Методическая разработка "Развитие творческого воображения на индивидуальных занятиях по музыке в учреждениях дополнительного образования детей"
методическая разработка по музыке

Субботин Борис Валерьевич

Методическая разработка предназначена для организации индивидуальных занятий по музыке в учреждениях дополнительного образования. Содержит материалы для углубленного изучения психолого-педагогических основ развития творческого воображения школьников, конспекты уроков музыки для развития воображения школьников, список литературы.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СУББОТИН Б.В.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКЕ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Санкт-Петербург 2019

Субботин Б.В. Развитие творческого воображения на индивидуальных занятиях по музыке в учреждениях дополнительного образования детей. Методическая разработка / Авт.-сост. Субботин Б.В. – СПб, 2019. – 21 с.

        

Методическая разработка предназначена для организации индивидуальных занятий по музыке в учреждениях дополнительного образования. Содержит материалы для углубленного изучения психолого-педагогических основ развития творческого воображения школьников, конспекты уроков музыки для развития воображения школьников, список литературы.

© Б.В Субботин, автор-сост., 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  4

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ………………………….  . . . . . . . . . . . . . . . . . ..5                                                                            

1.1. Теоретическое представление о воображении и его психологическая характеристика ………………………………………………………………...… . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 5

1.2. Особенности развития творческого воображения школьников на индивидуальных занятиях по музыке …………………………………………...… . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .8  

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ…………...…… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.1. Организация и методика изучения особенностей творческого воображения школьников на индивидуальных занятиях по музыке …….….…… . . . ..  .. . .. . . . . . . .. . .10

2.2. Содержание уроков музыки по исследованию воображения школьников ……………………………………………………………………….… . . . . . . . . . .. . . . . . .….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………..…… . . . . . . . . . .  15

БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………… . . . . . . . . . . …16

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность избранной темы заключается в том, что для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности школьников. Поэтому темой нашей работы является «Развитие творческого воображения на индивидуальных занятиях по музыке в учреждениях дополнительного образования детей».

Воображение представляет собой  особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.  Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Но воображение, как и любую психологическую функцию, необходимо развивать. Обучение на индивидуальных занятиях музыкой требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому году обучения ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят знакомства с музыкальными элементами, и быть готовым к возможным изменениям их по ходу занятий.

Воображение – способность мозга создавать и удерживать новые образы.

Воображение содержит четыре примерных уровня:

– знакомый предмет;

– незнакомый предмет, но что-то слушал (слышал) о нём;

– нет никакой информации;

– интуиция, те образы, которые живут в нашем воображении, которыми мы не управляем.

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение,  характерно только для человека. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.

В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Цель исследования: изучить особенности развития творческого воображение школьников на индивидуальных занятиях по музыке.

Задачи:

1) раскрыть сущность понятия воображение;

2) описать особенности воображения школьников на индивидуальных занятиях по музыке;

3) разработать методику для развития творческого воображения школьников и реализовать её на практике;

4) составить конспекты по развитию творческого воображения школьников на индивидуальных занятиях по музыке.

Методы исследования: изучение литературы по данной проблеме, обобщение теоретического материала и практическая работа по реализации индивидуальных занятий по музыке в учреждениях дополнительного образования детей. В практической части работы будет использован метод аналогии. 

Изучением воображения занимались исследователи:

– в области психологии: О.М. Дьяченко, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, А.В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, С.Л.Рубинштейн;

– в области педагогики: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский;

– в области музыкальной педагогики: О.А. Апраксина, М.А. Румер, В.В. Ветлугина, Б.М. Теплов, Б.В. Асафьев, С.И. Савшинский, Л.А. Беренбойм.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Теоретическое представление о воображении

и его психологическая характеристика

Воображение – это особая форма человеческой жизни, стоящая отдельно от остальных технических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение может быть четырех основных видов: активное (творческое и музыкальное), пассивное, продуктивное, репродуктивное.

  1. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. К активному воображению относятся творческое и музыкальное воображение.

   Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций:

1-ый тип операций, посредством которых формируются идейные образы;

2-ой тип операций, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

 Развитие музыкального воображения учащихся является одним из наиболее сложных видов работы педагога на индивидуальных занятиях по музыке, т.к. воображение представляет собой необходимый и существенный элемент художественного творчества. Во всех видах деятельности – создании музыки, её исполнении и восприятии – обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность. Создавая музыкальное произведение, композитор оперирует воображаемыми звуками, продумывает логику их построения, отбирает интонации, наилучшим образом передающие чувства и мысли в момент создания музыки. Слушатель сможет понять то, что хотели выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут выразить те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения.

Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями, т.е. умение слышать музыку без опоры на ее реальное звучание. Особенно большое значение в работе музыкального воображения играют зрительные образы. Музыкально-слуховые образы переходят из области эмоционального в область сознательного, интеллектуального отражения. Чем активнее происходит этот процесс, тем многограннее и стабильнее становится музыкально-слуховые представления.

Известный русский психолог Б.М. Теплов поясняет, что о внутренней слуховой сфере музыканта можно серьезно говорить лишь тогда, когда появляется возможность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями. Произвольные репродуктивные музыкально-слуховые представления – это результат умственных действий, открывающих возможность свободно, по своему желанию,  вызывать из памяти необходимые образы.

Произвольные музыкально-слуховые представления находятся в постоянной взаимосвязи с процессами мышления и восприятия. Важно отметить, что в зависимости от своего жизненного опыта 2 человека, слушающие одно и то же музыкальное произведение, могут совершенно по-разному понять и оценить его, увидеть в нем разное. Все эти особенности восприятия музыки, ее исполнение и создание обусловлены работой воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть одинаковым даже у двух людей.

  1. Пассивное воображение характеризуется тем, что образы в нем возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  2. Продуктивное воображение отличается от активного и пассивного тем, что в нем действительность сознательна, конструируется человеком, а не просто механически кооперируется им, воссоздается, но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  3. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в котором она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. А.С. Выготский выделяет три функции воображения:

  1. Последовательная: чтобы вызвать в ребенке живое представление о предмете, надо в реальной жизни найти все элементы, из которых будет построено представление.
  2. Эмоциональная: всякая эмоция имеет свое внутренне и внешнее состояние, а это значит, что фантазия является аппаратом, непосредственно осуществляющим работу наших эмоций.
  3. Воспитательная: в игре эмоциональная функция позволяет обеспечить организацию форм среды, позволяющих развивать и упражнять свои способности.

Все функции воображения всецело согласуются с поведением. Это подчеркивает необходимость исследования и развития воображения.

Как и все другие психические процессы, воображение развивается и совершенствуется в деятельности человека. Основная тенденция в развитии воображения у детей – постепенное увеличение соответствия продукта воображения все более сложным закономерностям реальной действительности.

1.2. Особенности развития творческого воображения школьников на индивидуальных занятиях по музыке

Поскольку в музыкальном воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности  школьников. Приведем наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей школьного возраста:

  • моторная активность;
  • сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
  • интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, выделение себя из поля зрения и т.д.);
  • мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их эмоционально-выразительному выявлению, символизации, замещению);
  • способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную (т.е. ценную не только для себя) деятельность, поведение, общение (включая учение и игру) во имя их эффективного построения, регулирования и социальной (осмысляемой все больше и больше) оценки.

Включение сложившихся у учащихся форм психической активности в творческую деятельность и общение с педагогом предполагают, с одной стороны, модификацию этих форм, с другой – рождение психических новообразований. Важнейшим новообразованием является способность детей регулировать свою деятельность на сравнительно большом временном и пространственном участке, причем с сохранением представления о требуемом результате. Требуемый результат и есть цель деятельности. На индивидуальных занятиях по музыке учащимся овладеть этой способностью трудно. Степень, темп овладения ее характеризуют диапазон возрастных психологических особенностей учащихся, уровень их психического развития.

Воспитание этой способности через отрицательную оценку, порицание ведет к нарушениям преемственности с предшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции деятельности через поощрение, положительную оценку успеха учащихся сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития школьников.

Действие в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, как устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигаемым результатом. Этому способствуют технические приемы, с помощью которых достигается подобный эффект: «погружение» педагогом данной цели в состав более крупной (как это не покажется парадоксальным), но более актуальной, «близкой» ребенку, значимой цели. В этом случае она становиться «простой», доступной для любого ученика.

Укажем теперь на объективно существующие особенности «обычного» психологического облика школьников, проявляющиеся в учебной практике:

  • разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;
  • моторная «зажатость», «закрепощенность» учащихся;
  • недостаточная вокально-слуховая и двигательно-слуховая координация;
  • преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху;
  • потребность в смене эмоциональных состояний, их импульсивность и бесконтрольность;
  • склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации;
  • регуляция деятельности, общение в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово;
  • интеллектуально-волевая регуляция только во имя субъективно-привлекательных «важных» причин;
  • личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах – звуковых, зрительных, двигательных и т.д.

