Служба медиации в детском доме
статья
«Тот, кто хочет уладить конфликт,
борется за будущее»
В.Тарасов. Книга для героев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Служба медиации в детском доме
«Тот, кто хочет уладить конфликт,
борется за будущее»
В.Тарасов. Книга для героев
Детский дом, или как сейчас принято говорить, центр содействия семейному воспитанию – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались больше сотни детей, педагогов, обслуживающего персонала, администрации. Контингент воспитанников Центра сегодня – это, в основном, социальные сироты, еще в раннем детстве приобретшие негативный социальный опыт, последствия которого крайне тяжело сказываются на всей дальнейшей жизни. Прежде всего, это глубокое воздействие на здоровье и психику ребенка.
Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в здоровье детей, оставшихся без попечения родителей и прибывающих в наш Центр. Для таких детей характерно снижение психологического фактора, пониженное настроение, заторможенность реакции, нарушение процесса саморегуляции. Чувство незащищенности порождает постоянно растущее чувство тревоги, неуверенности в себе, безразличное отношение к окружающему миру. Дети с трудом усваивают многообразие межличностных отношений. В силу неправильно формирующегося опыта общения, еще в условиях своей семьи, дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивнонегативную позицию. Драчливость, конфликтность, грубость часто выступают в качестве защитной реакции на неудовлетворенность жизненно важных потребностей.
Кроме того в Центр постоянно приходит большое количество посторонних людей - родственники, знакомые, друзья детей. И этот мир ограничен пределами стен и периметром двора. Все люди, которые собираются внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному и социальному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Некоторые из этих людей находятся рядом друг с другом по 24 часа в сутки, постоянно общаясь между собой, некоторые только небольшой период времени. Помимо этого дети не только круглосуточно находятся в Центре, но и общаются за его пределами – в школах, кружках, секциях, во дворе. И если одни из них успешно взаимодействуют с окружающими, то другие могут вступать в конфронтацию.
Итак, конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены воспитанники, педагоги, родственники и знакомы детей. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.
Поэтому и возникает проблема – проблема решения конфликтов, споров. И одним из способов решения этой проблемы развитие службы медиации или примирения.
В детском и подростковом коллективах конфликтные отношения неизбежны. Причинами, порождающими конфликты, могут стать потребность в общении, уважении, борьба за лидерство. Более уязвимыми к конфликтам со сверстниками становятся дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков, застенчивые, обидчивые, эмоционально-возбудимые, агрессивные, дети с необычной внешностью, а также дети, которые привыкли к индивидуальному вниманию со стороны взрослых и не признают жизнь в коллективе по общим правилам.
Воспитанники Центра не так успешны в решении конфликтов в общении с взрослыми и со сверстниками, как дети из семей. Если сравнить конфликты детей из Центра и «домашних» детей, то у первых конфликтов больше, они острее и ярче. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, в конфликтных ситуациях у них преобладают защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликт. Чувство незащищенности порождает постоянно растущее чувство тревоги, неуверенности в себе, безразличное отношение к окружающему миру. Дети с трудом усваивают многообразие межличностных отношений. К 10 – 11 годам у воспитанников формируются: потребительское отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности; «способность не углубляться в привязанности», иждивенчество, и другое. В общении таких детей присутствуют назойливость и потребность в любви и внимании. Проявление чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, с другой – острой аффективной окрашенностью. Об эмоциональной незрелости говорит и тот факт, что особенности поведения в конфликте многих наших воспитанников, даже в возрасте 14-17 лет, очень схожи с поведением дошкольников: большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор); чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения; нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок); преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт).
Развитие ребенка, утратившего семью, идет по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения. Воспитательная работа с такими детьми должна вестись целенаправленно, комплексно, системно, с учетом психических, медицинских, социальных и педагогических проблем ребенка.
Не секрет, что дети и подростки в конфликтных ситуациях часто прибегают к «обзывательствам», угрозам, психологическому и физическому подавлению. Иногда коллектив или его часть ополчаются на одного или нескольких своих членов, это явление
называется «моббинг» (происходит от английского «to mob» –грубить, нападать стаей, травить).
Моббинг в детском коллективе – это психологический террор, травля в отношении кого-либо из детей со стороны его ровесников, осуществляемые с целью ослабить его социальное влияние в коллективе. Моббинг часто контролируется иерархическими структурами в социальной группе, в частности – авторитетным лидером группы.
И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).
Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации называют службой примирения. Надеемся, что включение медиативного подхода в деятельность педагогов, будет способствовать снижению напряжённости в детском сообществе, успешной социализации воспитанников и выпускников, познакомит детей с конструктивными способами разрешения конфликтов, снизит уровень самовольных уходов и правонарушений.
Создание Службы медиации в Центре обусловлено следующими причинами:
• социальная напряжённость и конфликтность в обществе;
• повышенная конфликтность воспитанников Центров;
• необходимость в формировании навыка умения самостоятельно жить в обществе после выпуска из детского учреждения;
• отсутствие семьи в жизни воспитанников и возложение этой роли на Центр;
• асоциальные проявления в среде воспитанников: самовольные уходы, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная служба медиации
Инновационный метод воспитательной работы среди учащихся 5- 11 классов. Как можно создать данную службу у вас в школе? В презентации даются некоторые советы....
Положение о службе медиации
Положение о службе медиации...
Проект "Школьная служба медиации"
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - ...
Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"
Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых...
служба медиации
Положение и план создания службы медиации...
План работы службы медиации
Приказ о создании службы. План работы...
Служба медиации а детском доме
Создание Службы медиации в Центре обусловлено следующими причинами:• со...