативного опыта общения (сюда относятся следующие параметры: отношение к тактильному контакту, излюбленные занятия в одиночестве, характер обследования окружающих предметов, использование игрушек, пользование речью и в каких целях, поведение в ситуациях дискомфорта, поведение при радости, способ реагирования на запрет, средства его успокоения при возбуждении, продолжительность сосредоточения его внимания и отношение к участию взрослых в его занятиях). Обычно возможности ребенка в спонтанном поведении и в создаваемых ситуациях различаются. Например, в своей непроизвольной деятельности ребенок может ловко манипулировать предметами, но когда взрослые пытаются вложить ему в руку карандаш, чтобы научить его рисовать, он оказывается страшно неловким. Такой ребенок может неожиданно произнести достаточно сложное слово «в пространство», но не в состоянии повторить по просьбе даже самое простое сочетание слогов. Это – не упрямство, не нежелание, а реальные трудности произвольной организации ребенка с серьезными нарушениями аффективного развития.
Приемы организации коррекционной помощи
Первым и основным приемом является создание для ребенка адекватно организованной среды. Прежде всего необходимо создать и поддерживать особый аффективный режим воспитания ребенка. Это не только физическое поддержание сложившегося стереотипа каждого дня, но и регулярное проговаривание его, комментирование деталей, объяснение ребенку эмоционального смысла ситуаций. Характерная интонация – размеренная, ласковая, оптимистичная. Даже если ребенок кажется безучастным к тому, что вы говорите и показываете, подобные комментарии особо необходимы.
Мы видим у более старших аутичных детей особую фрагментарность восприятия, их картина мира – спрессованные, неразвернутые, аффективно насыщенные отдельные переживания, которые сохраняются в неизменной форме на протяжении многих лет. Поэтому очень важно давать представление такому ребенку о связи отдельных впечатлений, объяснять их эмоциональный смысл.
Благодаря поддержке эмоционального режима становится возможным разметка времени, благодаря чему каждое сильное для ребенка впечатление оказывается не заполняющим собой все его жизненное пространство и время, но находит в ней какую-то ограниченную область. Тогда легче можно пережить то, что было в прошлом, подождать того, что будет в будущем.
Также важно размечать пространство, в котором живет ребенок. Такая разметка происходит благодаря постоянному эмоциональному комментарию взрослого того, что обычно происходит на данном месте: еды, одевания, игровых занятий, прогулки и т. д.
Складывание этих простейших привычек, в некоторых случаях, возможна только благодаря многократным комментариям («здесь мы всегда делаем то- то, а здесь мы больше всего любим делать то-то.», пока ребенок еще реально не зафиксировал эти места. Формирование таких осмысленных бытовых стереотипов может происходить очень медленно, однако следует этим заниматься регулярно, постоянно.
Проговаривание подробностей прожитого дня, их закономерное чередование дает возможность более успешной регуляции поведения ребенка, чем попытки его внезапной организации: во-первых, при этом меньше вероятность пресыщения, так как идет непрерывная смена впечатлений, действий; во-вторых, многократное ежедневное повторение обязательных событий дня, их предсказуемость определенным образом настраивает ребенка на то, что ему предстоит, на последовательность занятий и облегчает в значительной степени возможности его переключения. А как известно, застреваемость на отдельных впечатлениях и крайне быстрая пресыщаемость в произвольной активности ребенка являются одними из наиболее серьезных препятствий его взаимодействия с окружением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма
В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития так...
Организация логопедической помощи детям в специальной (коррекционной) школе 8 вида
Система логопедической помощи ребенку в специальной (коррекционной) школе 8 вида подразумевает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов (или кл...
Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием
Психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него предпосылок к уч...
программа по логоритмике в системе коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях дома ребенка "Логоритмика для малышей"
программа составлена для детей с ограниченными возможностями развития, воспитывающихся в условиях дома ребенка....
Формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладениинеспецифическими манипуляциями, которые проявляются, например, в том,что ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматри...
«Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма»
Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Как показывает отечественный и зарубежный опыт большинство детей удается подготовить к...