Обозначим кратко особенности развития воображения в школьном возрасте.

В школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируя в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения.

Воображение тесно связано с личностью, ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством, для которого первоочередным является воображение, ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

2.1. Организация и методика изучения

особенностей творческого воображения школьников

на индивидуальных занятиях по музыке

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Более того, для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности школьников.

Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за учащимся, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого опыта и занимает много времени.

Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.

Изучив теоретические положения по нашей проблеме, мы разработали методику, направленную на исследование воображения школьников, которая  основывается на активном привлечении ассоциаций учащихся, возникающих у них при прослушивании музыкальных произведений.

Суть нашей методики в следующем: чем большее количество ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти школьник, тем ярче, точнее и содержательнее будут отражающие их внутренне слуховые образы, а значит, активизируется его воображение.

В связи с этим, важно:

– подобрать яркий репертуар, направленный на активную работу фантазии и  всей эмоциональной сферы учащихся;

– стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу звучащей музыки.

Поэтому в качестве репертуара мы использовали русские народные песни «Светит месяц» и «Калинка».

 Детям было предложено прослушать эти песни в течение 4 уроков и ответить на следующие вопросы:

1. Есть что-нибудь общее между прослушанными мелодиями русских народных песен «Светит месяц» и «Калинка»?

2. Как музыкальный язык передает русский характер этих песен?

3. Как бы ты назвал эти песни?

4. Какую картину в твоем воображении рисует музыка данных русских народных песен?

5. Какое настроение вызывают у тебя эти песни?

6. Что выражает и изображает мелодия?

7. Какие картины помогают тебе увидеть эти песни? Опиши словами из песен.  

8. Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе светящийся в небе месяц и кусты калины?

Таким образом, через восприятие и активизацию воображения мы пришли к определению программного содержания некоторых музыкальных произведений.

Мы предлагаем следующие рекомендации для педагогов дополнительного образования:

1. Использовать задания, в которых ребенок может:

а) создавать образ предмета по его словесному описанию;

б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.

2. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов (пространственное воображение).

Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности школьникам можно предложить игры двух типов:

а) на мысленное преобразование предмета в пространстве;

б) па представление взаимного расположения нескольких предметов в пространстве.

3. Подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла.

Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не достигают своего воплощения. В школьном возрасте у ребенка уже есть необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные музыкальные произведения.

2.2. Содержание уроков музыки

по исследованию воображения школьников

Конспект урока по классу балалайки

(ЦТиО, 1 год обучения)

Тема урока: «Музыка передает движения».

Цель: показать, как разные виды искусства (музыка и живопись) воплотили одно и то же жизненное содержание.

Музыкальный материал: башкирская народная песня «На лодочке».  

Дополнительный материал: репродукция картин И.И. Левитана «Волжский пейзаж. Лодки у берега» и «На берегу реки».

Оборудование:  фортепиано, балалайка, компакт-диски, МР3 проигрыватель.

Ход урока

Вступительное слово педагога, разыгрывание учащегося.

Работа над музыкальным произведением.

  1. Слушание и анализ башкирской народной песни «На лодочке».

Учитель:

– Что ты можешь представить, когда слушаешь песню «На лодочке»?

2. Показ репродукций.

Учитель:

– Что ты увидел в музыке? Обоснуй свой ответ.

– Сравни с репродукциями И.И. Левитана.

– Как ты думаешь, что подтолкнуло авторов (композитора и художника) к созданию своих произведений?

3. Повторное слушание.

Учитель:

– Передайте главную мысль своими словами. Найдите в тексте слова, наиболее точно передающие настроение песни.

– Как в мелодии и в аккомпанементе передается настроение воды? Какую роль в этом играет нотный текст?

4. Слушание, разучивание башкирской народной песни «На лодочке».

Итог урока.

Учитель:

–  Сегодня на уроке мы одновременно смотрели на картину и слушали песню, в которой  стихи сливаются с музыкой. Разные виды искусства – музыка, живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление о красоте природы.

– Что нового ты сегодня узнал?

Домашнее задание.

Подготовить исполнение всей песни.

Конспект урока по классу балалайки

(ЦТиО, 1 год обучения)

Тема урока: «Можем ли мы увидеть музыку?».

Цель: показать как музыка и изобразительное искусство идут к созданию образов природы.

Музыкальный материал: башкирская народная песня «На лодочке».  

