Семинар для педагогов «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей школьников в целях повышения активизации их учения» (в том числе с ЗПР)
методическая разработка
Семинар для педагогов
«Типология возрастных психолого-педагогических особенностей школьников в целях повышения активизации их учения»
(в том числе с ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СШ№8»
Семинар для педагогов
«Типология возрастных психолого-педагогических особенностей школьников в целях повышения активизации их учения»
(в том числе с ЗПР)
Дата: 15.10.2018 г.
Подготовила: Жалнина О.Н.,
педагог-психолог
НИЖНЕВАРТОВСК
2018
Цель: познакомить педагогов с возрастными особенностями школьников, актуализировать и систематизировать имеющиеся знания педагогов
по особенностям возраста в рамках внедрения ФГОС.
Задачи:
- Знакомство с возрастными особенностями школьников.
- Профилактика возможных проблем в поведении, обучении и воспитании школьников.
- Повышение психологической грамотности педагогов.
Ход семинара
1. Организация участников. Миксер по группам.
Участники при входе в аудиторию берут «билетик» с написанной цифрой и проходят к столам по нумерации.
2. Приветствие ведущего. Мотивация на работу.
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались на семинаре-практикуме по возрастной психологии. На семинаре вам предстоит активная работа в группах и индивидуально. Материал и информацию можно будет не только увидеть и услышать, но и записать, обобщить, выделить наиболее значимые и важные моменты, и проверить свои знания.
3. Упражнение – разминка. Актуализация темы семинара.
Инструкция. У каждой группы на столе есть кусочек обложки журнала. Задача каждой группы за 1 мин. на листе А4 записать как можно больше характеристик (прилагательных) этого кусочка обложки журнала (засекается время, участники пишут, по истечению времени подаётся сигнал, каждая группа выбирает того кто зачитывает написанные характеристики - прилагательные).
Ведущий. А теперь, группам хочу задать вопрос, как это упражнение ассоциируется с вашей педагогической деятельностью. Возможно, есть вариант метафоры, догадки (педагоги предлагают ответы, ассоциации).
Ведущий. Да, вы правы, каждый кусочек является частью целого. В учебном процессе каждый учитель видит только фрагмент индивидуальных особенностей ребенка, выделяет часть из целого. Ребенок, которого мы обучаем – это целая и неделимая система, со своими особенностями и характеристиками, о которых мы должны помнить и знать.
Итак, готовы работать? Следующее задание поможет определить основные понятия, которые будут рассмотрены на семинаре.
4. Инструкция. У каждой группы на столе теоретический материал с характеристикой основных возрастных особенностей школьников. Молодые педагоги по алгоритму выделяют основные моменты в тексте. Один из представителей в группе зачитывает характеристику возраста.
5. Инструкция. У каждой группы на столе педагогическая ситуация с учетом основных возрастных особенностей школьников. Педагоги решают ситуацию. Один из представителей в группе зачитывает ответ.
6. Обобщение материала, выделение общего и полезного в работе, рефлексия услышанного: метод «Шесть шляп» [1]
Ведущий. Для эффективного обобщения информации по возрастным психологическим особенностям обучающегося начальной школы, предлагаю использовать метод «Шести шляп». (Каждой группе раздаётся конверт с шляпой определённого цвета, в конверте вопрос шляпы по теме семинара.)
Ведущий. Каждой группе, необходимо прочитав вопрос шляпы, обсудив его с участниками группы подготовить ответ на вопрос шляпы, но у каждой шляпы свои особенности:
- Белая шляпа учит беспристрастно работать только с фактами, цифрами и событиями без эмоций: «Что мы узнали из семинара о возможностях применения знаний о возрастных особенностях учащихся школьного возраста? (факты, понятия, основные психологические новообразования возраста)»
- Чёрная шляпа помогает увидеть негативные стороны события, явления или проблемы. Помогает оценить риски: «Что нас настораживает в вопросах возрастного развития детей школьного возраста? Какие негативные моменты волнуют нас?»
- Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации: увидеть «плюсы» события, явления или проблемы: «Что хорошего и положительного отмечаем по материалу возрастной психологии детей школьного возраста? (плюсы семинарского материала)»
- Красная шляпа позволяет увидеть событие, явление или проблему в эмоциональных красках. Отреагировать эмоции: «Какие у нас возникли чувства и эмоции, пока мы знакомились с материалом семинара по возрастной психологии? (личное отреагирование чувств, воспоминания, ассоциации)»
- Зелёная шляпа актуализирует творческое мышление, позволяет осуществить нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приёмы: «Дают ли нам эти знания возрастных закономерностей детей младшешкольного возраста, возможности для творческого роста»
- Синяя шляпа помогает находить человеку смысл в том, что он делает. Продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему, ситуацию, явление в актуальный контекст: «Что нам даст знание психологических особенностей детей младшего школьного возраста для личной и профессиональной жизни?»
(Педагоги работают в группах, пишут ответы на листах и затем зачитывают, приветствуются мнения и обсуждения).
7.Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание системы работы "Использование ИКТ на уроках географии с целью повышения мотивации к учению"
Работа сделана на Краевой конкурс "Учитель года - 2013". Система работы показывает эффективность использования ИКТ на уроках географии в цифровой экспериментальной школе старшей ступени....
Родительское собрание "Возрастные психолого-педагогические особенности подростков"
Подготовлено для родителького собрания....
Возрастные психолого-педагогические особенности учащихся
Родительское собрание в 9 классе...
Межрегиональный интерактивный семинар "Создание оптимальных социальных и психолого - педагогических условий, как повышение возможности инклюзии детей с кохлеарными имплантами" Комитет образования и науки Курской области
Дифференцированные образовательные маршруты детей с кохлеарными имплантами с учётом возраста и новых возможностей слухоречевого развития. http://schig52.mskobr.ru/conditions/korrekcionnaya...
Презентация моего выступления на семинаре «Ресурсный центр как императив психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников»
Семинар«Образовательная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Семинар проводился в рамках реализации Форума педагогических работников «Инклюзивное образован...
Выступление на методическом семинаре по теме "Работа социального педагога в составе психолого-педагогического консилиума школы"
Работа социального педагога в составе психолого-педагогического консилиума школы...
План организации деятельности учащихся по обеспечению информационной безопасности в сети Интернет с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей учащихся
Данная программа содержит все необходимые для такого рода документов разделы: перечень программ для контроля доступа к Интернету, рекомендации, предполагаемые мероприятия по работе со всеми участникам...