Формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_3.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: <<Формы коррекционной помощи детям
дошкольного возраста с нарушениями интеллекта>>
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ
Детский дом -- интернат для умственно отсталых детей №24
Доклад
учитель-дефектолог
Захарова Е.А.
2012
В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладении
неспецифическими манипуляциями, которые проявляются, например, в том,
что ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не
выполняет с ней практических действий (не стучит ею по ладошке и др.).
Предметные действия и предметная деятельность спонтанно в должной мере
у умственно отсталого ребенка не формируются, интерес к предметному
миру остается весьма низким, кратковременным. Ориентировка типа <<Что
это>> у детей долго не возникает. Без целенаправленного коррекционного
воздействия дети не овладевают ни специфическими видами детской
деятельности, ни социальными формами поведения.
Восприятие, мышление и речь у детей этой категории оказываются при
спонтанном развитии на очень низком уровне.
Таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном возрасте
умственно отсталый ребенок без Специальной коррекционной работы
минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных
действий и развитие общения с другими людьми. Этот ребенок мало
контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в
ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми.
Все это отражается на накоплений социального опыта детей и на развитии
высших психических функций мышления, произвольной памяти, речи,
воображения, самосознания, воли.
Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и
нормально развивающегося. Некоторые нарушения отставание в
овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии
речи и познавательных процессов в значительной мере носят вторичный
характер. При своевременной правильной организации воспитания,
возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия
многие отклонения развития у детей могут быть.скорригированы и даже
предупреждены.
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
СН,4РУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА(УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)
Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с
семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов
вариативности и системности.
Вариативность предполагает организацию различных форм помощи
родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и
социальных условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь
родители должны получать в большей степени через сеть дошкольных
учреждений компенсирующего(коррекционного) типа.
Модель семейно-общественного воспитания может рассматриваться как
наиболее прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни,
рационально сочетающая семейное воспитание с широким участием
общественных организаций, таких, как университеты для родителей,
материнские школы, курсы для молодых матерей и т. д. при образовательных
дошкольных учреждениях общеразвивающего и компенсирующего типа, а
также при психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям
основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и
обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в
индивидуальной коррекционной программе развития.
Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера
психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л. С.
Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает
направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в
психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на
результатах диагностического обследования, итогом которого становится
представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношении
между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора
первоочередных целей коррекции должны стать как структура нарушения
(система причинно-следственных связей, обусловливающих феноменологию
дефекта), так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.
Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями
интеллекта важными явились результаты исследований А. В.Запорожца,
который показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим
законам и каждый возрастной период значим для формирования личности
ребенка. В каждом возрасте формируются не только такие качества и
свойства психики детей, которые определяют собой общий характер
поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру, но и те,
которые представляют собой <<заделы>> на будущее и выражаются в
психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного
возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об
амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается
создание определенных условий для обогащения всех основных видов
деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.
Исходя из вышеуказанного, очевидно, что системный подход требует, в
первую очередь, изучения ребенка как целостной системы в его
взаимодействии с более широкими социальными системами семьей,
непосредственным окружением, а затем и дошкольным учреждением.
На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе
психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую)
оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень
выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений,
оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с
появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного воз-
действия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.
Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей,
составляющей практическую основу для разработки стратегии кор-
рекционного воздействия. В программу коррекционного воздействия должны
входить два важных взаимосвязанных процесса: во-первых, организация
различных форм помощи родителям; во-вторых, содержательно-
педагогическая работа с ребенком.
Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной
позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-
педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных
линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный
характер нарушении и степень их выраженности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи
В этой статье говорится о том, как развиваются графические навыки у дошкольников с нарушениями зрения и речи....
Сценарии музыкальных праздников для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Независимо от уровня интеллектуального развития дети любят музыкальные досуги и конечно праздники. В соответствии с ФГТ мы организовываем музыкальные досуги и музыкальные прездники во всех возрастных ...
Сценарии музыкальных праздников для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Сценарий музыкального праздника для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями...
«Сказки-шумелки» - как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к игре на музыкальных инструментах
Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах...
Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Данный материал раскрывает методы, формы и приёмы работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержа...
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данн...
Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Автоматизация звука «М»
Конспект коррекционно-развивающего занятия....