Дополнительный материал: репродукция картин И.И. Левитана «Волжский пейзаж. Лодки у берега» и «На берегу реки».

Оборудование:  фортепиано, балалайка, компакт-диски, МР3 проигрыватель.

Ход урока

Вступительное слово педагога, разыгрывание учащегося.

Работа над музыкальным произведением.

  1. Слушание и анализ башкирской народной песни «На лодочке».

Учитель:

– Какое настроение вызывает у тебя башкирская народная песня «На лодочке»?

– Что, на твой взгляд, выражает и изображает мелодия?

– Какие картины помогают «увидеть» нам песню? Опиши словами из песни.

– Можем ли мы назвать речку частью природы? Почему?

– Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе течение реки?

 2. Показ репродукций.

Учитель:

– Какая картина наиболее созвучна музыке башкирской народной песни? Почему?

3. Повторное слушание.

Учитель:

– Передайте главную мысль своими словами. Найдите в тексте слова, наиболее точно передающие настроение песни.

– Как в мелодии и в аккомпанементе передается настроение воды? Какую роль в этом играет нотный текст?

4. Слушание, разучивание башкирской народной песни «На лодочке».

Итог урока.

Учитель:

–  Сегодня на уроке мы с тобой пытались «увидеть» музыку. Как ты думаешь, удалось ли нам это сделать?

– Что еще, кроме живописи, может помочь «увидеть» музыку?

– Что нового ты сегодня узнал?

Домашнее задание.

Расставить динамические оттенки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог изучению проблемы развития воображения школьников на уроках музыки в 1 классе, следует сделать обобщающий вывод по вышеизложенному материалу.

Проблема развития воображения школьников на уроках музыки в 1 классе является актуальной и требует тщательной её разработки. Заявленная в аттестационной работе тема требует тщательного изучения. Знания психологии и педагогики позволяют определить методы и приемы, которые активизируют воображение школьников на уроках музыки в 1 классе.

Замечено, что воображение тесно связано с музыкально-слуховыми представлениями, музыкальной памятью, чувством ритма, ладовым чувством, то есть музыкальными способностями.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за школьником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого опыта и занимает много времени. Тем не менее, об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.

Изучив теоретические положения по нашей проблеме, мы разработали методику, направленную на исследование воображения школьников, которая основывается на активном привлечении ассоциаций младших школьников, возникающих у них при прослушивании музыкальных произведений. Мы считаем, что подобные уроки способны решать проблему исследования воображения школьников на дополнительных занятиях по музыке на первом году обучения в учреждениях дополнительного образования детей.

Развитие творческого воображения на индивидуальных занятиях по музыке помогает учащимся преодолеть многие трудности при разучивании ими музыкальных произведений, при подготовке и участии в различных концертах и конкурсах. Использование в процессе обучения школьников метода аналогии способствует развитию воображения учащихся. Это помогает возбудить у детей интерес к изучению живописи, художественной литературы, театра, архитектуры и других областей искусства, способствующих созданию необходимых образов при разучивании и отработке музыкальных произведений.  Всё это может помочь юным музыкантам, решившим продолжить занятия после окончания школы, студентам музыкальных училищ и музыкальных ВУЗов.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Богословский В.В. Основы общей психологии. – М., 1981.

2. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. – М.,1969.

3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Хрестоматия по психологии. – М., 1997.

4. Дмитриева Л. Творческое развитие школьников на уроках музыки. – М., 1981.

5. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. – М., 1968.

6. Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания творческой деятельности // Вопросы психологии труда. – Ярославль, 1966.

7. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Известия АПН РСФСР. – М., 1956.

8. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.

9. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность: Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.

10. Немов Р.С. Психология / Кн. 1,2. – М., 1994.

11. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999.

13. Петрушин Г. Музыкальная психология. – М., 1997.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998.

15. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды. Т. 1. – М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (методическая работа)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"

Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на пример...

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...

Методические рекомендации "Занятие в учреждении дополнительного образования детей"

Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования выстроить модель учебного занятия, систематизировать виды и типы учебных занятий, определить их структуру, кла...

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

данная памятка в помощь педагогу дополнительного образования в разработтке учебно-методической продукции...

Тема методического объединения: «Развитие творческой одарённости в учреждениях дополнительного образования детей.»

Темаметодического объединения:«Развитие   творческой одарённости  в учреждениях дополнительногообразования детей.»...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования УДОД по сбору и сдаче сведений для заполнения АИСУ «Параграф» в учреждениях дополнительного образования детей.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, чья деятельность связана со сбо...