Грант учитель - мастер.
проект (8, 9 класс)
Данный проект предназначен для работы с родителями и детьми девиантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pervye_shagi_v_professiyu.docx | 134.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Мухутдинова Гузел Нургаязовна
Учитель английского языка
МБОУ «Средняя школа №9»
г. Набережные Челны
В современных условиях реформирования системы образования особое значение приобретает тот факт, что выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Разрешать эти проблемы помогает созданная в школе система наставничества. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Я считаю, что наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и самой школы. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – со всей адаптивной средой. Наставник развивает свои деловые качества: повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
Таким образом, школа повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Описание проекта «Первые шаги в профессию»
Актуальность проекта: Профессиональное становление молодого педагога – сложное и многогранное явление педагогической деятельности. От того, как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другом деле. В ходе моего исследования молодых педагогов было выявлено, что 98% педагогов имеют профессиональные затруднения. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы выделяют требования к уровню квалификации педагогических работников образовательного учреждения в соответствии с квалификационной характеристикой по соответствующей должности.
Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения детей, осуществлении взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса.
Цель проекта: создание модели наставления и сопровождения процесса профессионального становления молодых педагогов.
Задачи проекта:
- Оказать методическую поддержку молодых педагогов и облегчить их адаптацию.
- Совершенствовать формы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов.
- Разработать систему оценки личностного роста молодых педагогов;
- Создать условия для открытого процесса повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов;
- Изучить состояние развития профессиональной компетентности молодых педагогов в педагогической практике.
Срок реализации проекта: 1 год
Участники проекта: молодой педагог, наставник, школа
Ожидаемые результаты проекта: По итогам работы проекта начинающие педагоги приобретут ряд профессиональных умений:
- аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии требований, оценивать данные требования;
- умение применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком;
- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;
- умение анализировать индивидуальные качества ребенка, осуществлять педагогическую диагностику,
- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии
Проект состоит из трех этапов:
Первый этап: - подготовительно – диагностический (июль – октябрь).
Цель: выявление личностных, профессиональных качеств молодого педагога: профессиональной готовности педагогических кадров; готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий.
Формы работы: 1. Анкета для молодого педагога, 2. Диагностика профессиональных затруднений молодого педагога. 3. Круглые столы в рамках методического объединения с участием психолога школы. 4. Обзорный контроль. Посещение уроков молодого специалиста с целью общего ознакомления с профессиональным уровнем работы молодого педагога.
Проанализировав образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов, на этом этапе можно отметить недостаточность знаний о психолого - педагогических закономерностях развития ребенка. Можно выявить проблемы: неумение педагогов осознать или определить свои творческие возможности и найти применение им в работе с детьми. В ходе диагностики можно выяснить, что педагоги испытывают затруднения в реализации ФГОС ОО: нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в ФГОС ОО;
Второй этап: - основной, практический (ноябрь - март).
Цель: сформировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;
Формы работы: 1. Разработка плана личного творческого саморазвития. 2. Проведение мероприятий по совершенствованию профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов (консультации, открытые уроки, мастер-классы, создание портфолио, конкурс профессионального мастерства и др.). 3. Создание Карты роста профессиональной компетентности и мастерства педагогов. 4. Формирование портфолио молодых педагогов.
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Поэтому важным направлением в повышении профессиональной компетенции педагогов является работа по планам личного творческого саморазвития. Основной формой повышения профессионального мастерства педагогов в школе является взаимомосещение мероприятий у педагогов – наставников или просто – взаимопросмотр с полным обсуждением и анализом урока. Такое активное включение педагогов в поиск, общение, обсуждение и анализ развивает способность выделять основные ценности взаимодействия с детьми, повышает профессиональную инициативу, формирует коммуникативные навыки работы в команде. Для активизации познавательной деятельности и повышения компетентности педагогов наряду с традиционными методами обучения внедрялись формы и методы активного обучения: практикумы, деловые игры, тренинги, мастер-классы и многое другое. Создание Карты роста профессиональной компетентности и мастерства педагогов позволяет отслеживать работу педагогов в течение года, можно на основе критериев, заложенных в этой карте, выявить проблемы, существующие у данного педагога и наметить формы и методы работы с ним для его профессионально-личностного развития. Другой формой профессионального развития педагогов является создание портфолио.
Третий этап: - заключительный, итогово – аналитический, контрольно-оценочный (апрель - май).
Цели: провести сравнение планируемой и реальной цели проекта, проанализировать эффективность работы с молодыми педагогами.
Формы работы: 1. Неделя молодого специалиста. 2. Анкетирование молодых специалистов «на выходе» на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе. 3. Персональный контроль. Посещение уроков молодого специалиста с целью изучения работы за определенный период времени. 4. Итоги работы, анализ деятельности молодого специалиста. Характеристика молодого педагога. Определение необходимости продолжения работы по оказанию учителям наставнической помощи.
Заключительный этап позволяет сравнить полученные результаты внедрения проекта с исходными данными. В рамках третьего этапа будут использованы те же диагностические материалы, что и на первом этапе, но в другом оформлении и порядке составления вопросов и заданий. В рамках недели молодого специалиста будут проведены анкетирования, заключительные диагностики, а также посещение уроков с целью сравнения и изучения работы молодого педагога. Результаты заключительного этапа позволят сделать вывод, что у педагогов значительно улучшились личностно ориентированные отношения, они научились дифференцированно и целенаправленно планировать и организовывать работу, у педагогов наблюдается нестандартный творческий подход к решению проблемных ситуации в практике педагогической деятельности, а также значительно повысился интерес и мотивация к самообразованию.
Формы работы с молодыми педагогами:
- Анкета для молодого педагога.
1. При проведении каких видов уроков английского языка по ФГОС ОО вы испытываете трудности?
Урок первичного предъявления новых знаний.
Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.
Урок решения практических, проектных задач.
Контрольный урок
2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?
Материальные условия
Большое количество детей в группе
Недостаточная методическая помощь со стороны руководства
Недостаток педагогического опыта
Нехватка методической литературы
3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?
Да
Нет
Не знаю
4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности школьников?
игровые формы, методы и приёмы обучения
самостоятельные работы
проблемные ситуации
нетрадиционные формы учебных занятий
проектно-исследовательскую деятельность и современные образовательные технологии.
5. Оцените, пожалуйста, по 10 – бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения:
Умения изучать и развивать способности своих учеников
Умение диагностировать волевое развитие ребенка
Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение
Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка
Знание особенностей эмоционального развития школьника и умение его изучать
6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время? _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?
В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
В методических консультациях по отдельным разделам
Просмотре открытых занятий у опытных воспитателей
В знакомстве с передовым педагогическим опытом
2. Диагностика профессиональных затруднений молодого педагога
Цели диагностики:
-выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;
-проследить достижения молодого педагога по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы;
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
Да
Нет
Частично
2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватает в начальный период педагогической деятельности (допишите)?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
в календарно-тематическом планировании
проведении уроков
проведении внеклассных мероприятий
общении с коллегами, администрацией
общении с учащимися, их родителями
другое (допишите) ___________________________________________________________________
4. Представляет ли для вас трудность:
формулировать цели урока
выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
мотивировать деятельность учащихся
формулировать вопросы проблемного характера
создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
активизировать учащихся в обучении
организовывать сотрудничество между учащимися
организовывать само и взаимоконтроль учащихся
организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся
развивать творческие способности учащихся
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
cамообразованию
практико-ориентированному семинару
курсам повышения квалификации
мастер-классам
творческим лабораториям
индивидуальной помощи со стороны наставника
предметным кафедрам
школе молодого специалиста
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
типы уроков, методика их подготовки и проведения
методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
учет и оценка знаний учащихся
психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
урегулирование конфликтных ситуаций
формы работы с родителями
формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
Анкета для молодых педагогов «Диагностика профессиональных затруднений»№ 2
Уважаемые коллеги! Отметьте с какими трудностями сталкивается молодой специалист в своей профессиональной деятельности.
Позиция | Отметка МС | Отметка наставника |
Составление календарно – тематического планирования. |
|
|
Подготовка конспектов уроков. |
|
|
Определение цели и задач урока. |
|
|
Выделение главного при изучении той или иной темы. |
|
|
Применение «деятельностного метода обучения» на уроке. |
|
|
Использование различных форм организации деятельности учащихся. |
|
|
Обращение к субъектному опыту школьников. |
|
|
Применение на уроке разнообразного дидактического материала. |
|
|
Активизация способов учебной работы. |
|
|
Подбор оптимального объема материала для достижения цели урока. |
|
|
Четкая логика построения урока, обоснования соотношения частей. |
|
|
Чередование видов работы для активизации и снижения утомляемости. |
|
|
Формирование навыков самоконтроля и самоанализа у учащихся. |
|
|
Использование технологических карт, схем, алгоритмов, инструкций. |
|
|
Организация атмосферы включенности каждого ученика в работу. |
|
|
Проведение внеклассных мероприятий. |
|
|
Общение с коллегами, администрацией. |
|
|
Владение аудиторией. |
|
|
Мотивация учащихся. |
|
|
Создание проблемно – поисковых ситуаций на уроке. |
|
|
Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. |
|
|
Активизация познавательной деятельности учащихся. |
|
|
Организация контроля и самоконтроля. |
|
|
Объективность оценивания деятельности педагога. |
|
|
3. Карта роста профессиональной компетентности и мастерства молодого педагога:
Раздел 1. Повышение квалификации и педагогического мастерства
№ | Направление и содержание деятельности | Реализация |
1. | Изучение и анализ научно-методической литературы по предмету | |
2. | Методическая тема самообразования | |
3. | Работа над методической темой самообразования | |
4. | Участие в семинарах, вебинарах, видеоконференциях и т.д. | |
5 | Деятельность в рамках Совета молодых учителей | |
6 | Деятельность педагога в профессиональном сообществе (персональный сайт/страница, выступления, публикации) |
Раздел 2. Работа над повышением качества образования
№ | Направление и содержание деятельности | Реализация |
1. | Организация дифференцированной работы с учащимися, обладающими разным уровнем интеллектуальных способностей и познавательной активности. | |
2. | Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по предмету. | |
3. | Организация внеурочной деятельности по предмету | |
Организация работы с учащимися, требующими повышенного внимания (с одной тройкой в четверти, неуспевающими) |
Качество работы учителя
Период | % успеваемости | % качества |
I четверть | ||
II четверть | ||
III четверть | ||
IV четверть | ||
Учебный год |
- АНКЕТА ИТОГОВАЯ
для молодого специалиста по определению степени эмоциональной комфортности
Просим Вас оценить уровень Вашей эмоциональной комфортности.
1. Трудно ли Вам было привыкнуть к работе учителя?
1) да, процесс адаптации был трудным и долгим
2) нет, процесс адаптации был не трудным и не долгим
3) никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя педагогом
4) затрудняюсь ответить
2. Какова Ваша общая удовлетворенность профессией?
1) полностью удовлетворен
2) скорее удовлетворен, чем нет
3) затрудняюсь ответить
4) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен
5) полностью не удовлетворен
3. Какова Ваша удовлетворенность различными сторонами педагогического труда
4. Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли?
1) наставник
2) коллеги
3) руководитель образовательного учреждения
4) заместители руководителя образовательного учреждения
5) руководитель методического объединения
6) мероприятия, проводимые в образовательном учреждении
7) друзья, подруги, знакомые
8) никто и ничто
5. Что вызвало наибольшие проблемы в адаптационный период?
1) недостаток свободного времени
2) перегруженность учебными занятиями, не удобное расписание
3) недостаточныйуровень профессиональной подготовки
4) неумение организовать себя
5) особых проблем не было
6) нехватка средств, не умение их расходовать
7) отсутствие привычного круга общения
8) невозможность найти занятие по душе, интересное дело
9) мало внимания со стороны руководства, наставника
10) низкая техническая оснащенность аудиторий
11) плохие санитарно-гигиенические условия
12) сложно привыкнуть к новой обстановке, сходиться с новыми людьми
13) невнимание родителей
14) другое
6. Как вы оцениваете отношения к Вам в коллективе?
1) коллектив доброжелателен ко мне
2) всем все равно
3) настороженное отношение
4) отношение враждебное
АНКЕТА
по определению готовности молодого специалиста к дальнейшей деятельности в образовательном учреждении
1.В каком настроении вы обычно приходите на работу?
а) хорошем
б) безразличном
в) плохом
2.Вы рассматриваете возможность смены места работы?
а) нет
б) только когда сталкиваюсь с трудностями
в) да
3.Вы знаете о возможностях своего карьерного роста в данном образовательном учреждении?
а) да
б) только догадываюсь
в) нет
4.Какие у вас отношения с учащимися класса?
а) отличные
б) они мне безразличны
в) мы не понимаем друг друга
5.Насколько вы успели интегрироваться в педагогический коллектив?
а) сдружился с большей его частью
б) затрудняюсь ответить
в) практически ни с кем не общаюсь
6.Как часто вы попадаете в конфликтные ситуации?
а) ни разу не попадал
б) попадаю крайне редко
в) постоянно
7.Получаете ли вы помощь в своей профессиональной деятельности?
а) да, постоянно
б) иногда
в) нет, моими делами никто не интересуется
8.Удовлетворены ли вы результатами своего труда?
а) да
б) не всегда
в) нет
9.Вас устраивает режим трудовой деятельности и нагрузка?
а) да
б) не всегда
в) нет
10.Вы считаете достаточным уровень своей профессиональной компетентности?
а) да
б) затрудняюсь ответить
в) нет
11.Если бы вам представилась возможность перейти в другое образовательное учреждение, вы бы
а) остался здесь
б) оценил условия труда на новом месте и если они оказались бы лучше, то перешел
в) ушел бы, не задумываясь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ж. Верн. "Дети капитана Гранта" Капитан Грант нуждается в помощи
Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" - " Капитан Грант нуждается в помощи"...
Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)
Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан по...
Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)
Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан по...
Малый грант "Буря" "Будущие учителя русского языка"
Примерная разработка малого гранта по русскому языку...
ГРАНТ " УЧИТЕЛЬ - МАСТЕР"
Грант Министерства образования и науки Республики Татарстан в номинации «Учитель – мастер», 2018 г...
Дорожная карта учителя-мастера
Дорожная карта учителя-мастера...
Выступление на семинаре . Использование среды программирования Scratch в работе современного учителя(мастер- класс)
Выступление на межрегиональном семинаре с показом мастер - класса...